Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арбатская средняя общеобразовательная школа»
.
Воспитательная программа
«Я- человек,Ученик,Гражданин»
для обучающихся класса ОВЗ
5 лет
(срок реализации программы)
Медведева Татьяна Васильевна
Стаж работы 3 года
с Арбаты
Пояснительная записка
События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программу рекомендуется использовать в коррекционной школе с 5-го по 9-й класс. Она включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить представление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах развития личности в формировании гражданина России.
Цель программы | Развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества. Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны. |
Задачи программы | Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы родного края. Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими людьми. Развитие нравственных взаимоотношений в семье. Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны. |
Сроки реализации программы | I этап: проектный - 2019-2020 учебный год 5-9 кл II этап: практический -2020-2021 учебный год 5-9кл III этап: аналитический - 2021-2022 учебный год 5-9кл |
Ожидаемые результаты | Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода. Формирование стойкой патриотической позиции. Воспитание потребности в духовном обогащении, приобщение к общечеловеческим ценностям. Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира. Воспитание уважения к труду, человеку труда. Формирование активной жизненной позиции школьников, ориентирование ее на здоровый образ жизни. Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности подростков. |
Содержание программы
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников "Я — человек, Ученик, Гражданин"включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить представление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах развития личности в формировании гражданина России.
«Я — человек»
Цель направления: Формирование знаний об образе жизни человека и способах существования человека; осмысления ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Задачи:
Адаптация ребенка к условиям школьной жизни.
Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.
Приобщение учащихся к общечеловеческому этикету и овладению им.
Создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников.
Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.
Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни.
Формирование и отстаивание своей жизненной позиции.
Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.
Ориентировочные мероприятия
Экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь Ученики»
Знакомство с Уставом школы
Урок-игра «Мой сосед по парте»
Разработка кодекса чести учащегося школы
Беседа:
«Проблема на ладошке»
«Я и сотни других «Я»
«Чем я отличаюсь от других»
«Мои потребности»
«Расскажи мне обо мне»
«Как изучить самого себя»
«Хочу и надо»
«Мое хобби» и др.
«Я и семья»
Цель направления: Формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
Формировать уважение к членам семьи.
Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей.
Формировать умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.
Формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, Родиной.
Воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем.
Ориентировочные мероприятия
«Советы мудрых»
«Защитники Родины - мои родственники»
«История глазами моих родственников»
«Национальные традиции в моей семье»
«Салют ветеранам»
«Праздничный сюрприз»
«Подарок моим друзьям»
«Я и мое Отечество»
Цель направления: воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
1. Приобщать учеников к обычаям русской культуры.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
3. Приобщать учеников к духовным ценностям своего отечества.
Ориентировочные мероприятия
Беседа «Символы моей Родины»
Народные игры на Святки
Классный час «Пионеры-герои»
Классный час, посвящённый Великой Отечественной Войне «Это не должно повториться»
Классный час «Твоя родословная»
Классный час «Обычаи русской старины»
«Юный политик».
«Мое Отечество».
«Родное слово».
«Летопись».
«Я - житель планеты Земля»;
«Человек и закон».
«Твои гражданские права»
Игры:
«Я и здоровый образ жизни»
Цель направления: приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Привитие санитарно-гигиенических навыков.
2. Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья.
3. Формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене.
4. Воспитание потребности в регулярных занятиях спортом.
5. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
Ориентировочные мероприятия
Классный час «Внешний вид человека»
Классный час «Учись быть здоровым»
Спортивные соревнования
День здоровья
Спортивный час
Беседа «Кожа человека и её здоровье»
Мероприятия:
«Новые приключения бобра Суперзуба»
Операция «Здоровье»
«Вредным привычкам скажем: "нет!"»
"Мы за здоровый образ жизни!"
Уроки здоровья (тренинги)
«Я и искусство»
Цель: воспитание интереса и любви к искусству своего народа.
Задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
2. Развивать у детей интерес к живописи известных русских художников.
3. Познакомить детей с различными видами искусства.
4. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного, развитие человеческой культуры, творческой деятельности учащихся.
5. Познакомить с народными ремёслами России.
Ориентировочные мероприятия
«Я и труд»
Цель направления: воспитание трудолюбия.
Задачи:
Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.
Прививать трудолюбие.
Дать знания о разнообразии и значимости профессий.
Ориентировочные мероприятия
Беседа «Мои обязанности в семье»
Знакомство с профессиями
Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства.
«Я и друзья»
Цель направления: показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие о дружбе.
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.
4. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе.
5. Воспитание у детей уважения к людям, достигшим успеха в жизни трудом.
6. Развитие активности во всех сферах жизни.
Ориентировочные мероприятия
«Знакомство»
«Мальчики и девочки»
«Настоящий друг»
«Приветствия»
«Вежливость»
«Будь справедлив в словах и поступках»
«Правда и ложь»
«Мы идём в гости» - правила поведения в гостях
«Правила общения»
«Внешний вид человека»
«Настроение»
«Человек среди людей»
«Поведение в общественных местах»
«Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?»
Практическое занятие «Мимика и жесты»
Практическое занятие «Доброта»
Практическое занятие «Влияние характера на поступки и поведение человека»
Игры-доказательства:
«Суд над пороками людей»
«Суд над наркоманией»
«Суд над алкоголизмом»
«Ложь на скамье подсудимых»
«Суд над воровством»
«Расскажи мне о себе»
«В дружбе - сила»
«Чтобы иметь друга, надо быть им»
«Человек - мыслитель и творец»
«Я и Закон»
Цель направления: знакомство детей с основами российского законодательства.
Задачи:
Познакомить детей с основными разделами Конвенцией о правах ребёнка.
Дать представление об основных законах РФ.
Ориентировочные мероприятия
«Семья – ячейка общества»
«Что такое выборы?»
«Толерантность – это…»
«Религии»
«День Конституции РФ – что это за праздник?»
Конкурс «Знаток Конвенции о правах ребёнка»
Беседы с участковым уполномоченным милиции
Конкурс рисунков «Наши права и обязанности»
«Я и моя малая родина»
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Задачи:
1. Довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, людям родного края.
2. Прививать любовь к родному языку.
3. Развивать потребности к изучению истории своей Родины, своего народа, города;
4. Изучать и развивать национальные традиций.
Ориентировочные мероприятия
Слушание народных сказок
Беседы:
«Народные традиции, обычаи и обряды»
«Я и планета»
Цель: Формирование культуры отношения к природе Родины.
Задачи:
1. О взаимодействии общества и природы,
2. Ознакомить с многообразием флоры и фауны.
3. Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе России и родного края.
Ориентировочные мероприятия
Единый информационный час «Мир глазами детей»
Праздник «Добрая волшебница - осень»
Мастерская кормушек «Покорми птиц зимой»
Выставка рисунков «День птиц»
Конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»
КТД с элементами викторины «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях)
Факультатив «Экологическая азбука»
Выставки:
Фотографий:
«Мой любимый край »
«Птицы нашего края»
Рисунков:
Заочные путешествия:
«Здесь живут мои родственники».
«Дорогами великих географический открытий»
«По странам и континентам»
«Здесь живут мои родственники».
«Дорогами великих географический открытий»
«По странам и континентам»
Игры-путешествия:
Основные принципы организации воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Участники программы: воспитанники коррекционного класса
Основные признаки сформированности гражданских качеств личности учащихся:
Гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.
Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.
Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.
Уровни гражданской воспитанности
Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.
Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.
Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.
Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.
Своеобразие развития детей с ОВЗ, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм. Многие коррекционные школы страны имеют богатый опыт гражданского воспитания учащихся.
Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребенка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений.
Как уже подчеркивалось, учащиеся с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.
Отечественная педагогика придает большое значение труду в процессе формирования социально правильного поведения человека. Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания.
Включение в коллективный производственный труд при правильной его организации является «переломным моментом» в жизни учащихся коррекционной школы, поскольку здесь ученики вводятся в систему общественных отношений, основанных на товариществе, деловом сотрудничестве, ответственности, взаимопомощи. При этом ученики практически убеждаются в том, что успехи в трудовой деятельности возможны при условии выполнения установленных правил, в том числе правил поведения в коллективном труде.