Цель: Способствовать расширению представлений о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей и синиц;
- Учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
Развивающие:
- Развивать образное восприятие, способствовать развитию творческого воображения;
- Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам.
Оборудование : Листы А4, краски, непроливайки, кисточки, акварельные краски, картинки зимующих птиц.
Предварительная работа: Рассматривание картинок зимующих птиц, наблюдение за птицами на прогулке, чтение рассказов В. Сухомлинского «Красногрудые снегири», «Снегирь – резчик»; коллективная лепка «Птицы у кормушки».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Воспитатель. Ребята посмотрите на картинку. Скажите, кто здесь изображён? (Ответы детей).
Правильно, а какие птицы изображены на картинках. (Зимующие птицы) Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами).
Зима время года очень красивая ,но и суровое.
Много снега зимой. А корма мало. Чтобы птицы не погибли от голода, что нужно делать? Правильно. Помогать нашим друзьям меньшим.
-А как вы помогаете птицам зимой?
Вешать кормушки
- Из чего делают кормушки? (из фанеры, дерева, из пластиковых бутылок.)
-Ребята, а что же делать тем птицам, которые живут в лесу, ведь там нет кормушек! Самое страшное для птиц - не холод, т.к. птицы, которые остались зимовать в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой пёрышек. Холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать, - самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой, то, как раз от голода. И прилетают птички из леса поближе к человеку с надеждой на то, что люди добрые, они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого крошками, кого зёрнышками, а кого и сальцем.
А чем можно их кормить?.
Воспитатель на доску вывешивает картинки чем можно покормить птиц.
Ребята послушайте стихотворение.
О чём это стихотворение? К чему призывает автор?
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать,
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Послушайте несколько народных примет о птицах:
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает – к вьюге.
Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
Работа с наглядным материалом.
- Как вы думаете, какие птицы здесь лишнии? (снегирь,синица)
-Почему? (другие птицы перелётные)
-Каких птиц называют перелётными? (которые улетают на зиму в тёплые края)
Посмотрите на доску и скажите каких птиц вы знаете.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (Сорока)
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
Воспитатель: Ребята молодцы! А про каких птичек не было загадок? (Снегирь, синица)
Воспитатель: Снегири и синицы- очень красивые птицы, живущие стайками. Давайте вместе рассмотрим их.
Задание на доске.
Собрать из рассыпаных слогов слова(Синичка и Снегирь)
Воспитатель: С заданием справились, это очень здорово, а сейчас я предлагаю вам нарисовать двух птичек, на веточках снегиря и синичку.
7. Физкультминутка на внимание.
-Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, машите руками.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы – с плюшками.
3. Практическая часть
Воспитатель: Вначале сделаем набросок. Тонким нажимом простого карандаша рисуем две веточки, внизу листа и наверху листа. Затем карандашом мы нарисуем 2 птицы, на нижней ветке снегирь, на верней синица. Эти птички очень похожи пока дело не дойдет до красок, ведь окраска у них совершенно разная. птичка рисуется осень просто: основная часть это туловище, рисуете овал, потом кружок не большой- это голова, и еще один овал поменьше это крыло, а потом добавляете детали, лапки, клюв, глаза.
Воспитатель: Когда набросок готов можете приступать к работе с красками.
Воспитатель: Далее начинаю рисовать веточки краской, широкими линиями. Набираем немного краски, стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Затем приступаю к закрашиванию птиц, правильными цветами
4. Заключительная часть
Выставка работ учащихся .
Воспитатель: Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся на ветвях ваши снегири и синички.
Мы сегодня на занятие учились рисовать птиц , закрепили знания о перелетных и не перелетных птицах. На этом наше занятие подошло к концу. Понравился он вам? Что нового узнали? Какие выводы для себя сделали?