СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание в духе преподобного Сергия Радонежского

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В рамках празднования 700-летия  со дня рождения Сергия Радонежского с целью духовного просвещения , приобщения к истории и культуре России в Самаре проходила  региональная научно-практической  конференции " Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России.По итогам выступлений лучшие доклады были обубликованы в сборнике.В сборник вошел материал моего выступления по теме " Воспитание в духе преподобного Сергия Радонежского."

Просмотр содержимого документа
«Воспитание в духе преподобного Сергия Радонежского»

Воспитание в духе преподобного Сергия Радонежского

Костенко Анна Юрьевна,

методист музея, учитель информатики

и Основ Православной культуры

МБОУ СОШ №54 «Воскресение», г. Самара


Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...

( завещание преп. Сергия Радонежского).


Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, с формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является перво-степенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Как научиться и научить своих воспитанников под личиной добра разглядеть зло? Как выстроить правильную иерархию жизненных ценностей? Как в это трудное время сохранить в своем сердце любовь к жизни, людям, Отечеству, Богу?

Я считаю, что для этого необходимо обратиться к нравственным аспектам культурно-историчекских традиций русского народа.

Еще Н. В.Гоголь говорил о том, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа» [2]. У каждого народа существует свой особенный характер, выработанный столетиями и отражающийся в культуре этого народа. С давних времен Россия зарекомендовала себя как страна необычная, непохожая на другие, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайно притягательная. В чем же особенность нашей страны, нашего русского народа? Редкая черта характера русского народа – глубокая религиозность и связанное с ней искание абсолютного добра, красоты, справедливости. Русский человек обладает особенно чутким различием добра и зла, считает высшим богатством сердце близкого человека, любовь, красоту отношений. Благородство, жертвенность – вот те идеалы, к которым стремится русский человек. Эти люди не живут роскошью. Они, независимо от образования, стремятся к абсолютной истине, абсолютному совершенству – к Богу, стремятся к святости. Излюбленным чтением на Руси были жития святых. Именно чтение святоотеческой литературы учило русского человека:

Быть верным - без лести

Мужественным - без жестокости

Щедрым - без расточительности

Стойким - без фанатизма

Сильным - без гордости

Ревностным - без гнева и злобы

Милосердным - без тщеславия.

(митрополит Иоанн Снычев) [11].

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих. Их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа, в последнем счете, определяется его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях и современной секуляризованной русской культуры», – пишет Г. П. Федотов в своей книге «Святые Древней Руси» [10].

До 30-х годов XX века преподобный Сергий Радонежский был самым почитаемым святым России, имя его знал каждый русский человек. При имени преподобного Сергия народ вспоминал свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, ведь «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной», – писал В.О. Ключевский [7]. Вот уже 700 лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской, одним из самых ярких деятелей в тысячелетней истории России. Это был пророк и стратег развития Руси, бесстрашный государственный деятель, признанный святым уже при жизни. Богатырь духа, преподобный Сергий Радонежский, поднялся, по словам историка Ключевского, на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. [8]. Душа преподобного Сергия Радонежского была постоянно подчинена закону любви к Богу, ближним, Отечеству. Пребывая до кончины телом на русской земле, душой он одновременно находился в общении с Горним миром, а после кончины душа его, хотя и переселилась в Царство Небесное, продолжает и доныне большую часть времени пребывать на земле Руси со своим любимым народом. [9].

Павел Флоренский называет преподобного Сергия Радонежского особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, ангелом-хранителем России. [5]. Может ли современный человек России подняться на такую высоту духа? Какую ценость представляет для нас сегодня уникальность личности Сергия? В наше время, когда самые обыкновенные общечеловеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности становятся неочевидными, когда, по выражению Евангелиста Матфея, "по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь" (Мф.24,12), воспитание в духе преподобного Сергия, взращивание в себе и в своих воспитанниках плодов духа, стремление к святости, к самосовершенству всегда присущее русскому народу необходимо как никогда. Имя преподобного Сергия для каждого русского человека является святым и священным именно благодаря тому, что в его образе соединились высочайшие человеческие качества и добродетели. Кажется ни один из великих людей в человеческой истории - ни император, ни полководец, ни деятель литературы и искусства - не заслужил такой величайшей похвалы, какую воздавали и воздают многие поколения русских людей преподобному Сергию Радонежскому. Кажется, нет ни одной добродетели, которой бы он не обладал и которую бы не применял в своей жизни ко всем тем, кто к нему обращался за советом, помощью, исцелением, благословением. Он вышел из глубин народа, неся в себе его основные качества, его необыкновенный ум, кротость и терпение, смирение, склонность к простоте, врожденную скромность и неприхотливость, граничащую с аскетизмом, великодушие и любовь ко всем людям без исключения. [5]. Апостол Павел пишет: «Плоды духа – это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Давайте вместе рассмотрим некоторые из этих плодов, хотя все они в полной мере были присущи дивному преподобному Сергию.


Воздержание

Бывает так, что многое у человека есть, но Бога в нем нет – и все обесмысливается. Обесмысливается, потому что таким людям всегда чего-то не хватает, хочется большего и лучшего, и так до бесконечности. Всю жизнь кружится и суетится, ищет и не находит, берет и бросает. Душа все время чувствует голод. Подобно тому, как чувство одиночества сильнее переживается в большом городе, где много людей и никому нет дела до тебя, так и пустота души глубже переживается на фоне материального достатка, когда у человека всего много. Человеку не нужно много на земле, т.к. он не от мира. Умные люди всегда воздерживались от роскоши. Само наличие многого есть признак пустоты. Разумное воздержание во всем сохраняет человека от погружения в стихийность материального мира, порабощающего дух. [4]. По настоящему совершенное («итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), подлинное и прекрасное не нуждатся во внешней славе. Некто сказал: презирай богатство – и будешь богатым, презирай славу – и будешь во славе, презирай покой – и получишь его. [4]. Преподобный Сергий, удивляя родителей скудностью своей трапезы, не стремился к тщеславию и делал это отнюдь не по принуждению. Он сердцем стремился в горнии обители, к Богу, к тому, кто есть хлеб жизни и приходящий к которому не будет алкать и жаждать никогда, ибо человек подобен Богу, и невозможно получить свободу духа без стремления к Нему.

Кротость

Кротость – это еще один духовный плод, который мы должны взрастить в себе и в наших воспитанниках. Мы живем в круговороте событий и никак не можем успокоиться. Не уступай, не то тебя затопчут – девиз нашего времени. Вспомним пример Радонежского игумена, когда братия монастыря стала проявлять недовольство, усматривая погрешности в деятельности святого подвижника. Преподобный Сергий покидает монастырь, вверив братию в милость Божию. Братия же, осознав, какого игумена потеряла, просит Сергия возвратится в обитель – и он возвращаетя, ибо носит в сердце духовный плод кротости, снисхождения, мудрого понимания человеческой немощи, умеет пребывать в мирном духе, когда вокруг все тревожатся.

«Будьте кротки как голуби и мудры как змеи» (Мф.10:16).

Кротость в наше время очень редкий дар. Кроткие современные люди – это не слабые безвольные личности, это исполины, способные с помощью Божией утихомирить бурю страстей, кипящих вокруг. Не дерзостью укрощается дерзость, но кротостью, потому что Бог – Пастырь овец, а не волков. «Я посылаю вас, как овец среди волков для того, разумеется, чтобы вы обнаруживали кротость овец пред волками, и имели не только эту кротость, но и тщательно сохраняли целость, т.е. простоту и невинность; чтобы, подвергшись обидам и преследованиям, вы не переставали благотворить обижающим. А чтобы и то, и другое было согласно с добродетелью, необходима мудрость змеи в охранении головы, т.е. веры, и простота голубя в прощении обид злоумышляющему» - пишет Евфимий Зигбабен[12].

Вера

Вера – это единственный способ познания Царства Небесного. Если человек совершает свой жизненный пусть с верой, уповая на помощь Бога, он становится богословом, потому что не умозрительно, а реально переживает встречу с Богом. Человеку, имеющему великую веру, подвластно многое. Вера Сергия до сей поры служит примером всем православным людям. За всю свою жизнь Сергий ни разу не усомнился в своей вере. Живя один в лесу, уже после того, как брат его, не выдержав тяжести отшельнической жизни, ушёл, Сергий продолжал жить одной верой и молитвами. Вера помогала Сергию бороться со страхами и лишениями, искушениями и трудностями, страстями и мирскими желаниями. Своей верой Сергий создал памятник самому себе и даже удостоился чуда явления Богородицы и апостолов. [13]. «Без меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Только с Богом можно стремиться к совершенству, ибо Он раздвинул границы жизни, чтобы она одним крылом коснулась вечности. Неверующий человек сидит в яме и сердится, что ему говорят о каком-то горизонте, когда перед ним клочок неба. [4]. Из-за утраты веры нормальная жизнь (нравственная, духовная) зашла в тупик. Давайте вспомним слова пророка Моисея «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Вт. 30:19).

Милосердие и любовь

Среди всех других добродетелей добродетель милосердия занимает особое место, потому что Страшный Суд будет происходить по признакам проявления душою дел милосердия (Мф. 25, 31-46) и любви. Любовь подвигает душу на милосердие, и только любовь придает истинную цену милосердию, как соль придает приятный вкус пище. Милосердие и любовь, можно сказать, неразделимы. Как милосердие без любви, так и любовь без милосердия малоценны в очах Божиих. Враг рода человеческого особенно ненавидит милосердие, потому что Господь любит добрых, отзывчивых людей и неизменно являет им милость Свою. Злой силе трудно побороть тех людей, которые с любовию творят много добрых дел ради Христа, ради своего спасения и ради спасения ближних. Преп. Сергий Радонежский и преп. Савва Освященный в неурожайный год раздавали голодным последние запасы монастырского продовольствия. Насельники обители возроптали на них за излишнее щедролюбие, но преподобные отцы Савва и Сергий утешали их и велели ожидать помощи свыше. И действительно, Господь не замедлил помочь им. Промыслом Божиим в монастыре оказалось продуктов больше, чем было раньше.

Преподобный Сергий, трудясь не покладая рук, стяжал совокупность всех добродетелей – дар любви. «Стяжавший любовь, достигает Царстви Небесного уже на земле», – пишет Артемий Владимиров. [5]. Пылая пламенем любви к Богу и людям преподобный молился за каждого русского воина, проливающего кровь на Куликовом поле, отдаленном от него на многие десятки верст. Осеняя крестом каждого из павших ратников, он просил у Господа оставление грехов их и водворения их со святыми. Наше воспитание длится всю жизнь. И мы, воспитывая своих близких и самих себя, по крупицам собираем дар нелицемерной евангельской любви, которую нам завещал преподобный Сергий перед кончиной: «Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную». [6]. Бог создал человека из любви и любовью. И вся жизнь наша заключается в любви. [4]. Бог так устроил сердце человека, что оно ничем не насыщается кроме любви. Любовь – источник высших радостей. В Евангелии сказано, что мы не должны привязывать свое сердце к вещам второстепенным. Мы всегда ошибаемся, когда любим ближних наших больше, чем Бога. Тот, кто всю свою любовь отдает Богу, получает в ответ всю любовь Божию, и, отдав себя Богу, отдает всего себя людям, так же, как отдавал себя преподобный Сергий, любя все людей без исключения.

Радость

Мы ищем радости в этой жизни – легкие, доступные, многочисленные, хотя на дне таких радостей – смертельная печаль. Как поется в Акафисте Спасителю, «взыскуя радость обретох печаль». Нужно всегда твердо помнить, что не существует радостей без Бога. Есть радости истинные и ложные. Ложные радости – мирские, они быстротечны. Мирские радости происходят от приобретения земных благ. Например, ты приобретаешь какую-то вещь и радуешься этой вещи. [1]. Радость от обладания земными вещами ненастоящая, необходимо стяжать в себе радость небесную, истиную. Истинные радости –духовные, они происходят, когда ты что-то отдаешь, жертвуешь чем-то ради Бога, ради другого, любя его сильнее, чем себя, отдавая ему предпочтение. Радость, когда ты себя отдаешь другим с полной отдачей – святая, Божественная. В минуты такой радости сходит благодать Святого Духа, и эту радость ни с чем невозможно сравнить. Именно такую радость испытывал преподобный Сергий, отдавая себя без остатка другим людям.

Воспитание в духе преподобного игумена земли Русской для современного человека и во все времена актуально тем, что этот великий угодник Божий своей святой жизнью показал нам путь исполнения полноты духовных плодов. Преподобный стремился всей своей жизнью к достижению высших духовных добродетелей, таких как воздержание, кротость, вера, милосердие, любовь, радость, мир, долготерпение. Стоит так же отметить, что преподобный Сергий проводил жизнь не только в бескорыстном служении ближним, но и, будучи «мертвым» для мира, не раз выступал печальником и миротворцем в своем Отечестве. «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим, прежде всего, два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце», – писал архимандрит Никон. [14]. Личность преподобного Сергия всегда была, есть и будет истоком необычайной духовности русского народа, его несгибаемой воли, мужества, терпения, доброты и любви, снискавшей ему мировую славу и мировое признание. Имя преподобного Сергия Радонежского излучает и изливает на русский народ, на всю святую Русь свет божественной благодати, которая охранит нас и поможет во всех будущих начинаниях и совершениях. [5].









Примечания

  1. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. М.: Ковчег, 2008. 448 с.

  2. Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952. Т. 8. Статьи. — 1952. — С. 50—55.

  3. Гончаров Иоанн, прот. Многие поищут войти, но не возмогут. Спб.: Мир, Шпиль, 2002. 224 с.

  4. Гончаров Иоанн, прот. Сущность веры. М.: Паломник, 2014. 256 с.

  5. Долгов К.М. Преподобный Сергий и судьба России. // Покров. 2006. № 4 (520). С.18-21.

  6. Житие и чудеса Преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Азарьиным. М.: Православная энщциклопедия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.

  7. Ключевкий В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1991.

  8. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.2, Курс русской истории. – М., Мысль, 1988.

  9. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М.:, ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.

  10. Федотов Г.П. Святые древней Руси // Федотов Г.П. Собрание сочинений: В 12 томах. Т.8. М.: Мартис, 2000. – 268 с.

  11. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9969/.

  12. [Электронный ресурс]. – URL:http://bible.optina.ru/new:mf:10:16.

  13. [Электронный ресурс]. – URL: http://russian7.ru/2013/07/7-galvnyx-dobrodetelej-o-kotoryx-nuzhno-molitsya-sergiyu-radonezhskomu/.

  14. [Электронный ресурс]. – URL:http://neopalimovsky.ru/articles/1239/.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!