Предметы естественнонаучного цикла, как и другие, обладают большими возможностями реализации целей и задач воспитания. Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями, осуществляется и воспитание учащихся. Оно связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный аспект на уроках естественно-научной направленности»
ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ И ХИМИИ
Воспитательные аспекты уроков естественно-научной направленности
25.10.2023 г.
«Обучение без воспитания – это острый меч в руках сумасшедшего». Д.И.Менделеев
ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
?
Основная образовательная программа школы
Рабочая программа
воспитания
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р):
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 7 мая 2018 г. 2018 года № 204)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года«
- Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 31.07.2020
- Обновленные ФГОС НОО, ООО 31 мая 2021г.
- Федеральный закон № 479-ФЗ от 4 августа 2023 г
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Межпредметные умения
Системно-деятельностный подход
Социально значимая деятельность
Системное и гармоничное
развитие личности
Системный ориентир развития личности каждого обучающегося.
СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
школьные дела
- Организация предметнопространственной среды
- Работа с родителями
- Самоуправление
- Профилактика
- и безопасность
- Социальное партнерство
- Профориентация
- Внеурочная деятельность
- Внешкольные
- мероприятия
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
- гражданское,
- патриотическое,
- духовно-нравственное,
- эстетическое,
- физическое, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия,
- трудовое,
- экологическое,
- ценности научного познания.
ОРИЕНТИР ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- - осознание российской гражданской идентичности;
- - готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- - ценность самостоятельности и инициативы;
- - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом
ШКОЛЬНЫЙ УРОК
- Включение воспитательного компонента на «Школьном
уроке» с опорой на российские базовые ценности;
- Определение тематического содержания, текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждений;
- Выбор воспитательных методов, методик, технологий;
- Привлечение внимания обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках предметов и явлений,
- инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения;
- Формирование умения анализировать и высказываться
к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
- • эстетическое воспитание (наука, красива уже сама по себе, красота доказательства теорем, красота решения задачи рациональным способом, красота и лаконичность формул, чувство красоты и гармонии математических законов, от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроке поиск рациональных путей их решения, показать красивые приемы быстрых вычислений)
- • формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России. (знакомство с творческими биографиями ученых, чей вклад в науку, нравственный облик, философские взгляды, мировоззрение и социальная позиция могли бы служить ярким положительным примером, уважение к достижениям человеческого гения)
- • воспитание творческой деятельности учащихся- укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. (содержание задач)
- •
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ЦИКЛА
- • воспитание познавательной активности, ответственности, смелости суждений, критического мышления.
- • совершенствование зрительного восприятия. (развитие глазомера, умение пользоваться различными приемами измерения способствует постепенному вырабатыванию понятия о пространстве)
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитание ответственного отношения к природе.
- • воспитание стремления заботиться о своем здоровье. Научить вести себя в экстремальных ситуациях, уметь сохранять хладнокровие, самообладание, не впадать в панику, правильно действовать при различных ЧП, оказывать помощь пострадавшим.
- • научить любить окружающую нас природу, видеть красоту и неповторимость родного края; разъяснять необходимость соблюдения правил пребывания на природе и ответственности за их несоблюдение.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ