СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание, школа и педагогическая мысль в туркестанском крае (втор.пол. xix- начало xx в.в.)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание, школа и педагогическая мысль в туркестанском крае (втор.пол. xix- начало xx в.в.)»

Тема 6. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ТУРКЕСТАНСКОМ КРАЕ (ВТОР.ПОЛ. XIX- НАЧАЛО XX В.В.)

 

План:

1.     Колониальная политика Российской империи в Центральной Азии.

2.     Традиционная система религиозно-воспитательных учреждений ислама в Туркестанском крае.

3.     Школьная политика царизма в Туркестане.

4.     Экономические, культурные последствия завоевания Центральной Азии.

5.     Русские учебные заведения в Туркестане.

6.     Русские школы для коренного населения Туркестана (русско-туземные школы).

7.     Просветительство в Туркестане во второй половине XIX – начале ХХ вв.

8.     Возникновение движения джадидов в Туркестане.

9.     Новометодные мактабы. Деятельность И.Гаспринского, Мунавар-кары Абдурашидханова, М.-Х.Бехбуди по организации новометодных мактабов.

10.                Развитие педагогической мысли в Туркестанском крае (С.Сиддики, Анбар атын и др.). 

Ключевые слова: колониальная политика царизма, школьная политика царизма, мактаб, карыхона, далаилхона, Атун-биби-мактаби, медресе, русско-туземные школы, русские учебные  заведения, В.П.Наливкин, С.М.Граменицкий, Н.И.Ильминский, просветительство в Туркестане, джадидизм, новометодный мактаб, И.Гаспринский, М.-Х.Бехбуди, Фитрат, Авлони, педагогическая мысль Туркестана.

1. Колониальная политика Российской империи в Центральной Азии.

В середине XIX в. царская Россия начала вести активные военные действия против независимого государства Центральной Азии – Кокандского ханства. Эти действия приобрели характер несправедливой, захватнической, колониальной войны.

Политические и экономические причины захвата Центральной Азии: 1. Поражение России в Крымской войне 1853-56 гг. Военная и экономическая отсталость России обусловили ее поражение в Крымской войне за господство на Ближнем Востоке. 2. Из-за гражданской войны США в 1861-65 гг. между буржуазным Севером и рабовладельческим Югом в Россию поступление хлопка из Америки было приостановлено. Текстильная промышленность испытывала трудности. Нужно было искать новые сырьевые ресурсы. 3. Русско-английское соперничество в Центральной Азии. Великобритания в XIX в. поддерживала торговые и дипломатические отношения с узбекскими ханствами через Индию и Афганистан, которые находились в ее ведении. Россия опасалась, что Великобритания захватит Туркестан и восточное побережье Каспийского моря. Казнь английских послов эмиром Бухары открыла путь России для начала захватнических действий. В 1853 г. Русские войска заняли Акмачит (Кзыл-Орда) – стратегическую крепость Кокандского ханства. В 1865-67 гг. русские войска захватили Ташкент, Джизак, Ходжент. В 1867 г. Александр II издал Указ об учреждении Туркестанского генерал-губернаторства и Туркестанского военного округа. Командующим округа и генерал-губернатором был назначен генерал-адъютант К.П. фон Кауфман. Ему были предоставлены очень широкие полномочия царем. Согласно «золотому ярлыку» (грамоте) фон Кауфман имел право объявлять какой-либо стране войну, подписывать перемирие, обладал правом вершить финансовые и экономические вопросы, решать военные и гражданско-административные дела. Подотчетен он был только царю Александру II. Поэтому народ называл фон Кауфмана «полуцарем». В 1868-70 гг. были взяты города и крепости Бухарского ханства: Самарканд, Каттакурган, Шахрисаб, Китаб. После этого в 1868 г. бухарский эмир заключил мирный договор и превратился в вассального «правителя» царя. В 1873 г. Началось наступление русских войск на завоевание Хивинского ханства. После взятия Хивы в 1873 г. Состоялось подписание договора с фон Кауфманом, согласно которому хивинский хан лишался политических прав, права самостоятельно вести внешнюю политику и стал вассалом царской России. Хивинское ханство превратилось в колонию России. К началу 80-х годов XIX в. три ханства (Кокандское, Бухарское, Хивинское) потеряли свою независимость, а их народы оказались под двойным гнетом местных феодалов и русского царизма. В 1867 г. из завоеванных Россией земель было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. Опасаясь народных волнений, царское правительство первоначально не вмешивалось в религиозную жизнь края.

2. Традиционная система религиозно-воспитательных учреждений ислама в Туркестанском крае.

В Туркестане сохранилась традиционная система религиозно-воспитательных учреждений ислама. Эта система состояла из 5 типов мусульманских мактабов: 1. Начальный мактаб – для мальчиков, обучение грамоте, изучение Корана (4 года). В городских мактабах помимо религиозного обучения изучали чтение, письмо, элементы арифметики, стихи и газели восточных поэтов. В таких мактабах обычно учились дети состоятельных родителей. В некоторых городских мактабах обучали ремеслу (азы первоначальной профессии). В 1894 г. в крае было около 10000 мактабов. 2. Карыхона – сочетание мактаба и приюта, где учащиеся, главным образом взрослые слепые люди занимались исключительно заучиванием Корана с голоса преподавателя Карыбоши. Цель этих мактабов – готовить проповедников Корана. 3. Далаилхона – малораспространенное учебное заведение. В них взрослые учащиеся незнакомые с арабским языком, под руководством учителя занимались изучением книги «Далаил-Хайрот» (Стремление к добродеянию). Эта книга состояла из «Хадисов» - заветных речей пророка Мухаммада и посвященных ему од на арабском языке, чтение которых считалось богоугодным делом (савобли иш). 4. Атун-биби мактаби – девичьи школы. Эти школы были в основном в больших городах, учительницами были жены учителей городских мактабов. Девочек не учили письму, в основном чтение поэтических сборников на узбекском, персидско-таджикском, арабском языках и обучение ремеслу (рукоделие, кулинария, домоводство). В 1865 г. в Ташкенте было около 40 девичьих школ. 5. Медресе – средние и высшие мусульманские учебные заведения. В небольших городах это были средние мусульманские колледжи, в которых наряду с религиозными предметами изучались светские науки. В больших городах по содержанию образования они соответствовали высшей школе и считались мусульманскими университетами (термин ввела академик АН РУз Г.А.Пугаченкова). В них наряду с религиозной философией изучались мусульманское право, фикх, арабский язык и грамматика, риторика, хадис, логика, математика, география, история, литература. После завоевания Центральной Азии Россией в деятельности мактабов и медресе появились отдельные изменения, Для этих школ стали поступать учебники, напечатанные в Казани, Индии, Иране. В Ташкенте для мактабов стали печататься учебники методом литографии. Обучение в мактабах и медресе велось на узбекском, арабском и персидско-таджикском языках. В начале ХХ в. в крупных городах Туркестанского края были следующие медресе: Бухара – 80, Коканд – 40, Самарканд – 22, Маргилан – 28, Ташкент – 17, Хивинское ханство – 130, в которых обучались до 5000 учащихся.

3. Школьная политика царизма в Туркестане.

В отношении нерусских народов края школьная политика царизма была определена заранее и опиралась на уже имевшийся опыт просвещения народов Поволжья, Урала, Сибири и Прибалтики. Основные положения были сформулированы Министерством просвещения в 1869 г. в «Сборнике документов и статей по вопросу об образовании инородцев». Реакционный министр народного просвещения граф Д.А.Толстой в 1870 г. основные политические и идеологические установки для школьного дела сформулировал так: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно должно быть обрусение их и слияние с русским народом». В 1876 г. при генерал-губернаторстве было создано специальное Управление учебными заведениями Туркестана, в задачи которого входило прежде всего осуществление русификаторской политики. Однако в Центральной Азии царизм соблюдал осторожность, опасаясь конфликта с местным населением. Генерал-губернатор края фон Кауфман и большинство чиновников управления учебными заведениями пришли к выводу, что обрусение нерусских народов следует проводить постепенно и ненасильственным путем. Кауфман полагал, что без поддержки русской администрации школы местного населения – мактабы, медресе и другие развалятся сами собой и не будут мешать русификации нерусских народов Туркестана. Русская администрация понимала, что нельзя задевать религиозные убеждения местного населения, посягательство на это вызовет сильнейший отпор.

4.  Экономические, культурные последствия завоевания Центральной Азии.

В силу экономических связей с Россией Центральная Азия оказалась втянутой в сферу влияния более передового, капиталистического производства. Стали развиваться новые, более прогрессивные, по сравнению с феодальными, капиталистические производственные отношения. Край втягивался в водоворот мирового товарного обращения. Возникли новые отрасли производства: хлопкоочистительная, маслобойная, кожевенная, винодельные, мукомольные, горнодобывающая. Строительство Закаспийской (Среднеазиатской) железной дороги в 1881-1899 гг. соединило Ташкент со многими городами Центральной Азии и с Россией. Развивается местная национальная буржуазия и пролетариат. Из-за проникновения капиталистических отношений в сельское хозяйство росло число безземельных дехкан. К концу XIX в. беднота в кишлаках составляла 80%. Положение трудовых масс Центральной Азии было тяжелым: к гнету собственных феодалов присоединялось колониальное угнетение со стороны русского царизма. Для царизма Центральная Азия являлась прежде всего сырьевой базой и рынком сбыта.

Ученые АН России по заданию царского правительства приступили к научному исследованию Туркестана. Русский зоолог и путешественник, сторонник теории Дарвина Н.А.Северцев (1827-1886) изучал «крышу мира» - Памирские горные цепи. Русский географ П.П.Семенов-Тяньшанский (1827-1914) исследовал Тянь-Шанские горные цепи и сделал интересные находки о ледниках и древних вулканах. Естествоиспытатель А.П.Федченко (1844-1873) изучал Ферганскую долину, Алай, а также Зарафшанскую долину с Кызыл-кумами.  Геолог и географ И.В.Мушкетов (1850-1902) определил геологическое строение горных цепей Северного Тянь-Шаня. Он вместе с Г.Д.Романовским впервые составили список полезных ископаемых и минералогическую карту Туркестана. В.В.Докучаев изучил почвенный состав Центральной Азии. Русские передовые ученые, изучая культурное наследие, этнографию, природу Туркестана, честно выполняли свой научный долг. Однако царизм использовал их научные разработки также в интересах колонизации. По инициативе передовой части русской интеллигенции в Туркестане начали создаваться библиотеки, музеи, различные научные общества. В 1867 г. в Ташкенте открылась метеорологическая станция, которая исследовала климатические особенности края. В 1870 г. в Ташкенте открылась химическая лаборатория. В 1870 г. была организована Туркестанская публичная библиотека. В 1871 г. (Ташкент) было учреждено Отделение русского географического общества, а в 1897 г. организовано Научное географическое общество. В 1879 г. создано Азиатское научное общество, которое ставило своей целью сбор информации по истории, географии, этнографии, статистике, экономике Средней Азии. В 1874 г. начала работать обсерватория. В 1910 г. в Ташкенте создан любительский Народный театр.

Всего в крае действовало около 15 научных обществ.

Ташкент – главный город края, начал превращаться в культурный центр Туркестана.

5. Русские учебные заведения в Туркестане.

Еще в первые годы освоения Туркестанского края поднимался вопрос о введении для детей русской части населения всеобщего обязательного начального обучения. К концу XIX в. начальным обучением было охвачено более половины всех русских детей, проживающих в Туркестанском крае. В 1876 г. в Ташкенте учреждено Управление учебными заведениями Туркестанского края. В 1879 г. в Ташкенте открыта Туркестанская учительская семинария с 4-х летним сроком обучения. В ее курс было введено изучение местных языков. Царская администрация проявляла заботу об обеспечении средним образованием детей русских офицеров, чиновников, предпринимателей, поселившихся в Туркестанском крае. В 1877 г. в Ташкенте и Верном (Алма-Ата) открыты первые в Туркестане мужские и женские прогимназии. В 1894 г. в Ташкенте – реальное училище. В 90-х годах в Самарканде, Маргилане, Ашхабаде – женские мариинские училища, позднее преобразованные в женские гимназии. В Туркестане стали появляться и профессиональные учебные заведения (сельскохозяйственные, ремесленные, педагогические). 1871 г. – народно-ремесленная школа (Ташкент). 1873 г. – школа шелководства (Ташкент). 1887 г. – училище садоводов (Верный – Алма-Ата). 1892 г. – школа садоводства, огородничества, шелководства (Ашхабад). 1896 г. – ремесленное училище (Ташкент). 1902 г. – сельскохозяйственная гидротехническая школа (Ташкент). Цель  этих школ – обеспечить потребности местного хозяйства в квалифицированной рабочей силе и отвлечь «кухаркиных детей» от средней школы. В этих школах вместе учились русские и дети коренного населения.

6. Русские школы для коренного населения Туркестана (русско-туземные школы).

Попытки Туркестанской администрации обучать детей коренного населения в русских школах общероссийского типа были малоэффективны. В связи с этим в 80-е годы был разработан проект о начальных школах, о создании сети «русско-туземных школ». Первая русско-туземная школа открылась в Ташкенте в 1884 г. в доме С.Саидазимбая, где обучали русскому языку детей местной национальности. Русско-туземные школы состояли из 2-х классов – русского и «туземного». В русском классе преподавали русские учителя (письмо, чтение, счет, русский язык), в «туземном» - занятия на узбекском языке вели узбекские учителя и мусульманский законоучитель (история, география России на узбекском языке  по переведенным с русского учебника, Коран, Хадисы). Царская администрация края опасалась, как бы ни сообщить «туземцам» много сведений на их родном языке и не содействовать этим просвещению национальной литературы и национальных культур. Развитие школ тормозилось слабой материальной базой, а также недоверием к ним местного населения. Количество учащихся было незначительным. Велик был отсев. В конце XIX в. в крае было более 100 русско-туземных школ.

«Ни в одной чисто русской и русско-туземной школе не смогли обучить не то что грамотно писать по-русски, но даже правильно читать ни одного человека из местного населения… в школах царской администрации местным детям не даются глубокие знания на родном языке» (востоковед, академик В.В.Бартольд, 1911 г.).

«Обучавшихся в русско-туземных школах нельзя назвать даже полуграмотными. Они лишь малограмотные люди, знающие русский язык» (Махмудходжа Бехбуди. «Туркистон вилояти газети», 1909 г.).

Наливкин Владимир Петрович (1852-1918), востоковед, педагог, общественный деятель. Офицер, закончил военную службу в 1878 г. Поселился близ Намангана, изучал арабский и персидский языки, быт и язык узбеков, автор работ по истории, филологии народов Центральной Азии, составитель первого русско-узбекского и узбекско-русского словаря, азбуки для русско-мусульманских школ, преподавал восточные языки до 1890 г. в Туркестанской учительской семинарии. Он автор учебников и учебных пособий для русско-туземных школ и учительских семинарий. В 1890-95 гг. – инспектор мусульманских школ, критиковал русско-туземные школы за игнорирование родного языка детей. В 1907 г. депутат 2-й Государственной думы. В 1917 г. – председатель Туркестанского комитета Временного правительства. После перехода власти в Ташкенте к Советам (ноябрь 1917) находился на нелегальном положении.

Граменицкий Сергей Михайлович (1859-1919), видный деятель просвещения Туркестанского края. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Более 16 лет работал инспектором и директором народных училищ Сырдарьинского края. Он составил и ввел в действие программы для русско-приходских и русско-туземных школ. Для этих школ составил учебники: «Первая книга для чтения», «Вторая книга для чтения», «Третья книга для чтения» и т.д.; «Сборник задач по арифметике, по русскому языку» и др. – более 8 учебников; Очерки по развитию народного образования в Туркестане.

Ильминский Николай Иванович (1822-1892), востоковед, педагог-миссионер, член-корр. Петербургской АН (1870). Окончил физико-математическое отделение Казанской духовной академии (1846), затем преподавал там же. Изучал ислам в странах Ближнего Востока. В 1861-72 гг. преподавал в Казанском университете (экстраординарный (т.е. сверхштатный) профессор). Н.И.Ильминский никогда не был в Туркестане, но как организатор школ миссионеров, которые занимались русификацией нерусских народов, оказал влияние на политику царизма по русификации коренного населения Туркестана. Система Ильминского рекомендовала первоначальное обучение учащихся инородцев на их родном языке с одновременным изучением ими языка русского. Система Ильминского предполагала распространение в школах Поволжья, Приуралья (татары, башкиры, чуваши и др.) православной веры через родной язык учащихся. Однако использование родного языка в этих школах вопреки системе Ильминского, способствовало распространению светских общеобразовательных знаний и подъему культуры народов России, а также стимулировало развитие родных языков, обогащало их новой лексикой и содействовало некоторому росту общей грамотности самого населения.

 

7. Просветительство в Туркестане во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Общие закономерности возникновения просветительства как антифеодального движения появляются у разных народов в различные периоды истории и имеют свои особенности. При этом просветительство каждого народа является проявлением общеисторического процесса. Как и в Европе, просветительство в Туркестане представляло собой течение, направленное против феодальных отношений, пережитков и традиций. Его становление и развитие было обусловлено влиянием европейской культуры, самим фактом контраста между феодальной Центральной Азией и капиталистической Россией. Просветители раннего периода Ахмад Дониш (1827-1897), Саттархан Абдулгафаров (1843-1902), Фуркат (1858-1909), Бердах (1827-1900) подвергли критике феодально-ханский строй и выступили с пропагандой знаний. Они возлагали надежды на просвещенного монарха, который сможет вывести страну из отсталости, способствуя распространению науки и просвещения. Просветители утверждали, что счастье приобретается не в пассивном его ожидании на том свете, а в познании окружающего мира и подчинении этих знаний обществу, людям. По мысли Саттархана, человек должен познать самого себя, приобретение знаний не должно являться для человека самоцелью, они должны служить людям и приносить пользу. Саттархан придавал огромное значение установлению дружеских отношений с другими народами. Размышления Саттархана о роли знания в жизни человека и общества приводили его к сомнениям в истинности учения о предопределенности судьбы. Человек сам должен изменять свою судьбу, а не ждать ее свыше. Ахмад Дониш также считал, что человек существует для созидания, поэтому должен обладать знаниями и трудиться. Он призывал своих соотечественников к изучению науки и техники, к овладению различными ремеслами. Стремлением открыть для своего народа путь к прогрессу, знанию и просвещению пронизано и творчество Фурката. Он считал, что путем просвещения и с помощью изучения европейской культуры и науки, можно вывести страну из отсталости. Всем представителям просветительства начального периода была присуща общая черта: они считали, что люди, облаченные властью, должны ограничить произвол и насилие феодалов и способствовать развитию науки и просвещения, заботиться о благополучии подданных. Они мечтали об обществе, где люди могли бы получать знания, развивать ремесла и промышленность.

8. Возникновение движения джадидов в Туркестане.

Движение джадидов занимает видное место в развитии культуры народов Средней Азии. Сам термин «джадиды» возник из введенного в конце XIX в. просветителем Исмаилом Гаспринским понятия от арабского «усул-и-джадид» – («новый метод»). Под этим понятием понимались новые принципы обучения, на которых строились новометодные школы. В дальнейшем, по мере расширения задач джадидского движения существенно расширилось и содержание этого термина. Наряду с просветительством джадиды стремились изменить старую систему социальных и политических статусов на прогрессивные формы развития. Движение джадидов выражало наиболее прогрессивное направление в сложном переплетении политических сил Туркестанского общества конца XIX – начала ХХ столетия. Оно базировалось на мировых гуманистических и национальных ценностях, отвечало назревшим потребностям общественного развития и интересам коренного населения края. С этим движением связаны такие известные имена, как М.Бехбуди, А.Фитрат, И.Ибрат, М.Кори, А.Авлони, С.Айни, Ф.Ходжаев, Т.Норбутаев, М.Дарсодат, Т.Ризобалди и др. Джадидизм прошел сложный путь развития от просветительства до мощного политического движения. Решение проблем первоначально джадидами виделось через просветительство. Поэтому на первом этапе в центре внимания джадидов оказалась задача реформы образования в мусульманских школах. Они не только теоретически обосновали необходимость проведения этой реформы, но и приложили большие усилия для осуществления ее на деле, открывая новометодные школы, библиотеки, читальные залы, издавая учебники. Существенное влияние на джадидизм оказали русская революция 1905 г., революции 1908 г. в Турции и 1905-1911 гг. в Иране.

В чем феномен джадидизма? Прежде всего, в чрезвычайно высоком интеллектуализме, обусловленном знанием как восточной, так и европейской культур. Почти все они, получив высшее религиозное образование, воспитанные на поэзии А.Навои, А.Джами, Физули, на философских трактатах средневековых восточных мыслителей, обогатили его достижениями  зарубежной культуры, как восточной, так и европейской. Это определило и особенности джадидского философского мировоззрения.

9. Новометодные мактабы. Деятельность И.Гаспринского, Мунавар-кары Абдурашидханова, М.-Х.Бехбуди по организации новометодных мактабов.

В конце XIX – начале XX вв. в Туркестане развилось движение за преобразование мусульманских школ, называемое джадидизм (от араб. «усул-и-джадид» - новый метод). Сторонники этого движения стремились изменить содержание и методы обучения в медресе и мактабах, предлагали ввести общеобразовательные предметы, родной и русский язык. Реформаторское движение джадидистов появилось среди тюркоязычных народов Крыма, Поволжья и Центральной Азии. Оно выражало взгляды зарождавшейся национальной буржуазии. Джадиды выступали с критикой старометодных мактабов и медресе и требовали: 1) унифицировать школу через введение единых учебных планов и программ; 2) из чисто религиозной сделать школу общеобразовательной, включив в нее арифметику, географию, историю, естествознание и др.; 3) допускать к преподаванию учителей с соответствующим образованием; 4) ослабить влияние духовенства на школу.

Отличие новометодных мактабов от старометодных: 1) организация учебного процесса строилась на основах научной дидактики; 2) введена классно-урочная система; 3) первым учебником был букварь на родном языке, а не Коран на арабском; 4) обучение грамоте и письму одновременно проводилось звукослагательным, а не традиционным буквослагательным методом; 5) введены реальные, в том числе естественные науки; 6) сидели за партами и пользовались учебниками на родном языке; 7) стали применяться методы обучения, ослабляющие прежнюю систему муштры и зубрежки.

Гаспринский Исмаил (1851-1914), деятель мусульманской культуры в России, педагог, писатель. Сначала 70-х гг. путешествовал (Турция, Персия, Индия, Египет, Франция). В Сорбонне слушал лекции по философии, социологии, филологии. Служил переводчиком в Париже. По возвращении в Крым в 1884 г. основал новометодную школу для крымско-татарских детей. С 1883 г. издавал газету «Таржимон» (Переводчик). И.Гаспринский пишет учебники и пособия для учителей, в которых описывает методику организации джадидских школ. В 1893 г. приезжает в Туркестан (Самарканд, Ташкент, Бухара). Чиновники встречают его враждебно, его идеи о реформе мусульманских школ отвергают. Но туркестанские джадиды считали его своим наставником (в тюркоязычном мире его считали «идейным отцом» джадидизма). Под его влиянием стали создавать новометодные мактабы.

Новометодные мактабы. В 1890 г. в Ташкенте Мунаввар-кары Абдурашидханов; 1900 г. – в Бухаре Мулла Джираваб; 1901 г. – в Фергане Абдукодир Шакури; 1899 – в Андижане Шамсиддин.

В 1903 г. в Туркестане уже было 102 начальных и 2 средние новометодные (джадидские) школы.

Учебники для новометодных мактабов: 1) Букварь «Устози аввал» (Первый наставник) Саидрасула Саида Азизи на узбекском языке; 2) «Муаллими аль-Соний» (Второй учитель) Али Аскара ибн Байрамали; 3) «Адиби аввал» Мунаввара-кары Абдурашидханова; 4) «Биринчи муаллим», «Иккинчи муаллим» (первый, второй учитель) А.Авлони; 5) «Тахсил ул-Алифбо» А.Ибоди и др. азбуковники.

Мунаввар-кары Абдурашидханов (1878-1931), один из первых создателей новометодной школы, в его школах преподавались светские современные предметы; предложил новые методические рекомендации в обучении, создал новые учебники «Адиби аввал» (Первая книга для чтения); «Адиби соний» (Арифметика), «Ер юзи» (география) и др. 1906 г. выпускает журнал «Хуршид» (Светоч), свободно владел персидским, арабским, русским, тюркским. В 1918 г. создает научно-культурное общество «Турк учоги» (Очаг тюрков).

Махмудходжа Бехбуди (1875-1919) родился в семье священника, окончил самаркандское, затем бухарское медресе; достиг высоких должностей имам-хатиба, казия, затем муфтия. 1899-1900 – паломничество в Мекку. Был сторонником справедливости и свободы, присоединился к мусульманскому джадидскому движению. Бехбуди после путешествия стал открывать новометодные школы, пишет учебники и пособия для джадидских школ («Кискача умумий жуграфия» (Краткая общая география), «Болалар мактублари» (Детские письмена), «Мухтасари тарихи ислом» (Краткая история ислама) и др.). Пишет пьесу «Подаркуш» (Отцеубийца) – первый образец узбекской драматургии.

Ярким представителем джадидизма являлся младший современник Бехбуди Абдуррауф Фитрат (1886-1937). Примыкая к традиции Фараби, Беруни и Ибн Сины, Фитрат строит классификацию знания, основанную на идее соединения ислама с достижениями светских наук. Касаясь предмета философии, Фитрат считает, что ее задачей является познание духа, нравственности, божества и смысла. Одной из центральных идей раннего творчества Фитрата является идея «жизни». Жизнь – основа всего Космоса. Не будь жизни, не было бы ничего. В трактовке религии Фитрат выступает  с позиции толерантности и гуманизма, намного опережая свое время, во многом характеризующееся религиозной нетерпимостью.

10. Развитие педагогической мысли в Туркестанском крае (С.Сиддики, Анбар атын и др.)

Саидахмад Сиддики (1864-1927) родился в семье крестьянина-ремесленника, окончил старометодный мактаб, медресе, одновременно посещал русскую школу. Сиддики много путешествовал (Европа, Азия, Россия).  В 1903 г. в Самарканде открывает школу для детей бедноты, пишет стихи на узбекском и таджикском языках; был сторонником светского образования. Сиддики сам проводил занятия по узбекскому, русскому языку, естествознанию, географии. Его методика была построена на принципах научной педагогики. Хорошо был знаком с русской литературой (Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь). Занимался переводом на узбекский язык классиков русской литературы. При советской власти был комиссаром юстиции (1918-1921), последние годы вел педагогическую работу, ему присвоено почетное звание «Заслуженный учитель».

Анбар атын (1870-1915) – узбекская поэтесса и просветитель. Родилась в семье ремесленника-ткача, образование получила в школе поэтессы Дильшод (Барно). Изучала историю, литературу, писала стихи. В своих стихах критикует феодальные порядки, ее стихи имеют просветительскую направленность. Тема просветительства тесно переплетается с темой гражданственности, патриотизма и дружбы народов. Она считала, что просвещение оказывает большую роль в воспитании гармоничной личности.

Вопросы воспитания и образования в книге А.Авлони «Цветущий край и мораль»  (Туркий Гулистон ёхуд ахлок). Абдулла Авлони (1878-1934) узбекский педагог и ученый, родился в Ташкенте в семье кустаря, образование получил в старометодном мактабе медресе. С 15 лет пишет стихи, печатается. В 1908 г. открывает новометодную школу для бедняков. В 1913 г. создает народный театр на дому. С 1917 г. выпускает газету «Турон», пишет учебники для школ.  В советское время ведет работу по вопросам народного образования, возглавляет работу райОНО, руководит строительством новых школ, работает преподавателем в педучилище, военном училище, в Среднеазиатском университете. «Цветущий край и мораль». 1913  г. – один из первых узбекских учебников по педагогике. Автор уделяет внимание вопросам морали; придавая особое значение умственному воспитанию, показывает огромную роль учителя в этом деле. Авлони считает, что обучение и воспитание являются неразрывными, тесно связанными между собой. Изложенные в книге мысли о воспитании актуальны и для современной школы. 

Вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения:

1. Назовите политические и экономические причины захвата Средней Азии царской Россией?

2. В чем суть школьной политики царизма в Туркестане?

3. Охарактеризуйте традиционную систему религиозно-воспитательных учреждений в Туркестане.

4. Назовите экономические и культурные последствия завоевания Средней Азии.

5. Какие типы русских учебных заведений открывались в Туркестанском крае?

6. Охарактеризуйте русские школы для коренного населения Туркестана (русско-туземные).

7. Дайте оценку деятельности В.П.Наливкина и С.М.Граменицкого в области просвещения в Туркестане.

8. Охарактеризуйте систему Н.И.Ильминского по русификации нерусских народов России.

9. Назовите просветителей раннего периода и в чем заключались их просветительские идеи.

10. В связи с чем возникло движение джадидов в Туркестане? В чем их сущность, какие задачи они ставили на первом этапе?

11. Охарактеризуйте появление новометодных мактабов и в чем их отличие от старометодных?

12. Дайте оценку деятельности Мунаввар-кары Абдурашидханова и М.Х.Бехбуди по организации новометодных мактабов.

13. Расскажите о деятельности С.Сиддики и А.Авлони.

14. Дать анализ работе А.Авлони «Цветущий край и мораль».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!