СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная работа с обучающимися в условиях детского музыкально-творческого объединения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор статьи поднимает важную проблему развития личности, воспитания и социализации обучающихся в условиях общеобразовательной организации и раскрывает возможности ее решения в сельской малокомплектной школе посредством вовлечения детей в деятельность музыкально-творческого объединения.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа с обучающимися в условиях детского музыкально-творческого объединения»

УДК 791.43 : 79.01 : 37.036


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ



Пряхина М. А.,

Курский государственный университет,

Солдатская основная общеобразовательная школа № 1

г. Фатеж Курской области, Россия


Науч. руководитель – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. Автор статьи поднимает важную проблему развития личности, воспитания и социализации обучающихся в условиях общеобразовательной организации и раскрывает возможности ее решения в сельской малокомплектной школе посредством вовлечения детей в деятельность музыкально-творческого объединения.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, воспитание обучающихся, внеурочная деятельность, детское музыкально-творческое объединение.

Abstract. The author of the article raises an important problem of personality development, upbringing and socialization of students in a general education organization and reveals the possibilities of solving it in a rural small school by involving children in the activities of a musical and creative association.

Key words: secondary school, education of students, extracurricular activities, children's musical and creative association.



Современная школа реализует в своих стенах не только право обучающихся на получение общего музыкального образования, но и предоставляет им широкие возможности для эстетического и духовно-нравственного развития, личностного становления и социализации в процессе музыкально-творческой деятельности. В разных формах музицирования, предлагаемых детям на уроках музыки и во внеурочное время формируются ценный опыт коллективного творчества и дружеского взаимодействия. Тем самым школа выполняет важную роль в их жизни.

Музыкальное искусство с раннего детства служит средством формирования мировоззрения ребенка в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное и образное мышление. Именно в музыкальной деятельности ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творчества, формирует свою индивидуальность.

Музыка, как и другие виды искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение – способствовать духовному совершенствованию человека. Она является не только носителем духовных ценностей, но и языком духовного общения, которым нужно овладеть. Это происходит в процессе создания личностью индивидуального варианта музыкального образа, в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.

Одним из важнейших условий воспитания творческой личности является такая организация учебного процесса музыкальных занятий, при которой каждый ребёнок сможет почувствовать самоценность собственной личности. Интерес к музыкальному искусству будет плодотворным и устойчивым, если педагог сумеет найти сильные стороны каждого обучающегося и всячески стимулировать их развитие, корректно и доброжелательно направляя развитие слабых сторон.

В стенах школы сегодня создаются самые различные детские формирования, в том числе – музыкально-творческое объединения (творческие сообщества учащихся, функционирующие в соответствии с установленными нормативами и положениями). В преемственности с уроками музыки и другими формами внеурочной музыкальной работы детские творческие объединения направлены на реализацию основной цели общего музыкального образования – формирование духовной культуры обучающихся посредством их вовлечения в продуктивную, преобразующую музыкально-творческую деятельность. Ведущим фактором достижения данной цели в условиях детского музыкально-творческого объединения становится музыкальное развитие как результат формирования личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. 

При организации деятельности детского музыкально-творческого объединения педагог решает ряд взаимодополняющих задач:

  • создание эмоционально-благоприятной атмосферы для установления контакта «учитель – ученик», «ученик – ученик»;

  • отбор исполняемого репертуара для музыкально-творческого объединения, исходя из принципов актуальности и доступности;

  • подбор форм взаимодействия и методик, позволяющих достичь результатов высокого уровня;

  • формирование у детей навыка правильного восприятия информации, планирования и обдумывания высказываний и норм поведения на занятии;

  • расширение коммуникативного опыта детей через их взаимодействие с музыкой и участие в совместной творческой деятельности;

  • воспитание значимых качеств личности обучающихся и др.

Воспитательный процесс в условиях детского музыкально-творческого объединения осуществляется в общеобразовательной организации исключительно во внеурочное время при активном участии учителей и школьников, в результате которого происходит плодотворное единственно возможное усвоение учащимися необходимых общественных ценностей. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, внеурочной деятельности уделяется особое внимание и определяется достаточное пространство и время в образовательном процессе.

На современном этапе развития общего музыкального образования в школе, в связи с увеличением численности разнонаправленных музыкально-творческих объединений у школ появилась уникальная возможность более тщательно и детально организовывать процесс воспитания детей. При этом важной задачей стало осмысление творческого подхода к организации и управлению детскими музыкально-творческими объединениями.

В таких объединениях школьники фактически участвуют в процессе создания творческого коллектива и осмыслении себя в культурной жизни общества. Значительная часть детей проявляет интерес к музыкально-творческой деятельности, реализует желание научиться играть на каком-либо инструменте, петь, выступать на сцене (как сольно, так и в составе коллектива), быть в центре культурных событий. А для родителей учащихся основной целью музыкально-творческого объединения, как правило, является разностороннее творческое развитие своего ребенка, приобщение его к миру искусства и, пожалуй, самое главное – формирование личности, способной к самореализации в современном обществе.

Приведем в качестве примера личный опыт воспитательной работы в детском музыкально-творческом объединении «Соловушка» на базе МКОУ «Солдатская основная общеобразовательная школа» пос. Солдатский Сельсовета Фатежского района Курской области. В качестве приемлемой формы внеурочной музыкальной работы с обучающимися нами было выбрано детское музыкальное творческое объединение, которое способно наиболее эффективно решать задачи нравственно-эстетического воспитания в условиях малокомплектной сельской школы. Им стал детский фольклорный ансамбль «Соловушка», созданный в 2020 году и функционирующий по настоящее время, в котором объединились 16 обучающихся начальной и основной школы.

Особенностью деятельности коллектива является ее интегративность, включающая различные элементы воспитательного процесса, способствующего активному приобщению детей к отечественной традиционной народной культуре, «прорастанию» в их современную жизнь лучших образцов фольклорного наследия предшествующих поколений. На занятиях с коллективом реализуется идея комплексного подхода к развитию и воспитанию детей через постижение единства музыки, литературного слова, хореографии и театра в народном музыкальном творчестве. Не меньшее значение при решении воспитательных задач в коллективе имеют организация активного общения и бережное отношение к личности каждого ребёнка.

Основная цель коллектива определяется, как нравственно-эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщение их к музыкальному искусству через ансамблевое пение. Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности, поэтому обучение детей фольклорному исполнительству представляет собой один из оптимальных путей воспитания детей. Реализация названной цели осуществляется нами посредством решения совокупности ряда воспитательных задач:

- воспитание у учащихся устойчивого интереса и любви народному искусству, стимулирующих развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание у учащихся стремления к самовыражению в процессе творческой деятельности;

- освоение народного творчества и овладение учащимися навыками фольклорного пения и народной хореографии;

- воспитание эстетического отношения к миру;

- духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и социокультурное воспитание школьников.

Определяя сущность воспитательной работы в общеобразовательной школе, мы апеллировали к утверждениям Е. Ф. Сивашинской, которая отмечает, что:

«1. Она осуществляется в рамках разных организационных форм. Имеет цели, недостижимые в ограниченные промежутки времени. Предусматривается лишь последовательное решение конкретных задач воспитания, ориентированных на общие цели.

2. Важнейшим критерием эффективности воспитания являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциях, чувствах, поведении и деятельности.

3. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах. Логику воспитательной работы учителя в каждом конкретном классе вообще невозможно зафиксировать в нормативных документах.

4. Результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер, так как педагогические воздействия воспитателя пересекаются с формирующими влияниями среды, не всегда положительными.

5. Воспитательная работа даже при отсутствии непосредственного взаимодействия с воспитанниками может оказывать опосредованное влияние на них. Подготовительная часть в воспитательной работе нередко более значима и продолжительна, чем основная часть.

6. В воспитательной работе сложно выделить и соотнести результаты деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Кроме того, эти результаты трудно предвидеть, и они намного отсрочены во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь» [Сивашинская, с. 41].

Другими словами, Е. Сивашинская утверждает, что «воспитание – это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется присвоение учащимися общечеловеческих ценностей, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, личностного опыта, развитие субъектности, индивидуальности» [Сивашинская, с. 71].

Важными для нас стали также утверждения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. психологов и дидактов о том, что художественно-творческая деятельность развивает у человека эстетическое мироощущение, художественное мышление, потребность в прекрасном; совершенствует способность воспринимать и переживать прекрасное, формирует умения создавать его в искусстве и окружающей жизни; стимулирует художественную самодеятельность учащихся, мы считаем сверхзадачей воспитательной работы, осуществляемой в детском музыкально-творческом объединении, развитие базовой культуры личности обучающихся.

Названные факторы обусловили совокупность планируемых результатов воспитательно-образовательной работы в детском музыкально-творческом объединении «Соловушка» с учетом особенностей фольклорной деятельности: наличие у обучающихся опыта и знаний о средствах художественной выразительности в фольклоре; проявление эмоционального отношения и интереса к коллективному пению (эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкальных произведений и в процессе исполнительской деятельности; стремление к творческой самореализации и др.); инициативность и самостоятельность включения в художественно-творческую и социокультурную деятельность.

Изучение русской традиционной культуры имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Поэтому занятия в детском фольклорном ансамбле «Соловушка» направлены не только на развитие музыкальных способностей (слуха, голоса, памяти и др.) и творческих компетенций обучающихся, но, прежде всего, – на воспитание важных личностных качеств и формирование базовой культуры школьников. Ведущими воспитательными задачами в работе с коллективом являются: возрождение русской традиционной культуры, донесение до детей социально значимой информации, ориентированной на духовные ценности, семейное воспитание, взаимоотношения в обществе.

Освоение русской традиционной культуры ведётся в различных направлениях: дети изучают народные праздники, обряды, игры, песенный репертуар различных регионов. Занятия нацелены на повышение культурного уровня обучающихся, раскрытие индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Организация деятельности в детском коллективе «Соловушка» строится с учетом возрастной специфики психофизиологического развития детей. Комфортность режима работы достигается ориентацией на возможности конкретной возрастной группы, настроем на доброжелательность и толерантность, дифференцированным подходом к рабочему темпу и особенностям ребёнка и др.

С учетом того, что в коллектив систематически вливаются новые дети, перед нами стоят задачи сохранения преемственности в воспитательной работе, где немало важную роль играет наставничество старших над младшими, постановка и решение совместных музыкально-творческих и социокультурных задач, взаимодействие с обучающимися, не входящими в состав коллектива. Практика показала, что участие разновозрастных школьников в детском творческом объединении «Соловушка» оказывает многостороннее влияние на развитие личности обучающихся.

На результатах воспитания разновозрастных участников фольклорного коллектива сказывается характерный музыкальный репертуар, осваиваемый школьниками. Исходя из природосообразности развития детей младшего школьного возраста, в содержание занятий включаются заклички, потешки, дразнилки и другие малые жанры детского фольклора. Для старших детей они служат упражнениями для распевания и постановки голоса. Также в репертуаре коллектива находят место частушки, протяжные песни, хороводы, плясовые и календарные песни.

Ведущее место в детском творчестве занимает игровой фольклор. В народных играх всегда присутствует элемент воспитания: многие из них имитируют работу взрослых людей, важные трудовые процессы (посев льна, мака, жатву и др.). Кроме того, игра создаёт особый микроклимат, раскрепощающий ребёнка. Во время исполнения игровых попевок и песен, сценических и ролевых игр дети сосредоточивают свое внимание на общих творческих задачах и подстраиваются друг к другу, приобретая важные навыки слаженной коллективной деятельности.

Детский фольклорный ансамбль рассматривается нами, как инструмент воспитания личности, однако, мы считаем, что он выполнит свою функцию только при условии, если у детей сложится эмоционально-положительное отношение к коллективу и совместной деятельности. В связи с этим, в процессе работы с детским разновозрастным коллективом мы стремимся повышать интерес и мотивацию его участников, акцентируя свое внимание на задачах гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, трудового воспитания школьников, формировании у них положительного социокультурного опыта.

При этом мы опираемся на достижения народной педагогики, в которой веками складывались традиционные приемы воспитания: например, с определенного возраста детей приучали к работе, рассказывали о старших опытных работниках, поощряли и хвалили за трудолюбие, осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Требуя от каждого человека определенных личных деловых качеств, общественное мнение возвышало тех людей, которые приносили пользу не только себе, но и другим.

Воспитание трудолюбия является важнейшей особенностью народной педагогики, которую мы культивируем в работе с детским фольклорным ансамблем. Данный коллектив, по сути, – творческое объединение школьников, где каждый учится не только петь, плясать, но и трудиться. Мы приучаем их плодотворно и качественно трудиться во время занятий и при подготовке концертных номеров, которые требуют органичности и артистичности на сцене.

Не секрет, что многие дети любят выступать, но не все имеют желание готовиться, репетировать, оттачивать детали, многократно повторяя одно и то же. Во время занятий мы стремимся создать обстановку коллективного труда, где каждый ребенок может проявить сообразительность и ловкость, сноровку и виртуозность в отдельных приемах и продемонстрировать определенные результаты своей деятельности, что существенно для его репутации в ансамбле.

Еще один важный воспитательный момент – воспитание трепетного отношения ко всему, что связано с традиционной народной культурой. Пример из практики: у каждого участника фольклорного ансамбля есть свой концертный костюм, поэтому очень важно научить юных артистов бережно обращаться с народной одеждой (уметь одевать, носить, приводить в порядок после выступления) [Некоторые особенности].

Яркую, очень живую, многообразную сторону жизни русских крестьян составляла культура праздника. Глубокая традиционность сочеталась с ее постоянным обновлением за счет импровизаций, живого творческого вклада участников. Ведь крестьянская культура была активной, а не потребительской. Развивая у детей навыки импровизации, мы тем самым подталкиваем их к наиболее яркому проявлению своей индивидуальности. Ребенок способен самостоятельно искать различные варианты запевов, движений под песню, по-своему раскрывать эмоциональную сторону фольклорного произведения. Таким образом мы сохраняем национальные традиции и самобытность национального облика культуры своего народа.

Наша практика показывает, что детский фольклорный ансамбль позволяет каждому участнику проявить все свои лучшие качества, продемонстрировать индивидуальные творческие способности, связанные с исполнительской деятельностью коллектива. Именно в моменты совместного переживания радости от успешной концертной деятельности ребенок ощущает свою общественную значимость, нужность своего творчества и огромное желание совершенствовать свое мастерство. Все это способствует успешной творческой, социально значимой деятельности детского фольклорного ансамбля [Некоторые особенности].

Вся наша работа с детским музыкально-творческим коллективом исходит из того, что в современном мире понимание сущности и смысла музыкального образования и воспитания под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. Сегодня оно перестает выполнять лишь узкоспециальную, прикладную роль. Современная жизнь предъявляет к начальному и основному общему музыкальному образованию новые требования.

Подводя итоги можно заключить, что внеурочные занятия музыкальной деятельностью в детском творческом объединении, к которым осуществляется нестандартный, «живой» подход, имеют огромное положительное влияние на музыкальное и личностное развитие обучающихся. Следовательно, детские музыкально-творческие объединения выполняют широкие функции и играют важную социально-воспитательную роль. А это значит, что их можно рассматривать, как действенную форму общественной самореализации ребенка, его развития, как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт творчества; развивающего свое эстетическое восприятие и творческое мышление, формирующего нравственно-эстетическое отношение к жизни.


Литература:

  1. Некоторые особенности традиционной народной педагогики, способствующие успешной деятельности детского фольклорного ансамбля. URL: https://pandia.ru/text/78/432/57255.php (дата обращения: 15.12.2022).

  2. Сивашинская Е. Ф., Журлова И. В. Педагогика современной школы: курс лекций для студ. пед. спец-тей вузов / под. общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. Минск: Экоперспектива, 2009. 212 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!