СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная работа со студентами для формирования гуманистических качеств личности.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа со студентами для формирования гуманистических качеств личности.»

Воспитательная работа со студентами для формирования гуманистических качеств личности.

Проблема воспитания в сочетании с обучением студентов системы среднего профессионального образования (СПО) в последнее время становится всё более острой. Образовательное учреждение – это основной социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.  Здесь же происходит личностно-профессиональное становление обучающихся. Известно, что человек воспитывается с самого рождения. Сила воспитательного воздействия, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса.

Сегодня, цифровая среда вовлекла в свою орбиту и образование. Основным источником информации и развития молодого поколения становится интернет. Объем информации и скорость ее получения увеличиваются. Но известно, что скорость восприятия не дает возможности проникнуть в смысл информации, нет времени подумать над полученной информацией. Поэтому проблемы развития обучающихся в условиях информационного общества ставят перед психологической службой системы образования новые задачи.  Решение этих задач связано с направлениями ее деятельности в сторону психологии воспитания.

Для осмысления острых проблем воспитания современного поколения, следует обратиться к работам Л.С. Выготского и посмотреть какие «собственные законы воспитания» он имел ввиду.

Одним из важнейших «законов воспитания» является положение о том, что психологическое развитие ребенка, есть процесс его культурного развития. Если в развитии ведущая роль принадлежит обучению, то «культурное развитие приводит нас вплотную к вопросам воспитания» В настоящее время, несмотря на многообразие научных теорий и подходов, в педагогике отсутствует однозначное понимание сущности воспитания. Некоторые авторы отмечают следующие аспекты данного понятия:

Во-первых, воспитание определяется как процесс, то есть как изменяющееся явление, которое предполагает качественные изменения.

Во-вторых, воспитание всегда направлено на достижение определенного результата.

В-третьих, гуманистическая направленность.

В-четвертых, важнейший признак воспитания – взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Таким образом, в общем виде воспитание можно определить, как целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника. Одной из основных задач колледжа является сплочение коллектива, привитие нравственных и человеческих качеств. Мы можем рассматривать коллектив, как объединение индивидов, которому присущи функционально-ролевая структура, состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Это дает возможность рассматривать коллектив как важнейший компонент воспитательной системы колледжа.

Воспитание в коллективе руководствуется следующими принципами:

− гуманизации: признание личности студента как самоценности; уважении его уникальности и своеобразия, защите и охране достоинств и прав; формировании потребности к здоровому образу жизни; приобщении молодых людей к ценностям мировой и отечественной культуры в условиях открытых границ открытого общества; построении отношений в системе «человек–человек» на основе ненасильственного взаимодействия;

− профессиональной направленности: овладение будущими специалистами этическими нормами профессионального сообщества, формирование ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, содействие в развитии их профессиональных склонностей, дарований, специальных способностей;

− воспитывающего обучения: использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин в целях личностного развития студентов, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

− системности: установление связей между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

− личностного подхода в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого студента;

 − гражданственности: соотнесение воспитательной деятельности с интересами общества и государства, признание ответственности студентов за свое поведение;

 − полисубъектности: создание условий, стимулирующих участие во внеучебной деятельности структурных подразделений колледжа, преподавательского состава, высококвалифицированных специалистов в области искусства, литературы, спорта, а также государственных учреждений, общественных организаций;

− демократизации: равноправие и социальное партнерство субъектов воспитательной деятельности, наличие и функционирование системы студенческого самоуправления и механизма ее эффективного взаимодействия с административно-управленческими структурами колледжа;

 − добровольности: предоставляет студенту право выбора разнообразных форм участия во внеучебной научно-исследовательской и творческой деятельности;

− стимулирования: построен на моральном и материальном поощрении студентов за их успехи в учебной, научной, творческой, спортивной, общественной и других видах деятельности.

Воспитательная работа основана на единстве целей и задач, содержания, форм и методов воспитания; согласованной работе всех структурных подразделений и служб колледжа. Такими образованиями являются совет классных руководителей, социально-психологическая служба, совет самоуправления, совет профилактики, студенческий совет, родительский комитет.

Социально – психологическая служба колледжа функционирует как целостная система практического направления, основными видами деятельности которой являются:

  1.                   Психологическое просвещение. Задача данного направления - приобщение студентов, педагогического коллектива к психологическим знаниям.

  1.                   Психологическая профилактика. Задача данного направления - формирование у педагогов, студентов и их родителей потребности в социально – психологических и педагогических знаниях, желания использовать их в жизни и работе, в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного психологического развития студентов, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта.

Консультативная работа. Задача – оперативное оказание информационной и социально – психологической помощи студентам, преподавателям, родителям, сотрудникам колледжа по вопросам развития, обучения и воспитания.

Одной из форм работы педагога – психолога колледжа является проведение мастер – классов. Мастер-класс по психологии – это не просто теоретическая передача знаний или методик. Это универсальный инструмент, который помогает усвоить информацию, так как содержит в себе не только теоретическую, но и практическую часть.

Тематики мастер – классов «Мысли – это краски, выбирая которые, мы наносим мазки на полотно своей жизни!», «Образ моего Я», «Вся наша жизнь – это отношения. Приводим их в порядок».

Индивидуальные консультации для обучающихся, преподавателей, родителей.

  1.                   Психологическая диагностика. Задачей данного направления является углубленное психолого – педагогическое и социально - педагогическое изучение студентов, выявление их индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в обучении и развитии, диагностика социальной ситуации студентов, находящихся в социально опасном положении, формирование банка данных по группам риска.

  2.                   Профориентационная работа. Задача – работа со студентами и абитуриентами колледжа с целью определения профессиональной пригодности и психологической готовности к получению специальности, продолжению обучения, оценки сформированности профессионально важных качеств у выпускников колледжа и содействие их трудоустройству.

Таким образом, действующая система психолого–педагогического сопровождения и социальной защиты студентов создают условия для полноценного образования студентов, становления и развития личности будущего специалиста. Службы колледжа должны взаимодействовать друг с другом, чтобы сформировать личность, которая будет обладать гуманистическим мировоззренческим потенциалом, культурой и ориентирована на профессиональное, интеллектуальное и социальное творчество. В данной статье я рассмотрела только одну службу.

Список литературы: 

  1.                   Галина Т.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО //Международный научный журнал «Молодой ученый»

  2.                   Подласый И.П., Педагогика: Теория и технологии воспитания.

  3.                   Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009

  4.                   Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного обшества //Национальный психологический журнал – 2018. - №1 (29)

  5.                   Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 тт. Т. 5. – Москва, 1984

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!