СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. СЛОВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ»

1 КЛАСС

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие»

8









КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ. СЛОВА ВЫРАЖЕНИЯ ПРОСЬБЫ, БЛАГОДАРНОСТИ»

1 КЛАСС






















Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

Цель: формировать навыки культурного поведения;

Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи;

совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.

2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

развивать культурную речь учащихся;

3) воспитание культуры поведения.

Оборудование: 2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)

Ход занятия

I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания»

- Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами.

- На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться.

- Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда). Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее. В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее.

Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми.

Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя;

до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя…

II Введение в тему занятия

- Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить.

Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово»

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралось народу масса,

Даже Ежик пожилой

Притащился чуть живой…

- Подходите,

Ежик, ежик!

Вам билет в каком ряду?

- Мне – поближе:

Плохо вижу.

Вот спасибо!

Ну, пойду.

Говорит Овечка:

- Мне – одно местечко!

Вот мое благодарю

Доброе словечко.

Утка:

- Кряк!

Целый ряд

Для меня и для ребят! –

И достала Утка

Доброе утро.

А олень:

- Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот мое пожалуйста! –

- Просим! Просим!

Нам билетов –

Восемь! Восемь!

Просим восемь

Козам, лосям,

Благодарность

Вам приносим.

И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков,

Петухов,

Барсуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул Зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет.

- Ах, у вас такого нет?

Не получите билет.

- Мне – билет!

- Нет – нет.

Не стучите – мой ответ.

Не рычите – мой совет.

Не стучите, не рычите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал,

И ушел он со слезами…


- Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами)

- Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет)

- Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово)

- Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова)

- Научим мишку вежливым словам?

III. Слова выражения просьбы

1. Выделение слов выражающих просьбу

- Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова.

Подготовленные ученики декламируют отрывки.

1-й ученик: А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

(К.И.Чуковский «Телефон»)

2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый,

Мой любезный Бармалей,

Развяжите, отпустите

Этих маленьких детей.

(К.И.Чуковский «Бармалей»)

3-й ученик: Сказали Волу:

- Уважаемый Вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

(Б.Захадер «Муравей»)

- Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами)

- Вежливые ли люди обращаются с просьбой?

- Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста)

- Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый)

- Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы?

- Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой.

Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску).

2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы

Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами.

а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга)

б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса)

в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря).

г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного)

IV. Слова выражения благодарности

- Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю)

- Слово «спасибо» - старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».

- Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС)

Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску.

Мишка: - Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания!

- Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»?

Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.


КАССА




V. Итог занятия

- Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова?

- Какие вежливые слова знаете вы?

- В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять?


Литература

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1972. – С.176.

  2. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – С.100.

  3. Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1993. – С.112.
























Анализ результатов воспитательного мероприятия.


Блок по теме «Культура общения» был выбран для воспитательной работы в результате наблюдений за детьми в течение первых двух недель обучения.

Выяснилось, что класс разделился на несколько групп. В каждой группе объединились дети, которые знали друг друга до школы. Внутри каждой группы учащиеся общались друг с другом, используя слова «привет», «пока». Встретив члена другой группы, даже этих слов не было слышно. В общении с взрослыми не все дети умело использовали слова благодарности, извинения, приветствия, прощания и т.д., например девочка Настя долгое время прощалась со мной: «Пока!», а просьба мальчика Вити звучала так: «Я хочу карандаш. Дай его мне!»

При проведении воспитательного мероприятия было замечено, что многие дети стесняются говорить вежливые слова. Это свидетельствует о низкой культуре общения в их ближайшем окружении.

Использование на мероприятии игрового сюжета раскрепостило детей. Они с удовольствием общались не только с членами своих групп. Было замечено, что учащиеся, проучившись 2 месяца вместе, научились сопереживать друг другу.

Для того чтобы культурное общение стало нормой, придется еще много потрудиться, но первые «плоды» уже есть. В классе стали чаще слышны слова: «спасибо», «благодарю», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания». Появилась даже группа поддержки вежливых слов, которая напоминает о правильном общении, исправляет неточные выражения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!