СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание семьянина в условиях детского дома"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует представление,что дети из детских домов совершенно обычные

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание семьянина в условиях детского дома"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» г. Осинники









КОНКУРС

Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общества «Знание»

«ЛУЧШИЙ ЛЕКТОР СТРАНЫ»





Лекция на тему: « Воспитание семьянина в условиях детского дома по семейному типу».











Подготовил:

Садыкова Светлана Юрьевна,

воспитатель МКОУ «Детский дом»





Осинниковский городской округ, 2018

Тема лекции « Воспитание семьянина в условиях детского дома по семейному типу».

Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно,

Семья- это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Семью создавайте, ее берегите,

И ваши традиции свято храните!



Снижение жизненного уровня и увеличение числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь ухудшили положение российской семьи. Нестабильная экономическая и политическая обстановка страны усложнила социальную ситуацию в обществе, а следствием этого стали значительные изменения внутри семейных отношений, что привело к появлению большого количества детей, оставшихся без семьи.

Существует представление, что дети из детских домой совершенно обычные, ничем не отличаются от растущих в семьях и все проблемы, связанные с ними, можно решить улучшением материального положения, созданием нормальных условий обучения, но нужно не забывать, что дети лишены семьи, их представление о семье и семейных ценностях искаженное. Они не осознают такие ценности, как любовь, близость взаимоотношений матери и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед предками, от которых берет начало собственная жизнь, поэтому в процессе воспитания таких детей, особенно нужно делать акцент на значение семейных ценностей. Именно в семье ребенок формируется как личность. Поэтому для детей – сирот должна быть создана такая система воспитания, которая может сформировать у детей примерно те же ценности, что закладываются в семье.

А вы задумывались о том, сколько выпускников семьи смогли создать семью?

Эта тема является актуальной еще и потому, что как свидетельствуют Статистические данные Института Детства при Российском Детском Фонде, лишь около 30% выпускников детских домов имеют семью.

Вышеописанная проблема семейных ценностей может быть решена

путем формирования семейных ценностей у воспитанников детских домов по семейному типу .

Детский дом семейного типа является принципиально новой формой воспитания осиротевших детей. Его можно в некоторой степени отнести к приемной семье, в которой ребенок может находиться только определенное время. В детском доме семейного типа все устроено таким образом, что роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди - воспитатели, целью деятельности которых является социализация детей.

У всех воспитательных организации, в том числе и у нашего детского дома общая задача - воспитание человека, воспитание семейных ценностей.

Анализ психолого-педагогических работ, выдающихся ученых H.H. Толстых, Т.И. Шульги, Е.А. Стреблевой и др. позволил выявить причины, затрудняющие формирование семейных ценностей у воспитанников детских домов - это различные типы агрессии, проявляющие у них в результате отсутствия родственной привязанности, положительного примера семейных отношений.

Опираясь на педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, можно сделать вывод, что воспитание чувств и ценностей не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий, и усилий немалых. В первую очередь необходимо:

- вовлекать детей в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому

человеку (забота, волнение, тревога о близких людях);

- развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к

тем, кто нуждается во внимании;

-использовать произведения искусства для обогащения

эмоционального мира ребенка, отражающие семейные ценности,

- просматривать фильмы о семье и семейных отношениях.

Сегодня в нашем детском доме по семейному типу практически созданы условия проживания для детей, приближенные к домашним.

Группы называются «квартирами», где проживает большая «семья». В детском доме –5 квартир. «Семья» скомплектована по семейному признаку: родные братья и сестры составляют основу квартиры. Например, в первой квартире – семья Сиркунен (3 человека), семья Кузьо (2 человека).Во второй квартире – семья Багрий (3человека), семья …… (3человека). В третьей квартире – семья Мельниковых (4человека), семья Лапиков (3человека). В каждой квартире имеется зона отдыха со всем необходимым. Обстановка каждой квартиры индивидуальна. Жизнь «семьи» строится по гибкому режиму, с учетом интересов, занятий, увлечений детей. У каждого ребенка в семье есть личные вещи, предметы (любимая игрушка, книга, фотография родственников). Каждый вечер семья собирается на семейный совет, где подводятся итоги прошедшего дня.

Воспитательная работа в квартирах ведется по годовому плану семьи. Одно из основных направлений плана работы семьи – это воспитание семьянина в условиях пребывания в детском доме по семейному типу.

Главное преимущество организации жизнедеятельности детей по семейному типу – его воспитательная ценность, возможность сохранения семейных отношений между детьми-родственниками.

Благоприятные условия для воспитания личности и формирования семейных ценностей дает совместное проживание родственников в одной «семье», в одной квартире.

Дети, независимо от возраста – полноправные члены «семьи». Хотя более высокие требования с точки зрения качества выполнения работы и самостоятельности предъявляются к старшим детям. Не освобождая их от ответственности, воспитатель старается поддерживать их инициативу при обсуждении или выполнении различных дел. Старшие дети заботятся и в то же время контролируют малышей .Старшие воспитанники ценят, когда к ним обращаются как к взрослым. Это повышается их интерес и ответственность за порученное дело.

У них появляется стремление научить младшего брата или сестру тому, что он умеет сам.

Малыш, беря пример со старших, становятся более бережливыми и аккуратными.

Развитие необходимых способностей для формирования собственной семьи- это наиболее трудная задача в воспитании детей в детском доме, так как за плечами детей негативный семейный опыт. Это дети из социально-неблагополучных семей – родители лишены родительских прав. В памяти детей семья – это безработные родители, перебивающиеся случайными заработками, это грязь в доме, отсутствие тепла, света, уюта, это пьяные драки, бессонные ночи, отсутствие заботы о детях. Ведь им так нужна забота и ласка, тепло, но они этого недополучали. В откровенном разговоре дети признавались в том, что в доме порой не было куска хлеба и приходилось пить просто воду, чтобы не умереть от голода.

Важно создать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему тому, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, к организации быта.

Воспитатели стремятся сделать любую работу или семейный час привлекательными; отношения строить на доброжелательной и дружелюбной основе; любой успех переживать как радость; давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка.

Организация жизнедеятельности детей по семейному типу способствует усвоению ими социальных норм и социального опыта. Старшие видят, что воспитатели заботятся об их младших братьях и сестрах, сами становятся более внимательными, дружелюбными с малышами – то есть «семья», пусть и казенная, дает положительный опыт семейных взаимоотношений, что очень ценно для приобретения социального опыта старшеклассниками. Можно сделать вывод, что в ходе такой целенаправленной воспитательной работы у старших детей «семья» способствует формированию определенных семейных ценностей, которые в будущем помогут создать полноценную семью.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!