СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитательная система образовательного учреждения и класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Воспитательная система образовательного учреждения и класса"»

Воспитательная система образовательного учреждения и класса

Воспитательная система образовательного учреждения и класса

 А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Он говорил, что не прием, не метод, не способ, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.  Что дает воспитательная система ребенку?

А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Он говорил, что не прием, не метод, не способ, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Что дает воспитательная система ребенку?

Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы школы или класса можно привести следующие аргументы: ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны; гуманистическая воспитательная система класса, школы - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту; системный подход позволяет педагогам рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе или школе; в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» школы, класса, их неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов детского сообщества.

Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы школы или класса можно привести следующие аргументы:

  • ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
  • гуманистическая воспитательная система класса, школы - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
  • системный подход позволяет педагогам рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе или школе;
  • в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» школы, класса, их неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов детского сообщества.
Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности ребенка.   (Хейно Лийметс)

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. (Хейно Лийметс)

 Педагогическая система – более узкое понятие, чем воспитательная система, она костяк воспитательной системы, ее остов.  Под системой воспитательной работы понимают систему взаимосвязанных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели.  Дидактическую систему характеризуют через цели в области образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации.  В воспитательную систему входят педагогическая система, дидактическая система, система воспитательной работы.
  • Педагогическая система – более узкое понятие, чем воспитательная система, она костяк воспитательной системы, ее остов.
  • Под системой воспитательной работы понимают систему взаимосвязанных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели.
  • Дидактическую систему характеризуют через цели в области образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации.
  • В воспитательную систему входят педагогическая система, дидактическая система, система воспитательной работы.
 Воспитательная система Дидактическая система Педагогическая система Система воспитательной работы

Воспитательная система

Дидактическая система

Педагогическая система

Система воспитательной работы

 Воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психоло-гический климат.  (Л.И. Новикова)

Воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психоло-гический климат.

(Л.И. Новикова)

 Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.  (Е.Н. Степанов)

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

(Е.Н. Степанов)

Признаки воспитательной системы: элементность строения, структурность как закономерный строй элементов, связи с внешней средой, целостность системы (полнота набора элементов, наличие прочных связей между элементами, оптимальное распределение нагрузки между ними), целенаправленность системы.

Признаки воспитательной системы:

  • элементность строения,
  • структурность как закономерный строй элементов,
  • связи с внешней средой,
  • целостность системы (полнота набора элементов, наличие прочных связей между элементами, оптимальное распределение нагрузки между ними),
  • целенаправленность системы.
 Управление системой  Цели, выраженные в исходной концепции  Деятельность  Субъекты деятельности  Отношения, рождающиеся в деятельности  Среда системы  Система ценностей, которые присваиваются ребенком  Управление системой

Управление системой

Цели, выраженные в исходной концепции

Деятельность

Субъекты деятельности

Отношения, рождающиеся в деятельности

Среда системы

Система ценностей, которые присваиваются ребенком

Управление системой

 Создание воспитательной системы не самоцель, т. е. мы создаем систему не ради самой системы, а ради развития ребенка. Главный критерий развития воспитательной системы – развитие личности ребенка.

Создание воспитательной системы не самоцель, т. е. мы создаем систему не ради самой системы, а ради развития ребенка. Главный критерий развития воспитательной системы – развитие личности ребенка.

 Управление любой воспитательной системой – процесс трехаспектный: - управление корректирующее, направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений, - управление процессом ее развития, - управление, нацеленное на укрепление целостности.

Управление любой воспитательной системой – процесс трехаспектный:

- управление корректирующее, направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений,

- управление процессом ее развития,

- управление, нацеленное на укрепление целостности.

 Воспитательная система – развивающаяся система. Противоречия, которые в ней происходят, дают ей возможность развиваться. В ней присутствует 2 процесса – интеграция и дезинтеграция. Интеграция дает личности своеобразную защиту, стабильность, дезинтеграция дает возможность личности проявить свою оригинальность, нестандартность. Разрешение противоречий между интеграцией и дезинтеграцией – источник развития системы.

Воспитательная система – развивающаяся система. Противоречия, которые в ней происходят, дают ей возможность развиваться. В ней присутствует 2 процесса – интеграция и дезинтеграция. Интеграция дает личности своеобразную защиту, стабильность, дезинтеграция дает возможность личности проявить свою оригинальность, нестандартность. Разрешение противоречий между интеграцией и дезинтеграцией – источник развития системы.

 1 этап - становление системы  Необходимо уделить внимание следующему:  Формированию концепции воспитательной системы как совокупности педагогических идей, выделению системообразующей деятельности, которая отражала бы коллективные потребности детей и взрослых, была бы личностно значимой для них, творческой, естественной для школы, предусматривала бы связи с другими видами деятельности, созданию «опережающих ситуаций», которые моделируют деятельность в наиболее существенных моментах. В школе В.А. Караковского эту роль сыграли первые коммунарские сборы, в школе Г.П. Поспеловой многочисленные победы учеников на олимпиадах, успех деятельности научных обществ.

1 этап - становление системы

Необходимо уделить внимание следующему:

  • Формированию концепции воспитательной системы как совокупности педагогических идей,
  • выделению системообразующей деятельности, которая отражала бы коллективные потребности детей и взрослых, была бы личностно значимой для них, творческой, естественной для школы, предусматривала бы связи с другими видами деятельности,
  • созданию «опережающих ситуаций», которые моделируют деятельность в наиболее существенных моментах. В школе В.А. Караковского эту роль сыграли первые коммунарские сборы, в школе Г.П. Поспеловой многочисленные победы учеников на олимпиадах, успех деятельности научных обществ.
 2 этап – развитие системы  Основные  задачи на этом этапе должны быть следующими: отработка и закрепление достигнутого, утверждение системообразующей деятельности,  создание базы для дальнейшего развития воспитательной системы через сохранение в ней зон упорядоченности (традиционных мероприятий), совершенствования детского самоуправления.

2 этап – развитие системы

Основные задачи на этом этапе должны быть следующими:

  • отработка и закрепление достигнутого,
  • утверждение системообразующей деятельности,
  • создание базы для дальнейшего развития воспитательной системы через сохранение в ней зон упорядоченности (традиционных мероприятий), совершенствования детского самоуправления.
 На втором этапе отрабатывается содержание деятельности, она усложняется. Этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения.

На втором этапе отрабатывается содержание деятельности, она усложняется. Этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения.

 3 этап – завершающий  Каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебную деятельность, органически связывая ее с внеурочной воспитательной работой.  Это проявляется: в общей направленности целей урочной и внеурочной работы на формирование личности и коллектива; во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внешкольную и наоборот; в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы; в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.

3 этап – завершающий

Каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебную деятельность, органически связывая ее с внеурочной воспитательной работой.

Это проявляется:

  • в общей направленности целей урочной и внеурочной работы на формирование личности и коллектива;
  • во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внешкольную и наоборот;
  • в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
  • в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.
4 этап - обновление и совершенствование системы  Этап может приобретать характер кризиса, если ощущается дифицит новизны, если не будет обновления системы.  На этом этапе система заменяется новой или она обновляется и совершенствуется: усложняется содержание, более тонкими становятся отношения,  более разветвлёнными связи.  Если меняется концепция системы, то можно говорить о замене всей системы.

4 этап - обновление и совершенствование системы

Этап может приобретать характер кризиса, если ощущается дифицит новизны, если не будет обновления системы.

На этом этапе система заменяется новой или она обновляется и совершенствуется: усложняется содержание, более тонкими становятся отношения,

более разветвлёнными связи.

Если меняется концепция системы, то можно говорить о замене всей системы.

 Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Во спитательная система класса  Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.  (Е.Н. Степанов)

Во спитательная система класса

Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

(Е.Н. Степанов)

Компоненты воспитательной системы класса Индивидно-групповой Ценностно-ориентационный Функционально-деятельностный Пространственно-временной компонент Диагностико-аналитический компонент

Компоненты воспитательной системы класса

  • Индивидно-групповой
  • Ценностно-ориентационный
  • Функционально-деятельностный
  • Пространственно-временной компонент
  • Диагностико-аналитический компонент
Индивидно-групповой компонент Классный руководитель Учащиеся класса Родители учащихся Люди, участвующие в жизнедеятельности класса («друзья класса»)

Индивидно-групповой компонент

  • Классный руководитель
  • Учащиеся класса
  • Родители учащихся
  • Люди, участвующие в жизнедеятельности класса («друзья класса»)
Ценностно-ориентационный  компонент Цели и задачи воспитания Перспективы жизнедеятельности классного сообщества Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса

Ценностно-ориентационный компонент

  • Цели и задачи воспитания
  • Перспективы жизнедеятельности классного сообщества
  • Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса
В теории и практике воспитания различают три основные цели: Идеальная цель – некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог, Результативная цель – прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника, который планируется достичь за определенный промежуток времени, Процессуальная цель – проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств ученика.

В теории и практике воспитания различают три основные цели:

  • Идеальная цель – некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог,
  • Результативная цель – прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника, который планируется достичь за определенный промежуток времени,
  • Процессуальная цель – проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств ученика.
Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективные пути.  (А.С. Макаренко) Перспективы могут быть: - Близкие – поход, классное собрание, - Средние – коллективное творческое дело, - Далекие – успешно завершить обучение в школе, оставить свой добрый след в учреждении в виде традиции, обустройстве территории, спортивной площадки и т. д.

Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективные пути. (А.С. Макаренко)

Перспективы могут быть:

- Близкие – поход, классное собрание,

- Средние – коллективное творческое дело,

- Далекие – успешно завершить обучение в школе, оставить свой добрый след в учреждении в виде традиции, обустройстве территории, спортивной площадки и т. д.

 Целевые ориентиры  воспитательной деятельности должны быть направлены на развитие личности ребенка, формирование его личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, направлены на реализацию интересов и ценностных установок классного сообщества, социального заказа государства и общества, обеспечены ресурсами для их организации, конкретными, четко и ясно сформулированными, гибкими, диагностичными.

Целевые ориентиры воспитательной деятельности должны быть

  • направлены на развитие личности ребенка, формирование его личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий,
  • направлены на реализацию интересов и ценностных установок классного сообщества, социального заказа государства и общества,
  • обеспечены ресурсами для их организации,
  • конкретными, четко и ясно сформулированными,
  • гибкими,
  • диагностичными.
Функционально-деятельностный  компонент Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения, Основные функции воспитательной системы, Самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.  Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего целостность воспитательной системы.

Функционально-деятельностный компонент

  • Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения,
  • Основные функции воспитательной системы,
  • Самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего целостность воспитательной системы.

 Чтобы деятельность и ее влияние на развитие личности носили более целенаправленный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела в более крупные дозы воспитания – тематические программы, социально-педагогические проекты, ключевые дела.  О. С. Газман выделяет целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».  В.А. Караковский выделяет крупные блоки: «Земля», «Отечество», «Семья», « Труд», «Знания», « Культура», «Мир», «Человек».  М.С. Каган выделяет 5 направлений, развивающих потенциалы личности ребенка: физический, ценностный (нравственный), познавательный, художественный, коммуникативный.

Чтобы деятельность и ее влияние на развитие личности носили более целенаправленный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела в более крупные дозы воспитания – тематические программы, социально-педагогические проекты, ключевые дела.

О. С. Газман выделяет целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

В.А. Караковский выделяет крупные блоки: «Земля», «Отечество», «Семья», « Труд», «Знания», « Культура», «Мир», «Человек».

М.С. Каган выделяет 5 направлений, развивающих потенциалы личности ребенка: физический, ценностный (нравственный), познавательный, художественный, коммуникативный.

 Н.Л. Селиванова выделяет несколько функций класса по отношению к ребенку: образовательную (формирование целостной картины мира), воспитательную (сопровождение ребенка в его нравственном становлении), защитную, компенсирующую, интегрирующую и корректирующую.

Н.Л. Селиванова выделяет несколько функций класса по отношению к ребенку:

  • образовательную (формирование целостной картины мира),
  • воспитательную (сопровождение ребенка в его нравственном становлении),
  • защитную,
  • компенсирующую,
  • интегрирующую и корректирующую.
Пространственно-временной компонент Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда, Связи классного сообщества с другими общностями детей и взрослых, Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения, Этапы становления и развития воспитатель-  ной системы

Пространственно-временной компонент

  • Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда,
  • Связи классного сообщества с другими общностями детей и взрослых,
  • Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения,
  • Этапы становления и развития воспитатель-

ной системы

Этапы становления и развития воспитательной системы класса 1 этап – проектирование системы, 2 этап – становление системы, 3 этап – стабильное функционирование системы, 4 этап – завершение функционирования или обновление системы.

Этапы становления и развития воспитательной системы класса

1 этап – проектирование системы,

2 этап – становление системы,

3 этап – стабильное функционирование системы,

4 этап – завершение функционирования или обновление системы.

На первом этапе преобдадает деятельность по изучению интересов и потребностей членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив классного коллектива. Такая деятельность на первом этапе становится главным системообразующим фактором. Длительность этого периода – 6-7 месяцев. На втором этапе укрепляются межличностные отношения, формируется чувство «мы», закладываются и выращиваются традиции классного коллектива, определяется системообразующий вид деятельности. На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, воспитательная система все больше начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, системообразующий вид деятельности формирует неповторимость и индивидуальное лицо класса. На четвертом этапе нужно постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего коллектива, искать новые формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.
  • На первом этапе преобдадает деятельность по изучению интересов и потребностей членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив классного коллектива. Такая деятельность на первом этапе становится главным системообразующим фактором. Длительность этого периода – 6-7 месяцев.
  • На втором этапе укрепляются межличностные отношения, формируется чувство «мы», закладываются и выращиваются традиции классного коллектива, определяется системообразующий вид деятельности.
  • На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, воспитательная система все больше начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, системообразующий вид деятельности формирует неповторимость и индивидуальное лицо класса.
  • На четвертом этапе нужно постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего коллектива, искать новые формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.
Диагностико-аналитический компонент Критерии эффективности воспитательной системы Методы и приемы изучения эффективности воспитательной системы Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов

Диагностико-аналитический компонент

  • Критерии эффективности воспитательной системы
  • Методы и приемы изучения эффективности воспитательной системы
  • Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
Критерии эффективности функционирования воспитательной системы: личностный рост каждого обучающегося, защищенность и комфортность ребенка в классе, удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса, сформированность классного коллектива, репутация класса, проявление индивидуальности, «лица» класса.

Критерии эффективности функционирования воспитательной системы:

  • личностный рост каждого обучающегося,
  • защищенность и комфортность ребенка в классе,
  • удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса,
  • сформированность классного коллектива,
  • репутация класса,
  • проявление индивидуальности, «лица» класса.
Методики, позволяющие изучить эффективность воспитательной системы класса: тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте», Методика П.В. Степанова «Личностный рост», Методика Б.П. Батинаса «Диагностика ценностных отношений школьника», Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью», Методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина, Анкета «Я и моя школа» (Воспитательная система сельской школы/под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1997, с. 87-89.

Методики, позволяющие изучить эффективность воспитательной системы класса:

  • тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»,
  • Методика П.В. Степанова «Личностный рост»,
  • Методика Б.П. Батинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»,
  • Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»,
  • Методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина,
  • Анкета «Я и моя школа» (Воспитательная система сельской школы/под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1997, с. 87-89.
 Моделирование воспитательных систем класса – процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Моделирование воспитательных систем класса – процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Личностные УУД Самоопределение, Смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом), Действие нравственно-этического оценивания

Личностные УУД

  • Самоопределение,
  • Смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом),
  • Действие нравственно-этического оценивания
Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция

Регулятивные УУД

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Оценка
  • Волевая саморегуляция
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Владение монологической и диалогической речью

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества
  • Постановка вопросов
  • Разрешение конфликтов
  • Управление поведением партнера
  • Владение монологической и диалогической речью
Познавательные УУД Общеучебные УУД Логические УУД Постановка и решение проблемы

Познавательные УУД

  • Общеучебные УУД
  • Логические УУД
  • Постановка и решение проблемы
Что может быть результатом управленческой деятельности? - Концепция Модель (образ, идеал, к которому мы стремимся, отношения и способы достижения отношений) Программа План

Что может быть результатом управленческой деятельности?

- Концепция

  • Модель (образ, идеал, к которому мы стремимся, отношения и способы достижения отношений)
  • Программа
  • План
 Рекомендуемая литература: Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М., 2001. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.- Владимир, 1993. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! - Москва, 2000. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.Н.Степанова.- М., 2000. Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова:- Смоленск, 2000. Современные концепции воспитания. Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999. Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М.,1997.

Рекомендуемая литература:

  • Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М., 2001.
  • Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.- Владимир, 1993.
  • Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995.
  • Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! - Москва, 2000.
  • Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.Н.Степанова.- М., 2000.
  • Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова:- Смоленск, 2000.
  • Современные концепции воспитания. Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000.
  • Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
  • Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М.,1997.
Мастерская «Портрет выпускника 9 класса»

Мастерская «Портрет выпускника 9 класса»

ФГОС ООО о портрете выпускника основной школы

  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
 Спасибо  за внимание !

Спасибо

за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя