СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание: вызовы времени, нестандартные решения, ситуация успеха».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Воспитание: вызовы времени, нестандартные решения, ситуация успеха».»

воспитание: вызовы времени, нестандартные решения, ситуация

успеха».

Воспитание нового поколения – формирование личности одна из

главных задача современного мира.

Изменения в 90-х годах повлияли на кризис в воспитательной работе

общеобразовательных учреждений. И опасность совсем не из-за

несовершенства экономики и не в изменении политической системы, а в

опустошении личности. Забыв, устоявшиеся ценности, основы

воспитательной работы (деятельности пионерской и комсомольской

организаций) - это все привело к пустоте в воспитательной системе, что

повлекло за собой подмену понятий, воспитательная работа превратилась в

совокупность мероприятий, и уж точно не способна решить современные

проблемы воспитания. Этот вакуум стремительно заполнила антисоциальная

деятельность. Материальные ценности поглотили духовные. У детей

сформированы ложное восприятие доброты, милосердия, великодушия,

справедливость, гражданственность и патриотизм. Все чаще и чаще пред нами

встают вопросы: Как воспитывать современных детей? Почему они такие? Что

им нужно? Новый взгляд на воспитание вот что нам необходимо. Выбор

данной темы не случаен, проблемы, а порой и отсутствие воспитания на

сегодняшний день является актуальной темой в современном обществе.

Уже не только педагоги, но и родители озадачены проблемой:

воспитание – пустой звук или важная составляющая нашего будущего и как

это работает... Дети нового тысячелетия уже не доверяют взрослым, и они не

являются для них примером. Для решения задач просто методики

оказываются бессильны, и нам нужен совершенно другой подход и

нестандартное решение. Нам предстоит раскрыть тайну: «дети нового

времени» - особенные.

Скорее всего ответы кроются в том, что взрослые и маленькие жители

планеты совершенно по-разному воспринимают информацию. Для детей,

родившихся в новое время, информация – это ресурс, который поступает

напрямую из информационного пространства. Они приобретают и применяют

знания автоматично. А также они не концентрируются на полученном опыте

и совершенно не стремятся пользоваться им постоянно, многократно. Каждый

раз все начинаю с нуля. Они легкие и внезапные, это чудо-дети нового

времени. Для них не существуют условий, лимитов, табу. Жизнь и каждый миг

— уникальны и это НОРМА. Они претендуют на уважение. Поэтому очень

ценно быть с ними на равных. Как писал Сухомлинский В.А.: «Самый лучший

учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он

учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель

знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его

устах становится могучим орудием воздействия на молодую,

формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру

воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к

нравственному поведению, нравственным поступкам».

Зачастую взрослые считают эгоизмом то, что сегодняшний ребенок

называет особенностью. А на самом деле, новое поколение стремится познать

себя и найти свое место в современном обществе. Самое интересное, что дети

ищут и находят ответ в одиночку.

Вследствие чего возникает проблема современного ребенка —

социализация. Из-за отсутствия реального общения, у детей страдает

эмоциональное состояние, интеллект и созидательная энергия. Дети нового

тысячелетия не способны сотрудничать, корректно отстаивать свою точку

зрения. Что может быть проще решить любой спор с помощью кулаков?

Достаточно трудно переубедить сегодняшних родителей, что нападение не

значит защита, и все недопонимания и разногласия можно уладить словами.

Современному ребенку несомненно и просто необходимо выйти за

пределы дозволенного, так как для него просто нет слов «Нельзя», «Опасно»,

все можно, и даже иногда думаешь, что инстинкт самосохранения исчез вместе

с мамонтами. И скорее всего по этой причине родители опекают детей, порой

даже чрезмерно, не оставляя их одних ни на секунду, заполняя все свободное

время, отводя на всевозможные дополнительные занятия и кружки.

Детям нужна наша помощь, о которой скорее всего они никогда не

попросят. Нам не стоит забывать, что для роста важно и нужно сталкиваться

со сложностями и препятствиями и от них совершенно не надо ограждать, а

лишь только помочь с ними справиться.

Совершенно не стоит пытаться изменить характер ребенка. Всем нам

известно, что в определенные моменты жизни созревают те или иные

способности и потенциал.

А также еще один немаловажный фактор современного подхода в

воспитании сокращение запретов. Запрет – это камень преткновения. Мы и не

замечаем, что в новом поколении бушует океан энергии развития и бездна

премудростей. И перед нами стоит задача отвести ребенка от негатива, и

вызвать интерес в полезном. Многие скажут: «это невозможно!». Но

современный педагог способен возразить. Да это непросто, требует

колоссального напряжения и интенсивной работы, неординарных

способностей, но самое главное, что все возможно.

Педагогам выпала самая важная привилегия — общение с ребенком. Это

одновременно и тяжелый труд, так как ребенок чувствует притворство, и

способен выявить любую хитрость. Даже не стоит и пробовать хитрить с ним!

Дети, рожденные после 2010-го, они люди нового измерения, которые

не способны воспринимать повышенный голос. Они пришли учить нас. Для

многих это прозвучит как абсурд, но нам просто необходимо спрашивать

советы, к которым мы обязательно должны прислушиваться. В них много

знаний, о которых мы можем даже не догадываться.

Сегодняшний мир – самобытен и неповторим. А самое главное, что для

роста и развития у современных детей есть все, о чем даже не могли мечтать

дети прошлых поколений. Что мы можем сделать для наших детей, чтобы они

не утратили свою уникальность в процессе воспитания?

Воспитание – передача общественно-исторического опыта новым

поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой

работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека

с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе

общественных отношений.

Принципы воспитания:

 гуманистической направленности;

 природосообразности;

 культуросообразности;

 эффективности социального взаимодействия;

 ориентации воспитания на развитие социальной и культурной

компетенции.

Нашей главной целью является формирование личности у учащихся, а

личность и культура неразрывны. Культурный человек — это человек, не

столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный

сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и

человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением,

общением и т.д.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание

Л.Н. Толстой:

Что же такое зло? Что такое добро? Мы провели диагностирование и

выявили уровень развития духовно - нравственных качеств у школьников и

выяснили категориальную структуру нравственности.

Но для начала предстояло ответить на вопрос: какие категории в

нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля

мы можем найти такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество,

умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется

понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И.

Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.

Затем мы попросили школьников пояснить, как они понимают

предъявленные им слова. Из опрошенных было 52 ученика (26 девочек и 26

мальчиков), Опрос проводился индивидуально. Дети, участвующие в опросе,

являются учениками различных школ, классов и социального положения.

Статистика ответов учащихся представлена в таблице:

Слова Объяснили Объяснили Не

объяснили

Не

объяснили

Девочки Мальчики Девочки Мальчики

Счастье 83,3% 75% 16,7% 25%

Свобода 50% 58,3% 50% 41,7%

Мудрость 33,3% 41,7% 66,7% 58,3%

Мужество 83,3% 83,3% 16,7% 16,7%

Умеренность 41,7% 33,3% 58,3% 66,7%

Справедливость 66,7 58,3% 33,3 41,7%

Дружба 91,7 83,3% 8,3 16,7%

Добро 91,7 91,7 8,3 8,3

Зло 91,7 83,3% 8,3 16,7%

Милосердие 25% 33,3% 75% 66,7%

Долг 41,7% 33,3% 58,3% 66,7%

Вина 33,3% 41,7% 66,7% 58,3%

Итак, ученикам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло»,

«добро», «счастье», и труднее, «вина», «мудрость», «умеренность»,

«милосердие»

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди

дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления

дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают

друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе».

Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это

весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее

многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают»,

«когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа

ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или

самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только

эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела»,

«всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем

уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные

различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде

всего с помощью, для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда

никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые школьники включили

«добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только

с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.

Несмотря на то что категории «свобода» и «долг» смогли объяснить

многие, но их понимание далеко от действительного.

В связи с этим мы понимаем на сколько важна и нужна новая программа

воспитания, направленная на воспитание духовно - нравственных качеств

школьников, которой можно придерживаться в течение всего периода

обучения ребенка в школе.

Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных

отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться,

делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит

и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Духовно-нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и

важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном

воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное

развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее

нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам

наук в наше время происходит достаточно четко и в обязательном порядке.

Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь

именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

Программа воспитания нашей школы основана на базовых национальных

ценностях:

 патриотизм

 социальная солидарность

 гражданственность

 семья

 труд и творчество

 наука

 традиционные российские религии

 искусство и литература

 природа

 человечество

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность, духовное и нравственное

развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание

программного и дидактического материала, самой организацией урока.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения

оказывает личность педагога.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что

сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение

учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним,

с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с

коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель,

учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими

своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным

окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и

учебной, и внеурочной деятельности у учащихся формируются основы

нравственного поведения, духовной культуры.

Для нашей школы источниками нравственности являются:

1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к

своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;

2. социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к

людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;

3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество;

долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и

правопорядок; свобода совести и вероисповедания;

4. семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей:

забота о старших и младших; продолжение рода;

5. труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и

настойчивость; трудолюбие; бережливость;

6. наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое

сознание;

7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония,

духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое

развитие;

8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;

9. человечество — мир во всем мир, многообразие культур и народов,

прогресс человечества, международное сотрудничество.

При определении направлений нравственного воспитания школьников

очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и

содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового

времени.

Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ

наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть

благородным и добросердечным.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты

там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем

лучше природная почва, тем богаче урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей

грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но

так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и

«слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Ответ очевиден: педагог должен быть примером, а значит таким, каким

он хочет воспитать ребенка. Демонстрировать, практиковать и воплощать

именно то, что он старается взрастить в ребенке.

Подвести итог хочется словами великого индийского философа

Махатма Ганди (1869–1948): «Хочешь изменить мир — начни с себя».

Педагогам и родителям нужно срочно меняться, если они хотят, как

модно сейчас говорить, «быть в теме», того чем сейчас живут современные

дети. Обратная связь от ребенка к взрослому в этом должно заключаться

воспитание. И все новое будет проще для восприятия если излагать все новое

в ярких картинках и необычных образах.

Загляните в свое детство, вспомните, что такие методы как обязанность,

принуждение и навязанное чувство долга, уже тогда не являлось двигателем

прогресса, а значит и в современном мире – это не работает.

Нам надо быть с детьми на равных, мы должны вместе отправиться в

путешествие по самопознанию, нам не надо апеллировать только лишь своим

опытом, мы не должны навязывать уже готовые ответы. Нам надо только

создать условия для детей на поиск собственных решений.

Ребенок, придя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает на

любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Не секрет: в

школьные годы происходит крушение этого светлого оптимизма.

Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального

подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. В

результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности,

меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных

эмоциях ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную

работу.

Поэт Давид Кугультинов в своём стихотворении «Дайте первую удачу»

призывает

Дайте, дайте первую удачу!

Пусть в себя поверит человек!

Пусть в приливе радости горячей

Ощутит себя потомком всех,

Кто творил, кто сделал мир богаче...

Дайте, дайте первую удачу!

Дайте, дайте первую удачу!..

Чтобы гордость юную не пряча,

Человек, как молодой орел,

Прянул в небо и себя обрел,

Путь свой во Вселенной обознача!..

Дайте, дайте первую удачу!

Первой заповедью воспитания Ушинский считал необходимость дать

детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство

гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Один из американских ученых, психолог, педагог Глассер убежден, если

ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в

жизни.

Книга доктора педагогических наук Белкина «Ситуация успеха. Как ее

создать?» дает рекомендации педагогам и родителям. Автор убежден, что,

если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником.

Следовательно, если помочь человеку однажды достичь

положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на

будущую деятельность. Ситуация — это сочетание условий, которые

обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

Ситуация - это то, что способен организовать учитель.

Предрасположенностью к ситуации успеха является выбранный стиль

взаимодействия педагога и учащегося. Трудно сказать, сколько педагогов

пользуется тем или иным стилем. Но каждый из нас может сделать самоанализ,

подойти к этому вопросу критично.

Педагог должен начать с себя!

Успешный педагог – успешные дети.

Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость,

боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди

учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная

работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его

ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь,

внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится". "Я даже не сомневаюсь в успешном

результате".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах

совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается

путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с...". "Выполняя работу, не забудьте

о...".

4. Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная

деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

5. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой

деятельности.

"Только ты и мог бы...". "Только тебе я и могу доверить...". "Ни к кому,

кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...".

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение

Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу... ". "Так хочется поскорее

увидеть...".

7. Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какойто его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение". "Больше всего мне в твоей

работе понравилось...". "Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей

работы".

Приемы создания ситуации успеха

1. "Эмоциональное поглаживание"

Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит

"молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков

преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст

учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся

на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое

достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу,

отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог

успешного воспитания.

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды

подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к

своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень

эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают

бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива

благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей.

Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху,

девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких

учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3. «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на

ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть,

какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста

только на известном учащимся материале, который используется в

доказательстве в качестве опорного знания.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать

условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для

себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее

возможности. Он должен получить интересный результат, открывший

перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только

заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить

перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5. «Взлет»

Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал

скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд,

высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное

горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а

мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В

конечном итоге формируется вера в себя.

6. «Следуй за нами»

Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему

возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил.

Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом

пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

7. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор

потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей

учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на

отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы

деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого

приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

8. «Заражение»

В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха

других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость

всех. Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной

микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного

целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп

школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих

микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие

видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это

радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

9. «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо

положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с

оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она

нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о

движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими

отметками, ребенку нужно дать шанс!

10. «Интеллектуальная инверсия»

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном

порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями.

Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает

их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность

самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога.

Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал.

Можно даже говорить о потенциале класса.

Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые

постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические

потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого

процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому

педагог получает новый заряд энергии.

Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя

полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность

в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших

результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные

эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают

ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно

влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

И самое главное, ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан,

прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не

была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что

открытие сделано с помощью подачи учителя радость успеха может

померкнуть (В.А.Сухомлинский).

В воспитании детей нового времени я использую технологии коучинга.

Это простой и очень эффективный метод, коучинг как технология,

направленная на развитие «чемпионского мышления», выход за пределы

возможного, процесс, позволяющий проявиться и реализоваться талантам.

Я занимаю коуч-позицию, могу выделить некоторые коучинговые

подходы, которые применяю в своей практике:

1)Обратная связь в начале и в конце урока повысит уровень

осознанности и степень вовлеченности в изучаемый предмет, за счет чего

предполагается повышение интереса к обучению., в отличии от стандартного

подхода, основанного на принципе учебник – задание- контрольная.

2) Практическая направленность занятий позволит школьникам

творчески реализовываться и учиться самостоятельно подбирать способ

решения задачи, в отличии от стандартного подхода.

3) Вера в индивидуальность и способности каждого чтобы в каждом

ученике разглядеть личность со своими интересами, нужны учителя, с

отсутствием оценочной (экспертной) позиции. Коуч-учитель не занимает

оценочную позицию, не даёт советов или готовых решений, не переносит свой

опыт. Ученик всегда сам принимает решение о следующем шаге, который он

сделает на пути в овладении дисциплиной и сам несёт ответственность за

успех.

4) Партнерские отношения учителей и учеников, коммуникативное

сотрудничество, построение доверительных отношений.

5) Изменения возможны, поддержание эмоционального состояния

ученика, основанного на регулярной записи учениками успехов о проделанной

работе.

6) Осознанность и ответственность. Сбор всей необходимой

информации для решения задачи и её анализ производятся учеником

самостоятельно при содействии учителя-коуча. Осознанность помогает

принять ответственность за свои действия. Для этого используются

специальные техники, главная из которых – вопросные технологии коучинга.

7) Принцип поэтапного развития. Следует следить за тем, чтобы каждый

шаг ученика в процессе обучения находился бы в «зоне ближайшего

развития».

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем следующие основные моменты.

Педагог – не просто передает знание, он – тренер талантов. Педагог

раскрывает свой потенциал и потенциал учащихся.

Новое поколение требует особого внимания при создании новой

системы образования, при этом важно учитывать индивидуальные

особенности каждого отдельного ученика.

Наша основная задача правильно и осознанно поддержать их. Меняться

нужно нам, а не им. Следует учиться у них, учиться вместе с ними, учиться их

понимать и принимать.

Наших детей ждет непростое будущее. Они ведут нас в новое время и не

стоит этому сопротивляться.

Каждое ребенок уникален и неповторим. Залогом успешной работы —

индивидуальный подход, любовь, понимание уникальности, внимательное

отношение к каждому. Хочется, чтобы взрослые помнили, что перед ними

всего лишь дети, которым все равно к какому веку или поколению они

принадлежат.

Наш завтрашний успех начинается сегодня!

Успех порождает успех!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!