СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание, школа и развитие педагогической мысли в Мавераннахре во второй половине 14-16вв. (Амир Темур и М.Улугбек)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание, школа и развитие педагогической мысли в Мавераннахре во второй половине 14-16вв. (Амир Темур и М.Улугбек)»

Воспитание, школа и развитие педагогической мысли в Мавераннахре во второй половине 14-16вв. (Амир Темур и М.Улугбек).

Воспитание, школа и развитие педагогической мысли в Мавераннахре во второй половине 14-16вв. (Амир Темур и М.Улугбек).

Тема 4. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В МАВЕРАННАХРЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV-XVI В.В.

План:

1.     Общественно-политическая, экономическая и культурная жизнь в эпоху Амира Темура (1336-1405) и Темуридов (XIV-XV вв.).

2.     Развитие культуры и просвещенияв эпоху Амира Темура (1336-1405).

3.     Педагогические идеи Мирзо Улугбека (1394-1449).

4.     Педагогические высказывания Захириддина Бабура  и его вклад в развитие узбекского языка.

5.     Этические взгляды А.Джами.

6.     Педагогические труды Дж. Давани.

7.     Алишер Навои о воспитании и обучении.

8.     Нравственные взгляды Х. Ваиз Кошифи.

Ключевые слова: Амир Темур, мусульманская система образования, мактаб, медресе, школьные реформы Мирзо Улугбека, «джамоа», учебный план медресе, структура медресе Улугбека, педагогические идеи Бабура, взгляды Джами, этика Жалоли, педагогические идеи Навои, Кошифи.

 

1. Общественно-политическая, экономическая и культурная жизнь в эпоху Амира Темура (1336-1405) и Темуридов (XIV-XV вв.).

После освобождения Мавераннахра от монголов, начиная с 1370 г. в стране правителем становится Амир Темур (1336-1405). Великий Темур создает централизованное государство. Ликвидируется феодальная раздробленность, развиваются производительные силы, внешне торговые отношения с соседними странами, наблюдается подъем в земледелии и городском ремесле. Растет интерес к античной культуре, раннесредневековому философскому наследию народов Мавераннахра, Индии, арабских стран. Для философской мысли этого периода характерны обращение к светским и религиозным наукам, стремление к изучению природы, возвышению человеческого разума и его способностей, нравственных качеств человека, проповедь гуманистических, национальных и общечеловеческих ценностей. Правление А.Темура длилось 35 лет. Он создал государство, простиравшееся от Инда и Ганга до Сырдарьи и Заравшана, от Тянь-Шаня до Босфора. В состав государства Темура, кроме Мавераннахра и Хорезма входили Фергана, Шаш (Ташкент), области вокруг Закаспия, Афганистан, Турция, Индия, Иран, Ирак, Южные области России, Закавказье и ряд стран Западной Азии. А.Темур создал мощную и боевую армию. Свой полководческий талант он показал в битве при Анкаре (1402), разбив мощнейшее в то время войско Османской империи, взял в плен султана Баязеда II. В знак благодарности за то, что походы Темура приостановили проникновение турецкого султана Баязеда II в Европу, французы в XV века поставили памятник А.Темуру. Он носил титул Сохибкирон – счастливый, счастливец (один из титулов владетельных государей в странах Востока). Темур и его эмиры из походов привозили в Самарканд, Шахрисабз, Бухару видных ученых, искусных мастеров, музыкантов, художников и др. Приобретенную добычу Темур тратил на благоустройство городов и селений. Он внес большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Мавераннахра, но и стран Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, способствовал их сближению. Созданная им империя сыграла большую роль в истории человечества. Ее создание обезопасило Великий Шелковый путь и караванные дороги, привело к научному и культурному Ренессансу Европу   XIV в. В результате объединения Средней Азии в годы правления Темура прекратились междоусобицы. Это оказало благотворное влияние на экономику и культуру края.

В эпоху Темура получила широкое развитие наука, в частности такие ее отрасли как богословие, юриспруденция, математика, астрономия, медицина, история, философия, литература и др. В XIV-XV  вв. в Самарканде развивалось прикладное искусство и искусство миниатюры. А.Темур заботился о тех, кто был предан науке, культуре, искусству и покровительствовал им. В управлении страной он руководствовался «Уложением» созданным им самим. Слово «уложение» понимается как устав, свод правил, своего рода кодекс законов. В «Уложении» были четко изложены правила поведения членов общества и обязанности должностных лиц и правителей, правила управления государством и войсками. Закон для всех – как для визиря, так и для эмира, хакима и поданных – был одинаковым. Непосредственным толчком к созданию «Уложения» было желание обобщить собственный опыт государственной деятельности, сформулировать правила, которыми он руководствовался в своей жизни и которые рекомендовал соблюдать своим потомкам.

 

2. Развитие культуры и просвещенияв эпоху Амира Темура (1336-1405).

После завоевания в XIII в. Центральной Азии монголами большая часть персидских литераторов и ученых уехала в Египет, Малую Азию и др. Мавераннахр со столицей в Самарканде стал улусом (уделом) сына Чингиз-хана – Чагатая. Литературный язык тюркского населения Мавераннахра стал называться чагатайским. Построенный на основе тюрко-уйгурских корней, он включал в себя много арабских и персидских элементов. Амир Темур вступил на политическую арену Мавераннахра в середине XIV в. С детства знал тюркский и таджикский языки, хорошо знал историю тюрков, арабов, иранцев. Он высоко ценил всякое знание, которое могло принести пользу (медицину, астрономию, математику, архитектуру). В эпоху Темура возводились дворцы, мечети, мавзолеи, загородные сады, мастерские, дуканы, городские укрепления, прокладывались дороги.

Просвещение в эпоху А.Темура. Традиционная мусульманская система образования включала две ступени: начальную – мактаб и среднюю – медресе. Содержание, формы и методы обучения оставались традиционными, изменений с X-XII  вв. не претерпели. Главная задача: научить чтению Корана и молитвам. Предметы: «Тахтахона» (алфавит), «Абджадхона» - изучение числового значения каждой буквы (от единицы до тысячи), «Хафтияк-хона» - чтение 1/7 Корана, «Коранхона» - чтение полного Корана. В городских школах обучали письму, арифметике, географии, истории. Девочки учились на дому у учительницы – бибихалфы, жены Имама. Медресе. В эпоху А.Темура появляются многочисленные медресе. Их функции расширяются, они превращаются в квалифицированные высшие учебные заведения, готовящие кадры духовенства, государственных служащих, ученых. Академик АН Узбекистана Г.А.Пугаченкова писала: «В эпоху тимуридов медресе становятся мусульманскими университетами с большим уклоном в теологию (было типично и для университетов Западной Европы)».

 

 

 

3. Педагогические идеи Мирзо Улугбека (1394-1449).

Мирзо Улугбек в 15 лет правитель Мавераннахра. Вошел в историю не только как правитель, но и как выдающийся ученый, организатор и покровитель науки и искусства, педагог. Занимался математикой, астрономией, историей, литературой, воспитанием талантливых молодых ученых. Он продолжает дело деда А.Темура. Строит дороги, бани, караван-сараи, мосты, базары: приглашает в страну ученых поэтов, художников, деятелей науки.

Школьные реформы Улугбека. Улугбек построил три медресе: в Бухаре, Гиждуване, Самарканде. Учебные комнаты широкие, светлые, стены красочно расписаны, удобное общежитие (хиджры), соблюдены санитарно-гигиенические условия. Инфраструктура: рядом базар, караван-сарай (гостиница), баня, парикмахерская, библиотека, прохладный тенистый сад для занятий в жаркое время. Улугбек ввел все медресе в бюджет государства, зарплата мударрисам (преподавателям) и стипендия шагирдам (учащимся) из казны правителя выплачивалась регулярно. Медресе сделал доступным для детей бедняков, снабжал стипендией. Срок обучения сократил до 8 лет (до него учились от 15 до 25 лет и были «вечные студенты», которые не покидали медресе; занятия проводились 5 раз в неделю).

Содержание образования пересмотрел, ввел новые предметы, новый учебный план. Учебный план медресе Улугбека: арабский язык и литература, Коран, хадис, тафсир (комментарий и толкование Корана), риторика, логика, фикх (мусульманское право), метафизика, математика, астрономия, медицина, география, история. Факультетов не было. Улугбек советовал шагирдам выбрать направление: теологию (богословие мусульманское), естественные и точные науки, медицину.

Учебная литература. Реформа потребовала новые учебники. Улугбек советовал писать в простой и доходчивой форме, излагать в них правду, действительность; критиковал схоластическое содержание в учебниках. Сам принял участие в написании учебников по астрономии, истории. В учебниках был сокращен религиозный материал, писали на персидском, понятном и родном студентам языке. Формы и методы обучения: лекции, диспуты, дискуссии (мунозара), самостоятельная работа над книгой, живое слово учителя. Улугбек: диспуты оживляют занятия, побуждают штудировать учебники, развивают находчивость, сообразительность, память, речь, логическое мышление.

Форма обучения: «джамоа» - близкая к классно-урочной. Лекция читалась большой группе, а практические занятия в группе – 10-15 человек. Минус «джамоа» - индивидуальный учет успеваемости отсутствовал, слабые шагирды наравне с сильными переходили от изучения одного пособия к другому, ни разу не подвергаясь проверке знаний, заканчивали медресе.

Организация учебного процесса: строгое расписание занятий, обязательное для шагирдов и мударрисов, учет посещаемости, пропуск только по уважительной причине – болезнь. Попуск занятий без уважительной причины – лишался стипендии.

Улугбек об учителе. Улугбек не уставал говорить о влиянии учителя на учеников: «… В лице шагирдов можно увидеть и мударрисов, т.е. поведение учащихся скажет какой у него учитель». Ученый говорил, что учитель должен вести себя достойно и беречь свою честь. Он призывал учителей неустанно работать над собой, совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство с тем, чтобы на каждом занятии обеспечивать высокий уровень содержания преподаваемого материала. Тогда шагирды станут заниматься с интересом, на занятиях будут внимательными и дисциплинированными. Требовал, что мударрисы приходили в аудиторию подготовленными, с тщательно подобранным материалом для каждого занятия. Он призывал своих мударрисов прививать своим ученикам любовь к Родине, уважение к человеку – самому высокому и ценному дару Вселенной. С большой ответственностью Улугбек относился к подбору мударрисов. Занимаясь лично комплектованием штата медресе, он привлекал выдающихся ученых и педагогов того времени. Примером уважительного отношения к своему учителю мог служить сам Улугбек, который безгранично любил и уважал своего первого учителя Казы-заде Руми. После его смерти Улугбек с почестями похоронил его в мавзолее ансамбля Шах-и-Зинда, предназначенного лишь для потомков Темуридов.

Структура медресе (срок обучения): I – «анда» (младший) – 2 года; II – «ауст» (средний) – 3 года; III – «аъло» (высший, старший, завершающий) – 3 года.

Все 8 лет получали стипендию. Кто не успевал освоить учебный план и оставался на 9 год – учился без стипендии. Был стимул – закончить вовремя. Лучшие шагирды приглашались на работу в свою астрономическую обсерваторию или оставлял в медресе мударрисами. Трудовое воспитание: участие в уборке помещений, очистке крыш от снега, озеленение городка вокруг медресе и т.д. Физическое воспитание: уважал физически закаленных, ловких; советовал заниматься спортом с детства; ценил умение владеть оружием, ездить верхом, бороться. Нравственное воспитание: основа его дружба и товарищество; призывал к человеколюбию, добрым взаимоотношениям между людьми. Просветительско-педагогические взгляды Улугбека оказали большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли Средней Азии. Просвещенный государь, он был одним из первых великих реформаторов узбекской национальной школы. И как гениальный человек, сумел на многие века опередить свое время. Почти 600 лет назад Улугбек высказал аксиому: стремление к просвещению – путь к процветанию государства. Современный опыт экономически развитых стран мира подтвердил эту мысль.

 

 

4. Педагогические высказывания Захириддина Бабура  и его вклад в развитие узбекского языка.

Захириддин Мухаммад Бабур (1483-1530) – основатель империи Бабуридов в Индии (известный под названием империи Великих Моголов). Он оставил богатейшее литературное наследие: сочинения по законоведению, музыке, трактаты по военному делу и поэтике.

Основным трудом этого видного полководца и государственного деятеля средневекового Востока являются знаменитые «Бабур-наме» («Записки Бабура»), а также газели и рубаи. Это бесценный литературный памятник на узбекском языке. По богатству материала, по языку и стилю «Бабур-наме» стоит выше любой исторической хроники, составленной придворными летописцами того времени. Поэтому в разные времена труд этот привлекал пристальное внимание ученых всего мира.

Интерес к этой книге вызван и незаурядными личными качествами ее автора – Захириддина Мухаммада Бабура, который основал обширную империю Бабуридов в Индии. Эта империя просуществовала более трех веков до начала XIX в. Бабур – старший сын владетеля Ферганского удела Омар Шейха Мирзы – родился в 1483 г. в Андижане. В 1494 г. его отец скончался и 12-летний Бабур был объявлен государем Ферганы. В последующие годы Бабур стремился создать в Мавераннахре, т.е. на территории между Амударьей и Сырдарьей, крупное централизованное государство, но его планы не удались. Неоднократные попытки Бабура (1505-1515) вернуть «наследственные владения» государства Темуридов окончились полной неудачей, и Бабур обращает свое внимание на Индию. Первые походы не принесли ему успеха, и лишь в 1526 г., разгромив войска делийского султана Ибрахима Лоди, Бабур стал правителем Северной Индии, основал империю Бабуридов. В своей столице Агре Бабур собрал вокруг себя немало выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов, ученых, которым оказывал большое внимание. Умер Бабур в 1530 г. Спустя некоторое время после его смерти, останки его были перенесены из Агры в Кабул, в загородный сад, который ныне известен как Багы Бабур (Сад Бабура). Подробные сведения о последних месяцах жизни Бабура оставила его дочь Гульбадан-беги м в своей книге «Хумаюн-наме» (Хумаюн – сын Бабура, его наследник престола). Сын Бабура Хумаюн тяжело заболел. Бабур, чтобы спасти сына, согласно обряду три раза обошел вокруг ложа больного и приговаривал: «Беру на себя болезнь Хумаюна». Вскоре Хумаюн стал поправляться, Бабур, заболев, слег и через 3 месяца скончался. Такова романтическая версия гибели Бабура, которую оставила потомкам его дочь  Гульбадан-бегим. «Бабур-наме» состоит из 3-х частей: 1 – посвящена описанию политических событий в Мавераннахре в конце XV в.; 2 часть охватывает события, происходившие на территории Афганистана (Кабульский удел) и в 3 части  описываются политические события в Северной Индии, географические данные страны, ее природные особенности, содержатся интересные сведения о народах, населявших эту страну. Третья, последняя часть «Бабур-наме», охватывает 1525-1530 гг. В этой части он проявил себя незаурядным историком народов Индии описываемой эпохи. По обширности знаний в области истории, экономики и культуры народов Индии он превзошел всех индо-мусульманских историков своего времени, уступил только Абу Райхану Беруни (у которого тоже есть книга «Индия»). В «Бабур-наме» он затрагивает и педагогические проблемы (вопросы морали, этики, нравственности) своей эпохи. У Бабура очень много педагогических высказываний. Даже в трактате по мусульманскому законоведению «Мубайин», где излагаются взгляды Бабура на налоговую и экономическую политику. Он написал и «Родительское послание» - этико-дидактическое наставление, где содержатся рассуждения о воспитании и обучении. В рубаи и газелях Бабура мы постоянно встречаемся с мыслями о дружбе, Родине, честности, добре и зле, почитании родителей, отношении к женщине, религии, богатству, о важности обучения, воспитания, повторении себя в своих учениках. Педагогические поучения Бабура блестяще раскрыты в прекрасном «Трактате об арузе», где автор дал подробнейшие наставления по правилам стихосложения. Это произведение – своеобразный эталон дидактики, где тщательно раскрываются в сопоставительном анализе узбекского и персидского языков законы фонетики, слогообразования, рифмосложения, смыслового акцентирования. Трактат снабжен историческими  справками, примерами стихосложения известных поэтов Востока, подробной аннотацией, используемой терминологии. Литературная деятельность Бабура способствовала развитию узбекского языка. Бабур хорошо знал дари (персидский язык), староузбекский (тюрки) и язык урду. В основном все его произведения написаны на староузбекском языке (тюрки). Это «Бабур-наме», «Мубайин» (в стихах – 1521), «Индийский диван» (стихотворный диван). Многие представители исторические науки и литературы из числа ближайшего окружения Бабура – Ходжа Калан, Шейх Зайн, Турдибек, Хаксар, Байрам-хан и др. писали свои труды также на тюрки. Дети Бабура – сыновья Хумаюн и Камран, дочь Гульбадан-бегим владели двумя языками в совершенстве (дари и тюрки). Это подтверждают дошедшие до нас их литературные произведения. Бабур придавал большое значение правописанию, стилистике и произношению. В одном из писем к сыну Хумаюну он делает ему резкие замечания за грамматические ошибки и сложный стиль письма. Он пишет: «Почерк твой, правда, можно прочесть, если потрудиться, но очень неясен… Правописание у тебя неплохое, но и не очень правильное… Почерк твой хоть и с трудом, все-таки читается, но смысл не вполне можно понять из-за неясных слов… Впредь пиши проще, ясным и чистым слогом: и тебе меньше будет труда и тому, кто читает» (см. «Бабур-наме»). У самого Бабура язык и стиль его произведений очень самобытен. Язык его прост и лаконичен, народен, в нем полностью отсутствуют риторические ухищрения, свойственные его современникам. В Индии к «Бабур-наме» относились с большим уважением. «Бабур-наме» стала любимой книгой его потомков (Хумаюн-падишах, Акбар-шах (внук), Джахангир, Шах-Джахан и др.). В настоящее время «Бабур-наме» привлекает все большее внимание специалистов всего мира. «Никакой мусульманский историк или географ, за исключением ал-Беруни, не сделал до него описания Индии так живо и верно» (Мухаббул Хасан – ученый из Индии, который в 1980 г. принял участие по заданию ЮНЕСКО в переводе ее на французский язык). Эта книга переведена на персидский еще в XVI в., английский, французский (1980 г.), немецкий – в XVI в., русский язык. Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается во всех крупных востоковедческих центрах мира (в странах СНГ, Чехии, Словакии, ФРГ, Турции, Италии, Франции, США, Англии, Индии, Пакистане, Афганистане).

 

5. Этические взгляды А.Джами.

В странах Ближнего и Среднего Востока, в том числе в Средней Азии и Хорасане издревле большое внимание уделяли этическим вопросам, нравственному воспитанию людей. Прогрессивные этические идеи содержались в устном народном творчестве среднеазиатских народов, передовых культурных, нравственных традициях и воззрениях мыслителей. В истории Средней Азии трудно найти естествоиспытателя, философа, художника, поэта и литературоведа, который не затрагивал бы в своих трактатах проблемы нравственности. В ХIV-ХV вв. среди ученых и мыслителей Средней Азии усиливается обращение к светским наукам, стремление к изучению тайн природы, характерными становятся возвышение человеческого разума и его способностей, высоких нравственных качеств человека, проповедь гуманистических идей и общечеловеческих ценностей.

Нуриддин Абдурахман Джами (1414-1492) родился в Хорасане. Образование получил в медресе Герата и Самарканде. Обладал  большими познаниями во многих науках, хорошо знал арабский язык,  математику, логику, астрономию, космографию, право и был знатоком искусства. Он оставил богатое наследие во многих областях науки и литературы. Произведение Джами «Бахаристан» («Весенний сад») является одним из лучших педагогических памятников таджикского народа ХV в. Он написан по образцу «Гулистан» («Цветника роз») Саади. Каждая из 8 глав называется «равза», т.е. сад. В них помещены рассказы и притчи, поучения мудрецов  о жизни, нравственном поведении. По убеждению Джами, достоинство человека определяется не занимаемой должностью, а честным трудом. Он считал важным для молодого поколения овладение знаниями. Цель овладения знаниями – подготовка к тому, чтобы стать полезными для людей. «Данные науки старайтесь применить на практике», - советует он. «Наука без практики – это отрава, которую нельзя пить», - считает Джами. Источником знания, великим учителем и наставником молодежи Джами считал книгу. Он призывал молодежь читать, любить и ценить ее. Знание создали люди и оставили его после себя для подрастающих поколений в книге. Предшественники Джами отдавали предпочтение воспитанию в семье. Высоко оценивая значение и труд учителя, Джами в «Книге мудрости Искандера» рассказывает об Александре Македонском,  который учителю воздает почести больше, чем отцу. Идеальным учителем Джами считает воспитателя Александра Македонского Аристотеля. Джами верил, что при помощи воспитания можно сформировать такие человеческие качества, как гуманизм, чувство дружбы и товарищества, скромность, правдивость, щедрость и трудолюбие. Он продолжал гуманистические традиции своих предшественников.

 

6. Педагогические труды Дж. Давани.

Джалалиддин Давани (1427-1502) – известный мыслитель средневекового Востока, внес большой вклад в развитие педагогической мысли. Давани родился в селении Даван, в провинции Казарун (Иран). Образование получил в медресе Шираза. После окончания учебы преподавал в медресе, а затем стал судьей Шираза. После отставки от должности судьи вернулся к преподавательской работе, много путешествовал, побывал в ряде городов Ирана, Ирака, Индии, Афганистана, где встречался с учеными. Ученый-энциклопедист Давани оставил большое творческое наследие. Ему принадлежат сочинения по философии, логике, юриспруденции, педагогике, этике, математике и геометрии. Всего более ста книг: «Трактат о доказательстве необходимого», «Трактат о веществах», «Трактат о повелении души», «Трактат о психологии», «Методы воспитания детей» и др. Самым крупным произведением Давани, в котором затрагиваются общественно-политические, социально-этические и педагогические проблемы является «Сияние блеска в превосходстве нравственных качеств» или кратко «Ахлоки Жалоли» («Этика Жалоли»). Его трактат посвящен Узун Хасану, правителю Западного Ирана. В нем нашли отражение вопросы возникновения общества, социальной структуры феодального строя, о справедливых и несправедливых государях, об их отношении к подданным, вопросы морали и социальной справедливости и нравственного воспитания людей и т.д. Хотя Давани жил и творил на территории Ирана, его труды, в особенности «Этика Жалоли», оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли народов Средней Азии, в частности, Узбекистана. До ХХ в. трактат Давани «Этика Жалоли»  служил учебным пособием в мактабах и медресе Самарканда и Бухары.

 

7. Алишер Навои о воспитании и обучении.

Алишер Навои (1441-1501) родился в Герате (столица западных владений Тимуридов). В 15 лет он прославился как поэт. Основоположник узбекской литературы, мыслитель, ученый, художник, музыкант, государственный деятель. Писал стихи на языках тюрки и  фарси. Педагогические идеи Навои отличаются большим гуманизмом. Он считает человека самым высшим, благородным существом мира, а ребенка – светилом, которое освещает дом и приносит в семью радость и счастье. Мало любить собственных детей, человек должен любить всех детей – «будущее поколение». По мнению Навои, цель воспитания – подготовить подрастающих людей хорошо образованными, овладевшими лучшими человеческими качествами и борющимися за счастье народа. Он высоко ценил человеческий разум и науку. «Знания и мудрость – украшение человека», - писал он. Ребенку, говорил Навои, с малых лет необходимо дать правильное воспитание, сообразуясь с возрастом, а к изучению наук надо приступать как можно раньше. Овладение науками и ремеслами, по мнению Навои, не самоцель: они должны быть полезными народу, ибо тот, кто получил знания и не сумел их применить, похож на крестьянина, вспахавшего поле,  но не засеявшего его. Критикуя мактаб, с ее схоластической системой обучения, он выступал за светское образование, настаивал на том, чтобы школа дала многосторонние знания. Навои осуждал принуждающие методы воспитания как в школе, так и дома, выступал против телесных наказаний. По убеждению Навои, главное - это любовь к детям. Невежественные учителя – большой бич для школы. Учитель должен не только в совершенстве знать свой предмет и обладать глубокими знаниями, но и понимать нужды народа, показывать во всем пример. Говоря о роли и значении учителя в обществе, Навои подчеркивал, что его (учителя) необходимо уважать. Подвергая резкой критике феодальную мораль, поэт осуждал тщеславие, жадность, обман и двуличие придворных чиновников-казнокрадов. Навои призывал прививать молодому поколению любовь к Родине, уважение к человеку – самому высокому и ценному дару Вселенной. Значительное место в произведениях Навои занимают вопросы нравственного и трудового воспитания.

 

8. Нравственные взгляды Х. Ваиз Кошифи.

Хусайн Ваиз Кошифи (1440-1505) был одним из крупных ученых мыслителей Средней Азии и Хорасана в ХУ в. Он занимает определенное место в развитии духовной культуры Востока. Кошифи написал более 200 трудов по этике, астрономии, логике, литературоведению, математике, арифметике, истории ислама, теологии, истории, теории музыки, изобразительному искусству, врачеванию. Кошифи родился в г.Сабзавар провинции Хорасан. В 70-е годы он по рекомендации А.Джами, переезжает в Хирот. Там встречается с Навои. И с этого времени между тремя великими личностями завязывается творческая дружба. Богатое творческое наследие Кошифи, в особенности его этические идеи, еще не стали объектом специального исследования. В своих произведениях «Рисолати хожамийа» (посвящен правителю Хусейну Байкаре), «Ахлоки Мухсини», «Анвари Сухайли», «Махзану Эншо», «Футивват – номайи султони» поднимает социально-политические и этические проблемы.   В «Ахлоки Мухсини» большое место отведено анализу государственных проблем и разумного управления страной. В трактате центральное место занимают вопросы воспитания в людях высоконравственных качеств, беспощадно критикуются отрицательные явления в обществе. В деле воспитания детей особое внимание следует уделять приобретению им высоких моральных качеств и избегать отрицательных. «По возможности нужно стремиться к (хорошему) воспитанию его (ребенка), чтобы он приобрел положительные свойства и уклонился от низких поступков»,  - говорил Кошифи. В раннем возрасте дети бывают очень восприимчивыми, принимают все: плохое и хорошее. «Душа ребенка, - отмечал он, - похожа на чистую доску, на которой легко начертить любое изображение». Точно такую же мысль высказал позже английский философ Джон Локк (1632-1704). Он считал, что при рождении душа человека похожа на чистую доску, а психика человека – на лист белой бумаги, которая заполняется в процессе жизни.

Кошифи говорил о влиянии коллектива и внешней среды на человека. Для формирования ребенка в нем необходимо воспитать такие общепринятые этические нормы: уважение к старшим и родителям, честность, общительность и др. В формировании полноценного человека, его убеждений немаловажную роль играют семья, родители. Определенный интерес представляет мнение Кошифи об учителях и воспитании. Дело в том, что его взгляд по этому вопросу несколько отличается от мнений других мыслителей. Когда речь идет об обучении и воспитании детей, Кошифи в первую очередь подразумевает воспитание не всех детей, а только сыновей правителей. Он считал необходимым назначать для воспитания детей не одного преподавателя, а четверых, в соответствии с возрастными особенностями детей. Первый учитель должен обучать ребенка Корану, предписаниям шариата, другой – прививать ему элементарные нормы поведения, правила культуры еды и т.д., третий – обучать правилам езды и другим достоинствам, которые требуют от человека мужества и храбрости, следующий этап должен проходить у крупных шейхов, мудрецов и ученых, которые обучают его светским и религиозным наукам. Кошифи и другие мыслители, видя моральное разложение феодальных аристократов, хотели предотвратить их пагубное влияние на молодежь, поэтому и считали важным взяться за воспитание детей феодалов. В своих сочинениях Кошифи призывал правителей проявить заботу о народе, быть честными, щедрыми и справедливыми. Он был сторонником развития науки, овладения знаниями, ремеслами, осуждал невежество, корыстолюбие, тунеядство и др.

Вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения:

1. Какой была общественно-политическая, экономическая и культурная жизнь в эпохи А.Темура?

2. Какие предметы включала традиционная мусульманская система образования (мактаб) в XIV-XVI вв.?

3. Каким был процесс обучения?

4. В чем сущность школьных реформ Улугбека?

5. Дайте анализ структуре медресе Улугбека.

6. Какие мысли высказал Улугбек об учителе?

7. Форма обучения «джамоа». Назовите плюсы и минусы. Найдите в истории педагогики аналогии таким формам обучения.

8. В чем выражается вклад Бабура в развитие узбекского языка?

9. В чем сущность этических взглядов Джами?

10. В каких произведениях Давани затрагиваются педагогические проблемы?

11. Что говорит А.Навои о роли и значении учителя в обществе?

12. На какие направления воспитания советует обратить внимание Ваиз Кошифи?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!