ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Направление –44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) – Дошкольное образование
Мансурова Розалия Ранисовна
Контрольная точка 1
Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе (16.12.2021)
Преподаватель Сиренко Юлия Валериевна
Уфа 2023
План
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
Цель, содержание, закономерности и принципы процесса воспитания.
Характеристика направлений воспитания.
Методы воспитания.
Воспитание в социальном смысле- воздействие общества на личность человека.
Воспитание в педагогическом смысле- процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
Функции воспитания:
- культурно-созидательная (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);
- гуманистическая или человекообразующая функция (развитие потенциала личности ребенка).
- функция социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).
Виды воспитания: физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.
Общие свойства воспитания с процессом обучения:
- целенаправленность
-двусторонний характер
-управляемость
-отражение в процессе и результате общественных ценностей
-единство целей, задач, содержания, форм и методов.
Специфические свойства воспитания:
-многофакторность
-вариативность результатов
-длительность
-непрерывность
-комплексность формирования требуемых качеств.
2. Цель, содержание, закономерности и принципы процесса воспитания.
Цель- идеальная модель результата деятельности.
Цель воспитания-заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.
Основные концепции целей воспитания:
-Прагматическая. Цель воспитания: «воспитание ради выживания»; школа должна воспитывать прежде всего эффективного гражданина и разумного потребителя
-Гуманистическая. Цель воспитания: оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».
Задачи воспитания в современной системе российскогг образования:
- формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению.
- гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества.
- владение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опятом Отечества, призванным служить прочным фундаментом всего духовного мира личности
- формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязоннастям личности
- развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей
- обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.
Участники воспитательного процесса:
Преподаватели, консультанты, тренеры, руководители всех уровней.
Обьект процесса воспитания- сам воспитанник
Коллектив, в котором осуществляется процесс воспитания.
Социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы.
Принципы обучения- это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.
Принцип гуманизации
Принцип целостности
Принцип культурообразованности
Принцип единства обучения и повседневной жизни учащегося
Принцип систематичности, доступности и посильности обучения
Принцип сознательности и активности обучения.
Принцип наглядности обучения.
Принципы воспитания- это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы (цели, задачи, направления содержания, методы)
Принцип единства- единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс.
Ведущая роль преподавателя- преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия.
Принцип организации активной деятельности воспитуемых- эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности.
Принцип связи воспитания с жизнью- оказание помощи личности в ее всестороннем развитии профессиональном и жизненном самоопределении.
Принцип гуманизма в воспитании- вера в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека.
Принцип опоры на коллектив- эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности.
Принцип использования самовоспитания- самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости мастерства.
Характеристика направлений воспитания
Классификация направлений воспитания |
Критерий | Направления воспитания |
Содержательный аспект | Умственное, трудовое, физическое |
Институциональный критерий | Семейное, дошкольное, школьной, внешкольное, воспитание по месту жительства. |
Стиль взаимоотношений | Демократическое, авторитарное |
Основные направления воспитательной работы в рамках реализации ФГОС | Общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальная деятельность. |
Образовательные области согласно ФГОС ДО | Социально-комунникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Методы воспитания.
Метод воспитания- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания.
Признаками метода воспитания являются:
- конкретное содержанием воспитательной деятельности;
-определенный способ его усвоения
- специфическая форма взаимодействия участников воспитательного процесса.
Воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.
Характеристика методов воспитания
Методы, направленные на формирования сознания | Методы формирования необходимых навыков поведения | Методы стимулирования |
Убеждение Данный метод является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса- формирования должного поведения. Основные инструменты метода- вербальные (слово, сообщение, информация). Вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера обладающего особой силой убеждения. | Упражнение. Упражнение –это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения. Упражнения в процессе воспитания нацелены: Отработку умений и навыков. Выработку положительных привычек поведения Доведение положительных привычек до автоматизма. | Психологическая основа методов стимулирования- переживание, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. Оценка или самооценка- путь к коррекции поведения обучаемого. Поощрение-это выражение положит.оценки, одобрения, признаки качеств, поведения воспитанника или целой группы. Наказание- это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. |
Автор высказывания | Краткая информация об авторе | Высказывание о воспитаннике |
К.Д.Ушинский | 1823-1871гг, русский педагог, писатель,основоположник научной педагогики в России. | «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, в себе заключает всю возможность успехов воспитания». |
А.С.Макаренко | 1888-1939 советский педагог, писатель. | «Воспитание есть процесс социальной в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте- педагоги» |
Л.С.Выготский | (1896-1934), советский психолог, ученый основатель культурно- исторической теории в области психологии. | Обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития». |
А.Швейцер | 1875-1965, немецкий врач, философ этик. | «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами». |
И.А.Зимней | Советский педагог, и ученый-психолог, доктор психологических наук | «Воспитание как процесс формирования отношений человека к миру» |
Е.В.Бондаревской | 1931-2017гг, Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО. | Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности |