СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБПОУ РО «ЗимПК» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описан опыт  воспитания  гражданской идентичности и толерантности у обучающихся  ГБПОУ РО "ЗимПК"  на занятиях по истории.

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБПОУ РО «ЗимПК» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ»

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ «ГБПОУ РО «ЗимПК» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ

И.Е. КОНДРАШОВА,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГБПОУ РО «ЗимПК»

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…» (Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г).

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:

- общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

- самоназвание гражданской общности;

- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.[4]

Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию гражданской идентичности и толерантности у обучающихся. Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности  у подрастающего поколения велась всегда, во все времена,  история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение.  Потому что уважение однокурсников к однокурснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал курса «История». Обращение к формированию гражданской идентичности и толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему, значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих студентам, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы преподавателей и обучающихся Зимовниковского педагогического колледжа в этом направлении показывает, что каждый курс исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. В качестве примера приводим названия мероприятий проводимые в педколледже в рамках изучения дисциплин: «История и культура Дона» Дона»: «Хоровод донских народов», «Казачья культура – симбиоз культур»; «История»: «Искусство – зеркало самопознания» – формирование представления о едином мировом культурном пространстве, «Основы православной этики», а также тематику классных часов: «Беженцы в России», «Герои России», «Нерусские сыны России», «Урок толерантности», «Стремись творить добро», «Мы такие разные, но мы вместе», «Планета друзей».

Более подробно хотим остановиться на содержании дисциплины «История», преподаваемой в педагогическом колледже.

Примерные темы дисциплины «Отечественная история»

Темы

Содержание

1

Расселение восточно-славянских племен

На территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.

2

Образование государства «Киевская Русь»

Указывается на толерантность варягов к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок. Конечно же, нет никакого резона затушевывать имевшиеся противоречия, вылившиеся в известные столкновения между новгородцами и варягами, хотя следует уточнить, что речь здесь идет не столько об этническом, сколько о социальном конфликте между гражданским населением и профессиональными военными, никогда не отличавшимися – вне зависимости от национальной принадлежности – добропорядочным поведением.

Первые русские князья.

Для формирования толерантного сознания используются и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса. Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки».

3

Правление Ярослава Мудрого.

Говоря об усобице между сыновьями князя Владимира, приводится мысль о том, что поступок князей Бориса и Глеба является – в какой-то мере – проявлением терпимости, которая стала потом «нормой жизни» среди Рюриковичей. Их пример стал основой поведения будущих поколений князей, которые, хотя и вели между собой войны, всё же воздерживались от политических убийств. Одной из причин такого самоограничения была, несомненно, боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.

4

Русь под властью Золотой Орды.

Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, отмечается, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа. Толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения. В этой связи проводится сопоставление поведения двух русских князей – Александра Невского и Михаила Черниговского (некоторое совмещение временных рамок в данном случае вполне допустимо). Рассказ о пребывании князей в Золотой Орде вызывает восхищение поведением князя Михаила. После этого предлагается спрогнозировать результаты компромиссов и нетерпимости в княжеской политике по отношению к монгольским ханам. Анализ полученных результатов позволяет прийти к самостоятельному выводу о пагубности политики нетерпимости и результативности компромиссов.

Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит преподавателя и его аудиторию к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.

5

Колонизация восточных окраин Руси в XIV-XVI вв.

Характер отношений вновь пришедшего русского и местного населения можно назвать толерантным. Это способствовало передаче друг другу навыков ведения хозяйства. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.

6

Отечественная война 1812 года.

Даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Преподаватель знакомит студентов с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.

6

Великая Отечественная война.

Внимание, например, акцентируется на том, что эвакуация активно проходила в национальные районы, прежде всего в республики Средней Азии. Туда прибывали люди иной культурно-этнической ориентации, но местное население многое сделало для того, чтобы разместить эвакуированных, обеспечить им определенные условия для жизни и деятельности. Часто особо теплое отношение проявлялось к детям, которые практически все были взяты на воспитание в местные семьи.

8

«Нерусские сыны России»

Важное значение для формирования толерантного сознания имеет такой аспект изучения истории, как рассказ о деятельности людей разных национальностей и вероисповеданий на благо нашей Родины. Работа в этом направлении начинается с первых уроков изучения отечественной истории. Преподаватель каждый раз должен акцентировать внимание на роли «инородцев и иноземцев», отказавшись от ставшего, увы, привычным поиска «врагов» вне границ отечества и вне пределов русской нации. Обучающиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства (греческие мастера-книжники, западноевропейские врачи и ученые, касимовские царевичи, выходцы из Литвы и Польши).Таким образом, постоянно, на всем протяжении изучения дисциплины студенты расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.

9

Исторический опыт применения террора в политической борьбе.

Задача преподавателя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает (или крайне затрудняет) возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса. Террор изначально приводит к определенной неустойчивости институтов государственной власти, какими бы несокрушимыми ни казались они со стороны.
Изучение проявлений терроризма в политической борьбе должно убедить, что достижение долгосрочных политических целей невозможно на пути насилия; они реализуются там, где присутствуют уважение к партнерам и понимание их позиций. Разумеется, толерантного отношения к террору быть не может, однако ответ на такой вызов должен быть не симметричным, но адекватным.

10

Демократия и толерантность в современном мире.

Рассказать о толерантности и её видах. Показать взаимозависимость демократии и толерантности. Определить границы толерантного поведения индивида или социальной группы. Привлечь обучающихся к решению ситуативных и проблемных задач в ходе изложения преподавателем нового материала. Основные понятия и термины: демократия, толерантность, закон убывающей и нарастающей толерантности, национализм, нацизм, инокультура, мультикультура, титульная нация, национальные меньшинства, этнические группы.

Целенаправленная работа по формированию толерантности у студентов педагогического колледжа на занятиях по истории приводит к положительным результатам. Рассматривая конкретные проявления толерантности в историческом процессе, они поднимаются до философского понимания толерантности и убежденности в необходимости проведения воспитательной работы по формированию толерантности на педагогической практике и в своей будущей педагогической деятельности. Главная задача преподавателя – постоянно работать в этом направлении, проводя из занятия в занятие идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.

Использованная литература:

1. Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. с. 27.

2. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: «Академический проект», 2004. с. 49.

3. Репинецкий А. «Толерантность на уроках истории».

4. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. – ФГАУ ФИРО, 2012 г.

5. slovari.yandex.ru/…/article/00051/67400.htm.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!