СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание, школа и педагогическая мысль в xvii- первой половине xix в.в.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание, школа и педагогическая мысль в xvii- первой половине xix в.в.»

Тема 5. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В XVII- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.В.

План:

1.     Обзор развития воспитания и образования в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах.

2.     Мактаб – как массовая школа первоначального обучения мальчиков. Обучение в медресе.

3.     «Обучение грамоте» Муниса Хорезми.

4.     Школы женщин-грамотеев. Ферганские учительницы-поэтессы.

 

Ключевые слова: мактаб, медресе, школы женщин-грамотеев, Увайси, Дильшод, Бану, «Чор китоб», «Обучение грамоте» Муниса Хорезми, Карихана, далаилхана, мударрис (профессор).

 

1. Обзор развития воспитания и образования в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах.

К началу ХVIII в. на территории современного Узбекистана существовало три совершенно самостоятельных феодальных ханства – Бухарское, Хивинское, Кокандское. Феодальная раздробленность государства, не прекращающиеся междоусобные  распри, мятежи, войны, перевороты тормозили развитие экономики и культуры. В этот период было не до образования. Оно как бы отодвинулось на второй план. Но зато еще более усиливаются позиции религии. Школьное дело полностью сосредоточено в руках духовенства. Мактабы и медресе становятся орудием пропаганды идей терпения, смирения, фатализма, предопределенной судьбе, рабской покорности Аллаху и господину. Детей учили на арабском языке, учили Коран и шариат. Мактабы по-прежнему оставались относительно массовыми формами первоначального обучения мальчиков чтению Корана. Мактабы также находились в ведении мусульманского духовенства. Поэтому за редким исключением они действовали при мечетях. Обучение детей основам мусульманской религии входило в обязанности имама и давало ему добавочный доход. Содержались мактабы за счет средств, собиравшихся с родителей учащихся. Несмотря на многочисленность мактабов, они не содействовали распространению грамоты из-за крайне отсталого характера обучения. Организация обучения в мактабах почти не изменилась с ХIII в. То же самое можно сказать и о медресе. Большинство учащихся после окончания таких учебных заведений были твердо убеждены, что единственным источником знаний являются религиозные книги, что только в них можно найти ответы на все вопросы человеческого ума.

 

2. Мактаб – как массовая школа первоначального обучения мальчиков. Обучение в медресе.

Количество мактабов приблизительно соответствовало количеству мечетей в городе. В Бухаре в 40-х годах ХIХ в. было 366 больших и малых учебных религиозных заведений. В Коканде в 1813 году до 400 мечетей. Цель обучения сводилась лишь к воспитанию правоверных мусульман. Поступившие в мактаб дети начинали свою учебу с заучивания сур из Корана на арабском языке. После этого изучали арабский алфавит. Усвоение арабского алфавита было очень трудным делом. После овладения первоначальными навыками чтения ученики получали книгу «Хафтияк» (1/7 часть Корана), по которой обучались до 2 лет. Затем приступали к чтению «Чор китаб» («Четверокнижье»), написанном на персидско-таджикском языке. I часть – «Номи хак» (Справедливое имя) составлена Шарафутдином Бухари в IХ в., в стихотворной форме излагаются вопросы религиозных  обрядов (омовение, молитвы, посты и т.д.). II часть – содержала отрывки из книги Кази Азмуддина «Бидон» (Знай), подробное описание религиозных обрядов. III часть – «Важные вопросы мусульманства» Джалалиддина Нихи знакомила с основными догмами шариата – мусульманского религиозного права. IV часть – «Паднамэ» (Книга назиданий) ХШ в. в стихотворной форме  излагала правила учтивости и другие вопросы нравственности, взятые из Корана. «Чор китаб»  изучали 2  года.

В мактабах изучали также «Сабот аль-ажизин» (Укрепление убогих), написанное Суфи Аллаяром, это пособие также носило чисто религиозный характер суфийско-мистического толка. В нем в стихотворной форме восхвалялась загробная жизнь людей, говорилось о страшном суде, описывались муки ада и прелести рая. После прочтения этих книг дети по выбору учителя переходили к изучению стихов Хафиза, Бедиля, Навои и других классиков узбекской и таджикской поэзии. Обучение письму в мактабах являлось самым трудным делом. В качестве методического пособия при обучении письму использовалась книга «Муфрарот», написанная на таджикско-персидском  языке Мирали Герати. В ней даются правила написания букв. Образцы каллиграфического письма, упражнения для красивого почерка. Медресе по-арабски – место, где слушают лекции. Медресе в больших городах (Бухара, Самарканд, Хива, Ташкент), где имелись большие библиотеки, обсерватории выполняли функции высших учебных заведений, остальные – средние мусульманские школы. Учебная работа в медресе велась мударрисами. В больших городах вопрос о назначении мударрисов решался самим ханом, а в небольших – местной администрацией. В медресе не использовалась предметная система обучения. Занятия проводились по специальным книгам. Время для изучения каждой книги установлено не было. Учебный день начинался рано, после первой молитвы мусульман. Учащиеся расходились по аудиториям, усаживались полукругом вокруг мударриса и приступали к чтению книги, мударрис комментировал. И так плоть до вечера. Кроме мактабов и медресе существовали кариханы и далаилханы – чисто религиозные учебные заведения, куда принимались взрослые мужчины, ранее учившиеся в мактабах.

 

3. «Обучение грамоте» Муниса Хорезми.

Первую попытку составить пособие, приспособленное к нуждам обучения узбекских детей арабской грамоте сделал хорезмский поэт-просветитель Мунис, издавший трактат «Саводи таълим» (Обучение грамоте), написанный уже на узбекском языке (1804 г.). Эта работа явилась важной вехой в развитии педагогической мысли в Узбекистане. Для своего времени Мунис Хорезми эту задачу выполнил успешно, его пособие было понятно каждому мактабдору (учителю) и ученику. Эта работа была написана по традиции того времени в стихотворной форме. Хотя сам автор не разделял свое сочинение на части и не делал заглавий, ее условно можно разделить на 7 частей, отличающихся одна от другой законченностью содержания, где перечисляются основные требования, предъявляемые к учителю, и раскрываются  закономерности правописания. Высоко оценивая значение науки, письма – каллиграфии, поэт говорил: «С помощью грамотности умножаются богатства людей науки. А неграмотные остаются в темноте». Большая часть трактата Муниса Хорезми является практическим руководством по обучению письму. Здесь автор подробно останавливается на правилах написания каждой буквы арабского алфавита. Созданное Мунисом пособие на узбекском языке по обучению детей письму переписывалось от руки и пользовалось широкой популярностью.

 

4. Школы женщин-грамотеев. Ферганские учительницы-поэтессы.

Одним из интересных пластов педагогической мысли нашего края в ХIХ в. является творчество учительниц-поэтесс Увайси, Дильшод, Самар-Бану. Доподлинно  известно о них и их педагогическом творчестве до обидного мало. В отличие от мусульманского «всеобуча» для мальчиков, в школу ходили весьма немногие девочки, занимались при этом у женщин-грамотеев. Учебный план в школах женщин-грамотеев был в основном  тот же, что и в мактабах, но здесь меньше читали арабские тексты и больше  таджикско-персидских и тюркоязычных поэтов. По договоренности старшие девочки обучались у мастериц рукоделию. Известно, что Увайси, Дильшод, Самар-Бану как учительницы были достаточно образованы, увлечены своим делом и вносили существенное улучшение в процесс обучения. Старшая из них, Увайси, является автором многочисленных стихотворений. В своей учительской деятельности она использовала игру бахрбейт (море стихов): один из играющих произносил стих из выученных, а остальные ученики старались быстрее вспомнить другой, начинавшийся с последнего слова предыдущего стиха или с конечной его буквы. Более полны сведения о Дильшод. Ее псевдоним – Барно. Дильшод родилась в 1800 г. в Северном Таджикистане. В 1816 году на Ура-Тюбе напал правитель Ферганы Умар-хан и Дильшод в толпе пленников была угнана в Коканд. Здесь в неволе девушка выделялась импровизацией стихов, стала женой имама, у которого мать держала девичью школы. Дильшод вначале помогала свекрови по школе, а через 13 лет, не позже 1830 г., когда Дильшод в совершенстве овладела узбекским  языком и писала на нем стихи, школа перешла к ней. В автобиографической «истории переселенцев» Дильшод сообщает, что она держала школу 51 год и в ней ежегодно бывало 20-30 учениц. За эти годы она обучила грамоте 891 девушку. Ученицы кратко изучали Хафтияк и Чор китаб, но главное в ее школе было чтение из А.Навои, Мухаммеда Физули, Хафиза, Мирзы Бедиля. Талантливая поэтесса Дильшод, которой легко давалась импровизация, развивала у девочек вкус к поэзии. С незаурядным для девичьих школ уровнем образования у Дильшод соединялась особая мягкость и задушевность учительницы в общении с ученицами. Поэтессы-учительницы вели школы на материнском (родном) языке детей. При изучении малышами арабского алфавита учительницы применяли прибаутки, помогавшие запомнить очертания и звучание букв. Узбекский язык  всех прибауток простой и доступный. В таких прибаутках, когда арабская буква «нун» сравнивалась с птичьим гнездом, с лежащим в нем яичком (открытый кверху полукруг с точкой внизу), «вов» - с собачьим лаем (полугласный между  в и у) и т.п., учительница попутно привлекала внимание ребенка к окружающей природе.

Обращение в прибаутках и загадках к окружающему реальному миру были в школах редкими и короткими отступлениями от зазубривания детьми непонятных слов и фраз. Увайси, Дильшод и Бану – только три представительницы имевшего в старой Средней Азии сословия учительниц. Их педагогическое творчество оставляет заметный вклад в духовное наследие прошлого, обращенное в настоящее и будущее.

 

Вопросы  и задания для самоконтроля и обсуждения:

1. Охарактеризуйте воспитание и образование в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах.

2. Расскажите о практике работы в мактабах в ХVIII-ХIХ вв.

3. Каким было содержание образования в медресе – высших и средних религиозных учебных заведениях?

4. Каково значение «Обучения грамоте» Муниса Хорезми – первого узбекского пособия по каллиграфии?

5. Охарактеризовать деятельность ферганских учительниц-поэтесс Увайси, Дильшод, Самар-Бану и практику работы в девичьих школах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!