СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание в целостном педагогическом процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание в целостном педагогическом процессе»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)





Направление –44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) – Дошкольное образование





Мансурова Розалия Ранисовна





Контрольная точка 1

Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе (16.12.2021)









Преподаватель Сиренко Юлия Валериевна











Уфа 2023

План

  1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

  2. Цель, содержание, закономерности и принципы процесса воспитания.

  3. Характеристика направлений воспитания.

  4. Методы воспитания.

  1. Воспитание в социальном смысле- воздействие общества на личность человека.

Воспитание в педагогическом смысле- процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Функции воспитания:

- культурно-созидательная (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

- гуманистическая или человекообразующая функция (развитие потенциала личности ребенка).

- функция социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Виды воспитания: физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.

Общие свойства воспитания с процессом обучения:

- целенаправленность

-двусторонний характер

-управляемость

-отражение в процессе и результате общественных ценностей

-единство целей, задач, содержания, форм и методов.

Специфические свойства воспитания:

-многофакторность

-вариативность результатов

-длительность

-непрерывность

-комплексность формирования требуемых качеств.

2. Цель, содержание, закономерности и принципы процесса воспитания.

Цель- идеальная модель результата деятельности.

Цель воспитания-заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Основные концепции целей воспитания:

-Прагматическая. Цель воспитания: «воспитание ради выживания»; школа должна воспитывать прежде всего эффективного гражданина и разумного потребителя

-Гуманистическая. Цель воспитания: оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Задачи воспитания в современной системе российскогг образования:

- формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению.

- гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества.

- владение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опятом Отечества, призванным служить прочным фундаментом всего духовного мира личности

- формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязоннастям личности

- развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей

- обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Участники воспитательного процесса:

  1. Преподаватели, консультанты, тренеры, руководители всех уровней.

  2. Обьект процесса воспитания- сам воспитанник

  3. Коллектив, в котором осуществляется процесс воспитания.

  4. Социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы.

Принципы обучения- это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

  1. Принцип гуманизации

  2. Принцип целостности

  3. Принцип культурообразованности

  4. Принцип единства обучения и повседневной жизни учащегося

  5. Принцип систематичности, доступности и посильности обучения

  6. Принцип сознательности и активности обучения.

  7. Принцип наглядности обучения.

Принципы воспитания- это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы (цели, задачи, направления содержания, методы)

Принцип единства- единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов, образующих воспитательный процесс.

Ведущая роль преподавателя- преподаватель, руководитель воплощает в себе единство и целостность воспитательного процесса, обеспечивает согласованность всех его частей и последовательное применение его принципов. Личный пример руководителя является самым эффективным средством воспитательного воздействия.

Принцип организации активной деятельности воспитуемых- эффективное развитие человека может происходить только в процессе его собственной активной деятельности.

Принцип связи воспитания с жизнью- оказание помощи личности в ее всестороннем развитии профессиональном и жизненном самоопределении.

Принцип гуманизма в воспитании- вера в возможность положительных результатов воспитания для каждого человека.

Принцип опоры на коллектив- эффект воспитания достигается не только активностью руководителя, но в значительной степени обусловлен еще воздействием тех микрогрупп, в которых проходит, как правило, процесс воспитания личности.

Принцип использования самовоспитания- самостоятельная целенаправленная деятельность, ведущая к наиболее полной реализации, развитию и совершенствованию личности, вершинам ее зрелости мастерства.

  1. Характеристика направлений воспитания

Классификация направлений воспитания

Критерий

Направления воспитания

Содержательный аспект

Умственное, трудовое, физическое

Институциональный критерий

Семейное, дошкольное, школьной, внешкольное, воспитание по месту жительства.

Стиль взаимоотношений

Демократическое, авторитарное

Основные направления воспитательной работы в рамках реализации ФГОС

Общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальная деятельность.

Образовательные области согласно ФГОС ДО

Социально-комунникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.


  1. Методы воспитания.

Метод воспитания- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания.

Признаками метода воспитания являются:

- конкретное содержанием воспитательной деятельности;

-определенный способ его усвоения

- специфическая форма взаимодействия участников воспитательного процесса.

Воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.

Характеристика методов воспитания

Методы, направленные на формирования сознания

Методы формирования необходимых навыков поведения

Методы стимулирования

Убеждение

Данный метод является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса- формирования должного поведения.

Основные инструменты метода- вербальные (слово, сообщение, информация).

Вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера обладающего особой силой убеждения.

Упражнение. Упражнение –это многократное повторение и совершенствование способов действий, являющихся основой поведения. Упражнения в процессе воспитания нацелены:

Отработку умений и навыков.

Выработку положительных привычек поведения

Доведение положительных привычек до автоматизма.

Психологическая основа методов стимулирования- переживание, которое вызывает тот или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя.

Оценка или самооценка- путь к коррекции поведения обучаемого.

Поощрение-это выражение положит.оценки, одобрения, признаки качеств, поведения воспитанника или целой группы.

Наказание- это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы.




Автор высказывания

Краткая информация об авторе

Высказывание о воспитаннике

К.Д.Ушинский

1823-1871гг, русский педагог, писатель,основоположник научной педагогики в России.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, в себе заключает всю возможность успехов воспитания».



А.С.Макаренко

1888-1939 советский педагог, писатель.

«Воспитание есть процесс социальной в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте- педагоги»

Л.С.Выготский

(1896-1934), советский психолог, ученый основатель культурно- исторической теории в области психологии.

Обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития».

А.Швейцер

1875-1965, немецкий врач, философ этик.

«Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами».

И.А.Зимней

Советский педагог, и ученый-психолог, доктор психологических наук

«Воспитание как процесс формирования отношений человека к миру»

Е.В.Бондаревской

1931-2017гг, Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО.

Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!