СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система как условие гражданского и патриотического воспитания в контексте учреждения дополнительного образования детей и молодежи

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Человек, лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Поэтому целенеправленная организация гражданского и патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни. В статье рассматриваются основные составляющие вопроса гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе опыта работы в ГУО "Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи"

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система как условие гражданского и патриотического воспитания в контексте учреждения дополнительного образования детей и молодежи»

Воспитательная система как условие гражданского и патриотического воспитания учащихся в контексте учреждения дополнительного образования детей и молодежи

Сергеенко Сергей Петрович,

методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного

образования детей и молодежи», Республика Беларусь, г. Гомель

Чтобы система была устойчивой

ее надо часто трясти

В.Н.Челомей

Патриотизм – одна из значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Он является одним из слагаемых гражданственности. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.

Первостепенная задача гражданского и патриотического воспитания – воспитание любви к Родине. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, близким людям.

Анализ существующих подходов к определению сущности патриотического воспитания обучающихся позволяет нам уточнить основные составляющие данного процесса:

  • изучение истории страны, понимание задач, стоящих перед ней на данном этапе исторического развития;

  • воспитание любви к Родине, родному языку;

  • воспитания уважения к обычаям и традициям своего народа;

  • активное и сознательное участие в социокультурной деятельности.

Идеологической основой для воспитания патриотизма у подрастающего поколения можно считать наличие следующих факторов:

Рисунок 1: Идеологическая основа патриотизма

Для повышения эффективности работы по гражданскому и патриотическому воспитанию я рекомендую использовать метод проектов. В работе государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» успешно реализуются проекты: «Эстафета поколений», «Расскажем вместе о войне», «Мы – наследники Победы», представляющие совокупность различных видов деятельности.

Рисунок 2: Методы изучения личностных качеств

в рамках гражданско-патриотического воспитания

Становление патриотических качеств личности при готовности к сознательному служению своему Отечеству базируется на взаимодействии эмоционально-целлостного и деятельностно-поведенческого комплексов.

Для реализации задач по гражданскому и патриотическому воспитанию важное значение имеет эффективное использование передовых педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект образовательного процесса.

Рисунок 3: Педагогические технологии, используемые при реализации задач гражданско-патриотического воспитания

Используя рассмотренные формы и методы, нам удалось ориентировать обучающихся на создание творческих продуктов, связанных с формированием патриотизма и гражданственности через воспитание уважительного отношения к событиям и участникам Великой Отечественной войны.

В данной связи интересен опыт проведения конкурса «Расскажем вместе о войне». Конкурс проходил под девизом: «Взгляды на войну разные, но, правда – о ней одна». Настоящими находками оказались творческие работы, созданные и собранные в ходе проведения конкурса: фотографии и видеоролики, страницы семейных летописей, исследовательские работы обучающихся.

Как социальное явление гражданско-патриотическое воспитание связано с общественным развитием конкретными историческими условиями:

  1. Социально-значимая деятельность. Выступает как одно из направлений формирования гражданской компетентности и реализуется в нашем учреждении образования посредством проведения следующих мероприятий: «Наша забота ветеранам», «Дом, в котором я живу», «Подарок ветерану».

  2. Благотворительная деятельность. Ее организует и координирует клуб «Волонтер». Выделяются следующие направления деятельности:

  • помощь ветеранам и пожилым людям (сотрудничество с учреждением здравоохранения «Гомельский областной госпиталь ветеранов»);

  • поддержка детей-инвалидов и детей-сирот (сотрудничество с Гомельским детским домом, Гомельским городским центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Гомельской детской областной клинической больницей);

  • природоохранная деятельность (сотрудничество с обществами защиты животных «Эгида», «Доброта», «Подари им шанс»).

  1. Совместная деятельность с семьями. Проводятся мероприятия, направленные на формирование гражданской компетентности.

Знания и информация, полученные обучающимися в рамках гражданского и патриотического воспитания, помогут им принять верные решения в вопросах становления личности.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Человек, лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Поэтому целенаправленная организация процесса гражданского и патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, также способствует формированию собственной активной гражданской позиции.

Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества, умение ставить общественные интересы выше личных, готовность придти на помощь, добросовестный труд.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что патриотизм выступает в качестве духовной основы по возрождению Республики Беларусь.

Список использованной литературы:

  1. Литвинович, В.Г. Гражданские компетенции лидера детского общественного движения / В.Г. Литвинович // Вестник детского движения. – 2003. – № 2. – С.29-34.

  2. Храмцова, Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения. Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей / Ф.И.Храмцова. – Мн., 2008. – 160 с.

  3. Никитин, А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 10-13.

  4. Черноусова, Ф.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования потребности человека в человеке / Ф.П. Черноусова. – Перспектива., 2013. – 120 с.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!