СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный блок к программе "НТМ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование опыта познавательной творческой деятельности, развитие мыслительной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный блок к программе "НТМ"»


УПРАЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА»





Воспитательный блок

«Развивающие игры»

(к программе начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования)












Автор разработки:

Юронас Марина Викторовна,

Педагог ДО высшей квалификационной категории








г. Шелехов,

2021 г.



Умственное развитие - одно из важнейших направлений в формировании психики детей младшего школьного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но и, главным образом, развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), познавательных способностей, овладения способами и приемами познавательной деятельности.

Лишь в этом случае ребенок научится самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике.

Освоение программы “Развивающие игры” направлены на развитие познавательных способностей детей и решают следующие задачи:

  • развитие основных психических функций и процессов: мышления, памяти, внимания, воображения;

  • удовлетворение потребностей ребенка в познавательной деятельности;

  • формирование опыта познавательной творческой деятельности;

  • развитие умений и способов мыслительной деятельности;

Эти задачи решаются через знакомства детей с пространственными временными отношениями, через использование моделей и систем, через решение конструкторских задач, логических задач на развитие умения классифицировать, систематизировать, сопоставлять.

Решить поставленные задачи можно руководствуясь:

1. Принципом игры, который является одним из ведущих. Занятия игрового характера или имитационная деятельность через включения в игру, игровые приемы – ведущие методы и формы организации педагогического процесса, способствующие облегчению перехода от игры к учебным задачам.

Дидактические и сюжетные игры помогают в формировании мотивации к познавательной деятельности.

2. Принципом единства развивающей и диагностирующей функции игры, позволяющей проанализировать характер владения материалом как отдельными детьми, так и группой в целом с помощью диагностических заданий, которые представлены детям в игровой форме и включены в планы занятий. Эти же игры, упражнения и тренинги могут быть использованы и для развития различных познавательных психических процессов.

3. Принципом системности: освоение детьми программы осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи с другими направлениями деятельности раннего развития, такими как художественное и речевое развитие.

Дидактические игры и тренинговые упражнения разрабатывались с учетом способностей умственного развития обучающихся:

  1. Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в дидактических заданиях многозначен и ассоциативен. Он используется для развития памяти, восприятия, мышления, воображения и связной речи.

  2. Развитие психических процессов происходит разнонаправлено и длительно. Поэтому были продуманы вариативность материала и возможность его многократного использования. Идет постепенное усложнение, как самого материала, так и условий выполнения задания. Поэтому при выполнении большинства дидактических заданий и тренингов предлагается наглядный и словесный материал, либо ребенок ставится перед необходимостью объяснить, пояснить выполняемое задание. В результате значительный ряд и слуховая наглядность выступают в единстве.

  3. Процесс умственного развития подразумевает формирование внутренних условий для познавательной деятельности (самоконтроль, произвольность, внимание) и ее средств (связная речь). Самоконтроль позволяет ребенку видеть, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Произвольность предполагает активность, самостоятельность, инициативность. Внимание обеспечивает целенаправленность познавательной деятельности. Развернутая речевая характеристика способов выполнения задания делает его предметом сознания.

Умственное развитие носит комплексный характер, поэтому в каждом дидактическом задании решаются две группы взаимосвязанных задач: центральные (на их развитие они собственно и направлены) и вспомогательные (развитие условий и средств познавательной деятельности). Программа “Развивающие игры” включает в себя 5 разделов:

  1. Логические игры и задачи;

  2. Игры и воссоздания геометрических, образных и сюжетных фигур из плоских конструкторов;

  3. Игры и упражнения на развитие творческого воображения и фантазии;

  4. Пространственные и временные отношения;

  5. Игры и упражнения на развитие основных психических познавательных процессов.

Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия-15минут. Структура занятия разнообразна. Это могут быть тематические (посвященные изучению одной темы) или комплексные (имеющие один сюжет и включающих в себя элементы различных разделов программы) занятия. Поэтому разбивка тематического плана по часам – условна. В программу не вынесены в отдельный раздел пальчиковые игры к упражнениям, способствующие развитию мелкой моторики и координацией движения, однако они являются неотъемлемой частью каждого занятия.

Отработка программы “Развивающие игры”, направленная на формирование у ребенка мышления, воображения, фантазии и опыта конструкторской деятельности, требует иного построения процесса обучения на занятиях данного курса являются:

  1. Целеполагание и проектирование деятельности, которые осуществляются в случае организации конкретной поисковой деятельности в виде процесса целепологания: цель- результат (Что делаем, для чего, как можно сделать, какие нужны материалы, каков будет результат, каков наиболее оптимальный результат достижения цели?) В случае организации комплексного вида деятельности- это процесс, как правило, игрового проектирования (через игровую ситуацию и проектирование ее решения).

  2. Моделирование поисковой деятельности через пошаговое решение поставленных задач или выдвижение и опровержение гипотез.

  3. Проверка правильности своего решения.

  4. Рефлексия, чаще всего осуществляется по следующему алгоритму:

  • мысленный анализ детьми своего вклада в решение задачи; коллективный анализ решения (Как построили проект, смогли ли мы его осуществить, что получилось, чему еще нужно научиться, кого можно назвать лучшим?).

  • Педагогическая оценка занятия.

Такое построение процесса обучения призвано сформировать у детей опыт творческой познавательской деятельности.


1. Логические игры и задачи


Логическое мышление обеспечивает ребенку организацию и систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, самостоятельность и оригинальность решений, создание и воплощение замыслов. Назначение логических игр и задач состоит в активизации умственной деятельности школьников. В программе логические игры и задачи используются в качестве “Умственной гимнастики”, а так же могут служить основной темой занятия.

Логические игры и задачи используются в целях развития у детей умения осуществлять последовательные умственные действия:

  • Анализировать;

  • Сравнивать;

  • Классифицировать;

  • Обобщать по признаку;

  • Целенаправленно думать.

Логические игры и задачи представлены в виде чертежей, рисунков, таблиц и иллюстрированными изображениями предметов.

В работе над данным разделом программы придерживаешься следующей последовательности выполнения упражнений:

  1. Найди отличия

  2. Найди два одинаковых предмета

  3. Подбери пару

  4. Что у предметов (фигур) общего?

  5. Какая фигура лишняя и почему?

  6. Ребусы

  7. Кроссворды

  8. Головоломки

  9. Найди закономерность и продолжи ряд изображений

  10. Лабиринты

  11. На основе сравнения и выявления закономерностей найди недостающую фигуру

  12. Логические задачи со спичками


2. Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур из плоских конструкторов


Особое место в содержании обучения занимают игры на составление плоских изображений предметов, животных, птиц и прочего из специальных наборов фигур. При этом такие наборы представляют собой части разрезанной определенным образом какой – либо фигуры; квадрата (« Танграмм»), круга («Волшебный круг»), овала (Колумбово яйцо»).

Работа с данными конструкторами строится по определенному алгоритму:

  1. Внимательное исследование частей, из которых состоит фигура. Составление из этих частей возможных геометрических фигур:

  • Одного большого треугольника из двух маленьких;

  • Квадрат из двух треугольников;

  • Прямоугольника из двух треугольников или двух квадратов.

  1. Составление исходной фигуры по схеме и без нее.

  2. Составление фигуры (силуэтов) из разных частей.

  3. Составление фигур по образцам контурного характера.

  4. Составление фигур по собственному замыслу.


3. Игры на развитие творческого воображения, фантазии


  1. Развитие образного мышления через нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях и т.д.;

  2. Изображение, моделирование предмета нестандартными средствами (листьями, снежинками, геометрическими фигурами)

  3. Придумывание фантастических объектов, растений, животных, игрушек;

  4. Установление связей фантастических объектов с реальным миром.

  5. На занятиях используются игры и упражнения: «Найди родню», «Что на что похоже?», «Поможем художнику», «Волшебный круг», «Превращалки».


4. Пространственные и временные отношения


Сравнительные характеристики предметов: большой – маленький, левый – правый, длинный – короткий. Верхний – нижний. Толстый – тонкий, вверх – вниз, впереди – сзади, рядом – между, дальше – ближе, тежелее – легче, прямая – кривая, больше – меньше, первый – последний перед – за – между

Знакомство с понятиями: план, схема, чертеж.

Усвоение временных понятий у детей происходит через собственную деятельность, через оценку последовательности действий, происходящих явлений. С целью освоения детьми временных отношений используются игры и упражнения:

  • «Что сначала, что потом?»

  • «В какой последовательности рисовал художник?»

  • «Угадай времена года».

  • «Найди ошибки»

  • загадки.

5. Игры и упражнения на развитие основных психологических, познавательных процессов.


В содержание этого раздела включены различные игры и упражнения, которые используются для развития таких психологических функций и процессов как внимание, память, мышление, воображение. Как правило, они являются составной частью занятий различной тематики.

Для развития зрительно- двигательной координации используются различные задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв, цифр.

Для тренировки волевой готовности используются упражнения по вычеркиванию буквы – фигуры, а также упражнения, в которых дети в определенной последовательности рисуют круги, квадраты, треугольники

( «Дорисуй узор»)

Для развития умения слушать и выполнять инструкцию используются различные графические диктанты.

Способность концентрировать и распределять внимание развивается и тренируется с помощью упражнений «Что спрятал художник?», «Найди нас» и др.

С целью тренировки и развития зрительной памяти используются игры и упражнения «Угадай, что исчезло?», « Поставь предмет на место», «Угадай, что изменилось?»

Список используемой литературы:


  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа». «Знание» 1994 г.

  2. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?». Знание 1994 г.

  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?» «Знание» 1994

  4. Васильева В.Н., Новатворцева Н.В. «Развивающие игры для дошкольников» Ярославль 1996 г.

  5. Черемалкина Л.В. «Развитие памяти детей», Ярославль 1997 г.

  6. И.Б. Нескуба «Отгадай загадку», Ростов на Дону 2000г.

  7. Периодические издания : «Домашнее воспитание», «Детское творчество»

  8. Филепченко М.П. «555 шарад», Ярославль 2003 г.

  9. Елкина Н.В. Тарабарина Т.И. «1000 загадок», Ярославль 2003г.

  10. Виноградова Н.К. «Подумаем вместе», Москва 1998г.

  11. Нескуда И.Б. «Отгадай загадку» Ростов на Дону 2000 г.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!