Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза
С.Н. Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ заместитель директора
МБОУ «Кардымовская СШ» __
___
_____________Нестерова Е. Ф. 30.08.2019 2017 г.
Воспитательная система
«Становление личности»
для учащихся 10-11 классов
Классный руководитель: Е. П. Серкова
2019-2021 уч. год
Актуальность проблемы. Цели и задачи программы.
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации. Школа – это один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно-эстетические, идейно-нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребёнка стоит во главе воспитания. Значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всём будут успешными и устоявшимися в жизни людьми. Именно успешные, уверенные в себе личности являются основой современного общества и государства.
Цели и задачи воспитания
Воспитание личности – это, прежде всего, формирование в ней внутренней жизненной философии, устойчивой системы ценностей, в которой важно наличие и разумное сочетание прагматических, гуманистических и гражданских ценностей, то есть воспитание – это социальное воздействие на сознание ребёнка через создание благоприятных условий для его мотивируемой самореализации, освоения, усвоения и присвоения им определённых качеств и норм.
Исходя из этого определяем стратегическую цель воспитания: создание условий для формирования социально-адаптированной к окружающей действительности личности, носителя интеллектуального и культурного потенциала, сочетающей в себе национальные идеи, гражданские ценности, способность к творческому отношению к миру и активному созиданию. Из данной стратегической цели вытекает комплекс воспитательных целей: создание
- целостной личности, гармонично сочетающей в себе общественно-коллективное и индивидуально-личностное, духовно-нравственное начала;
- самоактуализирующейся личности – творца своей судьбы, мотивируемого на самопознание и саморефлексию, самоконтроль и саморегуляцию, то есть на самовоспитание;
- личности патриота России с выраженным чувством национального и государственного достоинства, любви к Отечеству, глубоким уважением к историческому и культурному наследию, созидательной сопричастности к настоящему
Для достижения указанных целей необходимо решить целый комплекс задач:
- создать оптимальную социально-педагогическую воспитательную среду и коммуникационное пространство для эффективной и качественной реализации целенаправленного воздействия на учащихся, стимулирующего и направляющего их личностное развитие;
- создать условия для адаптации ребёнка – необходимых изменений его личных и социальных качеств при переходе из одного социального статуса в другой;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процессов «взросления», способствовать позитивной направленности формирующихся личностных возрастных качеств
Программа может быть реализована при помощи следующих форм:
1. Участие в общешкольных мероприятиях.
2. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.
3. Посещение музеев, театров, выставок.
4. Беседы, классные часы.
5. Организация внеклассных мероприятий (постановка спектакля, викторина, игры и т.д.).
6. Различные акции.
7. Родительские собрания.
Участвуя в дружеском общении со взрослыми как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни, во время специально организованных встреч, прогулок, выставок, просмотров фильмов и спектаклей, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность. Основу воспитательного процесса при этом должны составлять такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы как старших, так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной личности.
Концепция данной программы.
В основе концепции данной программы лежат следующие идеи:
- Идея индивидуальности – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
- Идея развития и самоактуализации личности – основной смысл воспитательной работы – развитие личности ученика, его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей личности осознанно и активно реализующей стремление стать самим, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- Идея самовыражения и творчества – в процессе творчества ребёнок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребёнка;
- Идея выбора и ответственности – осуществление учеником или группой возможности выбрать наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребёнок должен научиться нести ответственность за свой выбор;
- Идея сотрудничества и педагогической поддержки – совместная коллективная деятельность детей, детей и родителей и деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого коллектива
При составлении данной программы руководствовались:
- законами Российской Федерации по вопросам образования
- Конвенцией о правах ребёнка
А также были учтены:
- детская, возрастная и социальная психология, психология отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков;
- возрастная физиология и школьная гигиена;
- педагогическая этика;
- основы государственной молодёжной политики, гражданского и трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной охраны.
Обеспечение реализации концепции
Реализация воспитательной программы достигается через развитие детского самоуправления, проведение социально направленных акций, различного рода массовых дел, конкурсов, лекториев, тренингов, экскурсий и т.д. Первичным детским объединением в школе является школьный класс. Ценностные ориентации находят своё непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия школьников, законах жизни классного коллектива, нравственных основах межличностного общения.
Содержание и структура программы.
Программа рассчитана на 2 года
10 класс.
Тема: «Стать человеком»
Цели:
- развитие нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
- формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, а также поступков других;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- формирование культуры общения у детей
11 класс
Тема: «Выбор»
Цели:
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие коммуникативных умений учеников;
- развитие личности, способной к самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;
- формирование и развитие у учеников навыков исследовательской работы;
- формирование готовности к профессиональному самоопределению
Программа воспитательной работы для учащихся 10-11 классов «Становление личности». 1-ый год
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы «Становление личности» реализуется в данном классе первый год.
При составлении плана работы с учащимися в 2019-2020 учебном году руководствовались программой воспитательной работы по МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа», а также материалами следующих учебно-методических пособий:
- «Учебно-методическое пособие для учителей средней школы» - Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н. и др.;
- «Обучение жизненно-важным навыкам» - Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.
Работа с родителями
Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Направлениями и формы работы с родителями
1. Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке. Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся "Моя семья", педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе. Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей - проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Организация бесед с
психологом и социальным педагогом школы.
Взаимодействие с родительским комитетом. Помощь в планировании и
организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными
семьями, с учреждениями доп. образования.
Совместная деятельность родителей и учащихся. Формы: индивидуальные,
групповые, коллективные.
Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения
детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки
извещения.
Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации.
Работа с педагогами, работающими в классе
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
развитие коммуникативных умений учащихся;
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
помощь педагогов по ликвидации пробелов в обучении.
Формы:
проведение малых педагогических советов;
индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем,
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
Список учителей - предметников 10 класса
2019 - 2020 учебный год
№ | Предмет | Ф. И. О. учителя |
1 | Русский язык | Лынченко Наталия Алексеевна |
2 | Литература | |
3 | Математика | Серкова Елена Петровна |
4 | Информатика | Хмызова Надежда Ивановна |
5 | История | Силина Нина Владимировна |
6 | Обществознание |
7 | Индивидуальный проект прпроектпроект | Николаенкова Татьяна Петровна |
| |
8 | География | Терещенкова Светлана Николаевна |
9 | Биология | Полуэктова Елена Анатольевна |
10 | Физическая культура | Игнатенков Виктор Павлович |
| |
11 | Иностранный язык | Сагалаева Марина Геннадьевна Назинцева Светлана Николаевна |
12 | Физика | Филиппенко Ирина Валерьевна |
13 | Химия | Баранова Марина Алексеевна |
14 | ОБЖ | |
Индивидуальная работа с учащимися класса
Индивидуальная работа по коррекции поведения;
Творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
Оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
Индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
Заполнение листка здоровья совместно с медмцинским работником школы;
Индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам.
Составление карты индивидуального развития:
Коррекционная работа в классном коллективе:
Основные направления работы школьного психолога:
изучение, диагностика психических процессов развития ученика, личности учителя
в системе взаимоотношений "учитель - ученик - родитель";
обеспечение благоприятных условий для процесса обучения и воспитания в школе;
обеспечение психического здоровья учащихся и педагогов.
Модели помощи семье:
Педагогическая модель психолог, классный руководитель и родители анализируют ситуацию (универсальный способ воспитания).
Социальная модель: анализ жизненной ситуации, рекомендации + внешняя социальная помощь.
Психологическая (психотерапевтическая) модель - трудности ребенка в области общения, личностных особенностей членов семьи. Консультации.
Диагностическая модель - преодоление у родителей дефицита спец. знаний.
Учебная модель - носит профилактический характер.
Разрешение конфликтов в классе:
вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;
опираться не на интересы сторон, а на справедливость;
относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон - мягко;
вовлечение конфликтующих в совместную деятельность.
Тематика родительских собраний в 10 классе
Психофизиологические особенности раннего юношества (15-17лет).
Влияние мотивации на успеваемость.
Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах.
Проблема взаимоотношений родителей и подростков. «Конфликт поколений…Можно ли его избежать?».
Состав родительского комитета:
Канцерова Елена Викторовна – председатель
Чихачева Виктория Викторовна
Зеленецкая Ольга Сергеевна
№ | Фамилия, имя | Поручения |
1 | Гавритенков Артём | Член совета досуг |
2 | Говаленков Андрей | Член совета досуг, отв. за завтраки |
3 | Голубева Владлена | Член совета досуг |
4 | Ермачков Даниил | Пресс-служба |
5 | Зеленецкий Вадим | Отв. физрук |
6 | Ковалев Владимир | Обучение на дому |
7 | Котков Святослав | Отв. за мебель, за обеды |
8 | Кудрин Артём | Отв. член совета досуг |
9 | Кудрина Екатерина | Отв. за дежурство по классу |
10 | Кузьмина Елизавета | Зам. старосты |
11 | Куксенкова Валерия | Пресс-центр |
12 | Лапшова Александра | Отв за цветы |
13 | Максимова Полина | Отв. за пресс-центр |
14 | Овсяников Кирилл | Пресс-центр |
15 | Ползун Анжелика | Зам. старосты |
16 | Попов Даниил | Отв. за мебель |
17 | Рахметов Вадим | Отв. за завтраки |
18 | Семенова Софья | Отв. за цветы |
19 | Серков Никита | Пресс-служба |
20 | Чихачев Федор | староста |
21 | Шевелев Егор | физрук |
Список и поручения учащихся 10 класса
Психолого–педагогическая характеристика 10 класса
Всего по списку в классе 21 учащихся, из них у Ковалева Владимира обучение на дому. Возрастной состав: 16 лет- 18 человек, 15 лет – 3 человека. Познавательный уровень развития слабый у Овсянникова К., Семеновой С., Лапшовой А., Коткова С., у них недостаточная мотивация к учебе. Обладают высоким уровнем развития Кузьмина Е. Рахметов В. Чихачев Ф.
Работоспособность класса в целом удовлетворительная, но не все учащиеся работают в меру своих способностей.
Выбран актив класса: Чихачев Ф..– староста, Кузьмина Е. Ползун А.. – зам. старосты, Кудрин А.– отв. член совета досуг, Максимова П. – отв. за пресс центр, Зеленецкий В. – физорги. Эти учащиеся проявляют интерес к общественным делам, принимают активное участие класса и школы, вовлекают других учащихся в коллективные дела.
Группировок отрицательного характера в классе нет. Коллектив класса на стадии развития. Несколько обособленно от коллектива ведут себя Семенова С. Максимова П. Попов Д., они не проявляют должного интереса к общественным делам класса.
Отношения в классе дружеские, конфликтов между мальчиками и девочками нет. Большинство ребят умеют сопереживать друг другу, им небезразлично, что происходит в классе и во время уроков, и на переменах. При проведении общешкольных мероприятий ребята стараются держаться вместе.
В основном учащиеся активно участвуют в обсуждении дел класса, не боятся высказывать свое мнение. В классе создан рабочий актив класса, способный управлять общественной работой класса, где каждый ученик – деятельная, разносторонне развитая личность с активной жизненной позицией. Необходимо направить действия на развитие нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи, способствовать изучению учащимися природы и истории родного края.
План воспитательных мероприятий
№ | Мероприятия | Количество часов | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Сентябрь |
1 | Урок Победы | 1 | 02.09 | 02.09 |
2 | День солидарности в борьбе с терроризмом | 0,25 | 03.09 | 03.09 |
3 | Выбор актива класса. | 0.25 | 04.09 | 04.09 |
4 | Международный день распространения грамотности | 1 | 11.09 | 11.09 |
5 | Оформление классного уголка | | Сентябрь-май | |
6 | Профилактика суицидального поведения (беседа) | 1 | 18.09 | |
7 | День Здоровья. Осенний кросс. | | сентябрь | |
8 | Операция «Обелиск» | | сентябрь | |
9 | Составление графика дежурства по кабинету. Уборка кабинета. Уборка территории. | | сентябрь | |
10 | Экскурсия для учащихся «Памятные места Кардымова» | 1 | сентябрь | |
11 | Митинг, посвященный Дню освобождения Смоленщины | | 23.09 | |
12 | Неделя безопасности Всероссийский урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальной и опасной ситуации | 1 | 19.09 | |
13 | Человек свободного общества (классный час) | 1 | 27.09 | |
14 | Обязанности и правила поведения в школе. | | Сентябрь-май | |
15 | Беседа с родителями о готовности учащихся к школе | | По мере необходимости | |
| | | | |
16 | Просмотр кинофильмов из цикла «Великая Отечественная война в кинохронике и художественных фильмах» | 2 | Сентябрь-май | |
Октябрь |
17 | Подготовка к концерту, посвящённому Дню Учителя | 3 | Первая неделя октября | |
18 | День гражданской обороны | 1 | | |
19 | Родительское собрание на тему: Психофизиологические особенности раннего юношества (15-17лет) | 1 | 10.10 | |
20 | Учимся строить отношения | 1 | 03.10 | |
21 | Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения | 1 | 16.10 | |
22 | Беседа о вреде «пассивного» курения. | 17.10 | | |
23 | «Чистота необходима всем». Субботник (уборка территории школы). | | Октябрь | |
24 | Общешкольный проект «Наши деды – Герои Победы» (конкурс презентаций, видеороликов, исследовательских, творческих работ учащихся) | | Октябрь-май | |
25 | Подготовка к «Осеннему балу» | 5 | октябрь | |
26 | Правила поведения учащихся в период осенних каникул. | | | |
Ноябрь |
27 | Неделя Добра | 05-08.11 | | |
28 | «Какими могут быть последствия конфликтов? Можно ли избежать насилия?» | 1 | 14.11 | |
29 | Неделя энергосбережения | | 21-26.11 | |
30 | Всемирная неделя предпринимательства «Экономическая игра «Бизнес –класс» | 1 | 19-23.11 | |
31 | Беседа о вреде алкоголя. | | | |
32 | Уборка кабинета. | 1 | 21.11 | |
33 | Поговорим о толерантности. | | | |
34 | Земля – наш дом родной! | | | |
36 | Правила дорожного движения. | | | |
37 | Подготовка к празднованию Дня матери. | 3 | | |
38 | День матери в России Общешкольная акция «Подари «5» маме» | | 26.11 | |
39 | Посещение семей при необходимости. | | | |
Декабрь |
| | | | |
40 | День борьбы со СПИДом Акция «Красная лента» | | 02.12 | |
41 | Моё здоровье (классный час) | 1 | 04.12 | |
42 | Всероссийская акция «Час кода» | 1 | 04-10.12 | |
43 | День Героев России | 0.25 | 09.12 | |
44 | Умеем ли мы общаться? Классный час | | 12.12 | |
45 | Подготовка к празднованию Нового года. Подведение итогов по 2 четверти. | 5 | 20-26.12 | |
46 | Правила поведения в период зимних каникул. Куда обратиться при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. | 1 | 27.12 | |
47 | Новый год | | По отдельному плану | |
48 | Итоги 2 четверти. Родительское собрание на тему: Влияние мотивации на успеваемость. | 1 | | |
Январь |
49 | Акция «Покормите птиц зим» | | Декабрь-февраль | |
50 | «Понимание себя – познание других» | 1 | 15.01 | |
51 | Умей говорить: «Нет!» | 1 | 22.01 | |
52 | Поведение в транспорте. Правила поведения на дороге. | 0.25 | 13-17.01 | |
53 | Посещение семей по мере необходимости. | | | |
54 | Международный день памяти жертв Холокоста | 1 | 25.01 | |
Февраль |
55 | Школьный этап конкурса «Живая классика» | | | |
56 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 1 | 15.02 | |
57 | Как воздействует табак на организм человека? | 1 | 05.02 | |
| | | | |
58 | Литературный марафон «Поэты фронтовики» | 1 | 13-14.02 | |
59 | Кто несёт ответственность за чистоту вокруг нас? | 0.25 | | |
60 | Подготовка к празднованию 23 февраля | 3 | 17-19.02 | |
61 | Военно-патриотический месячник День защитника Отечества | | 18-22.02 | |
| | | | |
Март |
62 | Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом | 1 | 01.03 | |
63 | Викторина «Знатоки истории страны» | 1 | | |
64 | Подготовка к празднованию 8 марта | 1 | 05.03 | |
65 | Экология начинается с личной гигиены | 0.25 | 11.03 | |
66 | Как воздействует алкоголь на организм человека? | 0.25 | 11.03 | |
67 | Итоги 3 четверти. Родительское собрание на тему: Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах. | 1 | | |
68 | Правила поведения в период весенних каникул. | 0.25 | 13.03 | |
| | | | |
Апрель |
69 | Всемирный день здоровья | 0.25 | 07.04 | |
70 | Мораль и закон. Кл. час | 1 | 10.04 | |
71 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» | | 08.04 | |
72 | Правила поведения на дороге. | | апрель | |
73 | День пожарной охраны | | | |
Май |
74 | Подготовка к Фестивалю патриотической песни «Песни Победы» | 4 | 04-07.05 | |
75 | Спортивный квест «75 лет Победы» | 1 | 08.05 | |
76 | Родительское собрание Проблема взаимоотношений родителей и подростков. «Конфликт поколений…Можно ли его избежать?». | 1 | | |
77 | Общешкольный конкурс портфолио «Ступеньки роста» | 1 | 22.05 | |
78 | Подведение итогов за учебный год. Планирование работы на следующий учебный год. | 1 | 27.05 | |
79 | День славянской письменности и культуры | 1 | 24.05 | |
80 | Правила поведения в период летних каникул. | 0.25 | | |
| | | | |