9
Воспитательное мероприятие по энергосбережению
«Защищай! Береги! Умножай!»
2017 год
Цель: Создание условий для формирования энергосберегающей компетентности у учащихся.
Задачи:
пропагандировать идеи экономии энергоресурсов;
воспитывать у учащихся гражданскую позицию и психологическую настроенность на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов.
формировать коммуникативные и информационные компетенции учащихся.
Ход мероприятия
Сегодня 11 ноября, суббота. Ребята, а какой международный праздник отмечается в этот день?
Международный день энергосбережения отмечается ежегодно 11 ноября. В 2017 году дату празднуют в России, Украине, Беларуси и других странах.
Событие учредили участники международного проекта SPARE (Школьный проект по использованию ресурсов и энергии) в 2008 году в Казахстане на международном совещании координаторов. Цель праздника – привлечь внимание общественности и властей к рациональному использованию природных ресурсов и развитию возобновляемых источников энергии.
В этот день по традиции проходят семинары, конференции, лекции, акции, выставки, тематические часы в образовательных учреждениях. Международный день энергосбережения – отличный повод устроить ужин при свечах или задушевные посиделки в кругу близких, выключив телефоны, компьютеры и телевизоры (слайд 1видео)
Энергия? Энергосбережение? А что это такое? (слайд 2)
«Энергия» происходит от греческого слова energiea – действие, деятельность. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное, т.е. ее нельзя ни увидеть, ни потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Работа нашего организма, движение автомобиля, функционирование фабрики зависят от поступающей энергии. Не будь энергии, ничего не могло бы жить, двигаться или изменяться.
Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:
В домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
Согревают дома – теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже необходима энергия;
Освещение квартир;
Работа электроприборов, лифтов в подъездах;
Транспорт, перевозящий людей: троллейбусы, трамваи, электрички, метро.
А вы знаете, какая бывает энергия?
-тепловая, электрическая, водная, атомная (слайд 3)
Какие бывают источники электроэнергии? (слайд 4)
Основные источники энергии на сегодняшний день – ископаемое топливо (раньше это были древесина и торф, сейчас – нефть и газ) и ядерная энергия, которая вырабатывается на атомных станциях.
Потребление энергии ежегодно увеличивается. Ее производство и использование негативно воздействует на окружающую природу, так как при сжигании нефти и газа в атмосферу выбрасываются вредные вещества
(слайд 5).
Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Людям хочется жить с комфортом, который обеспечивает ему энергия. Представьте, что наша квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать?
Да, в такой ситуации современному человеку остаётся кричать: «SOS!” Нам хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход.
Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (слайд 6)
Энергосбережение – это бережное отношение к энергоресурсам, эффективное использование возобновляемых и наносящих минимальный вред природе источников энергии. Энергосбережение – это экономия денег семейного бюджета, забота о тех, кому предстоит жить на планете Земля после нас, это забота о наших потомках. (слайд 7-8).
Сегодня на нашем мероприятии мы попытаемся посмотреть на энергосбережение с различных позиций: зачем и как? Надеюсь, что вы сделаете выводы, поделитесь своими впечатлениями с родителями и близкими и измените свое отношение к сбережению энергии.
Деление на две команды. Представление жюри.
Задание № 1. Ромашка «Зачем нам беречь энергию?» (слайд 9)
Командам раздаются лепестки ромашки, на которых они должны написать ответ на вопрос «Зачем нам беречь энергию?». Лепестки ромашки с ответами приклеивают на доску, собирая ромашку. Побеждает команда, давшая больше ответов.
Чтобы сэкономить деньги.
Чтобы повысить комфорт в классе.
Чтобы уменьшить загрязнение воздуха и воды.
Чтобы уменьшить катастрофические последствия изменения климата.
Чтобы снизить энергоёмкость экономики.
Чтобы снизить зависимость экономики нашей страны от мировых цен на энергоносители.
Чтобы оставить ресурсы нашим потомкам.
Чтобы выиграть время для поиска и освоения новых источников энергии.
Задание № 2. «Чемпион энергосбережения» (слайд 10-12)
Участвует в раунде по 1 человеку из команды, который выбирается другими участниками команды. Участник должен ответить на 5 вопросов. В данном конкурсе команда может заработать 20 баллов, каждый вопрос имеет свой собственный балл и четыре варианта ответа.
Ведущий задает вопросы по порядку, участник должен отвечать, если ответ будет неверным – команда завершают свое участие в раунде. У участника есть возможность один раз воспользоваться советом команды и один раз ведущий убирает два неправильных варианта ответа.
Вариант для 1 команды | Вариант для 2 команды |
№ вопроса | Количество баллов за правильный ответ | Вопрос и варианты ответа (отмечен правильный ответ) | № вопроса | Количество баллов за правильный ответ | Вопрос и варианты ответа |
1 | 1 балл
| Какой из этих источников энергии является возобновляемым: · Уголь · Газ · Ветер · Нефть | 1 | 1 балл | Назовите единицу измерения электрической мощности? · Килоджоуль (Кдж) · Километр (км) · Киловатт (Квт) · Мегобайт (Мб) |
2 | 2 балла | Какая из ламп наименее эффективна? · Лампа накаливания · Люминесцентная лампа · Светодиодная лампа · Ртутная лампа | 2 | 2 балла | Какая из ламп наиболее эффективна? · Лампа накаливания · Люминесцентная лампа · Светодиодная лампа · Ртутная лампа |
3 | 3 балла | Что из перечисленного не является способом экономии тепла в квартире: · Установка теплорегуляторов на батареях. · Утепление окон. · Установка энергосберегающих окон. · Регулярно открытые окна | 3 | 3 балла | Какой из показателей обозначаем самый высокий класс энергоэффектив-ности бытового прибора? · Класс A · Класс B · Класс C · Класс D |
4 | 4 балла | Английская аббревиатура, которая используется для обозначения термина «светодиод»: · LED · ABC · USA · BBC | 4 | 4 балла | Период времени суток, когда населению предоставляется наибольшая скидка за потребление электроэнергии при установке многотарифного счетчика: · 07.00-10.00 · 10.00-17.00 · 21.00-23.00 · 23.00-07.00 |
5 | 10 баллов | Во сколько раз современная светодиодная лампа эффективней лампы накаливания? · В 1,5 – 2 раза · В 3 - 5 раз · В 7 -10 раз · В 15 -20 раз | 5 | 10 баллов | На каких видах станций вырабатывается больше всего электроэнергии: · Гидроэлектростан-ции · Атомные электростанции -Теплоэлектростан-ции · Солнечные электростанции |
Задание № 3.Конкурс пословиц и поговорок о бережливости (слайд 13)
Командам выдаются конверты, в которых находятся пословицы, разделённые на 2 части. Задача соединить их по смыслу.
Кто не бережет копейки, / тот сам не стоит рубля.
Кто не умеет грош сберечь, / тот не сбережет и миллиона.
Пушинка к пушинке /- выйдет перинка.
Бережливая вещь / два века живёт.
Через край не лей, / добра пожалей.
Что сегодня сбережешь, / завтра пригодится.
Бережливость / лучше прибытка.
Бережливость - /не скупость.
Не деньги богатство /- бережливость да разум.
Капля мала, / а по капле море
Задание № 4.Викторина (слайд 14)
Задание № 5.«Факты, цифры, даты» (слайд 15)
Командам необходимо ответить на вопросы, которые вслух произносит ведущий либо, которые напечатаны на листе. В каждом вопросе ответ – это цифра или дата. Участникам дается подсказка – таблица с цифрами. Каждая цифра - это правильный ответ на вопрос. Таблица находятся на распечатанном листе у команды или дана на экране.
За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. Количество правильных ответов равно количеству баллов, которые получит команда за данный конкурс.
Вариант вопросов и таблица с ответами для команды №1
2015 | 1600 | 1881 |
350 | 100 | 746 |
4 | 1809 | 300 |
2015– В каком году Президентом Республики Беларусь был подписан Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении».
100 – На продажу какой мощности ламп накаливания действует запрет в России? Свыше ??? Вт.
1809 - Работа над первыми лампами накаливания проходила независимо, в разных странах и в разное время. Первые опыты были проведены англичанином Деларю в ??? году, когда ему удалось сконструировать самый первый прибор, оснащенный платиновой нитью.
300 - Электричество движется со скоростью ??? 000 (тысяч) км/ч.
4 - Первая батарейка в ??? вольта была найдена в Египте, и состояла она из медного цилиндра и вложенного в него железного стержня. В цилиндр заливалась жидкость, но стержень при этом не прикасался к стенкам сосуда.
1881- В ??? г. немецкий инженер Ф. Уппенборн изобрел электромагнитный прибор с эллиптическим сердечником, а в 1886 г. он же предложил электромагнитный прибор с круглой катушкой и двумя цилиндрическими сердечниками.
350 - Главной особенностью электрического сома является наличие электрических органов, расположенных по всей поверхности тела, непосредственно под кожей. Они составляют 1/4 массы сома. Средний по размерам сом (50 см) способен вырабатывать напряжение, достигающее ??? В.
1600 - Термин "электричество" (с английского "electricity") придумал медик королевы Елизаветы Уильям Гилберт. Впервые это слово было использовано им в труде, посвященном опытам с наэлектризованными телами – «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле», изданном в ??? году.
746 - До момента оглашения ватта как единицы измерения мощности на Втором Конгрессе Британской Научной ассоциации в 1882 году, для расчетов использовались лошадиные силы (одна лошадиная сила была равна ??? ватт).
Вариант вопросов и таблица с ответами для команды №2
2016 | 44 | 1826 |
300 | 1956 | 1880 |
600 | 220 | 1 |
2016 – В каком году запущена крупнейшая в Беларуси солнечная электростанция в Брагине.
1956 году - В каком ??? году был разработан Первый проект строительства ГЭС и водохранилища «Витебское море»
220 - Стандартное напряжение в бытовых электросетях??? вольт.
1 - Если сила тока в проводнике составляет 1 Ампер, это означает, что за 1 секунду он пропускает заряд электричества, равный ??? Кл (кулон).
600 - Каково максимальное напряжение разряда у электрического угря (в Вольтах)?
1826 - Эмпирический физический закон, определяющий связь электродвижущей силы источника (или электрического напряжения) с силой тока, протекающего в проводнике, и сопротивлением проводника, установлен Георгом Омом в??? году и назван в его честь.
300 - На Земле существует больше ??? видов электрических рыб.
1880 - В далекие ??? - е была «война токов» между Томасом Эдисоном (который придумал постоянный ток) и Никола Тесла (который открыл переменный ток). Оба хотели, чтобы их системы широко использовались, но победил переменный ток, за простоту получения, больший КПД и меньшую опасность.
44 - Каждый год на нашей планете происходит около ??? 000 (тысяч) гроз.
Подведение итогов игры. Награждение победителей (слайд 16)
В качестве итога хотелось отметить, что привычка экономить - это признак разумного и современного потребителя и не обязательно бедного, в новых домах богатые люди используют современные технологии чаще чем «обычные» потребители. Энергосберегающие технологии доступны ныне каждому, используйте и получайте удовлетворение от данного процесса.