СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательные технологии в дополнительном образовании. Кружок робототехники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательные технологии в дополнительном образовании. Кружок робототехники.»

Выступление на педагогическом совете

На тему: Воспитательные технологии в дополнительном образовании. Кружок робототехники.

Руководитель кружка Кошелев О.В.



Воспитание (в широком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Воспитание (в узком смысле) – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Слово «технология» происходит от греческих слов –искусство, мастерство и учение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

В условиях образовательной интеграции важнейшим является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная адаптация в окружающем мире. Социальная ситуация развития ученика в условиях специального учреждения образования часто не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Соприкосновение выпускника с социальной реальностью вызывает разочарование.

Знания, полученные в школе, оказываются не всегда применимыми в нашей действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов.

От выпускника требуется, чтобы он был адаптирован к обществу, в котором живёт. Общество мобильно, изменчиво. Это предполагает гибкое реагирование на изменения, умение использовать информационно-коммуникационные технологии, проявлять стойкость перед трудностями. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся в учебное и в не учебное время.

В государственных интересах воспитание детей, что выражается во множестве нормативно-правовых документах, принятых для развития дополнительного образования. Это закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012), государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг., концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014), стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015), концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки от 18.11.2015 «О направлении рекомендации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ) и от 14.12.2015 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Программа – это, прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребёнка, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология – на вопрос «как делать?»

Все мы в своей работе используем различные технологии воспитания, порой не задумываясь о том, что это технология. Перечислю некоторые из них:

  • создание детско-родительских объединений внутри школы;

  • телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

  • коллективное творческое дело (КТД);

  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);

  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);

  • социальное проектирование;

  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);

  • технология исследовательской деятельности;

  • технология социально-педагогического диагностирования ;

  • технология программирования;

  • технология реализации плана;

  • технология разноуровневой дифференциации;

  • модульная педагогическая технология;

  • технология проектов;

  • технология дидактической игры;

  • здоровьесберегающая технология;

  • личностно- ориентированная технология;

  • экологообразовательные;

  • кейс – технологии;

  • арт-технологии;

  • шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);

  • групповая проблемная работа (разработка проектов);

  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);

  • диалог «педагог- воспитанник»;

  • тренинг общения;

  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).


Остановлюсь на современной технологии КЕЙСОВ (метод конкретных ситуаций), которую я использую в работе кружка робототехники

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ предполагает:

описание конкретной практической ситуации, предлагаемой для самостоятельного анализа;

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы.

Главной особенностью метода «кейс-стади» изучение прошлого опыта. Особый упор делается на самостоятельную работу учеников, в процессе которой просматривается и анализируется практический материал по поводу обсуждаемой проблемы.


Кейс – технология позволяет формировать следующие компетенции:

  • аналитические;

  • практические;

  • творческие;

  • коммуникативные;

  • социальные;

  • самоанализ.


Осуществление технологии «кейс-стади» охватывает следующие этапы:

1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, определить подход в оценке данной ситуации, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы.

2 этап. Работа в небольшой группе. В небольшой группе (4-6 человек) происходит обмен мнениями о проблемах, образующих основу кейса, осуществляется совместный поиск решения проблемы. После группового обсуждения, решение по проблеме объявляет наиболее опытный представитель группы.

3 этап. Общегрупповое обсуждение происходит под руководством учителя либо воспитателя. По правилам, каждая группа высказывает свои идеи по ситуации в рамках представленной проблемы. Учитель, руководя процессом анализа ситуации, привлекает к обсуждению как можно больше учащихся, стараясь обсудить как можно больше мнений и идей и пытаясь разбудить творческое их начало. Особенность обсуждения - преподаватель не дает качественной оценки ответам, каждая идея принимается как есть.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ может использоваться и при изучении любого предмета, и в воспитательной работе. Реальная ситуация не дает правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.


Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.


На своих занятиях я часто применяю данную технологию. Она хорошо подходит для воспитания и обучения детей. Познакомив детей с теоретической частью, с новыми словами и их значением, рассказав о применении слов, законов в обыденной, повседневной жизни, мы переходим к практической части. Дети собирают предложенную конструкцию по схеме, после этого ребятам ставится задача собрать или изменить конструкцию, чтобы она соответствовала определенным требованиям или выполняла ту или иную функцию.

После конструкторской части детям ставится задача запрограммировать электронный механизм на выполнение тех или иных действий в специальной среде (программе). Задачи меняются, дополняются в соответствии с информацией, которую дети запомнили. В данной технологии нет правильного или неправильного, дети эмпирическим путем сами делают вывод о правильности выбранного варианта решения.

Помимо дополнительных, новых интересных знаний (элементы английского языка, программирования, физики, математики) дети получают одно из важных на мой взгляд воспитание – это воспитание культуры общения, толерантности, коллективной работы, поиск разносторонних путей решения задачи, просчет рационального способа решения задачи, уверенной, открытой для социума личности, которая не боится высказывать свое мнение, пытается отстоять свою позицию, аргументируя ее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!