СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие "Наш родной край. Моё Отечество - Донбасс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное совместное мероприятие по преемственности дошкольного учреждения и начальной  школы

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие "Наш родной край. Моё Отечество - Донбасс"»

Тема. Наш родной край. Моё Отечество – Донбасс.

Общая педагогическая цель: воспитание у детей чувство гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей, традициями, культурой своего родного края, чувства восхищения и гордости своей малой родиной.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей мотивационно - ценностное отношение к родному краю; знакомить детей с историей родного города Донецка, его достопримечательностями.

Развивающие: развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания; развивать творческие способности детей посредством системы разнообразных заданий: драматизации, музыкальной деятельности; развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство гордости, интерес и любовь к родному краю при помощи материалов музея, литературных и музыкальных произведений; формировать эмоционально-окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого и нравственно-патриотические позиции.

Оборудование: экспонаты музейной комнаты, плакат-коллаж, мультимедийная презентация, видео фильм, аудиоаппаратура.

ХОД мероприятия

I. Организационный момент.

В процессе мероприятия на плакат-коллаж участники прикрепляют фрагменты призыва мероприятия «Дети, любите родной край!»

II. Основная часть.

1. На фоне музыки (С чего начинается Родина…) дети рассказывают стихотворения (используется презентация)

Стихотворения в исполнении дошкольников

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина. (Т. Бокова)

2. Рассказ о родном крае с помощью экспонатов музея.

Ведущие. Добрый день, уважаемые гости и дети!

Учитель. Мы собрались, чтобы поговорить о родном крае, о нашем Донбассе!

- Как мы знакомимся со своим краем? (примерные ответы детей: «ходим по улицам, ездим в лес, на море, узнаем из телепередач, на занятиях в садике и в школе»).

А можно изучать родной край, посещая музей. Сегодня наше мероприятие мы посвятим разговору о музеях!

Воспитатель. Люди, живя на земле, оставляют за собой следы, следы своей жизни. Это разные предметы, которые окружают людей, которыми люди пользуются в жизни, и которые остаются после людей.

Учитель. По этим следам можно узнать, как жили люди раньше. Поэтому предметы, которые рассказывают нам о жизни людей в прошлом, очень ценны, их нельзя терять, их надо собирать, хранить и изучать.

Воспитатель. Для таких вещей и предметов существуют специальные хранилища – комнаты или целые здания. Они называются МУЗЕЯМИ.

- Кто из вас был в музеях? (ответы детей)

- Что вы там видели? (ответы детей)

Учитель Предметы, которые хранятся в музеях и выставляются для осмотра, называются ЭКСПОНАТАМИ.

Музеи, экспонаты которых рассказывают о природе, жизни людей и истории родного края, называются КРАЕВЕДЧЕСКИМИ.

Воспитатель. Такие музеи есть в каждом городе. В нашем родном городе Донецке тоже есть краеведческий музей, основанный ещё в 1924 году, - один из наиболее крупных в Донбассе. Он называется Донецкий Республиканский краеведческий музей. До 2014 года он имел около 50 тысяч экспонатов, размещенных в 24 залах.

- Кто из вас был в этом музее? (ответы детей)

- Что вам запомнилось в нем? (ответы детей)

Учитель. Такие музеи создаются и в школах. В нашей школе историко-краеведческий музей создан в 2010 году.

Воспитатель. Теперь такой музей появился и в нашем садике

Учитель. Сам по себе музей не появляется, его создают люди. У нас в школе и учителя, и ученики, и их родители участвуют в создании музея: приносят экспонаты, собирают интересную информацию.

Сами ученики под руководством учителя проводят ЭКСКУРСИИ в музее, рассказывают посетителям музея о его экспонатах.

Все ребята нашей школы с интересом посещают музей. Он им очень нравится.

На плакате-коллаже появляются слово «ДЕТИ» (с фотографиями детей, которые в школьном музее проводят экскурсии)

- А вы были в нашем музее? (ответы детей)

- Приглашаем вас совершить виртуальную экскурсию в наш музей(видео фильм о музее школы)

Стихотворение в исполнении учащихся школы

Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Учитель.

А сейчас мы совершим экскурсию по родному краю с помощью экспонатов замечательного музея в вашем садике. А что это за предмет в вашем музее? (кусок угля-антрацита)

- Почему этот экспонат находится в музее? (ответы детей)

Да, по нему можно узнать о главном богатстве Донбасса – угле!

Инсценировка сказки

Автор. Послушайте историю, очень похожую на сказку. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным…

Царь. Принесите мне во дворец всё самое чудесное, что только есть в моих владениях.

Автор. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный человек подал царю... простой чёрный уголёк.

Царь. Прочь отсюда, об этот уголь только руки марать!

Автор .Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал.

1подданный. Царь-батюшка! Стало во владениях темно (электростанции не работают - света нет),

2 подданный. Царь-батюшка! Стало холодно (топить печи нечем).

3подданный. В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить).

Автор. Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан:

Царь. Ой, ой, ой, ни одной пуговицы! И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают.

4 подданный. Царь - батюшка! Даже картины в вашей галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают.

Автор. Взмолился царь.

Царь. Уголёк, не помни зла, вернись!

Автор. Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой

(по Г. Юрмину).

Воспитатель. Да, ребята! Донецкий уголь очень ценится, его добывают из-под земли мужественные и сильные люди.

А как же называется профессия людей, которые добывают каменный уголь? (шахтёры)

Всем известно - под землей

Работают шахтеры

И достают для нас с тобой

Оттуда угля горы.

Шахтера сразу отличишь:

Фонарь на лбу и каска.

Ты в музее тут сидишь,

А он в подземной сказке.

Садится в лифт особый свой,

И вниз стрелою мчится.

Вот и приехали — забой!

Пласт угольный искрится.

Зимой согреет уголь нас –

Горит он в топках споро.

Но ничего бы он не смог,

Коль не было б шахтера!

Танцевальная композиция «Чёрный уголь» в исполнении школьников

Учитель. А вы знаете, с чего начинался наш город? С угля, первых шахт и металлургического завода, который плавил металл на нашем угле.

Но в те годы наш город назывался не ДОНЕЦК, а ЮЗОВКА, и был небольшим поселком. Отправляемся в мини-путешествие по Юзовке.

Было здесь чистое поле, ветер гулял на воле.

Но появились люди, стали бороться с полем.

Сразу! Активно! Строим! И задышали заводы.

Юзовки первые всходы….

Экскурсовод . Годом основания Юзовки принято считать 1869. Именно тогда был заключен договор между Джоном Юзом и царским правительством на строительство завода по производству рельс. Именно металлургический завод, построенный Юзом и дал жизнь поселку, названного Юзовкой, который со временем разросся и стал миллионным Донецком.

Экскурсовод. В 1872 году был получен первый чугун. А в мае 1917 года, когда в поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд городов. В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. А в ноябре 1961 года город был переименован в Донецк

Учитель. Таким рождался наш город. А вы знаете, что нашему городу Донецку в следующем году исполнится 150 лет? А каким он стал сейчас расскажут воспитанники детского сада.

- Исполнение стихотворения Владимира Зайцева « МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!»

На плакате-коллаже появляются слово «ЛЮБИТЕ»

Воспитатель. Донецк – столица Донбасса , город промышленный и достаточно молодой. А это значит, что исторических памятников прошлых столетий здесь не увидеть. Тем не менее, пройдя по маршруту, который многие дончане называют «золотым», туристы как минимум 10 раз услышат: «Такого нет больше нигде в Европе».

(экскурсия воспитанников садика по экспонатам музея) А начинаем экскурсию по Донецку с «Донбасс-Арены». Ребенок: Стадион впечатляет масштабами, величием и какими-то внеземными формами. Не зря же одно из его прозвищ — «летающая тарелка». Оказавшись у центрального входа с южной стороны, вы увидите огромный мяч-фонтан. 28-тонный мячик крутится под давлением двух струй воды и программно управляется. Диаметр мяча – 2,7 м. Говорят, это самый большой вращающийся гранитный шар в мире, и рано или поздно его занесут в Книгу рекордов Гиннеса. Кстати, можете и сами принять участие во вращении шара, подтолкнув его – это стало уже традицией.

Ведущий. Добираясь до следующей точки нашего маршрута, нужно будет выйти на городскую улицу, движемся вверх мимо еще одного стадиона – «Олимпийского» и попадаем на ул. Артёма, где расположена мэрия (ул. Артёма, 98).

Ребенок. Здесь можно передохнуть у Царь-пушки. Точная копия московского орудия была подарена Донецку в 2001 году. Но по калибру, и по длине донецкий вариант чуть меньше оригинала, зато весит больше – 42 тонны против 39.

Ведущий. В парке кованых фигур, который находится у тыльной стороны здания мэрии, кузнецы сполна дали волю фантазии. Этот парк – еще одно уникальное место Донецка, равным которому нет нигде.

Ребенок: Парк насчитывает более 100 фигур и продолжает пополнять свою коллекцию. Чего тут только нет: кованая, но движущаяся машина, все знаки Зодиака, огромные весы, ажурная беседка, сказочные персонажи. Установить свою фигуру в парке может любой желающий – для аллеи подарков здесь отвели специальную территорию.

Ведущий. Наша следующая цель – главный бульвар города, который со дня основания в 1947 г., носит имя А.С. Пушкина

Ребенок: А начинается бульвар Пушкина с пальмы. Одна из копий знаменитой пальмы Мерцалова, выкованной мастером из обычной железнодорожной рельсы и ставшей символом Донбасса, по-своему тоже уникальна. Конструкция весом в полтонны изготовлена из дамасской стали, секрет работы с которой известен немногим. Дерево опоясывает небольшой фонтан, на лавочках у которого очень уютно.

Ведущий. Теперь мы вернемся в наш Киевский район, где на Шахтерской площади установлен памятник шахтеру.

Ребенок. Памятник «Слава Шахтёрскому труду» находится в Киевском районе Донецка в центре Шахтёрской площади. Установлен в 1967 году. Памятник представляет собой скульптуру шахтёра в полный рост, который в правой вытянутой руке держит кусок каменного угля. Скульптура изготовлена из чугуна. Кусок угля, который шахтёр держит в вытянутой руке, выполнен из алюминия, его вес 90 килограммов. Высота памятника составляет четыре метра. Сегодня памятник «Слава шахтерскому труду» является «визитной карточкой» Донецка.

Ведущий. А сейчас мы посетим еще один стадион

Ребенок: Стадион «Локомотив» принял первое спортивное соревнование летом 1958 года. Наконец 1970-х «Локомотив» — это универсальная современная спортивная арена, способная принимать соревнования по легкой атлетике и футболу. На стадионе имелось современное электрическое табло. Сегодня стадион переименован в спортивный комплекс «Олимпийский». На сегодняшний день «Олимпийский» вмещает более 25000 зрителей, имеет 2 современных видео табло и готов проводить соревнования самого высокого уровня и праздники, развлекательные мероприятия

Танцевальная композиция под песню Олега Шак «Песня о Донецке»

На плакате-коллаже появляется слово «РОДНОЙ» (с фотографиями Донецка)


Ведущий. Мы много говорили о нашем городе, рассматривали фотографии, читали. Сейчас мы предлагаем вспомнить всё, что вы знаете о нашей малой Родине и поиграть в игру – викторину. За каждое выполненное задание команды будут получать по одному баллу. Следить за нашей викториной будет жюри (представить членов жюри).

Конкурс - разминка. Как называется наша республика?

- Назовите столицу нашей республики?

- Какие цвета у флага ДНР?

- Какая река протекает через город Донецк?

Конкурс «Город в настоящее время»

- Сколько лет нашему городу?

- Опишите герб нашего города, что на нём изображено?

- Как называется главная площадь нашего города?

- Какие предприятия есть в нашем городе?



Конкурс. Вопросы о городе по типу игры «Четвёртый лишний»

1. Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе (Автобус, троллейбус, маршрутка, метро?

2. Какое дерево летом засыпает наш город «снегом» (Берёза, тополь, клён, рябина?

3. На какой улице находится наш детский сад (Артема, Горная, Университетская, Куйбыщева?

Конкурс «Узнай и назови»

На стенде расположены фотографии с видами Донецка- назвать здание или место в городе.

Конкурс «Загадки»

Отгадайте-ка, ребятки,

Вы о городе загадки.

Я начну стихи читать,

Вам придётся продолжать.

1. Шумят повсюду поезда,

И едут люди кто куда.

Со всех сторон, со всех концов,

Кто ждёт прибытий поездов.

Того мы приглашаем в зал,

Что называется (вокзал)



2. В нём есть картины удивительные,

Картины редкие и восхитительные.

Но покупать их не позволят.

Не потому, что много стоят.

Ведь это клад страны моей,

Не магазин здесь, а (музей)



3. Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание- (почта)



4. Люди в белом, не скучают,

Не сидят без дела,

Курс леченья назначают

Эти люди в белом.

Если кто- то заболел

Все идут лечиться

В городскую, детскую (больницу)



5. Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад.

Что же это (детский сад)



6. Если холодильник пуст,

Кушать если нечего,

Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет и гречки.

Ты сюда входи скорей

И бери корзину,

Покупай, что повкуснее

В нашем (магазине)

Вспомнить прошлое людей

  Нам поможет наш…..(Музей)

Подведение итогов викторины«Мой любимый город».

- Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы. Вы знаете и любите свой город, в котором вы живёте. (Слово жюри). Мы поздравляем обе команды и вручаем всем игрокам медали

Воспитатель: Малая Родина у каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать всё.

Здесь в мире мы за годом год

Живём, друг другу помогая,

И вместе с нами здесь живёт

История родного края.

На плакате-коллаже появляется слово «КРАЙ» (с фотографиями современного Донецка)

- А закончить наше мероприятие мы хотим Исполнением песни донецкого автора Владимира Пшеничного « Город миллиона роз»

III. Заключительная часть.

- Рефлексия

Ведущий. - Ребята, зачем нам музеи? (ответы детей).

- Помогают ли музеи узнать родной край? (ответы детей).

- Что нового о родном крае вы узнали сегодня с помощью музея? (ответы )

В результате нашего мероприятия у нас на стенде появился призыв.

Прочитаем его вместе: «ДЕТИ, ЛЮБИТЕ РОДНОЙ КРАЙ!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!