СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное значение русских и казахских сказок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: показать значимость воспитательной роли сказок в процессе развития и становления маленького человека, провести сопоставительный анализ русского и казахского сказочного фольклора, структурный анализ русских и казахских сказок.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное значение русских и казахских сказок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН



ГИМНАЗИЯ №51





ОЛЖАБАЕВА АРУЖАН

АМАНДЫКОВА АМИНА

ученицы 7 «Ә» класса



Воспитательное значение

русских и казахских сказок



НАПРАВЛЕНИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАХСТАНА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ


СЕКЦИЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА


НАУЧНЫЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ: АБИЛЬДАЕВА К.М. - доцент кафедры

филологии и перевода, кандидат

педагогических наук Актюбинского

университета им. С.Баишева


РУКОВОДИТЕЛЬ: Есалина А.К. ─ учитель русского языка

и литературы гимназии №51






г. Актобе, 2015

СОДЕРЖАНИЕ



Введение ………………………………………………………………………… 1

Основная часть

1. Сказка как учебник жизни ……………………………………………………

2. Нравственное воспитание детей ………………………………………… 11

3. Воспитательное значение сказок …………………………………………… 13

4. Истории  возникновения сказок .................................................................... 14

5. Сопоставительный анализ сказок о животных ……………………………... 16



Заключение …………………………………………………………………… 19



Список использованной литературы ……………………………………… 21






























Аннотация

Тема: Воспитательное значение русских и казахских сказок



Цель работы: показать значимость воспитательной роли сказок в процессе развития и становления маленького человека, провести сопоставительный анализ русского и казахского сказочного фольклора, структурный анализ русских и казахских сказок.

Исследование позволило прийти к определённым выводам. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а, следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает. Цель  казахских  и  русских  сказок  одна  —  воспитание  добрых,  порядочных,  смелых,  отзывчивых  и  умных  детей.  Сказки  несут  и  воспитательное  значение  для  взрослых.  Так  как  в  самом  раннем  детстве  сказки  читают  малышам  их  родители,  и  идея  сказки  заставляет  задуматься  и  взрослых.  Проанализировав  казахские  и  русские  сказки,  мы  пришли  к  следующим  результатам: структура  казахских  и  русских  сказок  идентична:  постановка  проблемы,  развязка  сюжета  и  концовка,  имеющая  воспитательное  значение.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на уроках внеклассного чтения и литературы в качестве спецкурса.

Объект исследования: русские и казахские фольклорные сказки.

Предмет исследования: общие и специфические характеристики русских и казахских сказок.

Материал исследования: оригинальные тексты русских и казахских фольклорных сказок.



















Введение


Тема нашей работы: «Воспитательное значение русских и казахских сказок». Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок А.Н. Афанасьев: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел».

Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были. Самая любимая и распространённая в народе сказка — сказка волшебная. Корни ее уходят в далекую - далекую старину. Эти сказки, уходящие своими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа, являются образцом национального искусства.

Воспитание сказкой — один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать.

В процессе исследования выяснили, что в сказке представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Значение сказок не ограничивается только воспитательным воздействием на детей, они оказывают определенное влияние и на самих родителей, на их нравственный облик, жизненные позиции, взгляды и убеждения. В силу отмеченных выше педагогических особенностей сказки по праву стали учебником жизни.














1. Сказка как учебник жизни

Сказка  представляет  собой  один  из  основных  фольклорных  жанров.  Сказка  отображает  нечто  вымышленное,  придуманное  и  поэтому  она  интересна,  увлекательна  и  занимательна  не  только  для  детей,  но  и  для  взрослых.  Согласно  исследованиям,  слово  «сказка»  было  засвидетельствовано  в  письменных  источниках  от  слова  «казать».  Сказка  означала  перечень,  список,  точное  описание.  Современное  значение  сказка  приобретает  уже  с  XVII—XIX  веках.  Ранее  использовалось  слово  баснь,  а  до  XI  века  —  кощуна.

«Русские и казахские народные сказки имеют огромное воспитательное значение, они учат доброте, взаимовыручке, любви к Родине».

Педагогическая культура народа в значительной степени проявилась в народных сказках, по своим жанровым особенностям ставших первыми учебниками жизни в семье. Известно, что К. Д. Ушинский видел в народных сказках первую попытку создания народной педагогики. Трудно переоценить воспитательное значение народных сказок, в которых, как правило, прославляется труд, осуждается лень, воспеваются благородные нравственные качества личности, побеждает всегда разум и справедливость. Исторические корни, эволюцию развития и идейное содержание сказок как сознательного воспитательного творения народа удачно определил А. Ф. Назаревич. «Зародившись в глубокой древности на основе трудового опыта горца, — пишет он, — сказка прошла долгий путь своего исторического развития, отразила сходные общественные отношения, была острым оружием в руках трудового народа в его борьбе с угнетателями, выражала чаяния и ожидания народа, служила его эстетическим потребностям, художественно обогащалась, совершенствовалась, сверкала самобытными национальными красками, способствовала зарождению первых ростков народной литературы».

Сказки как первые попытки создания народной педагогики имеют свои характерные особенности. Прежде всего, это народность. В преобладающем большинстве сказок воплощены присущие народу нравственные черты: любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе и творчестве и т. д. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции.

Сказки пробуждают у слушателей множество ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро, ибо в народном представлении добро разумно, а зло глупо.

Следует отметить ярко выраженный дидактический характер сказок. Все сказки поучительны, назидательны, как правило, они утверждают какую-то моральную истину. В некоторых сказках нравственные идеалы настолько сильно и выпукло выражены, что слушающего больше захватывают именно действие и нравственные поступки персонажей, нежели художественный идеал сказки.

Сказки развивают в ребенке ценнейшее качество — творческое воображение. Еще К. С. Станиславский заметил: «Когда народная фантазия создала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах?.. Фантазия, как и воображение, необходима художнику».

Фантазия и воображение особенно нужны ребенку. Слушая, рассказывая, сочиняя собственную сказку, дети выдумывают, воображают, создают образы, близкие жизненным ситуациям, в которых непременно побеждает трудолюбие, честность, справедливость.

Часто в народных сказках в качестве главных персонажей действуют животные — лошади, верблюды, козлята, овцы, беркуты, что связано с условиями материальной жизни общества. В образе домашних животных, которые, как правило, очеловечены, народ в аллегорической’ форме высмеивает и осуждает людские пороки и недостатки. Любовь к животным воспитывают сказки, в которых животные выступают помощниками человека.

Значение сказок не ограничивается только воспитательным воздействием на детей, они оказывают определенное влияние и на самих родителей, на их нравственный облик, жизненные позиции, взгляды и убеждения. К. Д. Ушинский писал: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя — народ рассказывает детям свои грезы и, по крайней мере, на половину сам верит в эти грезы».

Не случайно выдающиеся деятели литературы и искусства и сегодня настойчиво рекомендуют широко использовать народные сказки в воспитании молодого поколения.

Народные сказки высоко ценили наши известные детские писатели — К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль. Чингиз Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка — это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества». В своем творчестве он широко использует возможности народной сказки (повесть «Белый пароход»).

Современный детский писатель Р. П. Погодин с огромной эмоциональной силой показывает роль сказок в жизни ребенка: как источника познания, как средства привития любви к людям и природе, как способа приобщения детей к заботам и делам взрослых. В статье «Кодекс чести мальчишек» он писал: «Малыша окружает мгла, темень непознанного. И чтобы мгла эта была не такой страшной, чтобы помочь малышу, народный гений от веку использовал сказку с ее очень важным в деле воспитания принципом — торжеством справедливости. Ребенок одушевляет всё, что видит, всё, к чему прикасается, и не только одушевляет, но и наполняет нравственным содержанием. Мысль ребенка неотделима от его души. Со сказки о цветке, о зайце начинают завязываться отношения между размышляющим человеком и животворящей природой. Еще не повидав зайца, ребенок уже знает о нем из сказки, и не как о возможной заячьей шапке, а как о существе, с которым можно разделить сомнения, слезы и одиночество. Научась любить окружающий его мир с помощью матери, с помощью сказки, с помощью песенки, мультфильма, малыш стремится помочь этому миру, соучаствовать в его заботах, сострадать в его бедах».

Слова сказок постоянно живут в детском сознании. «Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, содержащие фантастическую картину, — писал В. А. Сухомлинский.— Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок». Он не только признавал необходимость использования сказок в обучении и воспитании, но и стоял за создание детьми собственных сказок, видя в этом действенное средство развития их творческого воображения и логического мышления.

С чувством исполненного долга В. А. Сухомлинский отмечал: «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, — значит, можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить». Анализируя собственный опыт, он особо подчеркивал значение сказок в патриотическом воспитании учащихся, без колебания утверждал: «Сказки воспитывают любовь к родной земле уже потому, что они творение народа».

Рассматривая сказку как учебник жизни, можно сделать некоторые выводы. Дети не могут жить и расти без сказок. Педагогическое значение сказок состоит в их эмоциональной силе воздействия на детей. «Что за прелесть эти сказки! Каждая — поэма!» — восклицал А. С. Пушкин. Сказки развивают творческую фантазию детей, прививают им умения и навыки самому придумывать сюжеты, версии, выражая «… изумительную способность нашей мысли заглядывать далеко вперед фактов» (М. Горький).

Педагогическая особенность сказок — в их занимательности. Ю. М. Соколов, записавший 163 сказки от 47 сказочников, считает, что сказка, «прежде всего, как и всякое художественное произведение, стремится удовлетворить естественную потребность человеческой души в развлечении, отвлечении от окружающих забот и тревог, желание побыть в мире образов, созданных художественной мыслью. Сказка отвечает требованию занимательности».

В силу отмеченных выше педагогических особенностей сказки по праву стали учебником жизни.








2. Нравственное воспитание детей

В сказке представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г.Белинский видел в сказке глубочайшее средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности».

Основоположник этнопедагогики Г.Н.Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребёнка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству ещё очень долго. В этом – бессмертие человечества. В этом вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Сказочная страна, как скатерть-самобранка, которая выставляет всё самое лучшее, что народ готов передать своему юному поколению.

Каждый народ по-своему выражает то видение мира, которое сложилось веками. Сказочные герои своими поступками, мыслями и чувствами раскрывают, прежде всего, национальные социальные и традиционные устои своего народа. Эти герои не похожи друг на друга.

Сказка играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Ер-Тостике, Алпамысе, Кобланды-батыре, Камбар-батыре учат детей преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Так в сатирических казахских сказках «Жадный бай и Алдар Косе», «Чёрный бура Ойлыбая» - народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки, во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба: «Первый поход Алпамыса», «Ер-Таргын» и др.

Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причём идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребёнка.

Следует обратить внимание и на морфологические особенности сказок. Обычно их условно делят на сказки с чудесным волшебным содержанием, сказки бытовые, сказки о животных. Фантастические сказки обычно имеют сюжеты о герое невероятной силы и смелости, о мудрой красавице, об обладателе волшебного талисмана и т. д. В бытовых сказках повествуется о реальных событиях, об острых социальных противоречиях, высмеивается жадность, глупость, зависть, одобряются доброта, правдивость, честность и другие нравственные качества человека. Животные в сказках обычно очеловечены и нередко в аллегорической форме выражают различные отношения окружающей действительности.

Сказки прививают детям самые благородные нравственные качества, ибо «сказки — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине» (В. А. Сухомлинский). Поэтому каждый должен рассказывать детям сказки и рассказывать так, «будто сам всё видел» (Ч. Айтматов)

3. Воспитательное значение сказок

В народной сказке присутствует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным, П.П.Ершовым, К.И.Чуковским, а так же современными писателями, как Казахстана, так и зарубежными.

До определённого возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. Читая книги, дети попадают в мир увлекательный, красочный и яркий, развивают фантазию, мышление и творчество. Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

  В течение многих столетий сказка учила премудростям нелегкой жизни  «Как мужик гусей делил», наставляла к добру и справедливости  «Мороз Иванович», мужеству и героизму «Иван крестьянский сын и чудо – юдо», любви и долгу. В сказке «Мужик и водяной» воспитание в том что нельзя лгать. Первый мужчина не врал и сказал правду. За это он получил три топора. А второй солгал сразу же. И он не получил золотого топора. Да что там о золотом он не получил и своего топора. Так что врать НЕЛЬЗЯ.

Детям рекомендовано читать русские народные сказки даже потому, что они осуждают такие свойства человеческого характера, как лень «Старуха, дверь закрой», жадность «Морозко», упрямство, трусость, зависть и напротив одобрять трудолюбие «Хаврошечка», верность, смелость. Малыши учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где хорошо, где плохо.

Сказка играла огромную воспитательную роль. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей несправедливости, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить людей.

Сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

   В народной сказке  присутствует герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. 

Сказки и былины о храбром батыре Ер-Тостике, Алпамысе, Кобланды-батыре,   Камбар-батыре учат детей преодолевать препятствия.

Так в сатирических казахских сказках «Жадный бай и Алдар Косе», «Чёрный бура Ойлыбая» - народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда   вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки, во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба: «Первый поход Алпамыса», «Ер-Таргын» и др.

А сказка «Мақтаншақ қыз» в переводе с казахского «Хвастливая девочка» она тоже к чему то учит. Эта девочка много хвасталась и не могла выйти замуж. И как то раз она похвасталась что она очень хорошо делает ковры. И ей сказали если она сделает ковёр то её возьмут в жёны, а если нет то ей срубят голову. Но к счастью ей помог злой волшебник-паук. Поэтому хвастаться тоже НЕЛЬЗЯ.

Мы думаем, что русские и казахские сказки многому учат. Ведь без этих сказок мы бы не знали, что такое хорошо, а что такое плохо. И наша жизнь была бы скучнее.



































4. Истории  возникновения сказок

Что  касается  истории  возникновения  казахской  сказки,  то  нам  необходимо  обратиться  к  истории  Казахстана,  а  именно  рассмотреть  историю  развития  казахского  народного  фольклора.  Казахские  сказки  сегодня  представляют  собой  смесь  легенд,  мифов  и  сказаний,  созданных  казахским  народом  на  протяжении  всего  длительного  становления  и  развития  данного  этноса.  Казахские  сказки  не  только  дают  прекрасную  возможность  окунуться  в  быт  племен,  живших  в  степях  Казахстана  многие  столетия  тому  назад,  но  и  прочувствовать  всю  силу  культуры  этого  могучего  народа.

Сказка  —  самый  богатый  по  содержанию  и своеобразный  жанр  казахского  народного  творчества.  В  названии  казахских  сказок  «ертегі»  особо  подчеркивается  их  древнее  происхождение  (ерте,  ертеде  —  в  древности).

В  сказках  своеобразно  отражена  жизнь  народа  на  разных  этапах  его  развития.  Именно  сказка  отражала  жизненную  правду,  миропонимание  народа,  его  надежды  и  мечты  о  справедливости,  о  победе  добра  над  злом,  об  облегчении  труда,  об  изобилии  жизненных  благ,  о  счастье.  Ни  в  одном  из  видов  устного  творчества  не  отражаются  так  всесторонне  и  глубоко  народный  дух,  народный  взгляд  на  жизнь  и  природу,  народный  язык,  как  в  сказках.

Жанр-сказка — развитый вид прозы, ее образный вид, а также красивая фольклорная проза. Доставить эстетическое наслаждение и краткий смысл слушателю — основная цель сказок. У сказок существует множество функций. Она является как воспитательной, так и художественной, эстетической, литературной казной, и все ее особенности проявляются в этих качествах. Поэтому главная обязанность сказочной прозы — это сделать сюжет максимально собранным и образным. Словом, сказка не обязательно должна носить исторический характер. Сказочник старается не связывать рассказ со своей судьбой. В сказках жизнь и быт простого человека представляется в волшебных цветах. Потому, что волшебство в этом жанре используется как средство. Поскольку главным ярким качеством сказки является преувеличение обычных вещей, сказочник прикладывает немало усилий для изображения всего происходящего в волшебных тонах. Волшебство и прекрасное в сказках переплетаются в идею и цель. Также в зависимости от жанра и сюжета сказки делятся на три вида:
• Сказки про животных;
• Волшебные сказки, сказки о батырах;
• Сатирические сказки.
История появления сказки и развитие его жанра очень продолжительна. Первоначально сказки представлялись в виде мифов, звериных сказок, легенд в первозданном виде. Некоторые из этих жанров превратились в сказки.
Реальные и мифические образы людей в сказках переплетаются. Примером таких сюжетов являются казахские сказки «Ер төстік», «Еділ — Жайық», «Кұламерген», «Аламан мен Жоламан», «Алтын сақа», «Керкула атты Кендiбай» и др.
Народные сказки хранят в себе многовековую мудрость народа, его мечты о лучшей жизни, его понятия о справедливости и долге. В сказках прославляются умные, простые труженики, преданные своей родине, своему народу. Один из любимейших героев казахских сказок — ловкий, бесстрашный, хитрый, насмешливый парень — безбородый обманщик Алдар — Көсе. Своими похождениями он напоминает русского Иванушку-дурачка. Алдар — Көсе обманывает жадных, жестоких богачей-баев (сказки «Чудесная шуба Алдара -Көсе», «Жадный бай и Алдар — Көсе», «Алдар — Көсе и черти»). В некоторых сказках победителями жадных баев оказываются не взрослые люди, а дети («Сорок небылиц», «Старик и его дочка»).
Большой популярностью в народе пользуются так называемые «волшебные» сказки, со сложным сюжетом, многими приключениями героев. Образцами подобного рода сказок могут служить помещаемые в сборнике «Мудрый Аяз» и «Ер — Төстік». Очень распространены и сказки-легенды о происхождении названий местностей, рек, озер («Или и Каратал»).
Казахские сказки издавна привлекали внимание русских и казахских ученых. Первые публикации казахских сказок на русском языке относятся к началу XIX века. Выдающийся казахский ученый, просветитель казахского народа и проводник русской культуры Ш. Уалиханов был одним из первых собирателей народного творчества. Казахские поэты А. Кунанбаев и

И. Алтынсарин также занимались собиранием и популяризацией народного творчества. 






















5. Сопоставительный анализ сказок о животных

Сказки  о  животных  —  одна  из  самых  древних  групп  сказок.  Эти  сказки  связаны  с  архаическими  мирами,  в  которых  животные  персонажи  стояли  у  истоков  творения  мира.  В  сказках  о  животных  показано  то,  что  народ  осуждал  в  себе,  в  своих  социальных  врагах,  в  обществе.  Высмеивались  глупость,  хвастовство,  плутовство,  жестокость,  лесть,  лицемерие,  продажность  и  т.  д.  Каждая  сказка  имеет  свою  воспитательно-обучающую  цель,  за  внешней  простотой  содержания  скрываются  глубокие,  жизненно  важные  идеи,  составляющие  суть  морального  кодекса  народа.

Животные  в  сказках  олицетворяют  собой  людей  с  различными  характерами.  Рассмотрению  таких  персонажей  уделяется  достаточно  внимания,  но  недостаточно  работ,  которые  были  бы  посвящены  сравнительному  анализу  роли  животных  в  казахских  и  русских  сказках.  Данный  аспект  повлиял  на  выбор  темы  нашего  исследования  и  подчеркнул  ее  актуальность. 

Нами  были  изучены  казахские  и  русские  сказки,  где  главными  героями  являются  дикие  и  домашние  животные,  а  также  и  птицы.  Взятые  нами  сказки  написаны  в  основном  для  детей  младшего  школьного  возраста.  Объем  сказок  не  превышает  5—7  страниц.  Для  анализа  данных  сказок  нами  были  определены  следующие  критерии:

1.  Животные,  которые  чаще  всего  встречаются  в  сказках.

2.  Основная  идея  написания  сказки.

3.  Тема,  освященная  в  сказках.

На  основе  данных  критериев  мы  сможем  проанализировать  и  сравнить  сказки  и  определить  их  назначение. 

Мы  прочитали  следующие  казахские  сказки:  «Ешкi  мен  Түлкі»,  «Қасқыр  мен  Түлкі»,  «Арыстан  пен  мысық»,  «Көксерек»,  «Түлкі  мен  бөдене».

В  основном  в  казахских  сказках  о  животных  представлены  дикие  животные,  которые  водятся  на  территории  Казахстан,  а  также  домашние  животные,  которые  всегда  имели  огромное  значение  в  жизни  кочевого  народа. 

Итак,  все  перечисленные  сказки  строятся  на  противоположностях:  добрый-злой,  умный-глупый,  смелый-трусливый  и  т.  д.  Это  один  из  возможностей  донести  воспитательное  значение  сказки.  Данные  сказки  учат  внимательности,  храбрости,  доброте  и  взаимопомощи.  Они  показывают,  что  нельзя  быть  очень  доверчивым,  нужно  все  хорошо  обдумывать  и  понимать,  к  каким  последствиям  могут  привести  те  или  иные  действия. 

Из  русских  сказок  мы  проанализировали  «Лиса,  Заяц  и  Петух»  «Лисичка  сестричка  и  Волк»  «Кот,  Лиса  и  Петух»  «Кот  и  Лиса»  «Лиса  и  Тетерев»  «Журавль  и  Цапля».

В  целом  можно  сделать  вывод,  что  в  русских  народных  сказках  чаще  всего  встречается  лиса,  которая  всегда  умудряется  перехитрить  сильных  и  проиграть  слабым. 

Второй  по  распространенности  персонаж  в  русских  сказках  —  это  волк.  Волк  является  сильным,  но  глупым  персонажем.  Практически  всем  зверям  удавалось  с  лёгкостью  его  обмануть.  Его  обманывал  не  только  самый  хитрый  персонаж  —  лиса,  но  и  козлята,  зайцы,  поросята  и  т.  д.  Помимо  данных  зверей  в  русских  народных  сказках  часто  используют  петуха,  который  всегда  является  смелым,  хвастливым  и  самоуверенным  и  зайца,  который  олицетворяет  ребёнка,  является  наивным,  трусливым  и  доверчивым.

Прочитав  эти  сказки,  мы  можем  выделить  следующую  структуру  сказок:  В  основном  сказка  начинается  с  того,  что (лиса,  прячущаяся  от  охотников,  лиса,  упавшая  в  яму  и  т.  д.)  или  с  того,  как  доброго  персонажа  обманывают  (верблюд,  отдавший  свои  рога  и  хвост  или  мальчик,  пустивший  к  себе  в  дом  волка  не  подумав,  что  это  дикое  животное,  инстинкты  которого  сильнее  разума.)  Затем  идёт  развязка  сюжета,  где  более  подробно  рассказываются  обстоятельства  данной  ситуации.  В  конце  сказки  мы  можем  заметить,  что  виновный  в  происшествии  всегда  расплачивается. 

В  результате  анализа  сказок  мы  определили  некоторые  особенности  казахских  и  русских  сказок.  Итак,  в  казахских  сказках,  мы  заметили  то,  что  в  начале  сказки  речь  идёт  либо  о  том,  как  кто-то  пытается  выбраться  из  сложной  и  запутанной  ситуации  или  же  главный  персонаж  сказки  попадает  в  впросак,  позволив  себя  обмануть.  В  сюжете  русских  сказок  мы  так  же  можем  обнаружить  определённую  закономерность.  Например,  то,  что  в  представлении  русского  народа,  чем  слабее  являлся  персонаж,  тем  умнее  суждено  ему  быть.  В  русских  сказках  чаще  встречаются  дикие  и  домашние  птицы  (тетерев,  гусь,  петух)  чем  в  казахских  сказках.  Это  также  говорит  об  особенностях  быта  русского  народа  в  деревнях,  и  этот  страноведческий  аспект  находит  свое  отражение  в  сказках. 

Цель  казахских  и  русских  сказок  одна  —  воспитание  добрых,  порядочных,  смелых,  отзывчивых  и  умных  детей.  Сказки  несут  и  воспитательное  значение  для  взрослых.  Так  как  в  самом  раннем  детстве  сказки  читают  малышам  их  родители,  и  идея  сказки  заставляет  задуматься  и  взрослых. 

Проанализировав  казахские  и  русские  сказки,  мы  пришли  к  следующим  результатам:

· В  казахских  и  русских  сказках  встречаются  домашние  и  дикие  животные,  которые  имеют  значение  для  данного  народа.

·Названия  сказок  отображают  животных,  о  которых  пойдет  речь.

·Сказки  строятся  на  противоположностях:  добрый  и  злой  персонаж,  хитрый  и  глупый,  сильный  и  трусливый  и  т.  д.

·В  конце  сказки  добро  побеждает  зло.

·Структура  казахских  и  русских  сказок  о  животных  идентична:  постановка  проблемы,  развязка  сюжета  и  концовка,  имеющая  воспитательное  значение.

·Сказки  о  животных  имеют  обучающее  значение:  дают  представление  об  образе  жизни,  повадках  животных,  которые  упоминаются  в  сказках.

Итак,  мир  сказок  о  животных  интересен  и  поучителен.  Сказка  в  себе  несет  как  воспитательное,  так  и  обучающее  значение.  Сказка  имеет  в  себе  колоссальную  информационную  составляющую,  передаваемую  из  поколения  в  поколение,  вера  в  которую  основана  на  уважении  к  своим  предкам.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными ещё к абстрактному мышлению.

В герое обычно ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие. Эти черты раскрываются в событиях, благодаря разнообразным художественным средствам.

В течение учебного процесса, работая со сказкой, мы используем различные формы и методы по формированию нравственных качеств.

На занятиях группы продлённого дня читаем сказки, пересказываем их, обсуждаем поведение сказочных героев, причины их успехов и неудач. Проводим конкурсы знатоков сказок, викторины, составляем кроссворды, пишем мини-сочинения, отзывы о прочитанном. Большой интерес и желание быть теми или иными героями вызывают инсценировки изученных произведений. При подготовке к инсценировке подбираем музыкальное сопровождение, распределяем роли с учётом желаний и способностей детей.

Ученики нашей школы готовят и показывают малышам детского сада знакомые театрализованные сказки, придумывают свои, где есть злые и добрые персонажи, в которых добро обязательно побеждает зло.

Ежегодно принимают участие в конкурсе «По сказочным тропинкам», проявляя актёрское мастерство, раскрываясь творчески.

Для определения роли сказок в воспитании детей была составлена анкета. Учащимся второго класса было предложено ответить на вопросы:

1. На кого из героев народных сказок ты хотел бы быть похожим?

Почему?

2. Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошим: Волк, Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Марья-Краса, Хасан, Карагоз, Жалмауыз-Кемпыр, Асан, Усен, Волшебная птица, Алпамыс, Ер-Таргын? Почему?

3. Если бы ты поймал Щуку-волшебницу, Золотую Рыбку – о чём бы ты попросил?

4. Зачем сказка нужна человеку?

Анализ анкет показал, что у учащихся в качестве героев для подражания преобладают: Иван-Царевич, Ер-Таргын, Хасан, Алпамыс (у мальчиков), Марья-Краса, Карагоз, Красная Шапочка, Дюймовочка (у девочек). Мотивом выбора этих героев являются такие качества, как доброта, смелость, ум, красота, мудрость.

Из всех перечисленных сказочных героев положительным считают – Ивана-Царевича, Ер-Таргына: «потому, что они всем помогают»; «потому, что спасли людей, защитили их от злых персонажей»; «потому, что они смелые и отважные!».

Ответы на третий вопрос позволили определить потребности детей, среди которых преобладают социальные и материальные. В основном это связано с тем, что есть дети из малообеспеченных семей, некоторые и из неблагополучных. Это отражено в ответах детей: «если бы поймала Щуку-волшебницу, то попросила бы много денег; «попросил бы новый велосипед, потому, что старый сломался!»; «попросила, чтобы в доме был мир»; «хочу быть умной»; «попросил бы много денег, потому, что мама и папа не работают».

Ответ на четвёртый вопрос позволил определить понимание детьми значимости сказки в его жизни.

В ответах учащихся четвёртого класса на вопросы произошли качественные изменения. Щуку-волшебницу дети хотели попросить: «чтобы мама, папа и бабушка никогда не болели», «чтобы Золотая Рыбка сделала меня феей, я бы помогала людям и всех злых превращала в добрых »; «а я бы попросила, чтобы люди никогда не ссорились и помогали друг другу!». Было высказано и такое желание: «я бы попросила, чтобы никогда не было войны!!!».

Были получены ответы, которые значительно отличаются от ответов второклассников: «сказка учит нас, как нужно правильно поступать»; «что нельзя никого обманывать, лгать, потому что это к хорошему не приведёт»; «сказка учит помогать тем, кто попадёт в беду» и т.д..













Заключение

Сказки - самые древние творения человеческого духа. Сказка - один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки. Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда!

Повзрослев, мы читаем сказки сами и будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка - совершенное произведение народного духа, оттачивается веками или даже тысячелетиями.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Выдающийся русский исследователь сказки В.Я. Пропп в своей книге “Русская сказка” отмечал: “Универсальность сказки, её, столь же поразительна, как и её бессмертие”.

Сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы, от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями.

Форма сказки, компактная, ёмкая, и манера изложения сказки, неназидательная, с виду такая незатейливая, обычно освещённая мягкой улыбкой рассказчика, позволяет передать не только наиболее характерные качества человека, но и выхватить самые глубинные, самые скрытые его черты и в общедоступной форме для любого слушателя или читателя показать, что хорошо, а что плохо. Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

Сказки - одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества. Сказка - вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощённая в слове.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи были решены, на все интересующие нас вопросы мы получили ответы. В своей работе мы сравнили русскую народную и казахскую народную сказки о животных и увидели, что в них очень много общего, так как народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. Но сказки одновременно демонстрируют национальное своеобразие фольклора каждого народа. И животные - герои сказок - напоминают и своей речью, и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. Иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни.

Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а, следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.


Список  использованной литературы:


1. История  Казахстана.  В  пяти  томах.  Том  3.  Алматы:  Атамура,  2000. 

2. Кузембайулы  А.,  Абиль  Е.  История  Республики  Казахстан.  Астана:  Фолиант. 

3. Пропп  В.Я.  Русская  сказка.  Л.,  1984. 

4. С.Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. - М., 1981.

5. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1988

6. Русские народные сказки (сост. Аникин В.П.). - М., 1986.

7. Ваши помощники книги. В.И. Панков Москва «Просвещение» - 1978г.

8. «Читаем детям».    З.Г Сахипова. Ленинград «Просвещение» - 1987 г.

9. «Сказки народов мира».    Алма –Ата; Казахстан, «Правда» - 1989 г.

10. «Казахские народные сказки»    Составитель: Ф. Жанузакова.,

Алма- Ата,«Жазушы» - 1977 г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!