Консультация на тему:
«Воспитание основ толерантности
посредством народной сказки»
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность — это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых ранних лет. Развитие толерантности сложный процесс, который необходимо начинать в дошкольные годы и развивать в течение всей жизни. Дошкольное детство — это время достижений. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития толерантности.
Есть много форм работы по воспитанию у детей толерантности. Я хочу рассказать об одной из них. Воспитание основ толерантности посредством народной сказки. Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. Многие педагоги, начиная с античного времени вплоть до В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, включая А.С.Макаренко, считали сказку важнейшей сутью детского возраста, ключом к воспитанию, проживанию чужого опыта, анализу проблем.
Сказка для ребенка – это особая реальность, которая помогает в «сказочной» форме постигать непонятный мир взрослых. Сказка умеет учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко многим жизненным ситуациям. Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод педагогики, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Цель сказкотерапии: снизить уровень детской конфликтности и агрессивности, уменьшить число психосоматических заболеваний. Помочь недостатки ребенка превратить в достоинства. Определить главные черты ребенка и облагородить их.
Задачи:
1.Научить детей строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
2.Познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
3.Снять психоэмоциональное напряжение.
4.Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, решить частные проблемы (страхи, тревожность, агрессивность, гипперактивность).
Виды сказок, используемых в работе.
Художественные сказки (народные, авторские) - к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического использования, но тем не менее успешно ему служат.
Народные сказки.
Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
1.Окружающий нас мир — живой. В любой момент любой его элемент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Такое отношение нужно воспитывать у детей и к людям, и к растениям, и к рукотворным вещам.
2.Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3.Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4.Самое ценное достается человеку через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5.Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Авторские сказки
Такие сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы поставим своей целью помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, то мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).
Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы должны помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказки.
Абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
Психокоррекционные сказки
Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Медитативные сказки
Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса.
Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок — это отсутствие в них конфликтов и злых героев.
Психотерапевтические сказки.
Сказки, врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны: там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять ребенка в размышлении, а также давать читать на дом.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 6-7 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.
В сказкотерапевтических историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:
1.Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
В результате использования сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.
Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители и воспитатели смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут детям неоценимую помощь. Ребенок будет знать, что родителям и воспитателям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
В сказке есть та особая, веками накопленная мифологическая сущность, которую ни один человек, даже самый блестящий воспитатель, не заменит увещеваниями, назиданиями и примерами. Читая сказки народов, мы знакомимся с их культурой. Сказочные мотивы и сюжеты могут вплетаться во все виды деятельности. Сказки разных народов и похожи, и непохожи друг на друга. Колорит пейзажей, одежды, драгоценностей, сила подвигов и смирения – все носит национальную окраску, однако в сущности своей совпадает: дружба, любовь, забота о родителях и детях, преодоление вражеских козней.
Но наряду со многими сходствами, каждая сказка имеет и свои национальные особенности, обладает местным колоритом, например, в сказках северных народов превалируют птицы, олени, рыбы, деревья, широкие реки, океаны, льды, одежда и жилище из шкур. В сказках Кавказа речь идет о виноградниках, ущельях, ручьях, конях, джигитах, шелках, саклях. Но у всех в сказках есть афоризмы, например: «Мир не без добрых людей»; «Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца», «Дружба людей гору сокровищ создает», «Язык дружбы не нуждается в переводе», «Дружба и братство – лучше богатства».
Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга. Имеют одинаковую идейную направленность. Но, несмотря на сходства и различия, принадлежность к разным культурам, сказки заставляют удивляться богатству народной выдумки, задорного юмора. Они учат нас мудрости, добру, справедливости, понимать и любить красоту жизни, уважать труд, быть смелыми и бороться за все прекрасное и доброе на земле.
Даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известной «Репки».
В этой крошечной сказке все имеет смысл. Об этом можно порассуждать с детьми. Например, почему дед посадил репку? Не морковь, не свеклу, не редьку. Последнюю куда труднее было бы вытащить. Репка вся наружу, за землю держится только хвостиком. Здесь важно первичное действие - посев единственного малюсенького, едва видимого глазу семени, имеющего форму круглую, шарообразную, репка сама почти точно воспроизводит шар, увеличиваясь в размерах в тысячи раз. Да и мышь из той же категории взаимоотношений: бесконечно малое имеет в мире свой смысл, свое значение, бесконечно большое складывается из бесконечно малого, без последнего нет первого. Итак, в «Репке» обнаруживает себя целая философская концепция, мудрая и высокопоэтическая, а также огромные ресурсы слова, словесных средств и методов. Эта сказка - свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала русского языка, того, что русский язык по праву стал языком межнационального общения. Поэтому, как бы ни менялась ситуация в стране и в мире, нельзя ни в коем случае допустить ухудшения изучения русского языка и русской культуры.
Вместе с тем часто сказка учит отвечать злом на зло. Например, вспомним сказку «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?
После чтения можно предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.
При помощи сказок учат детей решать возникшие противоречия. Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки.
В сказке «Петушок и бобовое зернышко» очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. И дети решали вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки.
Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.
В воспитании ребенка сказки выполняют регулятивную функцию, которая основана на их содержании. Они несут в себе проверенные временем способы деятельности, результаты мысли и труда многих поколений, кодекс отношений и правил, в соответствии с которыми строят свои взаимоотношения члены общества и семьи.
Специфика воспитывающего воздействия народных сказок на подрастающее поколение заключается в том, что передача моральных норм, трудовых умений и навыков осуществляется естественно, ненавязчиво через общепринятые нормы, обряды, обычаи.
Народные сказки, как средства воспитания подрастающего поколения, обладают великой силой воздействия на личность воспитуемого. Здесь сама жизнь - школа воспитания, а народные сказки - средства достижения целей воспитания. Дети, включенные в такую систему, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребенок усваивает практику честных поступков раньше, чем начинает понимать содержание понятия "честность".
В обеспечении глубокого и разностороннего воспитательного воздействия народных сказок на детей современная педагогика исходит из главных принципов своей многовековой воспитательной практики, показавшей, что, во-первых, жизнь в ее разнообразных проявлениях - лучший источник воспитания, в том числе и семейного; во-вторых, совместный труд и полноценное духовное общение детей с родителями и другими взрослыми - ведущий фактор формирования семьянина, патриота, труженика; в-третьих, поощрение самостоятельности и творчества детей - основа нравственного и трудового воспитания.
Возвращение к прошлому своего народа - закономерность, продиктованная требованиями времени, т.к. позволяет приобщить детей к вечным истинам и ценностям. При этом необходимо очень бережное обращение с народной культурой и традициями, опора на главное, сущностное любого обряда или обычая, - т.е. на понимание народом окружающих его явлений и вещей, его понимание мира. Осмысление внутренней стороны обычая, учет его смыслового значения и контекста в котором он выполняется.
Национальная идея - это не просто символ коллективного самосознания, но и реальный духовный объединитель, выразитель совокупного образа народного духа, его интеллектуального и нравственно-эстетического потенциала, благодаря которому и возможно воспитание любви и преданности к Родине. Познание, взращивание и укоренение идеальных ценностей своего народа открывает подрастающим поколениям путь постижения особенностей духа и национальных идей других народов. Такое межнациональное и интернациональное взаимное познание ведет к жизненному духовному сближению, к взаимообогащению культур, и главное, человеческому всеединству на основе всеобщей любви. Нельзя познать дух и полюбить человечество, не познав и не полюбив духа своего народа и отечества.