СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное занятие "Сыны и дочери полка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по духовно-нравственному воспитанию "Сыны и дочери полка"

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие "Сыны и дочери полка"»

«Сыны и дочери полка»

Цель: создание условий для формирования патриотических чувств у обучающихся на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.


Задачи:

1.Расширять знания обучающихся о Великой Отечественной войне.

2. Дать представление о том, кто такие «сыны и дочери полка».

3.Формировать у обучающихся представления о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и преодолевавших трудности сурового военного времени.

4. Воспитывать интерес к истории страны, любовь и уважение к своей Родине и народу.


Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран, фонограммы песен, презентация. 

 

Ход мероприятия


Вступительное слово.

Воспитатель

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Уважаемые гости!

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели!

Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия.

8 февраля во всем мире отмечается «День юного героя-антифашиста». В этот день вспоминают о тех мальчиках и девочках, которые в годы ВОВ наравне со взрослыми, на фронтах и в тылу сражались с немецкими захватчиками, напавшими на нашу родину. В этот день чествуют героев, детство которых сломала жестокая и страшная война. Именно о них, совсем юных ребятах, почти ваших ровесниках мы поговорим сегодня на нашем занятии, которое называется «Сыны и дочери полка». (1слайд)

«Война» - короткое, емкое слово, которое ассоциируется с такими понятиями как смерть, страдание, слезы, разлука.  

Ребята, а когда началась Вов? (2слайд)

- Верно, она началась 22 июня 1941 года. В 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия вместе со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией) напали на нашу страну.


Вот как об этом написал поэт Сергей Щипачев:          


(слайд 3) 

Такою все дышало тишиной

Что вся земля еще спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Началась ВОВ, ставшая поистине всенародной. На защиту Родины поднялись все – от мала до велика.

Даже дети становились грозной силой для врага.

Юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, приписывали себе лишний год, чтобы скорее оказаться на фронте. Почти каждый мальчишка в то тяжелое время мечтал попасть на фронт, хотел защищать Родину, мстить врагу.

В годы Великой Отечественной войны «сынами полков» становились потерявшиеся дети или сироты, которых подбирали солдаты воинских подразделений.

И если не было возможности отправить их в тыл, ребятишек оставляли у себя. «Ну ведь не бросишь их в лесу…», - вспоминал командир 63 танковой бригады дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант – Михаил Георгиевич Фомичев, (слайд 4) в бригаде которого было 9 таких воспитанников.

Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения, нередко втайне от вышестоящего командования.

По данным Центрального архива Министерства обороны РФ, во время Великой Отечественной войны было 3500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати лет.

Когда ребенок находился в части официально его вносили в список части и ставили на довольствие, ему выдавалось обмундирование, могло быть выдано и личное оружие. 

Как например юным разведчикам Вове Егорову и Кости Илькевичу. (слайд № 5 с Илькевичем и Егоровым)

Вот как вспоминает 10 летний Костя Илькевич: «Боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная. До войны я окончил только три класса, убежал на фронт и стал «сыном полка».

Юные герои служили в разных войсках: в разведке, в танковых войсках, в авиации. На флоте те же самые дети именовались юнгами. Многих подростков старались отправить в тыл в какой-нибудь детский дом, но они сбегали оттуда и возвращались в свои части.

Большинство из сыновей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении, варили обеды. (слайд 6) Однако немало среди них принимали непосредственное участие в боевых действиях, занимались минированием вражеских территорий, устанавливали оборванную связь, каждый день, каждую минуту подвергали свою жизнь смертельной опасности.  


Володя Тарновский (слайд 7)

На фотографии запечатлен мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага. Это 15-летний Володя Тарновский, Он родился на Украине. С приходом немцев осиротел. С трудом перешел за линию фронта, где и попал к нашим. Первый раз Володя, участвовал в сражении в мае 1943 года. Было ему тогда 14 лет. Затем, став артиллерийским разведчиком-наблюдателем, освобождал Донецк, участвовал в боях на Днепре и в спецоперациях в Молдавии, в Польше. 22 апреля дивизия подошла к Берлину. Он был в числе тех, кто расписался на стенах Рейхстага. Он написал: " Я стал солдатом в 12 лет!" Володя Тарновский награжден медалью «За отвагу», орденом Славы.  После войны Владимир пытался поступить в суворовское училище. Получил рекомендации от командования, но ему отказали, сославшись на то что для поступления, кроме рекомендаций и документов о наградах, нужен ещё аттестат об окончании 4х классов.  Вернулся на Украину. Там закончил среднюю школу, поступил в Одесский институт инженеров морского флота. После окончания, которого был направлен в Ригу, где работал на Рижском судоремонтном заводе.



Валерий Лялин (слайд 8)

На флоте сыновей полка называли юнгами. Валерий, или как его называли Валька, Лялин во флот попал весной 1943 года. Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Капитан запретил юнге участвовать в операции, но он тайно проник на корабль. На подходе к причалам в мотор попали осколки снаряда. Юнга Лялин стал ремонтировать один мотор, в это время заглох и второй. Снаряды рвались, большая часть команды погибла, ранило и капитана. Вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Десантников высадили и отправились в обратный путь. Капитана ранили, его место в рубке занял юнга Лялин. Он довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту. 

Сережа Алешков (Алешкин) (слайд 9)

Одним из самых юных бойцов в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата. Летом 1942 года в деревню пришли немцы, и партизаны спешно уходили в леса. Маленький Сережа споткнулся и запутался в кустах, его нашли разведчики. Майор Михаил Воробьев забрал мальчика с собой и стал для него вторым отцом. Позднее он официально усыновил Серёжу.  Мальчика в полку полюбили, одели, обули – найти сапоги 30-го размера в действующей армии – задача не из легких! Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту.  Серёжа участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру и, по совместительству, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира, взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, но понял, что не справится, под бомбежкой побежал за подмогой. Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и рыдал… Как-то на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

Валя Таран (слайд 10) (зачитать со слайда)

13-летняя санитарка уже на территории Германии спасла от взрыва госпиталь в городе Бернау. Она вовремя заметила заложенную взрывчатку. А начала служить санитаркой Валя еще в 10-летнем возрасте, в Керчи.



Алеша Щукин (слайд 11)

Алеша родился в 1930 году в городке на Урале. Летом 1942 года пришел в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Конечно, ему отказали. Тайком от родных сел на поезд. В пути пристал к воинскому эшелону, сказался сиротой. Так, в сентябре 1942 года, в неполные 12 лет Алексей стал сыном полка, направлявшегося к Сталинграду. Был разведчиком. Во время одного из боевых заданий был ранен в голову и направлен в госпиталь. После излечения вернулся в свою часть.

В сентябре 1944 года ему вручили медаль «За боевые заслуги» и отправили в Свердловское суворовское училище. Однако проучился Алексей недолго. Как-то заметил на путях эшелон с танками и вновь сбежал на фронт. На этот раз стал связистом танковой армии. Участвовал в тяжелейших боях на территории Польши. 18 января 1945 года 14-летний

сын полка Алеша Щукин погиб и был похоронен с воинскими почестями.

Александр Колесников (слайд 12)

12-летний мальчик, сбежавший на фронт в 1943 году, стал разведчиком в танковой роте, неоднократно пробирался в тыл врага со специальными заданиями. Он сумел отыскать замаскированную железнодорожную ветку, по которой гитлеровцы поставляли технику и боеприпасы, и обозначить ее условными знаками для наших бомбардировщиков. А уже на обратном пути пробрался в немецкий поезд и прямо на ходу заложил в него взрывчатку, успев спрыгнуть в последний момент. Поезд, нагруженный боеприпасами, взлетел на воздух вместе с мостом.

- Ребята, так рассказали нам о «сынах и дочерях полка» люди, воевавшие с ними рядом. А вот писатели и поэты рассказали нам о них в своих книгах, стихах и фильмах. Например, Валентин Катаев написал прекрасную повесть «Сын полка», по ней сняли фильм; а поэты Александр Твардовский и Сергей Михалков написали стихи.

Десятилетний человек 
С. Михалков

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…



Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!



Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.



Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза



А второе стихотворение мы послушаем в исполнении школьника. Александр Твардовский «Рассказ танкиста» (слайд 13)

Воспитатель: - А теперь я предлагаю вам выполнить «боевое задание». Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине, смелости, войне вы приготовили к сегодняшнему занятию?

Дети читают:

- Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.

- Кому мир не дорог, тот нам и ворог.

- Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает.

- Легко про войну слушать, да тяжело видеть.

- Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.

- А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание: Соедините части, чтобы получились целые пословицы. (СЛАЙД 14) - Без мастерства воевать — победы не видать.

-В мире жить - с миром жить.

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.

-Воин воюет, а детки горюют.

-В бою побывать - цену жизни узнать.

-Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

Воспитатель: О сынах полка сегодня многие знают, о них написаны книги, сняты кинофильмы. Одни из них стали военными, другие выбрали гражданские профессии. Но судьба многих бывших сыновей и дочерей полков не известна до сих пор. Сами они не считали себя героями, не рассказывали о себе, не оставили воспоминаний.

Воспитатель: (слайд 15) (рассказ)

-Вот так новость: бабушка сказала, что она сражалась в партизанах!

Ты ж трусиха, милая бабуля…

У меня пустяшная простуда, у тебя – сейчас же с сердцем худо.

Если оцарапаюсь до крови – ты теряешь все свое здоровье.

А когда в кино палят из пушек, ты же сразу затыкаешь уши.

Бабушка в ответ сказала тихо: - Верно! Я тогда была трусиха…

И тогда при виде чьей-то крови начисто теряла я здоровье,

А когда с пригорка пушка била, мне за всю деревню страшно было!

Только за себя я не боялась. Так вот и в отряде оказалась.

Вот так и бывает, что сейчас, когда прошло 77 лет со дня окончания той страшной войны и совсем маленькие дети в те годы стали глубокими стариками, подвиги многих из них оказываются неожиданностью для внуков, а уж для правнуков тем более.

Но каждый из нас должен знать о ВОВ, каждый должен помнить о ней, каждый должен испытывать чувство благодарности к тем, кто защитил нас с вами.

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества. Они не были специально обученными воинами и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

(слайд 16)

Давно закончилась война, давно с войны пришли солдаты.

          И на груди их ордена горят как памятные даты.

          Вам всем, кто вынес ту войну – в тылу иль на полях сражений,

          Принес победную весну – поклон и память поколений.











Приложение №1

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…



Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!



Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.


Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.









Приложение №2







- Кто за свое дерется, тому и сила двойная дается.

- Кому мир не дорог, тот нам и ворог.

- Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает.

- Легко про войну слушать, да тяжело видеть.

- Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

-Дружно за мир стоять - войне не бывать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!