СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная практика: «Именно в труде, и только в труде, велик человек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  воспитательная практика направлена на личностное становление граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, заинтересованных в созидании имеющихся навыков, умений  и готовых к получению первичных знаний о профессиях. На практике рассматриваются виды труда, функции и механизмы трудового воспитания. В качестве примеров приводятся  формы и показатели эффективности работы основных этапов трудового воспитания в школе

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная практика: «Именно в труде, и только в труде, велик человек»»

Практика воспитания ценностного отношения младших школьников к созидательному труду на благо Отечества

Воспитательная практика: «Именно в труде, и только в труде, велик человек»…(М. Горький)

Аннотация: данная воспитательная практика направлена на личностное становление граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, заинтересованных в созидании имеющихся навыков, умений и готовых к получению первичных знаний о профессиях. На практике рассматриваются виды труда, функции и механизмы трудового воспитания. В качестве примеров приводятся  формы и показатели эффективности работы основных этапов трудового воспитания в школе

Место реализации: Оренбургская область, Оренбургский район, с.Благословенка, ул.Школьная,4.

МБОУ «Благословенская СОШ»

учитель начальных классов: Щербакова Наталия Федоровна,

Актуальность практики заключается в раннем профессиональном определении младших школьников, нацеленность на результат и внесение разнообразия во внеурочную занятость обучающихся начальной школы

Цель: на практике познакомить обучающихся начальной школы с профессиями жителей сельской местности

Задачи:

- формирование у обучающихся начальных классов положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества;

- формирование высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, приобретаемым в процессе трудовой деятельности, стремления применять знания на практике;
– воспитание у младших школьников высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости и честности;
– вооружение обучающихся 1-4 классов разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Профессиональное ориентирование детей школьного возраста является одним из важных факторов воспитания личности, самопонимания. Главная развивающая функция профориентации – это способность переходить от самооценки к самопознанию и самореализации. В процессе профессионального ориентирования у обучающихся формируются новые виды мышления, они получают представления о необходимых навыках для той или иной работы, общения, сотрудничества, что способствует улучшению адаптации детей в обществе не только сверстников, но и старшего поколения.

Трудовое воспитание и ориентирование является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью, а ориентирование должно своевременно пополнять багаж знаний о современных и востребованных профессиях

Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся. Профессиональное ориентирование направлено на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенции, способствует добросовестному отношению к работе, развитию творческих способностей, инициативы, стремления к достижению высоких результатов.

Профессиональное ориентирование начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях, об особенностях и условиях труда.

Выделяют три функции профессионального ориентирования:

– обучающая – овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
– развивающая – обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
– воспитательная – формирование трудолюбия, чувства коллективизма, способность к самоопределению, самодисциплинированности, инициативности.

Организация профессионального ориентирования
В современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы, включающей программу духовно-нравственного развития, воспитания (на уровне начального общего образования), воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования):

– организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы;
– создание и поддержание трудовых традиций в школе;
– индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;
– проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т.д.;
– проведение профессиональных проб.

Механизмы организации профессиональной ориентации:
– включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
– реализация дополнительных общеобразовательных программ – развитие познавательного интереса к знаниям, потребностей в творческом труде, стремления применять знания на практике;
– совершенствование локальной нормативно-правовой базы;
– совершенствование учебно-методического обеспечения;
– обновление кабинетов труда, межшкольных учебных комбинатов, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах;
– создание психолого-педагогических условий организации трудового воспитания – подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника; сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности и т.д.
– создание системы профессиональной ориентации – профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная проба, профессиональная адаптация.
– формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).

Основные этапы профессиональной ориентации в школе:
1 -4 классы (пропедевтический этап) – формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;

Возрастные задачи:
– воспитание положительного отношения к труду и к его результатам,
– освоение навыков организации труда,
– развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Формы работы:
– организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
– проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов;
– организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места;
– организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации;
– просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами;
– экскурсии в места осуществления трудовых обязанностей;
– занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях;
– беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий;
– проектно-исследовательская деятельность;
– организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.).

Показатели результативности
– сформированность навыка самостоятельной деятельности;
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;,
– формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
– развитие осознания добросовестного и творческого труда;
– формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;
– развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;
– общая ориентация в мире профессий.

– уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия;
– просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами;
– экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования;
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях;

– частичная сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
– осознание своих возможностей и ограничений;
– сформированность трудолюбия, уважительного отношения к труду, к его результатам и людям труда.
– Высокая личная заинтересованность и производительность труда.
– Самоорганизация.
– Ответственное отношение к умственному и физическому труду.
– Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).
– Осознание своих возможностей и ограничений.

Алгоритм внедрения практики:

Обучающиеся начальных классов во внеурочное время приходят с экскурсиями на комбинаты, фабрики, в цеха для получения практических знаний о необходимых умениях для выполнения определенных задач в различного рода профессиях.

Так, например, обучающиеся посетили музейно-выставочный центр главного управления МЧС России, где кроме правил пожарной безопасности, узнали, какими компетенциями должен обладать пожарный-спасатель, что важно в его профессии.



Для понимания важных черт личности, умений и навыков в актерском мастерстве, обучающиеся начальных классов отправились на экскурсию по театральному закулисью. Где в процессе общения с художниками по костюмам, прежиссерами-постановщиками, музыкантами и актерами, определили для себя круг трудовых обязанностей каждой указанной профессии и даже попробовали себя в сценических образах.

Для того, чтобы узнать о том, какие команды должен отдавать командир воздушного судна, чтобы поднять в воздух пассажирский самолет, ребята побывали на экскурсии музее гражданской авиации.




На экскурсии в почтовое отделение, обучающиеся наглядно отследили процесс доставки корреспонденции до адресата и узнали, какой путь совершает письмо, опущенное в почтовый ящик. А еще выяснили, что не все почтальоны носят усы, как почтальон Печкин из деревни Простоквашино и не у всех есть велосипед, чтобы быстро развозить почту. А это значит, что профессия почтальона предполагает наличие выносливости и хорошей физической подготовки.

На экскурсии в православный храм, кроме религиозной составляющей о происхождении мира и бытия, обучающиеся узнали об обязанностях священнослужителей.


Риски реализации практики минимальны. Подобный род практических занятий достаточно успешно реализуется на неопасных для жизни и здоровья производствах.


 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!