ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КОМИССАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ – АГРОФИРМА»
Воспитательный час
к Международному дню толерантности
Подготовила
мастер п/о гр. 405/513
Охрименко О.А.
пгт. Комиссаровка, 2022
Цели и задачи воспитательного часа:
- образовательная: познакомить обучающихся с понятием «толерантность», выявить черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- воспитательная: воспитывать чувство уважения друг к другу, к старшим;
коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения между собой.
- развивающая: способствовать развитию самосознания, которое помогает увидеть себя и других, такими, какие они есть на самом деле. Развивать терпимость к различиям между людьми.
Обучающиеся, участвуя в данном мероприятии, формируют такие общие компетенции, как:
организация собственной самостоятельной деятельности;
эффективное общение в команде;
умение брать на себя ответственность за работу членов команды и планируемый результат.
16 ноября – Международный день толерантности.
Толерантность – это уважение, правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность – это глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждения, основанных на моральных ценностях.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
на испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения
на французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут думать иначе, нежели ты сам
на английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным
на китайском языке - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным
на арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим
на русском языке – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к обучающимся:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд в разных странах определения различны?
А что объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Классный руководитель продолжает:
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс движется вперед. Техника пришла на службу человека. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее, но мы все чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последнее время в подростковой среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, продолжает расти количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Обучающимся предлагается прослушать рассказ: «Перед вами две дороги: выбирайте», обсудить ситуацию и ответить на вопросы:
«Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.»
Вопросы к обучающимся:
1) Почему молодой человек отказался помочь?
2) Как бы вы поступили в этом случае?
3) Как обычно вы поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
4) Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод: сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательнее к любому человек, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь – характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Составляем с обучающимися правила толерантного общения.
Например:
1) Уважай собеседника.
2) Отстаивай свое мнение тактично.
3) Ищи лучшие аргументы.
4) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
5) Стремись учитывать интересы других.
Группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Может эта китайская притча «Ладная семья» нам поможет.
«Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
- И все?
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже"».
В конце нашего воспитательного часа хотелось, чтобы мы с вами посадили и вырастили ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ.
Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш колледж, ваш дом стали пространством толерантности.
(на экране картинка дерева)
Примерные надписи:
Надо всех любить и уважать.
Понимать друг друга.
Научиться прощать.
Защищать друг друга, членов своей семьи.
Быть терпимыми.
Уважать пожилых людей.
Уметь слышать и слушать.
Уметь дать совет, выслушать совет другого.
Быть милосердным.
Принимать людей такими, какими они есть
Быть толерантным.
Уважать права другого человека.
Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Сотрудничать с родителями.
Каждый из вас, я надеюсь, запомнил основные правила толерантности, с которыми вам на вашем жизненном пути будет легче и интереснее жить.
Заключение.
В процессе проведения воспитательного часа были достигнуты все поставленные основные цели и задачи. Обучающиеся познакомились со значением слова «толерантность».
Проведение таких мероприятий развивает наши чувства, помогает молодым людям понять, прочувствовать богатую палитру эмоциональной сферы. Она помогает им в становлении таких нравственных качеств как понимание других людей, учит сочувствовать и переживать.
Считаю, что данный воспитательный час соответствовал основным понятиям нравственного воспитания, был интересен и познавателен для обучающихся группы.