СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание ребенка в семье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

Просмотр содержимого документа
«Воспитание ребенка в семье.»

Воспитание ребенка в семье

Ребенок – свет и радость в доме.

Я от души желаю, чтобы Ваши родительские радости ничем не омрачались и становились стимулом Вашего собственного оптимизма и душевного здоровья.


Педиатры во всем мире сегодня убеждены, что главная потребность ребенка и главное условие его здоровья – родительская любовь и понимание. Это статья научит родителей лучше понимать своего ребенка, правильно его воспитывать и оберегать.

О воспитании детей написано очень много. Это, наверное, один из самых сложных разделов науки о человеке. Из всего обилия мудрых и ценных советов можно выделить лишь ориентиры, которые помогут в воспитании ребенка.

Многие годы считалось, что в воспитании детей необходимы строгие правила и твердые нормы поведения. Современная система воспитания стала более разумной и гибкой. Дети полноценно развиваются, если знают, чего взрослые ждут от них, если четкие и справедливые правила дают им возможность понять, какое поведение приемлемо.

Детям идет на пользу, если они могут свободно играть, забираться на деревья и горки, бегать, рисовать, выражать свои мысли, принимать определенные решения и даже совершать ошибки. Однако родители должны чувствовать, сколько свободы может «выдержать» их ребенок.

Правила поведения, которые предъявляются ребенку, должны быть простыми, их число, насколько это возможно, следует свести к действительно необходимому минимуму. Самое же главное состоит в том, чтобы, за исключением особых обстоятельств, добиваться выполнения определенных норм. Оставаясь твердыми и разумно последовательными, родители должны проявлять гибкость, допуская в ряде случаев исключения из правил. Почему бы, например, не передвинуть немного время сна, если пришли гости?

Определенные трудности в семейном воспитании связаны с детским непослушанием. Без наказаний, к сожалению, не обойтись, но именно в этой, казалось бы, достаточно хорошо известной области, от родителей требуется максимальный такт и терпение.

Причиной непослушания часто бывает различие в подходах к воспитанию, например, если мама разрешает то, что запрещает папа, или наоборот.

Непослушным, капризным может быть чрезмерно возбудимый, нервный ребенок. Его надо щадить особо, создавать для него спокойную атмосферу, без ежеминутных порицаний и окриков. Плохо, если мама превращает отца в некоего семейного прокурора: «Вот расскажу папе, он тебе задаст».

Наконец, имеют значение так называемые возрастные кризисы. В 3-4 года некоторые дети становятся неуправляемыми и категорически отказываются выполнить вполне разумные с точки зрения взрослого требования. Родителям будет легче перенести этот период упрямства, если они учтут, что ребенок не стал хуже, он просто взрослеет и таким образом, хотя и неумело, утверждает себя. А чтобы уменьшить возможность конфликтных ситуаций, лучше не спорить с ребенком по мелочам, но требовать – и тогда уже неукоснительно – только то, что действительно необходимо.

Единство требований – важное условие успеха воспитания и спокойного поведения ребенка. Конечно, разногласия по этому поводу у родителей, бабушек и дедушек могут быть, но их обсуждение надо вести в отсутствии ребенка.

Когда наказание неизбежно, лучше, чтобы оно было кратковременным и четко связанным с тем, что сделал ребенок. Это особенно важно для дошкольников: им свойственно быстро забывать инцидент. Само наказание должно длиться только несколько минут: родители могут удерживать малыша, смотреть ему прямо в глаза и объяснить ситуацию, например: «Нельзя кусаться!», «Нельзя выходить на дорогу!» и т. д.

Для ребенка четырех-пяти лет можно использовать и обещание наказания, поскольку ребенок этого возраста помнит о происшедшем дольше. После инцидента можно уже спокойно проанализировать вместе с ребенком его поступок.

В семьях, где любой проступок ребенка вызывает агрессию родителей, за которой следует физическое наказание, чаще всего вырастают жестокие и злые дети. Они, повзрослев и создав семью, не используют никаких воспитательных мер, кроме физического воздействия. Образуется порочный круг, который очень трудно потом разомкнуть.

Если физические наказания и выговоры становятся обычными, повседневными методами воспитания, они могут принести непоправимый вред. То, что началось с нескольких шлепков, может выйти из-под контроля, если у взрослого появится привычка выплескивать чувства через такое обращение с ребенком. Тогда и ребенок усваивает, что так можно и нужно вести себя, и вполне может применить крики и удары, когда будут затронуты его интересы или чувства. Страх перед наказанием не может быть долгое время единственным мотивом нормального поведения.

Следует постоянно анализировать, понимает ли ребенок необходимость родительских требований. При этом нужны настойчивость и терпение. Все воспитание должно быть основано на выработке справедливых педагогических требований, которых затем надо неукоснительно придерживаться. В тех или иных случаях, прежде чем шлепнуть ребенка, надо подумать, можно ли не прибегать к физическому наказанию, а обеспечить выход из конфликтной обстановки. Иногда бывает полезно дать ребенку конкретное поручение (насорил – убери, вырвал из книги листок – приклей).

Нельзя наказывать детей за непреднамеренные поступки. Если ребенок забыл выполнить просьбу взрослых или просто ее не понял, не надо прибегать к порицанию. Детская память и интеллект совсем не такие, как у взрослых, а детская безопасность – это совсем не то же самое, что злостное непослушание. Поэтому здесь нужно более терпеливое отношение.

Родители могут предъявить ребенку какие-то требования, только если они уверены в том, что для него это выполнимо. Никогда нельзя наказывать ребенка за то, что он намочил постель или поломал часы, с которыми ему разрешили поиграть! Маленький ребенок не в силах справиться с собой в подобных ситуациях, а наказание может стать причиной его глубокой обиды.

Наказывая ребенка, надо доказывать ему справедливость своих действий. Ребенок должен это понять. Если же он оказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, родители должны решительно и уверенно настоять на своем. Беспомощность взрослых, чувство вины и страха перед ребенком играют лишь отрицательную роль.

В том случае, когда конфликт исчерпан, взрослые должны утешить ребенка и объяснить ему свою реакцию на его поступок. Дети почти всегда тяжело переносят наказание. Они чувствуют одновременно и свою вину, и растерянность, и одиночество. После того как срок наказания истек, взрослые должны помириться с ребенком, обнять его, погладить, сказать, как они его любят и как им неприятно объяснить, почему он наказан и как ему следует поступить в следующий раз.

Наказание - слишком серьезная воспитательная мера. Обычно родители, наказывая детей, редко советуются с психологами, педагогами и врачами. А ведь в этой области очень опасен метод проб и ошибок. Важно не пропустить случаи, когда непослушание связано с психическим расстройством или требует особого внимания специалистов и бережного отношения родителей к ребенку.

Однако следует помнить и то, что безграничная снисходительность родителей, потакание детским прихотям не только не позволяет избежать проступков и конфликтов, но и делает их неизбежными. В этом случае у детей не формируется представление о границах дозволенного в общении с другими детьми и взрослыми, складывается эгоистичное и неуважительное отношение к ним.

Физическое наказание – крайняя мера. В исключительных ситуациях рассерженные родители могут лишь шлепнуть ребенка, но когда и ни при каких обстоятельствах ребенка нельзя бить («наказывать ребенка»).

В любой семье неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми является любовь, теплота, искренняя забота о них. Только это может оправдать строгость и дисциплину в воспитании ребенка. Если исповедывать такие принципы, вполне реально сократить область применения наказания и крайне редко прибегать к нему.

Родители должны всегда помнить, что внутренний мир ребенка, его здоровье являются частью внутрисемейных отношений. Добрая, сердечная обстановка в семье облегчает адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, способствует сохранению их здоровья.

Следует постоянно анализировать мотивы поведения ребенка, проверять, понимает ли он необходимость родительских требований.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!