СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная практика «Психокоррекция личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкотерапии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная практика «Психокоррекция личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкотерапии»»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»

Специальная номинация «Навигаторы детства»


 



ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 

«Психокоррекция личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкотерапии»







Автор воспитательной практики:

Советник директора по воспитанию

и взаимодействию с детскими

общественными объединениями

МБОУ Пролетарской СОШ

Краснокутская Анастасия Сергеевна













Орловский район, Ростовская область

2023


Полное название воспитательной практики

Психокоррекция личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкотерапии

ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Краснокутская Анастасия Сергеевна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; МБОУ Пролетарская СОШ, Орловский район, Ростовская область

Аннотация воспитательной практики

В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья при коррекционном воздействии в условиях общеобразовательных организаций, наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи - заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития. Это объясняется тем, что арттерапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с детьми данной категории, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.

Ключевые слова воспитательной практики

Арттерапия, музотерапия, ограниченные возможности здоровья, комплексные нарушения

Актуальность внедрения воспитательной практики

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Цель и задачи воспитательной практики

Цель – теоретическое обоснование, разработка и апробация программы психологической диагностики и коррекции личностного развития детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкотерапии.

Задачи:

  1. изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования;

  2. выявить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

  3. составить диагностическую программу, позволяющую выявить особенности личностного развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

  4. разработать психокоррекционную программу по оптимизации личностного развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкотерапии.

Целевая аудитория воспитательной практики

Обучающиеся 1-4 классов

Краткий анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Технологии и методы реализации воспитательной практики

  1. Теоретические методы: анализ психологической и педагогической литературы;

  2. Биографические методы: сбор и анализ анамнестических данных; изучение медико-психолого-педагогической документации детей, (протоколов ПМПк, медицинских карт и т. д.);

  3. Эмпирические методы: беседы с детьми, наблюдения за детьми на занятиях, в процессе игровой деятельности;

  4. Экспериментальные методы: разработка, проведение констатирующего и контрольного эксперимента, направленных на изучение особенностей, эмоционального развития детей.



Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

  1. Нормативные: разработка локальных актов, регламентирующих реализацию воспитательной практики.

  2. Кадровые (человеческие): педагоги, родители (законные представители); специалисты социальных учреждений и учреждений образования, культуры.

  3. Психолого-педагогические: поддержка инициативы детей, возможность выбора видов активности, участников совместной деятельности и общения.

  4. Материально-технические: ноутбук, оргтехника, интерактивная панель; материалы для творческих работ; электронный каталог: аудиозаписи, методическая/художественная литература.

  5. Информационные: информирование общественности о ходе реализации воспитательной практики через социальные сети и официальный сайт образовательного учреждения.

Период реализации воспитательной практики

Период: с 01.09.2023-31.05.2024 г.

В приложении № 2 представлен план-график реализации воспитательной практики по Диаграмме Ганта


Ожидаемые результаты воспитательной практики

По итогам проведённого исследования, мной была разработана психокоррекционная программа, которая будет направлена на устранение проявлений отставания и недостатков развития личностных особенностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь будет способствовать стабилизации личностного развития каждого ребенка.



Описание воспитательной практики


В ходе практического изучения темы, нами было проведено эмпирическое исследование, посвященное выявлению личностных особенностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В основу диагностики нами была положена, методика личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включала 5 блоков:

1.Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности (методики «Домик» Н.И. Гуткиной, «Графический узор», «Сравни картинки»).

2.Диагностика умственного развития (методики «Исключение лишнего»).

3.Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной беседе).

4.Диагностика учебно-важных качеств (методика «Выкладывание елочки» У.В. Ульенкова)

5.Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной ).

Полученный результат показал, что у детей младшего школьного возраста с с ограниченными возможностями здоровья имеют место внешние, позиционные и игровые мотивы, что свидетельствует о несформированности ВПФ.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья наблюдается пониженный уровень обучаемости.

Недостаточно сформирована интеллектуальная и личностная готовность к обучению усугубляется ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Снижены и речевые возможности детей: их высказывания отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз; часто допускаются неточное употребление житейских понятий, лексические замены; словарный запас детей ограничен, знания об окружающей действительности скудны. Слабо развита речевая регуляция, ее осознанность и контроль.

По итогам проведённого исследования, нами была разработана психокоррекционная программа, которая будет направлена на устранение проявлений отставания и недостатков развития личностных особенностей, что в свою очередь будет способствовать стабилизации личностного развития каждого ребенка.

На основании проведенного нами исследования выяснилось, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются проявления отставания и недостатки развития личностных особенностей. Поэтому нужна специально организованная развивающая среда, использование игр и упражнений, направленных именно на устранение проявлений отставания и недостатков развития личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста, что в определенной степени способна сделать музыкотерапия.

Была разработана психокоррекционная программа, которая будет направлена на устранение проявлений отставания и недостатков развития личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь будет способствовать стабилизации личностного развития каждого ребенка.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях группы детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста нами разработано перспективное планирование, построенное на основе содержания современных программ и технологий музыкального воспитания:

  • Авторская программа Р.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;

  • Программа музыкального воспитания «Ладушки», авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева;

  • «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии», авторы О.В. Кацер, С.А.Короткова.

Используя данные программы на занятиях с детьми, работа направлена на реализацию следующих задач:

  • коррекция концентрации и устойчивости внимания;

  • улучшение общего эмоционального состояния детей;

  • формирование качества движений (выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

  • коррекция и развитие ощущений, восприятия, представлений;

  • стимуляция речевой функции;

  • нормализация просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонаций).

Все занятия проводятся в игровой форме, продолжительность занятий не превышает 20-25 минут. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов занятие музыкотерапии строится с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводится по следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Музыкально-ритмические движения.

3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

4. Развитие чувства ритма, музицирование.

5. Активное слушание музыки.

6. Пение.

7. Танцы, хороводы, игры.

8. Релаксация.

9. Прощание.

Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы: творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Главное и самое важное на занятиях - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и психолога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность.

На занятиях музыкотерапии, как средство развития слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для коррекции отклонений в поведении гиперактивных и неконтактных детей, используются различные игровые и танцевальные упражнения:

  • «Здравствуй, дружок» - развитие коммуникации и чувства ритма;

  • «Сапожок» - формирование умения самостоятельно выполнять танцевальные движения в соответствии с ритмизацией текста;

  • «Осень-невидимка» - развитие творческого музицирования, совершенствование певческих навыков с использованием творческой импровизации;

  • «Колокольчики» - развитие творческого музицирования;

  • «Танецкукол»-совершенствованиенавыка танцевальной импровизации;

  • «Осторожный снег» - коррекция коммуникативных навыков, развитие чувства эмпатии;

  • «Бубен» - развитие координации движения в соответствии с текстом и музыкальным сопровождением, чувства ритма, концентрирует внимание;

  • «Лети, листок» - развитие танцевальной импровизации с предметом.

Для развития чувства ритма, формированияпевческихнавыкови коррекции развитиясамовыражения, проявлениятворческойактивности можно изготовить серию музыкально-дидактическихпособий:

  • «Звучащий клубок» (развитие певческого диапазона);

  • «Музыкальный паровоз» (развитие чувства ритма и творческого музицирования);

  • «Веселые картинки» (формирование чувства ритма);

  • «Чистюля гном» (развитие чувства ритма посредством ритмодекламации);

  • «Овощи» (развитие музыкальности, речеслуховой памяти);

  • «Песенка дождя» (развитие ритмической импровизации);

  • «Фруктово-ягодный компот» (развитие творческого музицирования).

На музыкальных занятиях можно использовать различные формы работы: релаксация, пластические этюды, ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы, логоритмические упражнения. Проведение подобных упражнений способствует развитию самостоятельности в выполнении несложных движений под музыку.















Приложение № 1

к Паспорту воспитательной практики


Краткий анализ воспитательной практики 

«Психокоррекция личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкотерапии»

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

  • Актуальность направления воспитательной практики;

  • Наличие активных и творческих педагогов образовательного учреждения;

  • Сплоченный, креативный коллектив родителей (законных представителей);

  • Внедрение арттерапии в образовательное пространство;

  • Возможность внендрения инклюзии в образовательной организации;

  • Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии.

  • Использование музыкотерапии как одну из форм психокоррекционной работы.

  • Родительская помощь в проведении коллективных воспитательных мероприятий;

  • Повышение качества образовательных услуг;

  • Выход воспитательной практики на региональный уровень;

  • Поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Серия психокоррекционных занятий средствами музыкотерапии будет способствовать адекватному развитию детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Слабые стороны

Риски

  • Отсутствие предыдущего опыта использования арттерапии в образовательной огранизации;

  • Отсутствие возможности участия большинства родителей (законных представителей) в коллективных воспитательных мероприятиях, в связи с совпадением графика их проведения с рабочим временем;

  • Отсутствие должного количества детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

  • Форс-мажор

  • Неадекватное использование психологом арттерапевтической работы может оказать не коррекционное, а психотравмирующее воздействие

Приложение № 2

к Паспорту воспитательной практики


План-график реализации воспитательной практики 

«Психокоррекция личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкотерапии»
(Диаграмма Ганта)


Наименование этапа

Длитель-ность

Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

Констатирующий этап

Задача: выявить личностные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

В основу диагностики была положена, методика личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включала 5 блоков:

1.Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности (методики «Домик» Н.И. Гуткиной, «Графический узор», «Сравни картинки»).

2.Диагностика умственного развития (методики «Исключение лишнего»).

3.Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной беседе).

4.Диагностика учебно-важных качеств (методика «Выкладывание елочки» У.В. Ульенкова)

5.Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной ).

4 месяца










2

Разработка психокоррекционой программы, построенного на основе содержания современных программ и технологий музыкального воспитания:

Авторская программа Р.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»;

Программа музыкального воспитания «Ладушки», авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева;

«Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии», авторы О.В. Кацер, С.А.Короткова.


Задачи:

– коррекция концентрации и устойчивости внимания;

– улучшение общего эмоционального состояния детей;

– формирование качества движений (выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);

– коррекция и развитие ощущений, восприятия, представлений;

– стимуляция речевой функции;

– нормализация просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонаций).

2 месяца










3

Внедрение психокоррекционной программы в образовательной организации

Для достижения оптимальных результатов занятие музыкотерапии строится с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводится по следующей схеме:

1. Приветствие.

2. Музыкально-ритмические движения.

3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

4. Развитие чувства ритма, музицирование.

5. Активное слушание музыки.

6. Пение.

7. Танцы, хороводы, игры.

8. Релаксация.

9. Прощание.


2 месяца











*синим цветом в диаграмме наглядно показано, в какой период будет реализован определенный шаг/этап/задача.


Приложение № 3 

к Паспорту воспитательной практики


Приложение 1

Методика «Домик» (автор Н.И Гуткина)

Цель: Изучение уровня сформированности пространственных представлений, произвольного внимания, развития сенсомоторной координации и тонкой моторики.

Материал: образец (домик).








Порядок проведения. Ребенок получает задание срисовать картинку, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Образец рисуется на доске. Ребенок может обращаться к нему на протяжении всего времени выполнения задания. Время выполнения задание не ограничивается.

Интерпретация. Критерии определения уровня.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые выполняют задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка (горизонтально-вертикальная) не смещена. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ними.

Ко 2-му уровню успешности относятся дети, допустившие 2-3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, не резко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т.д. При проверке результатов своей работы дети зам5чают ошибки и исправляют их.

У дошкольников, относимых к 3-му уровню, грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению кдруг другу. Наблюдается неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. Количество ошибок возрастает до 4-5. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Исправление ошибок возможно только при прям указании на них.

К 4-му уровню успешности относятся дети, в рисунках которых отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90-180 градусов. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению.

Ошибочные действиями при копировании образца считаются: отсутствие элемента (правая и левая забора оцениваются отдельно); замена одного элемента другим; неправильное изображение элемента; разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены; выход линий штриховки за контур; увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных деталей более чем в два раза; изменение наклона линий более чем на 30 градусов.; неправильное пространственное расположение рисунка.













Приложение 2



Методика «Графический узор»

Цель: изучение внимания, умение действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.

Материал: образец (графический узор).

Порядок проведения. Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист, в клетку имеющийся на образце графический узор и самостоятельно продолжить его до конца строки.

Интерпретация. При выполнении задания оцениваются точность копирования образца и правильность последующеговоспроизведения узора.

К 1-му уровню успешности относятся дошкольники, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.

Ко 2-му уровню успешности относятся дошкольники, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся дети, которые точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличают высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточится на целенаправленной деятельности.

К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.

Приложение 3



Методика «Сравни картинки»

Цель: изучение уровня сформированности произвольности познавательных процессов.

Материал: «картинки, содержащих 10 неявных различий.

Порядок проведения. Ребенок должен найти как можно больше различий между двумя похожими картинками.

Интерпретация.

К 1-му уровню успешности относятся дети, самостоятельно нашедшие все 10 различий. Они целенаправленно сравнивают картинки, не отвлекаются, сами подсчитывают количество найденных различий .

Ко 2-му уровню относятся дети, способные самостоятельно отыскать 5-7 отличий. Помощь психолога, направляющая их внимание на определенный фрагмент картинки, позволяет отыскать все различия.

К 3-му уровню относятся дети, прекращающие целенаправленный поиск после нахождения 3-4 различий. Для продолжения работы им необходима помощь психолога, заключающаяся в активном направлении внимания ребенка на конкретное различие.

К 4-му уровню успешности относятся дети, которые после нахождения одного различия начинают перечислять все, что нарисовано на картинке. Выполнение задания этими детьми возможно только при активном включении взрослого и совместный анализ рисунков и удержание внимания ребенка на деятельности.

Приложение 4

Методика «Исключение лишнего»

Цель: выявление способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Материал:

Набор карточек близких по значению.

Порядок проведения.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Что здесь лишнее? Почему? Назови отличительный признак.

Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Интерпретация:

Дети, относимые к 1-му уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относят детей, которые правильно выполняют вербальный вариант задания, однако нуждаются при этом в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторения задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает.

Для детей, относимых к 3-му уровню, необходимо неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительно разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова.

К 4-му уровню относят детей, полностью не справившихся с заданием.

Приложение 5



Вопросы для экспериментальной беседы по выявлению «внутренней позиции к обучению»

1. Ты хочешь идти в школу? Почему?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?

8. Тебе нравятся школьные принадлежности?

9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?

10. Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

11. В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?









Приложение 6



Методика «Выкладывание елочки» (У.В. Ульенкова)

Цель: выявить умения ориентироваться на указания взрослого, принимать учебную задачу, осуществлять.

Материал: образец елочки, 2 набора фигур для составления елочки.

Порядок проведения. Ребенку показывается елочка,составленная из наклеенных на лист бумаги трех треугольников зеленого цвета и разной величины, «посаженных на ствол» - коричневый прямоугольник.Фигурки наклеены при соблюдении следующих правил, о которых ребенку специально не говорится:

1) каждой фигурке отведено строго определенное место;

2) «ствол»- прямоугольник служит елочке основанием;

3) в направлении от ствола к верхушке треугольники наклеены в убывающей величине;

4) в направлении от верхушки к стволу- в нарастающей величине.

Ребенку говорится: «Рассмотри хорошенько, как составлена эта елочка, и составь на этом листе бумаги точно такую же елочку. Вот тебе фигурки и листок бумаги».

Составить елочку ребенок должен при обстоятельствах, несколько затрудняющих его действия: ему намеренно предлагали два набора фигурок, а каждый из которых был идентичен наклеенному на лист, а сложить нужно было только одну елочку: «Выбери из этих фигурок подходящие, такие как здесь и сделай»- говорили ему.

По окончанию работы ребенку задавали следующие вопросы:

  1. Тебе нравится твоя работа?

  2. А почему она тебе нравится (не нравится)?

  3. У тебя получилась точно такая же елочка?

  4. Почему ты так считаешь?

  5. Расскажи, как нужно делать такую елочку: какие нужно соблюдать правила при этом?

Интерпретация.

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые уверенно оценивали результат своего труда ибо им с самого начала были понятны принципы выполнения задания. Сравнение полученного результата с заданным образцом они производили через посредство выделенных и созданных им правил.

Дети, относимые ко 2-му уровню, спешили начать действия, руководствуясь общей целью- сложить елочку. Нужного результата не достигают, но самостоятельно этого не осознают, ибо по своей инициативе не производят сравнение с образцом. Сравнивать начинают лишь после побуждения взрослого. Затем дети начинают устранять допущенные ошибки самостоятельно и развернуто формулируют правила выкладывании фигур.

К 3-му уровню относятся дети, действующие способами примеривания, прикладывания но, тем не менее, выкладывают с ошибками. Ошибок не замечают, осуществляют неадекватный самоанализ. Свои действия объяснить не могут.

К 4-му уровню относятся дети, которые принимали цель частично. Понимают только то, что им нужно раскладывать фигурки, чтобы получилась елочка, а какая елочка, какую роль в этом раскладывании должен играть образец, для них безразлично. Дети выкладывают «любую» елочку, работой своей оставались довольны: «Все сделал хорошо», «Все получилось», «Красиво», «Елочка вышла» и т.п. Неадекватная оценка собственных действий.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!