СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание толерантности посредством ознакомления с культурой народов Поволжья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый народ велик своей историей и культурой, своей неповторимостью. Общечеловеческие ценности усваиваются не абстрактно, а через познание, усвоение национальных традиций, обычаев, многовековой культуры своего народа. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей. Ребёнок не рождается ни русским, ни марийцем, ни татарином или мордвином, но он живёт и воспитывается в определённой этнической среде.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание толерантности посредством ознакомления с культурой народов Поволжья»»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Лаишевский детский сад общеразвивающего вида «Счастливый малыш»
















Доклад на тему:

«Воспитание толерантности посредством ознакомления с культурой народов Поволжья»









Воспитатель: Сафина Р.С.










Лаишево - 2016

Я хочу начать своё выступление словами замечательного академика, профессора и поэта Геннадия Николаевича Волкова:

«Без памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности -  нет личности,

без личности нет народа,

как исторической личности».

Каждый народ велик своей историей и культурой, своей неповторимостью. Общечеловеческие ценности усваиваются не абстрактно, а через познание, усвоение национальных традиций, обычаев, многовековой культуры своего народа. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей. Ребёнок не рождается ни русским, ни марийцем, ни татарином или мордвином, но он живёт и воспитывается в определённой этнической среде.

Первый человек, с которым ребёнок вступает общение - это мать. Он слышит её речь, язык, узнаёт других членов семьи, познаёт окружающий его мир. Постепенно ребёнок познаёт традиции, обычаи, устои своей семьи, а потом и своего народа. Он усваивает определённые нормы поведения, даёт оценку окружающему миру и самому себе. Лишь хорошо зная национальные традиции, многовековую культуру своего народа, человек сумеет понять и оценить, научиться уважать культуру других народов.

В наше время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является воспитание толерантности по отношению к другим народам и культурам. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия. Процесс толерантного воспитания начинается с раннего детства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство отражаются в содержании образования и воспитания детей уже с младших групп детского сада.

В дошкольном образовании культурное воспитание более эффективна, если установлена тесная связь родителей с педагогами. В этом случае родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое значение. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы культурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности и дошкольное.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них.

Интернациональное патриотическое и толерантное воспитание детей осуществляется с помощью различных средств: общение, использование художественных произведений и изобразительного искусства, национальных кукол, танцев, песен и т. д.

Рассмотрим одно из важнейших средств толерантного воспитания – традиции.

Традиции – это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности.

Чем лучше человек знаком с духовным наследием различных народов, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит, и быть терпимее, толерантнее.

Важным средством воспитания этно-толерантности является общение.

Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.

Огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств.

Национальная кукла является игрушкой, способствующей воспитанию толерантных чувств. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе игр, с использованием национальных атрибутов и настольных игр.

Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность.

Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают фольклор. Эффективным средством являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени, соотносимые мировоззрением этносов.

Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

В заключении хочется сказать словами замечательного писателя, публициста, создателя народной педагогики Василия Александровича Сухомлинского «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!