Воспитание духовно-нравственного гражданина при изучении родного края в начальной школе
Звягинцева С. М., учитель
начальных классов, г. Уфа
«Из честолюбия или чувства долга
не может родиться ничего ценного.
Ценности возникают благодаря
Любви и преданности людям и
объективным реалиям этого мира».
Альберт Эйнштейн
Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании в процессе её обучения не вызывает сомнений. На рубеже нового тысячелетия больше внимания стало уделяться гуманитаризации образования. На первый план начинает выходить духовное, человеческое.
Культурное наследие, как результат творческой деятельности множества поколений, требует к себе пристального внимания. Бережное к нему отношение должно вырабатываться, прежде всего, в школе.
Анализируя работу преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
На своих уроках я стараюсь использовать разные виды деятельности: работу с художественной литературой, учебные диалоги, анализ ситуаций, творческие задания.
Современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру видеофильмов, компьютерным играм. Младшие школьники редко берут в руки книгу со сказками, занимательными приключениями. Не говоря уже о лирических стихотворениях. Их не любят читать вообще. Именно уроки изучения лирических стихотворений помогают «достучаться» до сердца ребёнка, приобщить к общечеловеческим духовным ценностям. Любое произведение можно прочитать так, что оно не оставит в душе никакого следа, а можно прочитать и так, что у ребёнка заблестят глаза, затаится дыхание и он будет весь во власти чувств, охвативших его.
Изучение наряду с общешкольной программой таких предметов как «История и культура Башкортостана» дает возможность формировать представление о народном идеале, о гуманизме и нравственности.
В программе предмета «История и культура Башкортостана», где главными стали принципы от простого к сложному, хронологическая последовательность и исторический подход, предусматривается получение системных знаний по материальной и духовной культуре башкир, а также других народов, населяющих Башкортостан. При этом приоритет отдается изучению культуры коренного народа.
Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными выдающихся личностей прошлого Башкортостана должно способствовать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.
Содержание предмета составляют произведения детской литературной классики, музыкального, изобразительного, театрального искусства, сведения о наиболее значительных событиях из истории Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцоров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обычаев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан. Содержание предмета учитывает художественную, образовательную и воспитательную ценность произведений, доступность материала соответственно возрастным особенностям учащихся, педагогическую целесообразность их изучения.
В каждом классе отводится время для ознакомления учащихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искусства и культуры - выходцев из региона и т.д.
Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Народное творчество вбирает в себя жизненный опыт, коллективную мудрость, пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Каждый народ создавал свою систему ценностей, свои идеалы.
Фольклорные произведения доносятся до учащихся из глубины веков. Народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое. Читая башкирские народные сказки, учащиеся должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет, а за какие наказывает. Задача учителя провести подготовительную работу и направить ребят по правильному пути.
Важно сопоставление башкирских народных сказок со сказками других народов мира, увидеть в них общечеловеческие ценности.
Свою роль в воспитании играют поговорки и пословицы. Их сложил народ, в них отразились его ум, вера в правду, трудолюбие, любовь к родине.
Еще один жанр фольклора, глубоко и полно представленный в курсе культуры Башкортостана –башкирская песня. Через песню происходило знакомство с историей народа, усваивались жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений, формировалось эстетическое восприятие мира.
Воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность, выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. Поэтому перед школой сегодня остро стоит задача формирования нового типа воспитательной системы, отвечающей реалиям нового времени и особенностям социальной, культурной, экономической и политической среды.
В начальной школе учащиеся получают представление о важнейших событиях истории, жизни и деятельности выдающихся личностей прошлого Башкортостана.
Творчество Мустая Карима – это школа верности, преданности, школа нравственности. Эта школа воспитала не одно поколение учащихся. Творчество Мустая Карима сопровождает учащихся на протяжении всего курса предмета «Культура Башкортостана
Нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, стяжательства, несправедливости. Она должна воспитывать в подрастающем поколении подлинно общественную, активную нравственность, которая требует обязательной наступательной борьбы за совершенствование всей окружающей жизни.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и воспитания.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Патриотизм, духовность, нравственность, гражданская ответственность по- прежнему являются основными и определяющими критериями личности в XXI веке.