Воспитательная система как условие гражданского и патриотического воспитания учащихся в контексте учреждения дополнительного образования детей и молодежи
Сергеенко Сергей Петрович,
методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодежи», Республика Беларусь, г. Гомель
Чтобы система была устойчивой
ее надо часто трясти
В.Н.Челомей
Патриотизм – одна из значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Он является одним из слагаемых гражданственности. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Первостепенная задача гражданского и патриотического воспитания – воспитание любви к Родине. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, близким людям.
Анализ существующих подходов к определению сущности патриотического воспитания обучающихся позволяет нам уточнить основные составляющие данного процесса:
изучение истории страны, понимание задач, стоящих перед ней на данном этапе исторического развития;
воспитание любви к Родине, родному языку;
воспитания уважения к обычаям и традициям своего народа;
активное и сознательное участие в социокультурной деятельности.
Идеологической основой для воспитания патриотизма у подрастающего поколения можно считать наличие следующих факторов:
Рисунок 1: Идеологическая основа патриотизма
Для повышения эффективности работы по гражданскому и патриотическому воспитанию я рекомендую использовать метод проектов. В работе государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» успешно реализуются проекты: «Эстафета поколений», «Расскажем вместе о войне», «Мы – наследники Победы», представляющие совокупность различных видов деятельности.
Рисунок 2: Методы изучения личностных качеств
в рамках гражданско-патриотического воспитания
Становление патриотических качеств личности при готовности к сознательному служению своему Отечеству базируется на взаимодействии эмоционально-целлостного и деятельностно-поведенческого комплексов.
Для реализации задач по гражданскому и патриотическому воспитанию важное значение имеет эффективное использование передовых педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект образовательного процесса.
Рисунок 3: Педагогические технологии, используемые при реализации задач гражданско-патриотического воспитания
Используя рассмотренные формы и методы, нам удалось ориентировать обучающихся на создание творческих продуктов, связанных с формированием патриотизма и гражданственности через воспитание уважительного отношения к событиям и участникам Великой Отечественной войны.
В данной связи интересен опыт проведения конкурса «Расскажем вместе о войне». Конкурс проходил под девизом: «Взгляды на войну разные, но, правда – о ней одна». Настоящими находками оказались творческие работы, созданные и собранные в ходе проведения конкурса: фотографии и видеоролики, страницы семейных летописей, исследовательские работы обучающихся.
Как социальное явление гражданско-патриотическое воспитание связано с общественным развитием конкретными историческими условиями:
Социально-значимая деятельность. Выступает как одно из направлений формирования гражданской компетентности и реализуется в нашем учреждении образования посредством проведения следующих мероприятий: «Наша забота ветеранам», «Дом, в котором я живу», «Подарок ветерану».
Благотворительная деятельность. Ее организует и координирует клуб «Волонтер». Выделяются следующие направления деятельности:
помощь ветеранам и пожилым людям (сотрудничество с учреждением здравоохранения «Гомельский областной госпиталь ветеранов»);
поддержка детей-инвалидов и детей-сирот (сотрудничество с Гомельским детским домом, Гомельским городским центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Гомельской детской областной клинической больницей);
природоохранная деятельность (сотрудничество с обществами защиты животных «Эгида», «Доброта», «Подари им шанс»).
Совместная деятельность с семьями. Проводятся мероприятия, направленные на формирование гражданской компетентности.
Знания и информация, полученные обучающимися в рамках гражданского и патриотического воспитания, помогут им принять верные решения в вопросах становления личности.
Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Человек, лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Поэтому целенаправленная организация процесса гражданского и патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, также способствует формированию собственной активной гражданской позиции.
Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества, умение ставить общественные интересы выше личных, готовность придти на помощь, добросовестный труд.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что патриотизм выступает в качестве духовной основы по возрождению Республики Беларусь.
Список использованной литературы:
Литвинович, В.Г. Гражданские компетенции лидера детского общественного движения / В.Г. Литвинович // Вестник детского движения. – 2003. – № 2. – С.29-34.
Храмцова, Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения. Воспитание гражданской направленности школьников: пособие для заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей / Ф.И.Храмцова. – Мн., 2008. – 160 с.
Никитин, А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 10-13.
Черноусова, Ф.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования потребности человека в человеке / Ф.П. Черноусова. – Перспектива., 2013. – 120 с.
2