Воспитание творческой самостоятельности младшего школьника через проектную деятельность.
Учитель начальных классов Водолагина Елена Юрьевна
МОБУ СОШ №7 пгт Прогресс Амурской области
Особый интерес педагогов нашей школы вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
-личностно-ориентированное;
-использует множество дидактических подходов;
- представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру;
-самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
-поддерживает педагогические цели;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Таким образом, проект- это реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них. Он основывается на детской самодеятельности, поэтапном движении к цели, на конкретном творческом деле.
Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств- умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения.
Вот почему проектно-исследовательская деятельность учащихся, одно их главных направлений моей педагогической деятельности, а для моих детей толчок к исследовательской творческой деятельности. Для этого я использую на уроках методы создания проблемной ситуации. В урок ввожу моменты исследования, ставлю детей в такие условия, когда нужно выдвигать предположения, гипотезы, а творческие домашние задания часто перерастают в творческие работы. Очень способствует вовлечению в проектно-исследовательскую деятельность работа кружка, который я веду второй год «Цель мечта».
В младшем школьном возрасте, а у меня второй класс, рано вести речь о самостоятельном проектировании, так как это сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами, поэтому проекты моих детей реализуются с большой долей участия родителей и учителя.
Работаю я по следующему плану:
1 этап: Работа над темой. (Выбор темы самими учащимися под моим руководством)
2 этап: Выход на тему (с помощью взрослых меня и родителей)
3 этап: Выбор направления сбора информации
4 этап: Выбор формы представления проекта(завершение работы).
Мои второклассники работали над следующими проектами:
1. :«Правила Этикета» дети самостоятельно находили информацию в энциклопедиях, библиотеке, интернете о происхождении вежливых слов, о влиянии их на отношения в коллективе. Дети выполняли рисунки по притче «О скверном характере».С докладами они выступали на занятии, а также на школьной линейке. Завершающим итогом работы исследовательской деятельности стал творческий проект «Праздник Этикета»
Дети сами сделали выводы о том, что необходимо уважительно относиться к людям, т.к. без дружеского участия невозможно добиться поставленных целей. Главным результатом своей работы считаю создание атмосферы творческого поиска, самостоятельного развития и самореализации детей.
2. Редакционно-издателький «Чему учит меня спорт».В этой работе велся активный поиск на вопрос: Как влияет занятие спортом на учёбу, на достижение поставленных целей и на взаимоотношения в коллективе? Сам Илья серьёзно занимается футболом, активно участвует в жизни класса. Результатом этого проекта стал информационный плакат на тему «Спорт – это жизнь»
3. Исследовательский «Истории великих открытий».
Главным вопросом этой работы : Чему учат истории великих людей? Была собрана информация про великих ученых, изобретателей, спортсменов. Вывод, который сделал ученик, поможет ему лучше ориентироваться в выборе своих целей в жизни. Продуктом проекта стала презентация «Чему учат истории великих людей?.
4. Творческий проект мудульного оригами «Лебедь» .По двум сценариям 1: Игрушка –сувенир,
2 :Украшение для сцены. Выполняли брат и сестра Журавлёвы Данил и Полина, а также Мейсак Юлия.
На уроках окружающего мира дети защищали такие проекты:
1.«Защита рек и озёр от загрязнений» Были представлены Рисунки –памятки о том как необходимо вести себя на водоёмах. Подготовленные ученики зачитывали сообщения про самое глубокое озеро «Байкал».Подготовленные ученики Дети инсценировали сказку «Разноцветные рыбки».
ИНСЦЕНИРОВКА.
-Однажды в одном озере встретились разноцветные рыбки и Равели такой разговор.
ЖЁЛТАЯ РЫБКА: -Соседка, почему ты такая красная?
КРАСНАЯ РЫБКА: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную Вот и стала я от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?
ЖЁЛТАЯ РЫБКА: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?
ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Видели бы вы, какой на мне лежал груз: банки, брёвна, даже колёса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой- еле-еле выбралась из-под мусора.
КРАСНАЯ РЫБКА: Ой, смотрите-ка, кто это?
ФИОЛЕТОВАЯ РЫБКА: Среди сородичей я таких не видела.
ЧЁРНАЯ РЫБКА: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежали утки и от нефти погибали.
КРАСНАЯ РЫБКА: Что же нам делать? Как дальше жить?
ЧЁРНАЯ РЫБКА: А может ребята помогут, расскажут, как очистить воду в реках и озёрах?
Главным результатом своей работы считаю, создание атмосферы творческого поиска, саморазвития и самореализация детей.
Отмечу положительные моменты работы над проблемой:
1.Воспитание чувства уважения к взрослым;
2.Воспитание навыков самостоятельности и ответственности;
3.Выработка умения работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками;
4.Расширение кругозора учащихся;
5.Изменение отношения между учащимися и родителями , (детьми и родителями)
На ряду с положительными моментами работы в проектном результате следует отметить и отрицательное, отстранение групп родителей о проектной деятельности, а следовательно отдаление о жизни класса, от собственных детей.
Переоценка отдельными учащимися собственных сил. Не все дети взялись за проект, сумели довести до конца.
Работа над проектами обогащает моих детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству, фантазированию,- «романтиков» и мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Кроме того, каждый школьник овладел методом поиска и анализом информации, научился ставить конкретную цель и достигать её.