СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма и развитие грамотности чтения на уроках русского языка и литературы через краеведческий материал о Приуралье

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье ставится задача показать важность изучения краеведения в целях вхождения учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Приуральем и отражает его жизнь. Показано, что краеведческий материал, реализующий цели и задачи программы «Рухани Жаңғыру», позволяет сделать уроки русского языка и литературы более доступными, живыми, пробуждает в учениках живой интерес к жизни родного края.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма и развитие грамотности чтения на уроках русского языка и литературы через краеведческий материал о Приуралье»

Айткалиева Балжан Улукпановна

Учитель русского языка и литературы, I категория, СОШ №19

ЗКО, г. Уральск


Наукеева Алия Дисенбаевна

Учитель русского языка и литературы, I категория, СОШ №19

ЗКО, г. Уральск


Ршманова Жаннат Уразгалиевна

Учитель русского языка и литературы, I категория, СОШ №19

ЗКО, г. Уральск


ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И РАЗВИТИЕ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ О ПРИУРАЛЬЕ


Номер и название направления конференции: 3. Воспитательная работа в системе образования обновленного содержания: реализация республиканских программ.



Аннотация

В статье ставится задача показать важность изучения краеведения в целях вхождения учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Приуральем и отражает его жизнь. Показано, что краеведческий материал, реализующий цели и задачи программы «Рухани Жаңғыру», позволяет сделать уроки русского языка и литературы более доступными, живыми, пробуждает в учениках живой интерес к жизни родного края. Автор приводит практические примеры заданий по краеведческому материалу, используемые на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе. Краеведение создает условия для работ по краеведческому исследованию, что очень помогает развитию творческой инициативы обучающихся. Главное достоинство изучения краеведения – воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и духовному наследию родного края.



Аннотация

Мақаланың басты мақсаты Орал өңірінің ақын-жазушыларының шығармаларын оқу арқылы оқушыларды өлкені тануға үйрету. Өлкетану мәліметтері орыс тілі мен әдебиеті сабақтарын қызықты, түсінікті қылуға және оқушылардың туған өлкесі туралы кеңірек білуге үйретеді және «Рухани Жаңғыру» бағдарламасының мақсаттары мен міндеттерін орындауға көмектеседі. Мақала авторы орыс тілі мен әдебиеті сабақтарында және сыныптан тыс шараларда қолдануға болатын өлкетану мәліметтерін, тапсырмаларын дайындаған. Өлкетану оқушылардың өлкесін танып білуге, шығармашылық қабілеттерін дамытуға үлкен септігін тигізеді. Өлкетанудың ең басты ерекшелігі – ұлтжандылыққа тәрбиелеу, өз өлкесінің табиғатын аялап, туған жерінің рухани құндылықтарын қастерлеуге үйрету.



Annotation

The article aims to show the importance of studying local history, to enter the students in the cultural environment of the region, to study the works of writers whose works are connected with the Uralsk. It is shown that the local history material makes it possible to make Russian and literature lessons more accessible, alive, awakens a keen interesting in the pupils' lives in the life of their native land, aims, realizations of «Ruhani Jangyru». The author give practical examples of assignments on local history material used in Russian language and literature classes and in extracurricular work. Local studies create conditions for work on local history research, which greatly helps the development of the creative initiative of students. The main advantage of studying local history is the education of patriotism among schoolchildren, careful treatment of the natural and spiritual heritage of the native land.


Ключевые слова: «Рухани Жаңғыру», краеведение, воспитание патриотизма, уроки русского языка и литературы, грамотность чтения, история, культура.



Түйінді сөздер: «Рухани Жаңғыру», жергілікті зерттеу, Отансүйгіштікке тәрбиелеу, орыс тілі мен әдебиеті, сауатты оқу, тарих, мәдениет.



Key words: «Ruhani Jangyru», local studies, education of patriotism, Russian language and literature lessons, literacy reading, history, culture.


В рамках образовательной программы «Рухани Жаңғыру» большое значение приобретает высокая интеллектуальная подготовка подрастающего поколения. В программе «Рухани Жаңғыру» один из важных приоритетов для развития интеллектуальных возможностей обучающихся, систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности приобретает краеведение – всестороннее изучение родного края. [1; 15]

Богатство и разнообразие литературного языка требует тщательного и серьёзного изучения. Начинается оно на уроках русского языка и литературы. Чтобы вызвать интерес учащихся к предмету, мы ищем новые пути и используем в своей работе материалы краеведения. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы – это те необходимые навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края. [1; 15]

«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи», – пишет в книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. [1; 20]

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы». Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край. [1; 26]

На уроках русского языка и литературы мы, учителя, всегда касаемся вопросов патриотического воспитания. Воспитание патриотизма – одна из главных задач программы «Рухани Жаңғыру». Для каждого ученика важно знать свой родной край, его историю, культуру, природу. Использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся, развивает грамотность чтения. [6; 17] В этом отношении большим подспорьем являются выпущенные книги об истории Приуралья, Западно-Казахстанской области, родного города Уральск. Это кладовая дидактических материалов. На страницах этих книг имеется немало компактной полезной информации об истории, культуре, памятниках природы, известных людях нашего края, что дает возможность использовать материалы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это дает учащимся повод не только почувствовать гордость за “малую Родину”, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, обратившись затем и к другим, более обширным источникам.

На уроках и во внеурочной деятельности мы знакомим учащихся с “малой Родиной”, используем материал о природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения. Используем такие формы организаций занятий по краеведению, как экскурсии (областной историко-краеведческий музей, музей художника С.Гумарова, дома-музеи Е.И. Пугачева, М.Маметовой, музеи природы и экологии, «Старый Уральскъ», Г.Тукая, А.С.Пушкина, областная научная универсальная библиотека имени Ж.Молдагалиева); посещение памятных мест, связанных с литературой, архитектурой, искусством.

Во внеклассной работе широко применяем следующие виды работы, как встречи и беседы с интересными людьми края, героями войны и труда, привлечение материалов местного радио и телевидения, отрывков из книг, газет и журналов, проведение экскурсий. [6; 17] Возможны следующие направления взаимодействия с социальной средой: сотрудничество с учреждениями дополнительного образования; участие в республиканских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях; использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки); вовлечение средств массовой информации, вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.

Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Мы используем следующие: составление и разбор предложений, анализ текстов, чтение и анализ стихов, сообщения учащихся, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей. При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находится их дом или школа;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей (например, А.С.Пушкина, В.Бианки, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, В.В.Даля, Ж.Мулдагалиева, Н.Ф.Савичева, М.А.Шолохова, В.П.Правдухина, Э.Габбасова, Н.Корсунова, А.Ялфимова, Г.Тукая, К.Мырзалиева, А.Бахтыгереевой, А.Таубаевой, Д.Муштановой, М.Балмолда, Г.Самойловой, Д.Терещенко и других) в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения, например, повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, изучается как результат конкретного периода творческой деятельности. Стиховторения А.Бахтыгереевой, A.Таубаевой, Д.Муштановой изучаются как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение личности.

При изучении А.С. Пушкина большую помощь оказывают материалы Н.М. Щербанова о приезде А.С.Пушкина в Уральск. [9; 11] Например, во время изучения повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, ученикам предлагается найти сходства и различия пейзажа описанного в произведении и картин реального пейзажа Западно-Казахстанской области в следующем фрагменте из повести.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» есть такие строки: «… Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замёрзла и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах …За ними простиралась киргизская степь». То, что видел Пушкин по дороге в Уральск, то увидит его глазами и Гринёв из «Капитанской дочки». [9; 11]

Такие уроки помогают ученикам приобщиться к истории культуры и литературы родного края, раскрыть удивительные человеческие судьбы.

На уроках литературы по творчеству М.А. Шолохова следующие формы работы: просмотр и обсуждение фильма «Судьба человека», работа со статьями о его пребывании в Приуралье, работа с видеоисточниками. Проводится следующая самостоятельная работа: классификация материала, создание презентации о писателе и его произведениях, подготовить и представить учебные доклады: «Огненные годы», «На Урале я казах...». Разработаны и апробированы задания по текстам на развитие грамотности чтения на уроках русского языка и литературы.

І. Шолохов (не)однократно бывал в Казахстане, (по)долгу жил здесь. Михаил Александрович как извес_но уроженец одного из хуторов донской станиц_ Вешенской, Западный Казахстан считал своей второй родиной. Здесь, в поселке Дарьинское Приурального района семья Шолохова прожила с конца июля 1942 года до середины 1943 года.

Михаил Александрович, будучи ко_еспондентом Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда», периодически бывал в действующ_й армии. Приезжая с фронта в Дарьинск, он работал над вое(н/нн)ым романом. Именно здесь написа(н/нн)ы несколько глав первой книги «Они сражались за Родину». [3; 37]

Вопросы и задания:

1. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните орфограммы.

2. Найдите в тексте и поставьте два недостающих знака препинания. Графически объясните их постановку.

3. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам: корень + суффикс+ окончание; приставка+ корень+ окончание.

4. Произведите фонетический разбор слова АРМИИ.

5. Озаглавьте текст.

6. Определите основную мысль текста. Выделите ключевые слова.

7. Составьте 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы по тексту и задайте друг другу.

ІІ. В послевоенное время Шолохов приезжал в Западный Казахстан несколько раз. Здесь были чудес(?)нейшие условия для о_дыха. С удовольствием вые_жал на любимые охоту и рыбалку. И работалось здесь хорошо. Шолохов повторял знакомым высказывание Флобера о том, что писателю для успешной творческой работы нужны абсолютная тишина и полное сп_койствие. В р_дной станице Вешенской на Дону таких условий не было: от работы отвл_кал постоя(н/нн)ый поток п_сетителей, письма, телеграммы, телефо(н/нн)ые звонки. Можно сказать, что в казахстанском Приуралье Михаил Александрович в числе прочего искал уед_нения для того, чтобы всецело отда(т/ть)ся творчеству.

До 1960 года он обычно останавливался в совхозе имени «Правда». В эти приезды Шолохов работал над 2 книгой «Поднятой целины», готовил к переизданию «Тихий Дон». А в 1960 году на левом берегу Урала, в 60 километрах выше городка Чапаев, появился (не)большой белый домик с зеленой крыш_й и 5 окнами. В Приуралье он известен как «Домик Шолохова», а сам Михаил Александрович называл его охотнич(?)им домиком. [3; 37]

Вопросы и задания:

  1. Озаглавьте и определите тему текста. Выделите ключевые слова.

  2. Составьте 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы по тексту и задайте друг другу.

  3. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните орфограммы.

  4. Цифры запишите словами.

  5. Напишите номер предложения с однородными дополнения.

  6. Напишите номер предложения с обособленным обстоятельством.

  7. Напишите номер предложения с вводной конструкцией.

  8. Выделите грамматическую основу 1 предложения.

ІІІ. Прочитайте данные фрагменты. Озаглавьте. Составьте к ним 2 «тонких» и 1 «толстый» вопросы, задайте друг другу. Найдите ключевые слова. Укажите тему, идею текстов. Обоснуйте ответ. Составьте сравнительную таблицу, диаграмму Венна. Распределите тексты с описанием городского и природного пейзажа. Напишите о своем впечатлении от прочтения этих фрагментов. Используя данный материал, напишите эссе о родном Приуралье. Создайте фотоальбом к текстам № 1-4, № 6.

1. «Природа дышала примирительной красотой и силой. Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра», - так описывал Лев Николаевич Толстой природу Приуралья. [8; 17]

2. Дмитрий Фурманов и Константин Федин писали об Уральске: «Исколесили город вдоль и поперёк. Обстановка новая, удивительная, совершенно особенная. Катится медленно орудие, величественно проплывают навьюченные караваны верблюдов». [7; 41]

3. Валериан Правдухин пишет: «…Степь проносится мимо ковыльным седовато-серым полотнищем, и, если бы она не навевала на меня детских воспоминаний, она могла бы и мне показаться мертвой и скучной. Но я вырос в Уральской степи. Серыми призрачными терками скачут по равнине перекати-поле; на курганах, по-местному - марах, черными точками маячат хищники, мелькают остатки зимних вешек. И больше ничего. Но я с детства помню о жаворонках, о желтых сусликах, которых мы выливали из нор водою. Я знаю, что по ковылям прячутся осторожные дудаки, стрепета. Помню поездки на бахчи, где зреют лучшие в мире «фрукты» - сладкие арбузы и душистые дыни». [5; 4]

4. Михаил Шолохов дает свое описание прелестей природы Братановского яра: «А в пойме Урала один лес чего стоит! Тут и затишнее, и уютнее. Водятся зайцы, тетерева, куропатки, лисы, утки, встречаются и кабаны. В последнее время появились лоси и косули. Правда, охота на них запрещена, но полюбоваться ими при случайной встрече приятно... Если хочешь порыбачить – к твоим услугам река и многочисленные пойменные озера. И с топливом здесь лучше, и с питьевой водой». [8; 46]

5. «Приуралье … Вам знаком этот край? Если нет, то побывайте здесь, и тогда навсегда в вашей душе останется добрая, хорошая память об этих степных, по-своему красивых местах …», - так признательно выражает чувство любви писатель Николай Корсунов к родному Приуралью. [8; 51]

6. Энгельс Габбасов написал: «Великая чуткая степь, ты угадываешь настроение человека. Если ему трудно – ты насторожена. Если ему радостно – ты ликуешь. Сегодня ты будто оцепенела! Спасибо тебе за это, великая степь! И прости, что не в твоём быту белеет человеческая плоть, что верблюда оставляют на съедение хищникам. Злая сила одолевает меня. Только прости. И не отворачивай от меня свой великий лик!» [8; 56]

В связи с обучением функциональной грамотности чтения учащихся актуально использовать комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы на основе произведений авторов Приуралья (или о Западно-Казахстанской области). Пример комплексного анализа стихотворного текста на уроках русского языка в 10 классе для подготовки к олимпиаде.

Галина Самойлова «Уральская Ротонда».

Смеркается. Столыпинский бульвар
Неслышно провожает наше лето.
И здесь - поэтов светлый идеал - 
Стоит Ротонда, в звездопад одета.
Приют добра, любви и красоты
И творчества - увы! - оплот последний.
Ты воплощаешь музыку и сны
Под непоколебимой своей сенью.

И вновь к тебе мы ввечеру идем
Читать стихи и жизнью восхищаться.
Ротонда, сохрани наш общий дом,
Дай нам навек в поэзии остаться!
Поэты не приходят просто так.
Поэзия не поддается моде.
И не погаснет мира красота,
Пока стихи слагаются в Ротонде.

Задания.

1. Выразительно прочитайте стихотворение. Укажите тему стиховторения. Выделите ключевые слова. Определите идею автора. Подтвердите строчками.

2. На каких фигурах и тропах построено стихотворение. Приведите примеры. Определите их роль.

3. В чем своеобразие лексики, использованной автором?

4. Определите роль соединительного союза «И» в 3 предложении.

5. Как вы думаете, почему автор создала стихотворение, используя в основном простые предложения? Какие предложения являются сложными? Разберите их. Определите роль.

6. Подберите синонимы к словам «оплот, воплощаешь».

7. Каких частей речи больше в стихотворении и почему?

8. Напишите о своем впечатлении от прочтения этого стихотворения.

При изучении темы «Диалектизмы» удачным будет использование лингвистического краеведения: местный диалект и наиболее распространенные произведения устного народного творчества Приуралья. Знакомство с местами, воспетыми в народных сказках, песнях, поговорках. Приуралье в устном народном творчестве предполагается изучать не только по книгам и словарям, в стенах школы и библиотеки, но ещё и при непосредственном общении с жителями Западно-Казахстанской области.

Пробудит интерес учащихся к урокам русского языка и литературы система творческих заданий: выразительное чтение художественного произведения, сопоставительный анализ художественного произведения, защита исследовательского проекта, отзыв и рецензия, иллюстрация к произведению, презентации, интервью, создание картотеки (коллективная работа), создание видеофильма (коллективная работа), фотоальбом к лирическим текстам, авторские творческие тексты.

Одна из самых эффективных форм работы – краеведческое исследование. Оно включает обучение навыкам научного исследования, организацию такого исследования, формулировку проблемы, цели, задач, выводов, понимание новизны научного исследования. Краеведческое исследование требует развитых навыков работы в архиве, библиотеке, привлечения различных видов исторических источников, умений их самостоятельно интерпретировать. [6; 18]

На уроках факультативного курса изучаем следующие творчества казахстанских писателей и поэтов:

  1. А.Ялфимов – уральский писатель и фольклорист. «Предания. Рассказы. Байки из жизни яицких – уральских казаков». [4; 98]

  2. Поэзия К. Мырзалиева. К.Мырзалиев – народный писатель Казахстана, поэт, соавтор первого казахстанского гимна. Вклад в развитие казахской детской литературы.

  3. Ж.Мулдагалиев. «Душа исполнена надежды»…Темы родного края, природы, в стихотворениях.

  4. Н.Ф.Савичев - уральский бытописец. «Яицкие казаки и киргизы прошлого века». [4; 88]

  5. Э.Габбасов «Жалпактальские были».

  6. Женский голос в поэзии Приуралья.Жизнь и творчество А.Бахтыгереевой. Мотивы лирики в творчестве. Темы одиночества, предчувствия, трагизма в стихах поэтессы. Философская лирика.

  7. Поэтическое творчество А.Таубаевой, Д.Муштановой.

Изучение природы своей местности также открывает учащимся возможность включиться в посильный общественно-полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем благоустройстве и обогащении своей «малой Родины». [6; 18]

Как учителя-практики мы видим, что целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках русского языка и литературы позволяет повысить уровень коммуникативной культуры учащихся. Мы стараемся не только читать интересный материал об истории родного края, но и побуждать детей к созданию своих оригинальных историй. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка и литературы вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы – радость открытия, а в конечном итоге – любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, литературе, становится важнейшим средством воспитания. Подготовка учащимися сообщений, докладов, сочинений, видеофильмов, проектов, организация выставок краеведческой литературы свидетельствует об интересе ребят к истории родного края, его культуре и литературе, дает возможность совершенствования собственной речи.

Краеведческая работа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Она способствует осуществлению одной из важнейших задач программы «Рухани Жаңғыру»: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

Литература

  1. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» - Астана, 2017.

  2. Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном» - Москва: «Азбука-Аттикус», 2013.

  3. Корсунов Н. «Встречи с Шолоховым».- Москва, 1984.

  4. Оренбургский край в русской литературе: хрестоматия по литературному краеведению для 9-11 классов /Авт.-составитель Прокофьева А.Г.- Оренбург: Оренбургское литературное агентство, 2003.

  5. Правдухин В.П. По Уралу на лодке. //Годы. Тропы. Ружье. - Москва: Советский писатель, 1968.

  6. Прокофьева А.Г. «Краеведение в школьном литературном образовании». //Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем», №5(13), 2012.

  7. Сейфуллина Л. Художественные произведения, воспоминания, статьи. - Оренбург, 1959.

  8. Уральский край в художественных произведениях. - Оренбург, 2001.

  9. Щербанов Н.М. «Поехал я в Уральск..». - Москва, 1994.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!