СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа Вэнго М.В.Тема -Этнические традиции и инновации в культуре народов Севера.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа Вэнго М.В.Тема -Этнические традиции и инновации в культуре народов Севера.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат

«Сеяхинская школа-интернат»

















Инновационный проект


Тема: «Этнические традиции и инновации в культуре народов Севера»



















Автор: Вэнго М.В.



село Сеяха.2018г




Мудрый ненецкий народ

свято в сердце бережёт

все традиции былые –

детям их передаёт.

А. А. Арефьева.


Тема: «Этнические традиции и инновации в культуре народов Севера»


Актуальность:

Общая для нашего времени тенденция развития отечественной педагогики по пути гуманизации и личностной ориентированности особенно актуальна для воспитания и развития культуры народа, историческая судьба которого складывалась на территории Ямальского района. Данное обстоятельство делает проблему: сохранения этнических традиций ненцев значимой не только в научном отношении, но и в практическом.

Используя традиции коренного населения в педагогической работе, мы получаем возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические.

Введение культурологического регионального компонента (культура народов Ямала), а также воспитательная работа позволяет познакомить с нравственными устоями ненцев, которые будут способствовать возрождению исторической памяти.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Новым и, весьма перспективным является введение положения о целесообразности учета народной философии и традиционных воззрений этноса на природу человека и его место в окружающем мире, на становление и развитие личности, учет этнопсихологических особенностей восприятия и стиля мышления.

Вот почему определяя направление воспитательно - образовательной работы с детьми, мы остановились на проблеме ознакомления с культурными традициями своего народа, оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.

Цель инновации: духовно-нравственное воспитание через приобщение детей к культуре ненецкого народа, воспитание гордости за культурные традиции этого субэтноса.

Задачи:

  • Знакомство с характерными признаками быта ненецкого народа;

  • Нравственное воспитание на основе ознакомления с правами и обязанностями ненецкого народа, культурными традициями;

  • Духовное воспитание на основе использования традиций, обрядов и ремесел ненцев.

Направление работы:

  • Культурологизация регионального компонента в группах;

  • Создание условий для духовно-нравственного воспитания в группах;

  • Организация уголка, фотоальбомов «Памятные места», «Страницы истории»;

  • Подбор зрительного и музыкального материала, пособий: рукотворного наглядного материала, игровых атрибутов, дидактических пособий и прочее;

  • Работа с родителями (домашнее задание детям, оформление необходимой информации);

  • Проведение диагностики;

  • Участие в сборе информации.

  • Создание системы диагностики (обследование знаний и умений детей):

Анализ диагностических карт;

Беседы с детьми на предложенную тему;

Анализ самостоятельной деятельности детей;

Анализ поведения, игровой деятельности.

  • Использование межпредметной интеграции, где воспитатель самостоятельно решает в рамках какой темы (раздела) можно использовать предложенный информационный материал.

  • Умение сочетать беседы о народе с экскурсиями в музей,
    выставками, беседы с носителями культурных ценностей предков.

  • Умение организовать соответствующую развивающую предметно-
    пространственную среду этнокультурной направленности.

  • Умение применять полученные знания при выполнении практических
    заданий направленных на решение педагогических задач.

Культурологизация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе

Организовывать регионально-ориентированную деятельность детей (познавательную, игровую, поисковую).

Выбирать наиболее рациональные формы организации школьников в зависимости от педагогической ситуации.

Создать более благоприятные для здоровья детей условия.

Привлечь внимание родителей к культурным традициям, знаниям о своей ближайшей (малой) родине.

Ориентировка на широкое использование знаний развивающих предметно-пространственную среду этнокультурной направленности.

Широкое использование специально подобранной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей ( в течении всего года) с произведениями отдельных ненецких авторов, через которые дети усваивали традиции своего народа, нравственные нормы, знакомились с обычаями, праздниками.

Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание альбомов и фотоколлажей по знаменательным местам.

Использование фольклора, как культурно - этнографического комплекса, включающего словесное музыкально-песенное, танцевальное, игровое творчество и т.д.

Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий повседневной жизни, позволяющих детям накопить культурологические впечатления, конкретные знания об этнокупьтуре региона, с различного рода занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых характерных признакам быта ненцев, с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

Демонстрация одновременно как этнокультурную специфичность предметов быта, материалов, из которых они сделаны и способ их изготовления.

Организация и создание развивающей предметно – пространственной среды, как условие формирования представлений об этнической культуре. С этой целью создаются:

Уголок «Я люблю тебя, Ямал!» (рисунки детей, оформление тематических выставок)

Библиотека (пополняется иллюстративными книгами, в которых герои изображены в национальных костюмах)

Школьный чум

Творческая мастерская (разрабатывается игровой и учебный материал, декорации, этнографические куклы, предметы народного быта и т.д.)

Условия развития инновации:

Культурологизация развивающей предметной среды.

Этнокультурное просвещение педагогов, воспитанников и родителей.

Основные этапы инновационной деятельности и прогнозируемые результаты.

Этапы

Содержание

Предполагаемый результат

1.Подготовительный

Создание творческой группы;

Защита образовательного проекта по проблеме инновации;

Создание нормативно – правовой базы развития инновации;

Консилиум по вопросам этнокультурного воспитания школьников;

Формирование методической технологической модели «этнокультурного» просвещения родителей.

Библиографии указатель актуальной информации по созданию инновации;

Комплекс дидактических материалов по творческим интересам групп.

2.Технологический.

Апробация концептуальной модели



Система научно – методического сопровождения творческого поиска;

Разработка и систематизация параметров этнокультурного воспитания;

Культурологическое воспитание школьников – составная часть воспитательной работы.

Система диагностических материалов по содержанию инновации;

Бланк профессиональных знаний и умений по использованию регионального компонента во всех видах деятельности школьника;

Система работы с родителями.


3.Итоговый

Публикация материалов из опыта работы.

Маркетинг созданной системы.

Аналитические материалы по качественной характеристике результатов;

Комплекс учебно – методических пособий по обозначенной проблеме;

Аудио, видео, мультиамедиа – материалы.


Перспективность: Воспитанники вместе с воспитателями и другими педагогами ведут углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес, помогающий воспитать патриота, изучая традиции ненецкого народа в разное историческое время, культуру, его фольклор.


Перспективный план мероприятий на 2018 – 2019 учебный год

Группа «Хаерако» (Солнышко) 6 - 7 лет (1 класс)

п/п

Тема

Сроки

1

«Здравствуй, интернат!» тематическая линейка

Сентябрь

2

«В гостях у хозяйки чума» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

Октябрь

3

«Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

Ноябрь

4

«Мои родные» выставка рисунков

Декабрь

5

Чтение сказок народов севера

«Сказка-ложь, да в ней намёк»

Январь

6

Воспитательный час «Мой дом – наведу порядок в нем»

Февраль

7

Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах»

Март

8

Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

Апрель

9

Воспитательный час «Спешите делать добро»

Май


Группа «Ябдананго» 8 – 9 лет (1-2 классы)

п/п

Тема

Сроки

1

Праздник красок и карандашей

Сентябрь

2

Викторина «Что за прелесть эти сказки»

Октябрь

3

Час общения «Тепло семейного очага»

Ноябрь

4

Чудо своими руками «У фантазии нет границ»

Декабрь

5

Конкурс поделок «Короб чудес»

Январь

6

КВД «Путешествие в мир танца» национальный танец

Февраль

7

Праздник 8 марта в чуме «В солнечном царстве, эстетическом государстве»

Март

8

Инсценированный воспитательный час

«Чудеса народного искусства»

Апрель

9

Беседа «Музей весёлых затей»

Май


Группа «Ялэмдад нумгы» (Полярные звезды) 10 – 12 лет (3-4 классы)

п/п

Тема

Сроки

1

Конкурс рисунков «Мир глазами детей».

Сентябрь

2

Чудо своими руками «Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир».

Октябрь

3

Тематическая линейка «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир».

Ноябрь

4

Игровой час «Тропою сказок».

Декабрь

5

Беседа «Встречают по одёжке, провожают по уму».

Январь

14

Беседа «Мое и чужое в школьной жизни».

Февраль

16

Конкурс на лучшую поздравительную открытку.

Март

18

Семейный праздник «День рождения моей семьи».

Апрель

20

Беседа «Цени прекрасные мгновенья».


Май


Группа «Мебетако» 12-13лет (5-е классы)

п/п

Тема

Сроки

1

Удивительное путешествие в тундру. Викторина «Ямал - ты мал, но дорог мне!»

Сентябрь

2

Беседа «Родной Ямал – заветный край России. Земля легенд и сказок старины.

Октябрь

3

КВД «В краю родном, где отчий дом»

Ноябрь

4

Тематическая линейка «Мыслью и сердцем всегда с тобой, мой Ямал!»

Декабрь

5

Практическое занятие «История ненецкой куклы («нгухуко») и технология ее изготовления».

Январь

14

Практическое занятие «Благородное животное Севера – олень». Презентация.

Февраль

16

Беседа «Судьба Ямала-матери судьба». Презентация.

Март

18

Воспитательный час «Вся семья вместе,  так душа на месте».

Апрель

19

Рисунки детей, оформление тематической выставки. Создание уголка «Я люблю тебя, Ямал!»

Апрель

20

«Память, которой не будет конца»

Май


Группа «Ямал тату» (Искры Ямала) 13 – 15 лет (6-7 классы)

Тема

Время проведения

1

Занятие-путешествие «Путешествие в страну крайнего Севера».

сентябрь

2

Практическое занятие. Объемная аппликация «Герб ЯНАО».

октябрь

3

Час общения «Моя семья – мое богатство».

ноябрь

4

КВД « Малая родина-Ямал».

декабрь

5

Беседа «Северные тайны».

январь

6

Занятие-путешествие «Чум как модель мира». «Этикет».

февраль

7

Тематическая линейка «Роль женщины в семье. Женственность. Материнство».

март

8

Конкурс национальной одежды «Мисс тундры».

(Конспект внеклассного занятия с группой).

апрель

9

Воспитательный час «Вечер памяти».

май


Группа «Ингудотако» (Умники) 15-18 лет


Тема

Время проведения

1

Дискуссия «Мое село Сеяха – село будущего».

сентябрь

2

Я среди людей, люди вокруг меня (деловая игра)

октябрь

3

Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»

ноябрь

4

Как научиться властвовать собой? (тренинг)

декабрь

5

«Конфликт и способы его разрешения» (круглый стол)

январь

6

«Суровый край-земля моей любви» посвященный творчеству Л.В.Лапцуя

(литературно-музыкальный вечер)

февраль

7

«Никого дороже нет…» (воспитательский час-презентация посвящен Дню матери).

март

8

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)

апрель

9

«Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность» (воспитательный час)

май

























Литература:

  1. Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».

  2. Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».

  3. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».

  4. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».

  5. Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».

  6. Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» - Стихи Л.Г. Ефремовой

  7. Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.

  8. Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.

  9. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.

  10. Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.

  11. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.

  12. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.

  13. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

  14. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .

  15. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.

  16. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.

  17. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.

  18. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.

  19. Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.

  20. Ямал – наш дом, один на всех. «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.

  21. Аромштам М.,Чему нам учиться у ненецких детей, или этнопедагогика для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.

  22. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.

  23. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района. Учебное пособие. Салехард 1993.

  24. Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные средства физического воспитания сургутских хантов.

  25. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!