Воспитательная работа средствами киноискусства
Слайд 1
Кино, пожалуй, самая интересная, но и самая загадочная индустрия в мире. Наверное, каждый человек когда-то мечтал в неё попасть.
Кино – это искусство, давно известное каждому из нас, но мало кто задумывался над тем, что кино может быть еще и лекарем души!
В Федеральном государственном стандарте общего образования, развитие, воспитание и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Мы понимаем, что сегодня воспитание духовно-нравственных качеств у школьников – это деятельность сродни подвижничеству, поэтому воспитательная работа является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Очень важно, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. В связи с этим, встаёт задача создания условий для свободного выбора форм, способов самореализации учащихся, на основе освоения общечеловеческих ценностей.
Слайд 2
В школьных программах искусству кино почти не уделяется внимания. Личностный опыт общения подростка с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов.
Кино наиболее органично вписывается в контекст современной культурной ситуации. Текст кино значительно легче «прочитать»: он близок, понятен, почти ощутим. Кинозритель находится в совершенно новых условиях восприятия: от предмета, от видимого движения он переходит к его осмыслению, к построению внутренней речи (это иной тип работы мозга). Именно кино становится для молодого человека каналом интенсивного познания жизни. Мышление современной молодежи более динамичное, ракурсное. Молодежь чаще мыслит «картинками-кадрами», сюжетно связанными между собой. Отсюда и массовость кино, и возможность его педагогического использования даже с неискушенным в области искусства человеком.
Особенностью воспитательной работы средствами киноискусства является возможность вовлечения подростков, в том числе и подростков «группы риска», как правило, - уклоняющихся от общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, в воспитательную и коррекционно-развивающую работу. Кино позволяет участнику кинопросмотра посмотреть на свои действия и поступки через призму чужих проблем.
Слайд 3
Человечество давно придумывает способы взглянуть на свой внутренний мир со стороны, определить причины и мотивацию своих собственных поступков. Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию людей.
Слайд 4
Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по–своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру.
Слайд 5
Кинотерапия – средство развития личности, доступное всем. Известно, что с помощью просмотра фильмов можно стать спокойнее, умнее и даже опытнее.
На современном этапе развития технологий следует учесть тот факт, что на рынке киноиндустрии детям предложены фильмы разных жанров, а главное, фильмов с разным содержанием. Важно правильно подобрать именно тот фильм, в котором содержание не нанесет вред, а будет носить не только развлекательный характер, но и воспитательный.
Влияние произведений киноискусства на становление личности детей, подростков и молодежи трудно переоценить. Кинофильмы (художественные, мультипликационные, документальные и др.) не только расширяют кругозор, но и, будучи интересными, оказывают значимое влияние на современных детей, подростков и молодежь тем, что вызывают размышления, которые влияют на формирование личности молодого зрителя.
Слайд 6
Основной целью воспитательной работы с использованием средств киноискусства является развитие самосознания (познания себя, изменение отношения к себе, регуляция поведения), формирование мировоззрения и позитивного мышления. Так, наблюдение за поведением киногероя в той или иной проблемной ситуации и подражание ему через применение подмеченных эффективных поведенческих тактик создают предпосылки для преодоления молодым зрителем аналогичных трудностей в собственной жизни или научиться успешно взаимодействовать с окружающими людьми. Использование фильмов как инструмента для обучения или профилактики позволяет расширить знания зрителя, снять или снизить имеющуюся напряженность или тревожность, развивает интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы, способствует развитию самосознания (познания себя, изменения отношения к себе, регуляции собственного поведения), что содействует социализации детей, подростков и молодежи, а также их личностному росту.
Кинопросмотр, организованный в рамках воспитательной работы, и последующее кинообсуждение позволяют решить ряд воспитательных задач: расширение представления детей, подростков и молодёжи о существующих у них трудностях, способах их разрешения, способствует формированию мотивации к достижению целей или изменениям и др. Тематический кинопросмотр даёт возможность молодому зрителю точнее понять, например, изучаемое событие, а также мысленно перенестись в него, прочувствовать и пережить различные социальные роли, особенности характеров людей, что, в свою очередь, влияет на самооценку, становление или пересмотр собственного мировоззрения зрителя.
Слайд 7
Первый этап кинотерапии - организационный.
В зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Как правило, фильм популярный и всем известный.
Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Педагог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию.
Слайд 8
Второй этап – просмотр фильма.
Во время просмотра фильма внимание участников обращается на следующее:
образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;
позитивность или негативность динамики фильма и музыки;
эмоциональные и физиологические переживания;
стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.;
после просмотра фильма допускается перерыв (отдых) на 5-7 минут.
Слайд 9
Заключительный этап – аналитический - обсуждение фильма.
Обсуждение просмотренного кинофильма – это ещё один из множества способов воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью. Для старшеклассников важен откровенный, искренний разговор без назиданий, задушевная беседа. Исходя из этого, очень важно, чтобы тексты и вопросы не зачитывались, а воспроизводились учителем по памяти. В противном случае не получится достичь цели и задач воспитательного занятия.
Оно не только направляет внимание молодого зрителя в русло обсуждаемого вопроса, но и фокусирует его на существующих различных взглядах, позволяет выявить сильные и слабые стороны каждой точки зрения, помогает осознать и принять собственные трудности, учит слушать других, уважать чужое мнение, высказывать собственную точку зрения и добиваться, чтобы собеседник его услышал.
Специально организованное обсуждение кинофильма создает безопасную среду, помогает молодым зрителям откровенно высказаться друг перед другом, в том числе и по таким вопросам, о которых в другой ситуации они не решились бы или не сумели бы поговорить, то есть имеет место тренировка сопереживания и рефлексии. В целом кинопросмотр и кинообсуждение воспринимаются молодым зрителем не только как заполнение свободного времени интересным досугом, но и как приятное, интересное и безопасное общение.
Слайд 10
«Киноуроки в школах России и мира». Киноуроки направлены на воспитание духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения, опубликованы на сайте Российской электронной школы (РЭШ), а также прошли экспертизу ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».
«Киноуроки в школах России и мира» — это инновационная система воспитания Международного культурно-гуманитарного проекта «О будущем».
В рамках системы создаются детские короткометражные фильмы о справедливости, искренности, чувстве долга и других духовно-нравственных качествах для проведения киноуроков. Фильмы сопровождаются методическими пособиями для проведения педагогами воспитательных занятий.
Киноурок включает в себя просмотр фильма; обсуждение ситуаций и качеств героев; общественно полезного дела, придуманного школьниками, закрепляющего этические понятия на практике; обсуждение результатов применения качества в действии.
Слайд 11
Для обучающихся образовательных организаций общего образования проводится серия открытых онлайн-уроков «Алтарь Победы: духовные лидеры России на защите Отечества».
Уроки содержат видеоролики и презентационные материалы об исторических фигурах и духовных лидерах современности, относящихся к традиционным религиям России (христианству, исламу, буддизму и иудаизму).
В целях закрепления материала в рамках каждого онлайн-урока предусмотрено проведение викторины.
Трансляция проводится на сайте проекта.
Слайд 12
Тематические кинопоказы дают возможность хорошо провести время за просмотром и обсуждением новинок российских просветительских фильмов и шедевров документального кино.
Вы сможете не только насладиться неигровыми картинами в сфере культуры и искусства, науки и технологий, социологии, этнографии, космоса и истории, но и познакомиться с любителями документалок.
Чтобы присоединиться к проекту и провести мероприятие на территории своей организации, отправьте заявку по кнопке «Стать куратором».
Таким образом, развитие личности гражданина, формирование нравственности и эстетического вкуса – вот сверхзадача педагога в воспитательной деятельности с обучающимися с применением средств кинематографа. Кинематография способствует формированию основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитию эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитию способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в нравственном пространстве культуры.
Кино – это не только развлечение, но и искусство, способное вдохновлять и влиять на массы. Оно постоянно развивается, открывая новые горизонты и пересекая границы возможного.