СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная подпрограмма "Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная подпрограмма

«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы является частью Программы воспитание и социализация обучающихся, проживающих в общежитиях «Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства» на 2020-2024 годы.

 Воспитательная подпрограмма

«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы составлена с учетом конкретных условий общежития, особенностей коллектива проживающих, их возрастных и индивидуальных особенностей. Подпрограмма рассчитана на проживающих от 15до 23 лет.

Подпрограмма дает возможность для создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого проживающего, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях

Воспитательная подпрограмма

«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы является частью Программы воспитание и социализация обучающихся, проживающих в общежитиях «Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства» на 2020-2024 годы.

 Воспитательная подпрограмма

«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы составлена с учетом конкретных условий общежития, особенностей коллектива проживающих, их возрастных и индивидуальных особенностей. Подпрограмма рассчитана на проживающих от 15до 23 лет.

Подпрограмма дает возможность для создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого проживающего, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная подпрограмма "Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии"»

«Утверждаю»

зам. директора по ВР

__________________О.А. Рыкова

«____»__________2020 г.







Воспитательная подпрограмма


«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии»

на 2020 - 2021 годы













Подпрограмму разработала:

Гармашова О.В.,

воспитатель I категории




Новосибирск 2020 г.


1 Паспорт подпрограммы





Разделы паспорта подпрограммы



Содержание разделов подпрограммы

1. Название подпрограммы

Воспитательная подпрограмма

«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии»

на 2020 - 2021 годы

2. Сроки реализации

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы воспитания в адаптационный период.

Задачи:

  • изучить нормативную базу, подзаконные акты.

  • разработать, обсудить и утвердить подпрограмму воспитания в адаптационный период.

  • проанализировать материально-технические условия реализации подпрограммы.

  • подобрать диагностические методики по основным направлениям подпрограммы.

II этап: практический

Цель: реализация подпрограммы воспитания в адаптационный период.

Задачи:

  • отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

  • разработать методические рекомендации воспитания в адаптационный период;

  • расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования и культуры;

  • проводить мониторинг реализации подпрограммы.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации подпрограммы;

Задачи:

  • обобщить результаты работы;

  • провести коррекцию затруднений в реализации подпрограммы;

  • спланировать работу на следующий период.

3. Основание для создания подпрограммы

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Декларация прав ребенка;

  • Конституция РФ;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • ГАПОУ НСО «НКАиДХ» «Устав» от 29.06.2018 г.

  • ГАПОУ НСО «НКАиДХ» «Положение об общежитии» от 13.02.2019 г.

  • ГАПОУ НСО «НКАиДХ» «Правила внутреннего распорядка общежитий» от 30.05.2016 г.


4. Содержание подпрограммы

  • Паспорт подпрограммы.

  • Пояснительная записка.

  • Целевой блок.

  • Механизм реализации подпрограммы.

  • Диагностика эффективности содержания деятельности.

  • Оценка эффективности реализации подпрограммы. Прогнозируемый результат.

  • Список литературы.

5. Аннотация подпрограммы

Воспитательная подпрограмма

«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы является частью Программы воспитание и социализация обучающихся, проживающих в общежитиях «Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства» на 2020-2024 годы.

 Воспитательная подпрограмма

«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии» на 2020 - 2021 годы составлена с учетом конкретных условий общежития, особенностей коллектива проживающих, их возрастных и индивидуальных особенностей. Подпрограмма рассчитана на проживающих от 15до 23 лет.

Подпрограмма дает возможность для создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого проживающего, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях. Адаптация обучающихся категории «дети-сироты» в общежитии – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельной жизнедеятельности. Процесс адаптации в этот период направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым устройством и сопровождается активным усвоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, его профессиональным становлением.

В подпрограмме созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности проживающего.

6. Предполагаемый результат

Реализуя данную подпрограмму, ожидается достижение следующих результатов:

  • - приобретение нового социального опыта;

- обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности;

- приобретение позитивного опыта внутригруппового сотрудничества;

- актуализация мотивации познавательной, творческой активности;

- осознание необходимости включаться в общение с окружающими на основе взаимопонимания, миролюбия;

- формирование навыков здорового образа жизни, понимание необходимости отрицания вредных привычек;

- реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности;

- формирование у обучающихся правосознательного поведения;

  • - повышение способности подростков быть успешными людьми.









Пояснительная записка


В общежитии ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства» проживают обучающиеся из сел района и ближайших городов, ближнего зарубежья, так же обучающиеся имеющие статус сирота и оставшиеся без попечения родителей. Адаптация первокурсников стоит первоначальной задачей для воспитателей общежития. В период адаптации, обучающихся к условиям проживания в общежитии мы сталкиваемся с серьезными проблемами в личностном развитии и поведении обучающихся. Среди наиболее острых можно обозначить следующие: заниженная или завышенная самооценка, конфликты со сверстниками, не сформированность навыков самообслуживания, не умение находить компромиссное решение в конфликтных ситуациях. Многие обучающиеся не умеют организовать свой досуг.

Первое время обучающиеся переживают определенный кризис. Этому способствует смена коллектива, встреча с новыми требованиями, потеря привычного статуса в группе сверстников.

Адаптация обучающихся к условиям проживания в общежитии - это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Период адаптации дает возможность осуществить проверку социальной зрелости обучающихся к вхождению в социум, а также спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие.

   Воспитание, как функция современного образования, представляет собой систему содействия процессу самостоятельного развития качеств личности, требуемых обществом, способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста.

   В этом отношении для системы воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, приобретают особое значение следующие моменты методического характера:

- умение опираться в воспитательном влиянии, как в учебном процессе, так и во внеурочное время на богатейшие возможности коллективной самоорганизации, спонтанной творческой активности обучающихся, направляя её в нужное русло с точки зрения конечных результатов и отдалённых последствий воспитательного воздействия, а не сиюминутного педагогического удовлетворения;

  Общежитие колледжа – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.

   Важнейшим фактором воспитательной работы в общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия обучающихся в культурно -досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

   Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого обучающегося, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.



3 Целевой блок

Цель: 

создание условий для успешной адаптации проживающих в общежитии и формирование у них готовности к личностному и мировоззренческому саморазвитию.


Задачи:

- Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у обучающихся к условиям проживания в общежитии;

- Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;

- Создать органы самоуправления в коллективе проживающих;

- Сократить случаи девиантного и делинквентного поведения;

-Привить трудовые навыки.


Принципы:

- Принцип Гуманизма - взаимодействие субъектов деятельности;

- Принцип Индивидуализации - учёт уровня развития способностей студентов, включение в план воспитательной работы мероприятий, направленных на индивидуальное развитие студентов;

- Принцип Дифференциации - предполагает создание целостной воспитательной и социально-психологической системы.


Диагностический инструментарий: социометрия Морено (взаимоотношения со сверстниками), анализ воспитательной работы (соблюдение правил проживания, количество обучающихся, посещающих кружки и секции), наблюдение (соблюдение санитарно-гигиенических навыков).


4. Механизм реализации подпрограммы

Реализуя данную Подпрограмму, воспитатели определяют содержание конкретных мероприятий, организуют их выполнение, обсуждают предложения, направленные на повышение эффективности в работе.


Поэтапное содержание реализации подпрограммы


Деятельность по созданию

системы адаптационного воспитания

Участники

деятельности

Сроки

I этап (проектный)

Обсуждение и утверждение подпрограммы

Замдиректора по ВР,

воспитатели

Июнь 2020г.

Изучение научно-методической литературы

воспитатели

Август 2020г.

Организация адаптационной работы с проживающими

Психолог, воспитатели, соц. педагог

2020-2021 г.

II этап (практический)

Создание мониторинга развития личности

Психолог, воспитатели, соц. педагог

2020г.

Ежегодное исследование эффективности подпрограммы

Замдиректора по ВР

2020-2021 г.

Обобщение педагогического опыта по адаптации подростков первого года проживания в общежитии

воспитатели

2020-2021 г.

Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с совершенствованием содержания воспитания, проживающих в адаптационный период

Замдиректора по ВР

воспитатели

2020-2021 г.

Внедрение воспитательной подпрограммы в воспитательную работу общежития

Психолог, воспитатели, соц. педагог

Сентябрь 2020г.

  • Организация адаптации проживающих в коллективе общежития.

  • Развитие коллектива и микро-коллектив в комнате.

  • Подготовка к завершению учебного года.

Воспитатели,

проживающие


2020-2021 г.


III этап (аналитический)

Создание банка инновационных технологий адаптационного воспитания.

Воспитатели

Апрель 2021г.

Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках адаптационного воспитания.

Психолог, воспитатели, соц. педагог

Май

2021г.

Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации подпрограммы

Психолог, воспитатели, соц. педагог

Май

2021г.

Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития воспитательной подпрограммы

«Адаптация обучающихся, проживающих в общежитии».

Психолог, воспитатели, соц. педагог

Июнь 2021г.



Основные мероприятия Подпрограммы

п/п

Содержание работы

Срок выполнения

Ответственные

1

Индивидуальные собеседования с обучающимися и их родителями.

Сбор аналитических данных.

Оформление индивидуальных карт.

Сентябрь

Воспитатели,

соц. педагог,

педагог-психолог

2

Составление психологического портрета.

Анкетирование «Расскажи мне о себе».

Сентябрь

Воспитатели,

педагог-психолог


3

Знакомство обучающихся и воспитателей, создание благоприятного психологического климата.


Сентябрь


Воспитатели,

совет общежития

4

Ответственное отношение к имуществу, соблюдение распорядка дня.


По плану воспитательной работы

Зам.директора по ВР, воспитатели, соц. педагог,

педагог-психолог

5

Выбор членов Совета общежития,

старост этажа.

Ответственное отношение к порядку в комнатах.


Сентябрь


Воспитатели,

совет общежития

6

Планирование работы Совета общежития.

Работа Совета общежития.

Проведение заседание Совета.

Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц.

Сентябрь,

ежемесячно


Воспитатели

Члены совета общежития


7

Выявление группы риска, выявление увлечений, интересов и потребностей обучающихся, проживающих в общежитии.

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог

8

Формирование благополучного психологического климата среди проживающих в одной комнате;

Недопустимость возникновение конфликтов, отсутствие случаев давления и неуважительного отношения друг к другу.

В течение всего периода обучения

Воспитатели,

совет общежития

9

Индивидуальные беседы воспитателей с обучающимися по их проблемам, консультации психолога.

В течение учебного года

Воспитатели,

педагог-психолог


10

Исключение случаев потери контингента из-за неспособности адаптироваться к условиям проживания в общежитии.

В течение учебного года

Воспитатели,

соц. педагог,

педагог-психолог

11

Изучение межличностных отношений.

Предупреждение конфликтных ситуаций.

В течение учебного года

Воспитатели

12

Проведение консультаций, бесед с родителями по вопросам профилактики вредных привычек, административной и уголовной ответственности молодежи.

В течение года

Воспитатели, соц. педагог,

педагог-психолог


13

Регулярное проведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к совершению правонарушений.

Повышение уровня информированности.

В течение года


Воспитатели


14

Общие собрания студентов.

Предупреждение нарушения правил проживания.

Ежемесячно


Воспитатели, члены совета общежития

15

Проведение рейдов с целью контроля санитарного состояния комнат и мест общего пользования.

Соблюдение санитарного состояние комнат.

Ежедневно


Воспитатели,

старосты

16

Оформление тематических уголков, пропагандирующих ЗОЖ.

Повышение уровня информированности.

В течение учебного года


Воспитатели, совет общежития

17

Проведение диспутов на этические темы.

Развитие коммуникативных способностей.

В течение учебного года

Воспитатели

18

Проведение деловых игр, викторин по этикету.

Развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры поведения.

В течение учебного года

Воспитатели

19

Работа с обучающимися по эстетическому оформлению комнат. Конкурсы «Самая уютная комната» и «Самая новогодняя комната»


Октябрь

декабрь


Воспитатели, совет общежития



6 Прогнозируемый результат

- успешная адаптация обучающихся к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;

- усвоение обучающимися норм и правил проживания в общежитии;

- усвоение обучающимися первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;

- работа Совета общежития;

- сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения;

сокращение количества проживающих, которые входят в «группу риска»;

- сокращение случаев нарушения правил внутреннего распорядка общежития;

- развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа проживающих в творческие дела общежития;

- достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат проживающих и других помещений общежития.



7 Список литературы


1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2005.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2007

3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2006

4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2008.

5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009

6. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. - Л., 2005. - 18 с.

7. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2007. - С. 15-26.

8. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2003.

9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.

10. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - N1.

11. Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс...канд.психол.наук. - М., 2005.

12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2006. - N2.

13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- N6. - С. 54-58.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!