Беседа «Далеко заходит тот, кто не знает, куда идти»
Темой нашей беседы являются интересные слова Оливера Кромвеля, английского государственного деятеля и полководца 16 века.
«Далеко заходит тот, кто не знает, куда идти»
Особый интерес этой фразы заключается в том, что она неоднозначна –имеет много значений.
Ребята, что первое приходит вам на ум? Какие мысли? Первоначальное прямое значение этой фразы, кто как понимает?
(Если не знаешь дороги, то будешь долго бродить, зайдешь очень далеко, вглубь, возможно, туда, где еще никто не был)
Часто ли случается так, что мы не знаем, куда идти? В каких жизненных ситуациях такое может произойти? (Заблудился, начал искать выход и открыл что-то новое, например, новую тропинку)
А давайте попробуем привести примеры из литературы, в которых герои ищут свой путь?
(Былины: камень преткновения; Русские народные сказки «Иди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что»;) слайды презентации - и герои идут, выполняют задания…
А теперь посмотрим под другим углом на эту фразу. Далеко заходит тот– высоко поднимается, достигает вершин, добивается славы, уважения; кто не знает – у него нет точного направления, никто до него туда не заходил; куда идти – кто что-то создает новое, открывает самостоятельно.
Вы, наверное, знаете, что 8 февраля будет отмечаться день Науки? В качестве примера приведем известную личность М.В.Ломоносова. Кто-то что-либо знает об этом научном деятеле? (первый русский ученый, энциклопедист, химик, физик, астроном, географ, историк…)
Знал ли он, куда придет, чего добьется, когда отправлялся из деревни в Москву поступать в Академию? Но что было у него? Какие человеческие качества его отличают от других? Давайте запишем на доске, какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать вершин. (ученик записывает у доски: Честность, ум, настойчивость, терпение, целеустремленность, интерес, желание, умение найти информацию)
И самое главное, ребята. Попробуем показать на примере. (Вызываются два человека. Условия разные: один – не имеет права вставать со стула, а второй может свободно передвигаться по классу, цель одна: взять в руки фломастер)
Почему у одного не получилось выполнить цель, а у другого получилось? Значит, какой вывод мы можем сделать? (нужно идти, развиваться, к чему-то стремиться)
Если бы нам разрешили дописать фразу, что бы мы написали? «Далеко заходит тот, кто не знает, куда идти, но двигается вперед»
Ребята, достигайте вершин, двигайтесь вперед и выбирайте только нравственно- положительные пути.