СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный аспект образовательного события как форма интерпретации на уроках литературы (выступление на конфереции)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В выступлении рассмотрены связи образовательного события и интерпретаци художественного произведения как основы воспитательного аспекта обучения.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный аспект образовательного события как форма интерпретации на уроках литературы (выступление на конфереции)»


Пуговкина Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»


Воспитательный аспект образовательного события

как форма интерпретации на уроках литературы

Так как содержание предметных областей в процессе образования изменить нельзя, поэтому необходимы изменения в подходах и формах организации урока на уроках литературы.

Можно ли урок литературы сделать как образовательное событие? Конечно. И мы это делали и делаем. Только раньше такие уроки мы называли нетрадиционными: диспуты, суды, путешествия, литературные композиции, викторины, расследования, дебаты, конференции и т.д.

Некоторые проводим в урочное, некоторые во внеурочное время. Любой из этих уроков может и, наверное, должен стать образовательным событием. Главное увидеть отличие этих уроков, но сохранить самое важное – воспитательный (процесс создания благоприятных условий развития личности, чтобы соответствовать духовно-нравственным ценностям и интересам общества) аспект.

«Образовательное событие - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания». Эльконин

Но какие бы подходы мы ни использовали, главное на уроке литературы – это понять смысл произведения. А значит образовательное событие можно отнести к одной из форм интерпретации, я бы сказала, коллективной интерпретации через конкретную деятельность (прежде всего – работу с текстом!). Интерпретация художественного текста – понимание, осознание, истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции, при котором учитываются миропонимание автора, его связь с современной ему эпохой и культурно-художественной традицией. Образовательное событие становится способом интерпретации, или интерпретация текста становится основой образовательного события.

Событие на уроке литературы не является следствием и продолжением естественного течения жизни читателя и героев художественного произведения. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие — это такой переход от наличного к иному, который есть вместе с тем и взаимопереход идеи и реалии. Одновременность двух указанных переходов составляет ядерную структуру — единицу событийности. Именно эта «одновременность переходов» сближает образовательное событие и интерпретацию: переход от текста к подтексту, от темы к авторскому замыслу и идее.

Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряжённую работу и переживание. Это те же аспекты, которые обязательны при работе над интерпретацией текста художественного произведения.

Для образовательного события на уроке организуются специальные условия для детского действия, в результате которого учениками создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов каждый ученик должен иметь особые возможности: работа в группе, с учителем, родителем, учителем-консультантом, использование информации интернета и т.д.

1. В ходе реализации образовательного события используются технологии проектного обучения, критического мышления, диалога культур и д.р.

2. Образовательное событие способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательное событие формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательное событие позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательное событие способствуют повышению мотивации учителя к педагогической деятельности, а ученика к обучению.

6. Образовательное событие развивает творческое отношение к собственной деятельности, даёт возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательное событие способствуют успешной социализации личности.

Организация и проведение образовательных событий обеспечивает:

  • расширение предметного содержания;

  • мотивацию на учебную деятельность;

  • создание условий для самореализации учащихся и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;

  • развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;

  • воспитание уважительного отношения к традициям.

Примером образовательного события является сценарий урока по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина «Выборы градоначальника города Глупова» (смотрите на сайте)

Выступление на городской конференции, август 2021 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!