8
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. СЛОВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ»
1 КЛАСС
Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»
Цель: формировать навыки культурного поведения;
Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи;
совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.
2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
развивать культурную речь учащихся;
3) воспитание культуры поведения.
Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)
Ход занятия
I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания»
- Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами.
- На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться.
- Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда). Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее. В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее.
Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми.
Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя;
до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя…
II Введение в тему занятия
- Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить.
Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово»
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ежик пожилой
Притащился чуть живой…
- Подходите,
Ежик, ежик!
Вам билет в каком ряду?
- Мне – поближе:
Плохо вижу.
Вот спасибо!
Ну, пойду.
Говорит Овечка:
- Мне – одно местечко!
Вот мое благодарю –
Доброе словечко.
Утка:
- Кряк!
Целый ряд
Для меня и для ребят! –
И достала Утка
Доброе утро.
А олень:
- Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот мое пожалуйста! –
- Просим! Просим!
Нам билетов –
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, лосям,
Благодарность
Вам приносим.
И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков,
Петухов,
Барсуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…
- Касса, выдай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.
- Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
- Мне – билет!
- Нет – нет.
Не стучите – мой ответ.
Не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами…
- Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами)
- Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет)
- Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово)
- Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова)
- Научим мишку вежливым словам?
III. Слова выражения просьбы
1. Выделение слов выражающих просьбу
- Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова.
Подготовленные ученики декламируют отрывки.
1-й ученик: А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
(К.И.Чуковский «Телефон»)
2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей.
(К.И.Чуковский «Бармалей»)
3-й ученик: Сказали Волу:
- Уважаемый Вол!
Отвезите, пожалуйста,
В школу стол.
(Б.Захадер «Муравей»)
- Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами)
- Вежливые ли люди обращаются с просьбой?
- Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста)
- Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый)
- Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы?
- Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой.
Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску).
2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы
Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами.
а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга)
б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса)
в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря).
г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного)
IV. Слова выражения благодарности
- Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю)
- Слово «спасибо» - старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».
- Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС)
Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску.
Мишка: - Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания!
- Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»?
Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.
КАССА |
| |
V. Итог занятия
- Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова?
- Какие вежливые слова знаете вы?
- В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять?
Литература
Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – С.176.
Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – С.100.
Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1993. – С.112.
Анализ результатов воспитательного мероприятия.
Блок по теме «Культура общения» был выбран для воспитательной работы в результате наблюдений за детьми в течение первых двух недель обучения.
Выяснилось, что класс разделился на несколько групп. В каждой группе объединились дети, которые знали друг друга до школы. Внутри каждой группы учащиеся общались друг с другом, используя слова «привет», «пока». Встретив члена другой группы, даже этих слов не было слышно. В общении с взрослыми не все дети умело использовали слова благодарности, извинения, приветствия, прощания и т.д., например девочка Настя долгое время прощалась со мной: «Пока!», а просьба мальчика Вити звучала так: «Я хочу карандаш. Дай его мне!»
При проведении воспитательного мероприятия было замечено, что многие дети стесняются говорить вежливые слова. Это свидетельствует о низкой культуре общения в их ближайшем окружении.
Использование на мероприятии игрового сюжета раскрепостило детей. Они с удовольствием общались не только с членами своих групп. Было замечено, что учащиеся, проучившись 2 месяца вместе, научились сопереживать друг другу.
Для того чтобы культурное общение стало нормой, придется еще много потрудиться, но первые «плоды» уже есть. В классе стали чаще слышны слова: «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания». Появилась даже группа поддержки вежливых слов, которая напоминает о правильном общении, исправляет неточные выражения.