СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание ценностного отношения к природе через проектно-исследовательскую деятельность.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе, представленном на городском экологическом семинаре, описан опыт проектно-исследовательской деятельности, главной целью котрой было воспитание ценностного отношения  детей к природе.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание ценностного отношения к природе через проектно-исследовательскую деятельность.»

Воспитание ценностного отношения к природе через проектно-исследовательскую деятельность

Что такое ценность?

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. 

  • Ценность — как характеристика предмета или явления, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».

  • Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

Ценностное отношение к природе, признание её значимости может осуществляться разными способами: через осознание красоты природы; через осознание значимости чистой природы для здоровья человека – её полезности; через осознание гармоничности отношений всей совокупности живых существ, объединенных в объект природа и т.д.

Поэтому проектно-исследовательская деятельность, направленная на воспитание ценностного отношения к природе может осуществляться как в проектах творческого характера, так и через исследовательскую деятельность в области экологии родного края и биологии животных и растений нашей области.

Примерами такой деятельности могут служить работы моих детей в 2017-2019учебных годах.

Творческим проектом был проект «Музыкальные инструменты из природного материала», выполнен Гончаровой Марией, 8 класс Слайд 1

Созданный музыкальный инструмент – Рейнстик

Техника игры на рейнстике крайне проста: Рейнстик медленно переворачивают на 180° по вертикали, позволяя сыпучему наполнению постепенно перемещаться, создавая звуковой эффект, похожий на шум ливня. Звуком рейнстика можно управлять, меняя скорость и угол наклона, медленно вращая его вокруг оси, а также используя его как шейкер для создания ритмических рисунков.

Мария изготовила два музыкальных инструмента – рейнстика из высохших прошлогодних стволов борщевика, который можно легко найти в окрестностях нашего города. Один инструмент - с добавлением гречневой крупы, так как стебель борщевика шире в диаметре, другой - с добавлением манной крупы- он уже по диаметру. (Приложение 1, рис. 6)

Для начала наметила рисунок из точек с наружной стороны по всей длине трубки. Эти точки обозначают места расположения отверстий под перегородки, которые я вставила в трубку. (Приложение 1, рис. 7) Точки нанесены по спирали обвивающей трубку, такой узор создает достаточно препятствий для наполнителя, который будут перемещаться внутри трубки и создавать шелестящий звук от ударов о перегородки и удлинит ход крупе.

Для того чтобы определится со звуком, использовались разные крупы (гречка, манная крупа) и проводила эксперименты.(Приложение 1, рис. 8)

Сколько нужно крупы для гармоничного шуршания определяем на глаз. Я рекомендую заполнять трубку на 1/8 - 1/4 от всего объема, но не стоит использовать слишком много материала. (Приложение 1, рис. 9) Работа заняла 1 место в городской эколого-биологической конференции(слайд 2)

Приводя детей к творчеству с природными материалами: стебли растений, шишки , желуди и так далее я учу их быть внимательными и чуткими к картинам окружающего мира, помогаю им осознать ценность природы в красоте.

Осознавая ценность природы в гармонии взаимодействия со всеми живыми существами был осуществлен исследовательский проект «Утки в городе: проблема или нет?»

(Слайд 3-9) Ученица 8 класса, изучали проблему увеличения численности водоплавающих птиц-крякв, остававшихся в городе на зимовку. Детей волновали вопросы: почему утки не улетали? Есть ли проблемы в природе, из-за которых они остаются в городе? Насколько безопасно им оставаться? Чем их можно подкармливать и нужно ли это делать? Как это скажется на экологии города? В реализации этого проекта участвовали учащиеся нескольких объединений. Мы выходили на Всероссийскую экологическую акцию учета водоплавающих птиц, сравнивали результаты подсчета нескольких лет, изучали научную литературу и пришли к определенным выводам. Ребята изготовили листовки и вывесили их в местах кормления уток: чем кормить и как… Именно чуткость по отношению к окружающим живым существам-уткам, и забота приводит к бережному отношению к братьям нашим меньшим.

Этот проект был высоко оценен на многих конференциях.

Ценность природы с точки зрения влияния человека на здоровье окружающей среды заботит детей не меньше, чем влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Были проведены исследования антропогенного влияния на загрязненность почвы тяжелыми металлами (учеником 4-го класса 11 лицея) и мониторинг экологического состояния родников города Новокузнецка. (Слайд 10)

Определяя загрязненность почв разных районов методом посадки кресс-салата, Суртай Максим не только выявил наиболее загрязненные почвы, но и изучил методы выведения тяжелых металлов, о чем сообщил в памятке для садоводов. Эта работа даже на очной Международной конференции была оценена по достоинству – 2 место.

Мониторинг экологического состояния родников- не менее ценная работа. Ребята в течение последних 3 лет подходят к сохранению родников Новокузнецка с разных сторон: снимали в 2016 году социальный ролик о роднике Запсибовском, позже через год о проводимых на нем работах эко-отряда станции юных натуралистов… Мониторинг экологического состояния в течении нескольких лет показывает необходимость проведения уборок на родниках и их благоустройства. Кузьмичев Илья проводил оценку качества воды в родниках и анализ на наличие примесей. Как оказалось, вода в них жесткая. И все содержат хлориды, что требует дальнейшей проверки. (Слайд 11)

Неравнодушность к судьбе родников, и к экологии нашего города в целом, чуткость к меньшим братьям, внимательность и наблюдательность урепляют ценностное отношение к природе и через проектную деятельность – для выяснения причины проблемы, помогают воспитывать бережное отношение к ней.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!