СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание сознательной дисциплины и ответственности в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание сознательной дисциплины и ответственности в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.»



Васильева Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,,

ГБОУ СОШ №151

Красногвардейского района г Санкт-Петербурга,

мобильный телефон: 8-(911)-251-98-07

e-mail:[email protected]


Воспитание сознательной дисциплины и ответственности в условиях реализации Стратегии развития воспитания

в Российской Федерации до 2025 г.


Аннотация

В статье рассматриваются основные теоретические основы школьной дисциплины, актуальность данной проблемы, основа технологии воспитания сознательной дисциплины в условиях в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.

Ключевые слова

Школьная дисциплина, ответственность, технология воспитания школьной дисциплины, роль классного руководителя, правила для обучающихся.стратегия воспитания, ключевая идея региональной концепции воспитания, направления воспитания.



Проблема школьной дисциплины волновала и волнует в течение многих веков, являясь предметом заботы педагогов. В настоящее время проблема не потеряла свою актуальность.

Под школьной дисциплиной понимают исполнение со стороны учащихся требований школы относительно их поведения в школе.

Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Дети стали более активны, самостоятельны, свободны в выборе и выражении своего мнения, в поступках и не склонны придерживаться дисциплинарных правил.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке обучающихся к соблюдению правил в социуме.

Дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Дисциплина - это продукт всей суммы воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия.

Актуальность проблемы школьной дисциплины, методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций остро стоит в современном обществе.

1.Непременным условием зарождения индивидуальной и общественной самодисциплины является совместная коллективная выработка правил жизни класса, школы и заключение своеобразного договора между учащимися и учителями на их выполнение.

В соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Актуальность данной темы обуславливается значимостью изучения различных аспектов в школьной дисциплине.

2.На протяжении 2 х лет в ГБОУ СОШ №151 на базе 9 б класса реализовывалась программа по формированию сознательной дисциплины.

Задачей программы является формирование личностных результатов, которые предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению

Объектом данной программы является школьная дисциплина. Предметом работы является - возникающие проблемы в школьной дисциплине.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть понятие дисциплина, школьная дисциплина;

Изучить причины нарушения школьной дисциплины;

Рассмотреть нормы школьной дисциплины;

Обозначить подходы к решению проблемы школьной дисциплины классным руководителем;

Охарактеризовать методические приемы и технологии решения проблем дисциплины на уроке.

В целях достижения решения поставленных задач, мною был проведен анализ научных источников и литературы, учебников и пособий, использованы Интернет ресурсы, обработка исторических данных, изучение докладов экспертов в данной области.

3. Теоретические основы понятия школьной дисциплины, нормы дисциплины и причины нарушения .
Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Слово дисциплина в переводе с латинского имеет два значения:

- учение, определенная отрасль знания;

- обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку.

Следовательно, дисциплина - это наличие твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов коллектива

Проблеме дисциплины придавали первостепенное значение все великие педагоги, во все эпохи и режимы.

Правильное решение вопроса дисциплины - это решение проблемы сохранения детской, школьной свободы как главного условия здорового развития ребенка. Дисциплина есть общий, беспристрастный и бескомпромиссный защитник всех жителей школы

4.В современной школе проблема нарушения школьной дисциплины является одной из наиболее острых и актуальных, а также достаточно сложной в отношении способов ее решения

Несмотря на все многообразие подходов к решению проблемы школьной дисциплины хорошее знание своего предмета и методическая грамотность педагога являются наиболее важными условиями, которые, способны предупредить нарушения дисциплины на уроке и обеспечить эффективность учебно - воспитательного процесса. Учитель должен тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности.

Дисциплина, мотивация и кооперация нам представляются тремя важнейшими целями, достижение которых должно в настоящее время стать основной управленческой задачей в отечественном образовании. .

Формирование самодисциплины - необходимое условие для поколения, которое будет через 15-20 лет определять будущее развития страны. Формирование самодисциплины у школьников не сулит быстрого успеха. Этому мешает названные причины и цели нарушений дисциплины, общее неблагоприятное состояние учительской среды: доминирование женщин в общем количестве педагогов, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей.

Нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество - такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь - таково и завтрашнее общество

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребенке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения.

5. Технология воспитания сознательной дисциплины

В современной школе используются разнообразные методы решения проблемы дисциплины

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил.

Как же проводить эту большую работу?
Прежде всего необходимо разъяснить родителям, что воспитание культуры поведения начинается до прихода ребенка в школу и целиком зависит от обстановки в семье. Только в совместной работе школы и семьи можно достичь определенных результатов в воспитании культуры поведения.
Выбирая то или иное педагогическое вмешательство, необходимо помнить, что смысл истинного педагогического воздействия - не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели: остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем.

Еще одно свойство педагогического воздействия - оно должно быть неминуемым, обязательным, неизбежным.

В школе были проведены мероприятия по профилактике нарушений дисциплины

среди обучающихся

1.      Информирование:

-    классные часы (с привлечением  педагога-психолога ,  социального педагога , администрации);

-     родительские собрания ;

-     информация на стенде;

-     информационные буклеты.

2.      Наблюдение с фиксацией случаев нарушения дисциплины.

3.      Создание работниками школы благоприятных условий для соблюдения правил поведения учащимися:

-     неукоснительное соблюдение дисциплины работниками школы;

-     наличие обратной связи между  учителями-предметниками , классными руководителями, родителями;

-     тщательная подготовка классными руководителями всех проводимых с классом мероприятий, которая предполагает взаимодействие дежурного администратора, заместителей  директора  по воспитательной работе (далее – ВР) и  по учебно-воспитательной работе (далее – УВР), социального педагога,  родительского комитета в целях формирования сознательной дисциплины у учащихся образовательного учреждения (далее – ОУ).

Проведены мероприятия по профилактике и предупреждению опозданий

Классные руководители

1. Информируют учащегося и родителей о расписании уроков и звонков (дневник, буклет); о правах и обязанностях учащихся, зафиксированных в Уставе ОУ.

2. Ведут карту фиксации пропусков уроков и учебных дней.

Учителя-предметники

1. Постоянно поддерживают контакт с классным руководителем (совместный анализ причин пропусков уроков)

Социальный педагог

1. Информирует классных руководителей об особенностях детей группы риска.

2. Выявляет и сопровождает детей группы риска.

Заместитель директора по ВР

1. Организует обсуждение проблемы опозданий на общешкольных мероприятиях (дискуссии, деловые игры).

2. Проводит акцию "Самый дисциплинированный класс" и др. в целях стимулирования сознательной дисциплины

Заместитель директора по УВР

1. Информирует классных руководителей и родителей о правилах поведения в ОУ в соответствии с его Уставом.

2. Участвует в работе дисциплинарной комиссии, проводит работу с родителями и учениками в особо сложных случаях

Родительский комитет, родители

1. Проводят рейды "Родители против опозданий".

2. Приглашают родительский актив в школу с целью привлечения внимания к проблеме опозданий (встреча детей утром, анализ листков информирования и т. д.)

3. Привлекают родителей к решению проблемы опозданий ребенка (соблюдение режима дня, контроль его выполнения)


  При реализации данной программы, постоянно отслеживалась эффективность применяемых форм и методов воспитания с помощью различных методик, тестов, мониторинга учебных достижений. Все они показывают положительную динамику.

Уровень сознательной дисциплины может быть существенно повышен и станет адекватным потребностям общества и государства, если в образовательном процессе будет обеспечено выполнение следующих условий:

актуализация ценностного содержания представлений о дисциплине для учащихся среднего звена и их ближайшего окружения, (семья, сверстники, педагоги);

организация модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимися стратегии поведения на основе творческой интерпретации социально-значимых ценностей;

взаимосвязь внешнего социально-педагогического воздействия с внутри личностным процессом формирования самодисциплины.

переосмысления проблемы школьной дисциплины в современных условиях.

Таким образом, современный подход в воспитании требует от педагогов умения формирования личностных результатов образовательной деятельности, которые предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме., зафиксированной как ФГОС, так и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Повышение профессионализма педагогических работников в области воспитания позволит реализовать планы и проекты, связанные с формированием личностных результатов образовательной деятельности

Список используемой литературы

1. П.В. Стратилатов О системе работы учителя, - М.: Просвещение, 2012;

2. К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения, - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010;

3.Тарасов С.В. Концептуальные основы воспитания школьников в Ленинградской области//Образование для качества жизни. Стратегические ориентиры развития образовательной среды региона: колл. Монография/под науч. ред. д.п.н., проф. С.В. Тарасова. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016

4. Маркова А. К., Орлов А. Б. Мотивация учения и ее воспитания у школьников,– М.: Просвещение, 2012;

5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. СПб.: Питер, 2011.
6.Сахипгареева Л. А. Проблема школьной дисциплины [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 201-205.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!