Воспитательная система образовательного учреждения и класса
А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Он говорил, что не прием, не метод, не способ, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.
Что дает воспитательная система ребенку?
Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы школы или класса можно привести следующие аргументы:
- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
- гуманистическая воспитательная система класса, школы - это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
- системный подход позволяет педагогам рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе или школе;
- в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» школы, класса, их неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов детского сообщества.
Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. (Хейно Лийметс)
- Педагогическая система – более узкое понятие, чем воспитательная система, она костяк воспитательной системы, ее остов.
- Под системой воспитательной работы понимают систему взаимосвязанных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели.
- Дидактическую систему характеризуют через цели в области образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации.
- В воспитательную систему входят педагогическая система, дидактическая система, система воспитательной работы.
Воспитательная система
Дидактическая система
Педагогическая система
Система воспитательной работы
Воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психоло-гический климат.
(Л.И. Новикова)
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
(Е.Н. Степанов)
Признаки воспитательной системы:
- элементность строения,
- структурность как закономерный строй элементов,
- связи с внешней средой,
- целостность системы (полнота набора элементов, наличие прочных связей между элементами, оптимальное распределение нагрузки между ними),
- целенаправленность системы.
Управление системой
Цели, выраженные в исходной концепции
Деятельность
Субъекты деятельности
Отношения, рождающиеся в деятельности
Среда системы
Система ценностей, которые присваиваются ребенком
Управление системой
Создание воспитательной системы не самоцель, т. е. мы создаем систему не ради самой системы, а ради развития ребенка. Главный критерий развития воспитательной системы – развитие личности ребенка.
Управление любой воспитательной системой – процесс трехаспектный:
- управление корректирующее, направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений,
- управление процессом ее развития,
- управление, нацеленное на укрепление целостности.
Воспитательная система – развивающаяся система. Противоречия, которые в ней происходят, дают ей возможность развиваться. В ней присутствует 2 процесса – интеграция и дезинтеграция. Интеграция дает личности своеобразную защиту, стабильность, дезинтеграция дает возможность личности проявить свою оригинальность, нестандартность. Разрешение противоречий между интеграцией и дезинтеграцией – источник развития системы.
1 этап - становление системы
Необходимо уделить внимание следующему:
- Формированию концепции воспитательной системы как совокупности педагогических идей,
- выделению системообразующей деятельности, которая отражала бы коллективные потребности детей и взрослых, была бы личностно значимой для них, творческой, естественной для школы, предусматривала бы связи с другими видами деятельности,
- созданию «опережающих ситуаций», которые моделируют деятельность в наиболее существенных моментах. В школе В.А. Караковского эту роль сыграли первые коммунарские сборы, в школе Г.П. Поспеловой многочисленные победы учеников на олимпиадах, успех деятельности научных обществ.
2 этап – развитие системы
Основные задачи на этом этапе должны быть следующими:
- отработка и закрепление достигнутого,
- утверждение системообразующей деятельности,
- создание базы для дальнейшего развития воспитательной системы через сохранение в ней зон упорядоченности (традиционных мероприятий), совершенствования детского самоуправления.
На втором этапе отрабатывается содержание деятельности, она усложняется. Этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения.
3 этап – завершающий
Каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебную деятельность, органически связывая ее с внеурочной воспитательной работой.
Это проявляется:
- в общей направленности целей урочной и внеурочной работы на формирование личности и коллектива;
- во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внешкольную и наоборот;
- в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
- в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.
4 этап - обновление и совершенствование системы
Этап может приобретать характер кризиса, если ощущается дифицит новизны, если не будет обновления системы.
На этом этапе система заменяется новой или она обновляется и совершенствуется: усложняется содержание, более тонкими становятся отношения,
более разветвлёнными связи.
Если меняется концепция системы, то можно говорить о замене всей системы.
Воспитательная система - не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.
Во спитательная система класса
Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
(Е.Н. Степанов)
Компоненты воспитательной системы класса
- Индивидно-групповой
- Ценностно-ориентационный
- Функционально-деятельностный
- Пространственно-временной компонент
- Диагностико-аналитический компонент
Индивидно-групповой компонент
- Классный руководитель
- Учащиеся класса
- Родители учащихся
- Люди, участвующие в жизнедеятельности класса («друзья класса»)
Ценностно-ориентационный компонент
- Цели и задачи воспитания
- Перспективы жизнедеятельности классного сообщества
- Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса
В теории и практике воспитания различают три основные цели:
- Идеальная цель – некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог,
- Результативная цель – прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника, который планируется достичь за определенный промежуток времени,
- Процессуальная цель – проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств ученика.
Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективные пути. (А.С. Макаренко)
Перспективы могут быть:
- Близкие – поход, классное собрание,
- Средние – коллективное творческое дело,
- Далекие – успешно завершить обучение в школе, оставить свой добрый след в учреждении в виде традиции, обустройстве территории, спортивной площадки и т. д.
Целевые ориентиры воспитательной деятельности должны быть
- направлены на развитие личности ребенка, формирование его личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий,
- направлены на реализацию интересов и ценностных установок классного сообщества, социального заказа государства и общества,
- обеспечены ресурсами для их организации,
- конкретными, четко и ясно сформулированными,
- гибкими,
- диагностичными.
Функционально-деятельностный компонент
- Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения,
- Основные функции воспитательной системы,
- Самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего целостность воспитательной системы.
Чтобы деятельность и ее влияние на развитие личности носили более целенаправленный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела в более крупные дозы воспитания – тематические программы, социально-педагогические проекты, ключевые дела.
О. С. Газман выделяет целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
В.А. Караковский выделяет крупные блоки: «Земля», «Отечество», «Семья», « Труд», «Знания», « Культура», «Мир», «Человек».
М.С. Каган выделяет 5 направлений, развивающих потенциалы личности ребенка: физический, ценностный (нравственный), познавательный, художественный, коммуникативный.
Н.Л. Селиванова выделяет несколько функций класса по отношению к ребенку:
- образовательную (формирование целостной картины мира),
- воспитательную (сопровождение ребенка в его нравственном становлении),
- защитную,
- компенсирующую,
- интегрирующую и корректирующую.
Пространственно-временной компонент
- Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда,
- Связи классного сообщества с другими общностями детей и взрослых,
- Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения,
- Этапы становления и развития воспитатель-
ной системы
Этапы становления и развития воспитательной системы класса
1 этап – проектирование системы,
2 этап – становление системы,
3 этап – стабильное функционирование системы,
4 этап – завершение функционирования или обновление системы.
- На первом этапе преобдадает деятельность по изучению интересов и потребностей членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив классного коллектива. Такая деятельность на первом этапе становится главным системообразующим фактором. Длительность этого периода – 6-7 месяцев.
- На втором этапе укрепляются межличностные отношения, формируется чувство «мы», закладываются и выращиваются традиции классного коллектива, определяется системообразующий вид деятельности.
- На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, воспитательная система все больше начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, системообразующий вид деятельности формирует неповторимость и индивидуальное лицо класса.
- На четвертом этапе нужно постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего коллектива, искать новые формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.
Диагностико-аналитический компонент
- Критерии эффективности воспитательной системы
- Методы и приемы изучения эффективности воспитательной системы
- Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
Критерии эффективности функционирования воспитательной системы:
- личностный рост каждого обучающегося,
- защищенность и комфортность ребенка в классе,
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса,
- сформированность классного коллектива,
- репутация класса,
- проявление индивидуальности, «лица» класса.
Методики, позволяющие изучить эффективность воспитательной системы класса:
- тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»,
- Методика П.В. Степанова «Личностный рост»,
- Методика Б.П. Батинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»,
- Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью»,
- Методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина,
- Анкета «Я и моя школа» (Воспитательная система сельской школы/под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1997, с. 87-89.
Моделирование воспитательных систем класса – процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Личностные УУД
- Самоопределение,
- Смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом),
- Действие нравственно-этического оценивания
Регулятивные УУД
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
- Волевая саморегуляция
Коммуникативные УУД
- Планирование учебного сотрудничества
- Постановка вопросов
- Разрешение конфликтов
- Управление поведением партнера
- Владение монологической и диалогической речью
Познавательные УУД
- Общеучебные УУД
- Логические УУД
- Постановка и решение проблемы
Что может быть результатом управленческой деятельности?
- Концепция
- Модель (образ, идеал, к которому мы стремимся, отношения и способы достижения отношений)
- Программа
- План
Рекомендуемая литература:
- Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М., 2001.
- Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.- Владимир, 1993.
- Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995.
- Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! - Москва, 2000.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.Н.Степанова.- М., 2000.
- Система воспитания сельских школьников. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова:- Смоленск, 2000.
- Современные концепции воспитания. Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М.,1997.
Мастерская «Портрет выпускника 9 класса»
ФГОС ООО о портрете выпускника основной школы
- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Спасибо
за внимание !