Муниципальный этап Всероссийского
конкурса педагогических работников «Воспитать человека»
Номинация «Воспитание во внеучебной деятельности»
«Новые формы воспитательных практик»
Тема: Школа-территория здоровья
Выполнила:
учитель математики,
социальный педагог
МКОУ СОШ №6
с. Серафимовского
Шевченко Галина Васильевна
2023 год
Содержание
Вводная часть
Актуальность работы по формированию здорового образа жизни у школьников………………………………………………………………………...3-5
Основная часть
Опыт работы по формированию здорового образа жизни в своей школе…………………………………………………………………...5-10
Программа деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа-территория здоровья»………………………………………………...10-17
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….19
Приложение…………….………………………………………………………20-23
Аннотация. Воспитательная практика рассказывает об опыте работы по обеспечению благоприятных и комфортных условий для сбережения здоровья и формирования здорового образа жизни у школьников
Ключевые слова: здоровый образ жизни, сбережение здоровья, здоровье школьников, семья, жизненные ценности
Вводная часть
«Результатом нашей работы должно стать
осознание молодым поколением
необходимости в здоровом образе жизни.
Каждый молодой человек должен осознать,
что здоровый образ жизни - это успех,
его личный успех»
В. В. Путин
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [1]определены цели и задачи к 2024 году. Одной из них является увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Она ориентирует систему образования на повышение качества образования при обязательном сохранении, а, по возможности, и укреплении здоровья детей, обучающихся на всех уровнях образования.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. На современном этапе, когда в стране уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно прививать детям понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, воспитывать в нем необходимость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека.
Цель воспитательной практики – исследование проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся 1-11 классов, создание условий для формирования и развития здорового образа жизни у школьников.
Задачи- выявить особенности формирования здорового образа жизни школьников в общеобразовательном учреждении, способствовать формированию у учащихся потребности и мотивации к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Наиболее плавно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый образ жизни». Здорóвый óбраз жи́зни (ЗОЖ) — образ жизни человека, помогающий сохранить здоровье и снизить риск неинфекционных заболеваний (НИЗ) путём контроля над поведенческими факторами риска[2].
Принципы образа жизни обычно закладываются в молодом возрасте, поэтому для формирования здорового образа жизни важным является формирование здорового образа в этом возрасте — привычки, сформировавшиеся в молодости, зачастую сохраняются и во взрослой жизни. [2]
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. В последние годы со здоровьем школьника в нашей стране назрела тревожная ситуация. 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов ЖКТ. К окончанию школы около 85% детей страдают хроническими заболеваниями, у более 40 % - сколиоз, у 20% ухудшается зрение. Актуальной проблемой на данный момент является – сбережение здоровья подрастающего поколения. Ученые доказали, что существует связь между появлением у детей «школьных» болезней, гигиеническими условиями в школе и образом жизни учеников. Значит, существуют такие проблемы: а) несоответствие рабочего места школьника санитарно-гигиеническим нормам; б) вес школьного портфеля, превышающий допустимые нормы; 3) отклонение школьника от ЗОЖ.
Формирование здорового образа жизни у подростков через личностный и мотивационный компоненты и определяет мотивы к здоровому образу жизни как «целостную систему осознанных побуждений, активизирующих и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценности своего здоровья» [4].
Основная часть
1.Опыт работы по формированию здорового образа жизни в своей школе
Социальный педагог призван обеспечить профилактику негативных явлений в школьной среде, отклонений в поведении детей, в их общении. Он совместно с администрацией школы, родителями, представителями ОВД и другими учреждениями социальной направленности призван осуществлять профилактику и бороться с такими «болезнями» как алкоголизм, табакокурение, курение вейпов и других ПАВ.
В период работы по Программе деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа-территория здоровья» был проведено исследование деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.
В МКОУ СОШ № 6 работает слаженный педагогический коллектив, состав которого на протяжении многих лет остается стабильным. (Приложение 1)
Наше общеобразовательное учреждение значительно расширило взаимодействие с дополнительными образовательными и культурно-просветительными учреждениями. Среди них МКУ «Центр культуры и досуга» с. Серафимовского, МКУ ДО ЦДТ с. Арзгир, сельская библиотека, ДЮСШ с. Арзгир, СКИРО ПК и ПРО г. Ставрополь. Сотрудничество с указанными учреждениями осуществляется в целях расширения кругозора и компетентности обучающихся в образовательной деятельности, осуществления физкультурно-оздоровительной и досуговой деятельности, а также повышения профессионального мастерства учителей.
В нашей школе складывается взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе и с родительской общественностью. Формы работы с родителями различны. Это формирование банка данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт школы). Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений с участием специалистов РОВД, психолога, медицинских работников, социальных педагогов. Особое внимание уделяется семьям, в которых воспитываются дети с ОВЗ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями, а также совместное посещение неблагополучных семей. Родители принимают активное участие в заседаниях Школьной службы примирения (ШСП), Совета по профилактике.
В школе проводятся традиционные мероприятия совместные с родителями: День знаний, День здоровья, День Матери, Самая спортивная семья, Сок-шоу, праздники Осени, Масленица, Нового года, День защиты детей, спортивно-оздоровительные праздники, месячник «Школа против наркотиков и СПИДа» и другие.
Школа активно сотрудничает по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ФАП с. Серафимовского, ГБУЗ СК "Арзгирская районная больница". Совместно со школой, указанные учреждения осуществляют консультирование, диагностирование, медицинское обслуживание, просветительскую деятельность среди всех участников образовательного процесса. Сотрудничество с инспекторами ПДН и ГИБДД, позволяет осуществлять профилактику асоциального поведения, суицидального настроения, правонарушений, нарушения ПДД и ПДП.
Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в муниципальных, региональных, всероссийских очных и заочных конкурсах. Являются призерами в районных соревнованиях по спортивному ориентированию «Золотая осень», соревнованиях по футболу, по минифутболу, спортивному ориентированию, смотра - конкурса «Законы дорог уважай», смотра-конкурса «Малые зарнички», в районном конкурсе юных инспекторов движения «Законы дорог уважай!» и др.
Ежегодно учащиеся школы совместно с учителями и родителями принимают участие во Всероссийских экологических акциях: «Школьный двор», «Посади дерево», «Чистая планета». С этой целью в ОУ организовано дежурство классов по школьному двору, уборка закрепленных территорий, озеленение и благоустройство школьного двора (посадка деревьев, кустарников, цветов), санитарная уборка территории школы и села. С большим удовольствием обучающиеся участвуют в акциях по оказанию помощи вдовам ветеранов и детям войны «Успей сказать спасибо!».
Вопросы оздоровления учащихся в системе учебной, внеклассной и внешкольной работы решаются педагогическим коллективом на протяжении всего периода обучения. Большинство учителей практикуют нестандартные, инновационные формы работы, ими проводятся интегрированные уроки, направленные на пропаганду и формирование ЗОЖ. Библиотека школы помимо печатных изданий, может предложить учащимся поиск необходимых источников информации сети Интернет, банк ЦОР.
Особое место в оздоровлении детей занимает работа по созданию фитодизайна помещений классов, школы и пришкольной территории.
Родители принимают активное участие в озеленении школы.
Диагностическая работа, проводимая на постоянной основе (Приложение 2), привела к созданию в школе системы сбережения здоровья и пропаганды здорового образа жизни. Каждому ребёнку необходим индивидуальный подход, поскольку конкретные виды работы с ним зависят от физического и психического состояния.
Педагог-психолог в школе стремится обеспечить адекватность педагогического процесса особенностям личности субъектов этого процесса. В младшем и среднем звене школы работа базируется на взаимодействии педагога с семьёй ученика, в старшем возрасте опирается на взаимодействие школьного психолога непосредственно со старшеклассниками: групповые тренинги и группы личностного роста.
Педагогический коллектив школы стремится к внедрению разнообразных форм физической культуры в режиме дня и внеклассной работе. Уроки физической культуры в 1 и 4 четвертях проводятся на улице. Наряду с интенсификацией уроков физической культуры, особое место, в повышении двигательной активности детей занимают «малые формы» физической культуры – физкультминутки, физические упражнения в группах продлённого дня.
Таким образом, в условиях сельской школы могут успешно реализовываться здоровье сберегающие технологии образовательного процесса. Для всех обучающихся нашей школы организовано одноразовое горячее питание (завтрак), а для первоклассников двухразовое горячее питание (завтрак и обед).
В столовой имеется Уголок здорового питания. При организации горячего питания в нашей школе работники столовой руководствуются примерным десятидневным меню. Соблюдается правильная технология приготовления блюда.
Недостаток витаминов ведёт к тяжёлым заболеваниям, поэтому в школьной столовой производится витаминизация блюд (чай, компот и т. д.).
Один раз в четверть осуществляется родительский контроль питания младших школьников. За последние 3 года в нашей школе достигнут почти 100% охват горячим питанием.
В летний период при школе работает оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Непоседы». Здесь организованно 2-х разовое полноценное витаминизированное горячее питание детей. Дети из многодетных и малообеспеченных семей ежегодно могут отдохнуть и набраться сил в МКУ ДО ДОЦ «Степнячок» с. Арзгир.
В школе естественное проветривание достигается регулярным открыванием окон или форточек на переменах.
Поддержание необходимого режима предусматривает регулярную тщательную уборку помещений и территории школы. Места общего пользования (туалеты, столовая) всегда убираются с использованием дезинфицирующих средств.
Все дети обследуются медицинской сестрой на педикулёз не реже 1 раза в месяц. Для профилактики заболеваний гриппа проводится вакцинация учителей и школьников. Диспансеризация включает ежегодный медицинский осмотр с проведения установленного объёма лабораторных и инструментальных исследований. Дети старше 14 лет ежегодно проходят флюроографическое обследование. Ежегодно в учебное время проводятся медицинские осмотры детей по возрастным категориям.
В результате проводимой работы и мероприятий по физическому воспитанию появилась тесная связь практики со всеми школами района, ДЮСШ, МКУ ДО ЦДТ, МКУ «Центр культуры и досуга» с. Серафимовского, МКУ ДО ДОЦ «Степнячок» с. Арзгир.
В школе работают спортивные секции по волейболу, футболу, баскетболу, настольному теннису, а также проводятся занятия в тренажерном зале.
Весь педагогический коллектив школы заинтересован в том, чтобы ученик был развит не только физически, но и духовно, чтобы в стенах школы ребёнок мог сохранить и укрепить здоровье не только физическое, но и психологическое.
Подводя итоги деятельности коллектива МКОУ СОШ № 6 по сохранению и укреплению здоровья школьников, можно сделать вывод, что нами выбрана правильная стратегия в этом направлении, дающая положительный результат в пропаганде здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса. Такие результаты достигнуты в рамках Программы деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни, которая успешно нами реализуется.
Направления реализации проекта
2. Программа деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни «Школа-территория здоровья»
Наименование Программы: Программа деятельности образовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни на 2018-2023 годы.
Заказчик Программы МКОУ СОШ № 6 с. Серафимовского
Сроки реализации Программы: 2018-2023 годы.
Разработчик программы Рабочая группа по разработке программы
Координатор программы директор МКОУ СОШ № 6 с. Серафимовского
Участники программы: обучающиеся, педагогический коллектив, родители, социальные партнеры.
Цели и задачи программы:
Цель состоит в том, чтобы показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, а также улучшение через это таких необходимых для учебного процесса качества, как психическая уравновешенность, спокойствие сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Сроки и этапы реализации программы
-1 этап – сентябрь 2018 г. – сентябрь 2019 г. подготовительный
-2 этап – сентябрь 2019 г. – сентябрь 2021 г. апробационный
-3 этап - сентябрь 2021 г.- сентябрь 2023 г. контрольно-обобщающий:
Исполнители мероприятий администрация, педагогический коллектив школы, педагоги дополнительного образования, родительский актив, заинтересованные организации и службы
Сфера взаимодействия Программы
Сфера взаимодействия программы включает в себя: муниципальную и сельские администрации, учреждения общего и дополнительного образования, а также заинтересованные государственные учреждения и общественные организации.
Ожидаемые результаты реализации программы сохранение и улучшение здоровья обучающихся школы; сокращение числа обучающихся, болеющих гриппом, ОРЗ И ОРВИ; увеличение доли обучающихся, занятых в спортивных секциях; полное отсутствие обучающихся, употребляющих ПАВ, табачные изделия и алкоголь. Реализация мероприятий Программы позволит сохранить здоровье детей, снизить детскую инвалидность, достичь качественного улучшения функционального состояния фундаментальных систем жизнеобеспечения: нервной, сердечно-сосудистой, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.
Пояснительная записка
Социально – экономическая ситуация на территории региона и школы. Социально-экономическая ситуация на территории Ставропольского края вполне благоприятна. В с. Серафимовском созданы условия для поддержания здорового образа жизни. В Доме культуры действуют кружок танцев для детей, секция «Таэквондо», борьбы, хореографическая студия. и др. В МКОУ СОШ №6 действуют секции: волейбол, легкая атлетика, баскетбол, теннис.
Региональные особенности, влияющие на состояние здоровья окружающих. Однако, несмотря на благополучие социально-экономической ситуации на территории села, имеется ряд региональных особенностей, влияющих на состояние здоровья детей. Прежде всего, это:
1. Близость старой мусорной свалки; близость Будённовского полимерного завода, загрязняющего атмосферу выбросами; территория села Серафимовского находится в йододеффицитном регионе, что сказывается на ухудшении эндокринного фона организма.
2. Географические особенности климата: зима теплая, короткая, но с продолжительными ветрами, моросящими дождями, что способствует возникновению ОРВИ. Самый холодные месяцы январь, февраль. В этот период часто бывают непродолжительные морозы, вследствие которых понижается температура воздуха в классных комнатах в среднем до +14 -16 градусов, что приводит к переохлаждению детского организма и возникновению на этом фоне простудных заболеваний. Весна в селе Серафимовском тёплая, с непродолжительными дождями, с перелётом птиц (переносчики птичьего гриппа), с опасностью заражения Крымской геморрагической лихорадкой, переносчиками которой являются клещи. Помимо этого, у детей после холодной зимы наблюдается развитие различных форм авитаминоза, переутомляемость, недосыпание в связи с увеличением светового дня. Лето продолжительное и жаркое. Средняя температура достигает до +45 градусов в тени. Заклещёванность территории, повышенная солнечная радиация, приводящая к солнечным ожогам, обморокам, возникновение на этом фоне различных дерматитов, экзем, острых клинических инфекций, аллергических реакций и других заболеваний. Осень теплая, дождливая, именно осень в с. Серафимовском является более благополучным сезоном. Дети после лета приходят в школу загорелые и отдохнувшие.
Характеристика контингента обучающихся, воспитанников и их семей. Количество учащихся - 205. Из них мальчиков - 101 и девочек - 104
Качественный анализ семей: благополучные – 189 (92%); неблагополучные – 5(2,4%); конфликтные – 11 (5%);
Материальный уровень семей: высокий – 27 (13%); средний – 169 (82 %); низкий – 4 (13%)
Социально-экономическая характеристика семей: полных – 151 (74%) и неполных- 54 (26%), из них: проживают только с матерью – 12 (6%);
многодетные – 34 (17%); опекаемые – 2 (1%); сироты – 2 (1%);
Механизмы реализации Программы
1. Организационная работа.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Составление социального паспорта школы | Сентябрь ежегодно | Соцпедагог, кл. руководители |
2 | Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий | Постоянно | Администрация школы |
3 | Организация дежурства по школе | Постоянно | Замдиректора по ВР |
4 | Организация медосмотра обучающихся и работников школы | По графику | Администрация школы, медработники Арзгирской ЦРБ, ФАПа с. Серафимовского |
5 | Мониторинг посещаемости обучающимися школы | Постоянно | Соцпедагог, кл. руководители |
6 | Приемка школы к новому учебному году | Август | Администрация школы |
7 | Организация ремонта учебных кабинетов | Июнь-август | Кл. руководители, завхоз |
8 | Регулярно проведение учебных тренировок по эвакуации в случае ЧС | По графику | Преподаватель-организатор ОБЖ |
9 | Обеспечение хранения спортивного инвентаря | Постоянно | Учитель физкультуры |
10 | Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов | Август | Завхоз |
11 | Организация подготовительных занятий для будущих первоклассников | Октябрь-май | Учителя начальных классов |
12 | Оформление листков здоровья в классных журналах | сентябрь | Кл. руководители |
13 | Контроль состояния уровня физического воспитания учеников | По плану ВШК | Замдиректора по УВР, учитель физ-ры |
14 | Контроль преподавания ОБЖ | По плану ВШК | Замдиректора по УВР, преподаватель-организатор ОБЖ |
15 | Организация работы учащихся по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества. | Постоянно | Кл. руководители |
2. Инструктивно-методическая работа.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся | Август | Директор школы |
2 | Пополнение информационного и материально- технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. | Постоянно | Замдиректора по ВР |
3 | Систематическая диагностика состояния здоровья обучающихся | Сентябрь, ежегодно | Соцпедагог |
4 | Обновление «Уголка здоровья» | Сентябрь, ежегодно | Библиотекарь |
5 | Проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности | Постоянно | Кл. руководители, учителя физики, химии, физ-ры |
6 | Участие педагогов в районных, краевых конкурсах по разработке здоровьесберегающих технологий | По плану | Педколлектив |
7 | Обновление стендов по пропаганде здорового образа жизни | постоянно | Соцпедагог |
8 | Привлечение родителей к решению проблем здоровья обучающихся через организацию круглых столов | По графику | Кл. руководители |
9 | Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья обучающихся. | 1 раз в четверть | Учитель физ-ры |
10 | Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей | Ежегодно | Замдиректора по ВР |
11 | Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе» | Ежегодно | Замдиректора по ВР |
12 | Включение в планы родительского всеобуча, планы ШМО, план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей. | Ежегодно | Замдиректора по ВР |
13 | Организации работы Службы школьной примирения | Ежегодно | Соцпедагог |
14 | Планирование занятости учащихся в каникулярный период. | Ежегодно | Кл. руководители |
15 | Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда | Постоянно | Завхоз |
Учебно-воспитательная работа.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Проведение Праздника первого звонка | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
2 | Проведение Праздника осени | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
3 | Конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь» | Ноябрь, ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители |
4 | Проведение месячника правовых знаний | Ноябрь, ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители |
5 | Проведение тематических классных часов и родительских собраний | По плану | Зам. директора по ВР, классные руководители |
6 | Индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей специалистами –организация родительского всеобуча по формированию у обучающихся здорового образа жизни | По плану | Зам. директора по ВР, классные руководители |
7 | Проведение Дня открытых дверей | Октябрь, ежегодно | Зам. директора по УВР |
8 | Классный час по ПДД (по программе) | 1 раз в четверть | Кл. руководители |
9 | Посещение неблагополучных семей в рамках операции «Подросток» | По графику | Соцпедагог |
10 | Заседания ШМО классных руководителей | 1 раз в четверть | Руководитель ШМО |
11 | Проведение месячника ЗОЖ | Ежегодно | Зам. директора по ВР |
12 | Проведение общешкольных родительских собраний | По плану | Зам. директора по ВР |
13 | Всемирный день борьбы со СПИДом | Декабрь, ежегодно | Зам. директора по ВР |
14 | Проведение фестиваля национальных культур | По плану | Зам. директора по ВР |
15 | Месячник оборонно-массовой работы | Январь-февраль, ежегодно | Зам. директора по ВР |
4. Профилактическая работа.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Проведение Дня здоровья | 1 раз в четверть | Зам. директора по ВР, учитель физ-ры |
2 | Проведения утренней зарядки | Ежедневно | Учитель физ-ры |
3 | Физкультминутки во время уроков | Постоянно | Педагоги |
4 | Проведение открытых мероприятий в рамках акции «За здоровье и безопасность наших детей» | По графику | Зам. директора по ВР, классные руководители |
5 | Работа спортивных секций | По графику | Учитель физ-ры |
6 | Первенство школы по различным видам спорта: легкой атлетике, мини-футболу, волейболу, теннису | По плану школы | Зам. директора по ВР, учитель физ-ры |
7 | Участие в районных соревнованиях | По плану школы | Зам. директора по ВР, учитель физ-ры |
8 | Профилактика травматизма | Постоянно | Зам. директора по ВР, детская медсестра |
9 | Обеспечение качественным горячим питанием обучающихся 1-11-х классов | Постоянно | Работники школьной столовой |
10 | Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. | Постоянно | Учителя-предметники, кл. руководители, воспитатели ГПД |
11 | Профилактика инфекционных заболеваний | Постоянно | Учитель физ-ры, кл. руководители |
12 | Участие в конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо» | По плану | Зам. директора по ВР, рук. отряда ЮИД |
13 | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | Ежегодно | Зам. директора по ВР, учитель информатики |
14 | Месячник безопасности | ежегодно | Зам. директора по ВР |
15 | Школьная и муниципальная олимпиада по физкультуре, спортивные соревнования | По плану | Зам. директора по УВР |
Заключение
Можно с уверенностью сказать, что во многом любовь к школе определяют традиции, которые делают школу чуть непохожей на другие, она становится особенной школой, школой, которой можно гордиться. На протяжении всей истории существования Серафимовской средней школы в ней большое внимание уделялось формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. Проект уже имеет результаты и показал свою практическую и социальную значимость. Во время реализации мероприятий проекта «Школа-территория здоровья» ежегодно отмечается положительная динамика по результатам обучающихся в конкурсах и фестивалях, спортивных мероприятиях различного уровня, у учащихся формируется ситуация успеха, уверенность в себе, коммуникативные и лидерские качества, растет имидж школы и популяризация здорового образа жизни (по результатам анкетирования среди обучающихся и родительской общественности). Результаты показали высокую степень удовлетворенности родителями проводимой работы (96%). Коллектив школы продолжает работу по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни, совершенствуя методы и формы в соответствие с требованием времени.
Предложенную программу возможно использовать и в других образовательных организациях. Поэтому у проекта имеется большая перспектива и долгосрочность.
Литература и Интернет-источники
https://docs.cntd.ru/document/557309575?marker=7D20K3
https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровый_образ_жизни
Комегорова, Л.Е. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей./ Комегорова Л.Е.//Педагогические кадры России. - 2012 - №6.
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=путин%20о%20здоровье%20цитаты&pos=0&img_url=http%3A%2F%2Fcont.ws%2Fuploads%2Fpic%2F2017%2F9%2Fm1dd8f911%2520(1).jpg&rpt=simage&lr=36
Приложение
Приложение 1
В настоящее время в школе работает 22 педагога. Из них имеют:
Высшее образование – 17 человек – 77 %
Среднее – специальное – 6 человек – 23 %
Категорийность:
Высшая категория- 18 человек – 81%
первая категория – 1человек-5%
сзд – 4 человека – 14%
Педагогические работники, имеющие отраслевые награды:
Отличник народного просвещения или Почётный работник общего образования РФ - 2 человека (9 %)
Почётная грамота МО РФ – 1 человек (4,5%)
Грамоты МО СК- 8 человек (36%)
ПГД СК-7 человек (32%)
Почётная грамота губернатора СК-12 (55%)
Приложение 2
МОНИТОРИНГ
состояния здоровья и заболеваемости
обучающихся МКОУ СОШ № 6 за 2018-2022 уч. годы
1. Уровень состояния здоровья учащихся
№ | Учебный год (по полугодиям) | практически здоровы | хирургические патологии | заболевание эндокринной системы | заболевание ЛОР - органов | заболевание нервной системы |
1. | 2018-2019 | 68,7% | 6,7% | 0% | 2,7% | 3% |
2. | 2019-2020 | 69,3% | 6,3% | 0% | 2,4% | 4% |
3. | 2021-2022 | 73% | 2,3% | 1% | 2,4% | 4 % |
Учет рисков и специальных мер по сбережению здоровья учащихся
№ | Учебный год | бывают на свежем воздухе | проводят перед телевизором | занимаются за компьютером | дополнительно занимаются в спортивных секциях и танцами |
менее двух часов в день | 2 часа и более в день | от 1 до 2 часов | более 2 часов в день | один раз в неделю | три дня в неделю | ежедневно | не занимаются | девочки | мальчики |
|
1. | 2018-2019 | 18% | 44% | 34,7% | 48,3% | 3,3% | 17% | 43,3% | 16,6% | 24,7% | 31,7% |
2. | 2019-2020 | 16,7% | 46% | 37,7% | 34,3% | 1,3% | 13,3% | 53,7% | 12,7% | 23,3% | 31% |
3. | 2021-2022 | 13,7% | 38% | 40% | 31,3% | 2,3% | 16% | 58% | 14% | 23% | 18,3% |
Распределение обучающихся по группам здоровья (%):
Заболеваемость учащихся ( %)
Мониторинг здоровья за 2021-2022 учебный год
Уровень состояния здоровья учащихся (в %)
за I полугодие 2022 – 2023 учебный год
| параллели | практически здоровы | хирургические патологии | заболевание эндокринной системы | заболевание ЛОР – органов и зрения | заболевание нервной системы |
1. | 1 класс | 84,4 | 1,6 | 0 | 4 | 6,7 |
2. | 2 классы | 85,6 | 0 | 0 | 2 | 6,7 |
3. | 3 классы | 85,8 | 6 | 0 | 8 | 11.7 |
4. | 4 классы | 72,8 | 7,2 | 0 | 12 | 0 |
5. | 5 классы | 77,3 | 10,5 | 0 | 0 | 0 |
6. | 6 класс | 85,2 | 4,4 | 0 | 0 | 0,7 |
7. | 7 классы | 90,6 | 0 | 0 | 5 | 0 |
8. | 8 класс | 84,8 | 0 | 12,5 | 0 | 0 |
9. | 9класс | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10. | 10 класс | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
11. | 11 класс | 100 | 0 | 0 | 0 | 0 |
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
состояния здоровья и заболеваемости обучающихся школы за 2019-2022 уч. годы
Уровень состояния здоровья учащихся (%)
№ | Учебный год (по полугодиям) | практически здоровы | хирургические патологии | заболевание эндокринной системы | заболевание ЛОР - органов | заболевание нервной системы |
1. | 19-20 | I | 63,8 | 4,6 | 4,5 | 26,6 | 5,7 |
II | 65,9 | 4,6 | 4,7 | 21,2 | 5,3 |
2. | 20-21 | I | 68,2 | 4,8 | 2,4 | 16,9 | 5,4 |
II | 65,5 | 3,8 | 4,2 | 16,9 | 4,9 |
3. | 21-22 | I | 87,8 | 2,2 | 0,9 | 2,8 | 1,8 |
II | 87,9 | 1,2 | 0,9 | 1,5 | 1,8 |
Учет рисков и специальных мер по сбережению здоровья учащихся (%)
№ | Учебный год (по полугодиям) | бывают на свежем воздухе | проводят перед телевизором | занимаются за компьютером | дополнительно занимаются в спортивных секциях и танцами |
менее двух часов в день | от 1 до 2 часов | три дня в неделю | ежедневно | От 1 до 2 часов | Более 2 часов в день |
1. | 19-20 | I | 37 | 40,5 | 12,2 | 59,4 | 31 | 36,9 | 17,8 |
II | 29 | 41,6 | 17,2 | 60,1 | 39 | 31 | 18,7 |
2. | 20-21 | I | 29 | 48,1 | 20,9 | 57,9 | 32,5 | 32,5 | 25,7 |
II | 27,9 | 43,5 | 14,3 | 62,3 | 30,6 | 27,6 | 24,1 |
3. | 21-22 | I | 28.3 | 41.7 | 11.7 | 54 | 34,3 | 17 | 37 |
II | 25 | 39,2 | 9.2 | 46 | 35 | 11 | 37 |
13