Воспитательные системы
Выполнила
Киреева Есения Андреевна
Воспитательная система — совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру и выступающих постоянно действующими факторами воспитания.
Главными функциями воспитательной системы являются:
- интегрирующая (приводит к соединению несогласованных воспитательных воздействий);
- регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им);
- развивающая(обеспечивает динамику системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании).
Цель и задачи воспитательной системы
Цели воспитательной системы
Для воспитателя:
- управление процессом развития личности;
- взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
- Для учащихся:
- формирование коммуникативных навыков;
- самореализация
- формирование Я-концепции
- Для родителей:
- научение социальным навыкам;
- адаптация к социуму.
- Для школы:
- включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
Структура воспитательной системы.
Компоненты воспитательной системы класса.
1.Индивидуально-групповой;
2.Ценносно-ориентационный;
3.Функциально-деятельностный;
4.Пространственно-временной;
5.Диагностико-результативный
Технология моделирования воспитательной системы.
1. Изучение учащихся класса, отношений, общение и деятельности в классном коллективе;
2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
3. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребёнка
Воспитательная система школы имеет определенную структуру:
- цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
- деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
- субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
- рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
- среда системы, освоенная субъектом;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Этапы становления воспитательной системы
Система школы проходит в своем развитии четыре этапа.
1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников
2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива,
3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью,
4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем
Список литературы
1. Гладченкова Н.Н. Теория и методика воспитания/ Н.Н. Гладченкова – М.: Просвещение, 2002
2. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я/ Д.В. Григорьев –М., 2006.
3. Динк Н.Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками/ Н.Ф. Динк – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
4. Каптерев П.Ф. История русской педагогики/ П.Ф. Каптерев - СПб., 1999.
5. Смирнов С.А. Педагогика: теории, системы, технологии/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов – М.: Издательский центр „Академия“, 2007.- 512с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., 2002.
7. Шамова Т.И., Г.Г. Шибанова Г.Г. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление/ Т.И. Шамова, Г.Г. Шибанова - М., 2005.