ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СВОЕЙ РОДИНЫ ПОСРЕДСТВОМ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ И ИСКУССТВА
Сатиев Т.Р.,
студент 4 курса БФ БАШГУ
Новое время требует от школы содержания, форм, средств и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Патриотическая система воспитания в школе направлена на:
-сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
-формирование духовно-нравственных качеств личности;
-разносторонне развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
-формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
-формирование трудолюбия;
-формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков истории и искусства;
-воспитание патриота, бережного отношения к природе.
Воспитание будет успешным, если в образовательном учреждении создана и постоянно совершенствуется воспитательная среда. Городской историко-краеведческий музей, залы трудовой и боевой славы должны быть максимально использованы для гражданского патриотического воспитания школьников. Любовь к родному городу (поселку, селу), гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.[2]
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач интегрированных уроков истории и искусства. Для этого в учебный процесс могут быть включены темы, освещающие быт, историю и культуру народа; уроки декоративно-прикладного народного искусства; уроки рисования с натуры пейзажей родного края, портретов земляков, предметов быта народов региона; беседы с учащимися о крае, его природе, ученых и деятелях культуры России и РБ, об истории и культуре народов республики. Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, искусства должно способствовать воспитанию ребенка как будущего гражданина русского государства. На уроке предоставляется возможность использования изображения Государственного герба и Государственного флага России, картин природы родного края, нашей Родины. Для того, чтобы учащиеся могли почувствовать себя частью народа огромной и богатой страны, что они - граждане России, целесообразно начать знакомство детей с малой Родины - города, где они живут и постепенно подвести к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России - граждане страны. Гражданин-житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой. Званием гражданина России следует гордиться. На уроке возможен небольшой рассказ о земляке - жителе родного города - прославившем свой край успехами в труде или в бою, в науке или искусстве. Ведущая роль в воспитании у учащихся любви к родному краю отводится педагогу. Поэтому очень важен личный пример учителя, его отношение к культурно-историческому наследию. Патриотическое воспитание в учебном процессе должно быть направлено не только на мыслительную деятельность учащихся, но и на их эмоциональную сферу. Особенно большой силой эмоционального воздействия на учащихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока можно использовать репродукции выдающихся художников, фотографии, кинофильмы; яркие примеры верности долгу, Родине.
Важнейшим условием "проникновения" всех этих ценностей в сознание и чувства учащихся является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и учащихся, психологического микроклимата коллектива (общественное мнение, межличностные отношения и т. д.), направленных на реализацию запланированных целей урока. Метод обучения выступает как инструмент вовлечения учащихся в деятельность, формирования положительного к ней отношения. От того, что будет предметом деятельности школьников на уроке, какие идеи попадут в поле их сознания и какое отношение к этим идеям удастся сформировать учителю, зависит и конечном счете воспитательный эффект обучения.[1]
Сознательное изучение истории Родины в ее настоящем и прошлом (Родная история) через изучение этнографии, народных героев, народных песен, должно способствовать воспитанию ребёнка как будущего гражданина своего государства. Акцент делается на приобщение ученика к мировым духовным ценностям. Овладение знаниями о культуре, обычаях, традициях своего народа, выявление в ней общечеловеческих ценностей являются основой формирования культуры межличностного, межнационального общения.
На занятиях дети приобретают нравственные, морально-психологические качества: дисциплинированность, инициативность, упорство, мужество, любовь к Родине, смелость, выносливость, ловкость, силу, волю к победе, доброту, вежливость, самостоятельность, самообладание, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Отечества. [3]
Патриот - это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту, в том числе с оружием в руках, и в конечном счете оказаться победителем как злой стихии, так и врага. Военно-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся.
Таким образом, стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием «патриот».
Абрамова Н.А. О некоторых особенностях патриотического
воспитания младших школьников в современных условиях / Н. А. Абрамова
//Проблемы семейного воспитания в современных условиях: Сб. науч.
трудов. – 2008. С.35
Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания
патриотизма у детей младшего школьного возраста / С.А. Алиева //
Начальная школа. –2007.
Гаврилова А. В. Проект «Я – гражданин России»: [Проект гражданско-патриотического воспитания детей] // Классный руководитель. – 2009. - № 5. – С. 103.