СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа "Формирование общей культуры гимназиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная программа "Формирование общей культуры гимназиста".  рассчитана на 7 лет - с 5 по 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа "Формирование общей культуры гимназиста"»

Воспитательная программа

«Формирование общей культуры гимназиста»



Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.

Программа «Формирование общей культуры гимнаиста» предназначена для воспитательной работы в 5-11 классах. Программа помогает классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеурочную работу учащихся. Материал программы направлен на то, чтобы школьники создать условия для гармоничного развития личности. З

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей к совместной работе с детьми, что, несомненно, сплачивает семьи, помогает в решении вечной проблемы «отцов и детей». Программа помогает ученику сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Классный руководитель создает коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Цель программы заключается в создании условий для формирования культуры личности школьника, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

Задачи воспитательной работы:

  1. Развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, классом, родителями и т.д.).

  2. Совершенствование условий для развития потребностей в самопознание, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.

  3. Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.

  4. Формирование морально- этических жизненных принципов у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие.

  5. Приобретение учащимися навыков ориентирования в мировом информационном пространстве (поиск информации on-line и off-line, работа с удаленными базами данных и знакомство с законами об авторском праве и интеллектуальной собственности)

Основные направления работы:

  1. Культура здорового образа жизни.

  2. Духовно-нравственная культура.

  3. Эстетическая культура

  4. Социальная культура.

  5. Психологическая культура.

  6. Информационная культура.

Данная программа апробирована в течение 7 лет.

Результаты апробирования показали, что возрос уровень воспитанности классного коллектива. Сформировались коммуникативные навыки учащихся. Привиты нормы поведения в общественных местах. Значительно расширился кругозор учащихся в области искусства, здорового образа жизни, культуры человеческих взаимоотношений, сформирована система специальных знаний и умений в области детско-юношеского туризма. Сформированы психологические качества высоконравственной личности, привиты навыки ценностных ориентаций. Освоены приемы информационного поиска с использованием современных компьютерных технологий.

Содержание

Культура ЗОЖ – здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая функции. Эта грань культуры личности имеет своей целью сохранение и укрепление здоровья детей как условия существования и развития других сторон образа жизни.

Мероприятия: Тематические классные часы, подвижные игры на свежем воздухе, беседы со специалистами (медицинскими работниками, психологами), КТД по пропаганде здорового образа жизни, спортивные соревнования, экскурсии и турпоходы.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Физическая развитость

Состояние здоровья учащихся, сознательное отношение к своему здоровью.

Статистический анализ количества пропусков учащихся по состоянию здоровья. Анкетирование.

Составление карты здоровья учащихся



Духовно-нравственная культура. Целью данного направления является формирование основных духовных ценностей культурной личности. В этом направлении выделяются нравственная культура, эстетическая культура, этическая культура и др.

Мероприятия: Тематические классные часы, литературные гостиные, КТД, встречи с интересными людьми (поэтами, работниками музеев, участниками Великой Отечественной войны), участие в благотворительных акциях, посещение театра.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности

Уровень воспитанности.
Методика С.М. Петровой «Пословицы», «Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика этики поведения», «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации»

Проведение акциях «Милосердие », «Забота. День пожилого человека», «Красный тюльпан надежды», участие в проекте «Помоги детям -сиротам»



Социальная культура включает в себя культуру общения, взаимодействия, культуру поведения, культуру коммуникативной толерантности и др. Главная цель данного направления воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Мероприятия: Классные часы, Ситуативный практикум по культуре общения, родительско-ученическая конференция (профилактика межличностных конфликтов).

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Развитость социальной активности учащихся

Социальная активность

Методика Е.Н. Степанова для определения социальной активности школьников,

Методика Л.В. Байбородовой

«Акт добровольцев»,

методика В. Михала. Тест незаконченных предложений, для определения отношения ребенка к семье и школе

Организация ученического самоуправления в классе



Психологическая культура. Целью данного аспекта воспитательной работы является гармонизация внутреннего мира ребёнка, создание целостной непротиворечивой «Я - концепции», состояния внутреннего благополучия. Данное направление предполагает активизацию процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.

Мероприятия: Индивидуальные беседы и консультации с психологом, тематические классные часы, КТД.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Самоактуализирован-ность личности учащихся

Уровень сформирован-ности мотивации достижений

Методика Ю.М. Орлова «Шкала оценки потребности в достижении», тестирования по Казанцевой Г.Н. по изучению общей самооценки, оценка нервно-психического напряжения по Рогову Е.И., методика В.Смекала и М.Кучера на изучение направленности личности

Банк данных психологических портретов учащихся



Эстетическая культура.  Целю является формирование способности личности к полноценному восприятию, правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Мероприятия: посещение театра, выставок, туристические и экскурсионные поездки, организация концертов, классные часы «В мире прекрасного».

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Сформированность

эстетической культуры

Сформированность способностей полноценному восприятию, правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.


Творческие работы, отзывы, рецензии

интерес ребят

к различным видам искусства




Программа реализуется посредством ученического самоуправления в классе и системы работы с родителями.

Ученическое самоуправление в классе

Ученическое самоуправление в классе осуществляется через творческие группы (Центры), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в группы по интересам.

Каждая группа занимается планированием и организацией КТД, традиционных школьных дел по основным направлениям работы школы (интеллектуальному, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому, трудовому развитию).

Содержание деятельности структурных компонентов ученического самоуправления

Общее Собрание класса Высший орган ученического самоуправления

Классная Дума планирует классные дела, готовит сценарии дел и мероприятий, заслушивает отчет Мэра города, руководителей Центров, оценивает результаты деятельности Центров, утверждает правила, памятки и другие документы, осуществляет выполнение решений .

Мэр класса– староста.

Центр Науки и знаний организует взаимопомощь в учении, планирует, организует и проводит познавательные дела в городе, проводит конференции, участвует в подготовке дней науки и творчества, ведет учет интеллектуальных достижений жителей города Друзей.

Пресс-центр собирает и обрабатывает информацию других Центров и служб, ведет работу по подготовке к публикации сообщений и новостей в общешкольной газете «Чертова дюжина»; информирует учащихся о событиях, происходящих в гимназии, проводимых в нём конкурсах, соревнованиях и сообщает об их результатах;

Центр труда и заботы планирует и организует работу добровольческого отряда (помощь школьной библиотеке, шефство над ветераном Великой Отечественной войны), контролирует деятельность дежурных по классу, вносит предложения по ее улучшению; организует учеников для помощи школе в различных хозяйственных работах (субботник, ремонт мебели, генеральная уборка и т.д.).

Центр культуры и отдыха организует проведение традиционных праздников («День именинника», «Новый год» и др.); планирует и организует досуг класса, занимается организация концертов, культурных программ, шоу-программ. Оказывает помощь в проведении КТД.

Центр здоровья и спорта проводит дни здоровья, организует работу по подготовке и формированию команды к различным соревнованиям, фиксирует спортивные достижения, организует просветительскую работу по здоровому образу жизни.

Вовлечение в работу с учащимися их родителей

Воспитательная система класса не может работать эффективно без тесного сотрудничества с родителями учащихся.

Хорошо организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям, что для развития здоровой и полноценной личности необходимо их непосредственное активное участие в жизни класса и школы.

Совместная работа учащихся и родителей является многоплановой.

Родители класса должны активно участвовать во всех направлениях воспитательной работы в классе. Они должны иметь высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно - нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя и родителей по формированию психологической культуры школьников. Родители должны понимать, что только личный пример взрослых способен воспитать личность, готовую к выполнению общественных функций труженика и гражданина, поэтому также активны и в формировании социальной культуры учащихся.



Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе.

Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе и школе. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе.

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью". Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения"

Активное участие в КТД, конференциях






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!