СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста: СЕМЬЯ – КОЛЫБЕЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект воспитательнго мероприятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к традиционным семейным ценностям коми народа, раскрывающий роль семьи в сохранении и развитии коми языка

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста: СЕМЬЯ – КОЛЫБЕЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА.»

Воспитательное мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста:

СЕМЬЯ – КОЛЫБЕЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА.


(На экране изображена реалистичная изба крупным планом)


Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые члены жюри!

Меня зовут Вера Валерьевна, я работаю воспитателем в детском саду города Воркуты. Воркута – это один из городов нашей великой и могучей Республики Коми!

Наша республика – многонациональный регион, в котором соседствуют в мире и согласии более 130 национальностей. И каждый народ имеет свой родной язык, свои песни, сказки, музыку, танцы, быт…

Как вы думаете, о каком народе, о каком языке я хочу с вами поговорить сегодня?

Дети: о коми народе и коми языке.

Воспитатель: совершенно верно, ребята. О языке коми народа лучше всего говорить в избе, где из горячей печи доносятся ароматы шанежек или рыбника.

(Дети проходят к избе, картинка меняется – появляется изображение изб внутри. Дети садятся за стол, который оформлен коми атрибутами).

Воспитатель: Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как его родной язык. Коми язык обладает огромной притягательной силой. Он напоминает мне детство, когда моя мама долгими зимними ночами пела свои колыбельные песни (звучит музыка, воспитатель поет колыбельную песню на коми языке).

Воспитатель: Родной язык – это первый язык, который человек усваивает с раннего детства, это «материнский язык», «язык колыбели». Он передается по наследству, как самая большая драгоценность!

Воспитатель: Как вы считаете, как можно передавать язык? Как это происходит? (Наводящими вопросами детей надо подвести к правильному ответу).

Воспитатель: Совершенно верно! Коми язык живет в семье и передается он из уст в уста через коми народные песни, игры, пословицы и поговорки и, конечно же сказки!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сочинить сказку?

Дети: да!

Воспитатель: тогда вперед!

(Воспитатель и дети встают из-за стола и направляются к мольберту, на котором расположен рисунок с простым сюжетом (солнце, чум, женщина, мужчина, дети, ребенок, олень)).

Воспитатель: внимательно посмотрите на изображение и попытайтесь представить, что здесь происходит. Ребята, я начну нашу сказку, а вы продолжайте:

На просторах бескрайней северной тундры, в большом просторном чуме, счастливо жила семья оленеводов….(дети по цепочке продолжают сочинять сказку, если они затрудняются, то воспитатель задает наводящие вопросы, например: кто еще жил в семье оленеводов? Как их звали (имена, названные детьми переводятся на коми)? Чем любила заниматься мама? Что больше всего любили делать дети? Как звали их домашнего оленя? Что происходило в чуме с наступлением вечера? и т.д. Для того, что бы рассказ пошел в нужное русло воспитатель ненавязчиво вносит свои коррективы и дополнения)


ПРИМЕРНЫЙ ТЕКС СККАЗКИ:

На просторах бескрайней северной тундры, в большом уютном чуме, счастливо жила семья оленеводов: папа Юра (имя повторяется на коми языке), мама Маша и их дети (имена детей). И был у этой большой, дружной и любящей семьи домашний питомец – озорной олененок (кличка оленя).

Жили они все дружно и весело. Днем занимались домашними делами: папа ходил на охоту и рыбалку вместе со старшими детьми, мама с младшими детьми оставалась на хозяйстве в чуме, а олененок (кличка) пасся в тундре и ел свежий ягель.

С наступлением вечера, вся семья собиралась вместе и мама начинала читать любимые всеми детьми коми народные сказки, а когда сказка заканчивалась мама начинала петь колыбельную песню, под которую и засыпала вся дружная семья!


Воспитатель: Вам понравилась сказка, которая у нас получилась?

Дети: Понравилась!

Воспитатель: А вы знаете, что у каждой сказки должна быть иллюстрация. И я хочу вам предложить сделать ее к нашей сказке. Но не обычную, не такую как вы видите на мольберте. Я хочу вам предложить создать иллюстрацию, используя элементы коми орнамента!

Давайте еще раз посмотрим на мольберт. Какие важные детали изображены на рисунке?

(Дети называют элементы: солнце, чум, женщина, мужчина, дети, ребенок, олень. После каждого названного элемента на экране появляется изображение и его обозначение в коми орнаменте. После объяснения педагога звучит веселая музыка и дети на заготовленных листах на липучки крепят данные элементы).

Воспитатель: какие же красивые иллюстрации у вас получились! И главное, ничего не забыли – здесь и солнце и олень и дети (показывает на эти элементы на иллюстрации). (Воспитатель предлагает детям оформить выставку работ. Дл этого на книжные подставки выставляются детские работы).

Воспитатель: отличная выставка у нас получилась, ребята! И сказка получилась отличная! О любви, о мире, о семье, в которой чтят и хранят родной язык. Ведь, как рыба не может жить без воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык живет, хранится и развивается в семьях, где все ее члены понимают, что язык – это душа народа и хотят, что бы эта душа никогда не угасала!

Именно для таких семей я хочу предложить вам изготовить семейный оберег, который будет охранять ваши семьи от невзгод и приносить счастье, любовь и удачу!

(При изготовлении куклы оберега воспитатель, рассказывает об этом обереге, о его значении. По окончании работы воспитатель благодарит детей).

Воспитатель: большое спасибо вам, ребята! Мне очень понравилось проведенное с вами время! Вы большие молодцы! Я, ненприменно, расскажу своим воспитанникам из Воркуты, с какими замечательными ребятами я познакомилась!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!