СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час "Мы в ответе за свои поступки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Мы в ответе за свои поступки".»

Министерство образования и науки РД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные

программы «Школа – интернат№7» г. Дербента





Воспитатель: Алирзаева Р.А.



2022-2023 учебный год



Воспитательный час на тему: «Мы  в ответе за свои поступки»


Цель:  формирование у детей умений анализировать свои поступки, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи:

- помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки;

- воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки;

- способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

Планируемые результаты:

Предметные: оценивать свои и чужие поступки.

Личностные: стимулировать способность иметь собственное мнение;

высказывать своё мнение.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание; оценивать результаты своих действий и результаты работы одноклассников;

Коммуникативные: развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; оценивать поступки.

Познавательные: анализировать поступки по отношению к самому себе, к людям, к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в паре, в группах.

Ход воспитательного часа

I. Организационный  момент

Все  встали.  Давайте ребята поздороваемся. 

Сегодня мы с вами проводим воспитательный час. О чем будем говорить, вы мне сами должны сказать.

II. Определение темы урока. 

- Я буду читать предложения, а вы будете заканчивать, выбрав нужные выражения, которые записаны на слайде.

Вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо,   помог  убрать посуду, делает уроки.

- Человек поступает хорошо, когда…….

- Человек поступает плохо, когда……

Вычеркните лишние буквы и узнаем тему нашего воспитательного часа, о чём мы будем с вами говорить.

ПААОСАААТУПКААИ

- Как вы думаете, о чём пойдет разговор? (О поступках)

Тема воспитательного часа: «Мы в  ответе за свои поступки».

- Чему мы будем сегодня учиться?  (учиться отвечать за свои поступки)



III. Вводная беседа.

Определение поступка.

Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших и плохих.

- Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей). Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Каждый день мы совершаем разные поступки.

-Какие бывают поступки?

За хорошие нас благодарят, за плохие ругают, наказывают. (Поступок-это какое-либо действие, совершенное человеком).

-По каким признакам можно определить поступок хороший или плохой. (Высказывания детей).

Словарная работа

Поступок-это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями;

(Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Плохой поступок приносит неприятности, зло, обиду, боль, горе и огорчение людям) 

Какие поступки совершали ребята на этих рисунках? (плохие) Почему? (губят природу, несут зло)

Плохие поступки по- другому еще говорят - проступки.

(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)

Каждый человек совершает и поступки, и проступки. За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за проступки? (наказывают, ругают)

Прогулы уроков, невыполнение требований по соблюдению правил поведения, опоздание на урок, нарушение дисциплины на уроке и перемене, грубое отношение к одноклассникам, пропуски без уважительной причины, нарушение Устава и режима школы: отказ вовремя ложиться спать, не ношение сменной обуви, отказ от участия в мероприятиях, отказ выполнять домашнее задание, отказ делать уборку в классе.



На рушение правил дорожного движения в пьяном виде, драки, нецензурная брань, свист в общественном месте, порча личного имущества, курение в общественном месте, уничтожение специальных знаков, мелкие хищения, нарушение правил противопожарной безопасности, уничтожение редких видов растений и животных, неправильный переход улицы и т. д.

И преступление, и проступок- нарушение закона, ребенок, их совершивший- правонарушитель.

«Оценка своих поступков»

- Вспомните, какой свой поступок вы считаете очень важным (гордитесь им)? (Ответы детей).

- Для чего вас ругают и наказывают? (чтобы не совершали впредь таких поступков)

- Какой вывод сделаете? (мы в ответе за свои поступки)

-За плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!

Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершён, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нём не угасает. (Руссо Ж.-Ж.)

- Прислушиваемся к этим словам, постараемся не совершать того, о чём потом можем пожалеть.

- Скажите ребята, а какие хорошие поступки совершаете вы?

- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?

-Случалось ли так, что вы поступали плохо?

- Как вы думаете, мы с вами больше должны стараться совершать хорошие поступки или плохие поступки? Почему вы так думаете?

- Конечно, мы должны совершать только хорошие поступки. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше. Мы с вами должны отличать хорошее от плохого.

Презентация по стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Проблемный вопрос перед просмотром.

- Какие хорошие поступки перечислил папа сыну?

- Какие плохие поступки узнал мальчик от отца?

- Ребята, список плохого и хорошего можно продолжать и продолжать.

IV.Притча.

Было это давным –давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу - ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит».

Ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» Учитель был мудрым человеком и ответил: «Всё в твоих руках…»

Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой, поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства.


V. Физминутка.

VI.Игра «Сделай правильный выбор»

- Давайте поиграем в игру «Сделай правильный выбор». Ребята выходят, берут табличку и прикрепляют на доску в нужное место.


Плохие Хорошие

Обидеть друга Бегать по школе

Защитить слабого Смастерить кормушку

Порвать учебник Опоздать на урок

Ухаживать за младшей сестрой Убрать комнату

Обидеть собаку Вежливо разговаривать

Ссориться с мамой




VII. Ответственность.

За плохие поступки нам приходится отвечать, т.е. нести ответственность.
А как вы понимаете, что такое ответственность? 

( Ответственность - это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия)

Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно и почему.  

  1. Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.

  2. Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих? на других людей?

- Перед кем вы несете ответственность? ( перед собой, перед родителями, перед товарищами).

- Какого  человека можно назвать ответственным?

Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.
- Приведите как можно больше примеров ответственного поведения.
( Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству ) и т.д.
- А теперь давайте обратимся к себе и вспомним такие случаи, когда вы были не очень ответственны.

- Почему вы иногда принимали безответственное решение?

( не хотели брать на себя ответственность за свои действия, из-за лени, легкомыслия, не думали, к чему может привести ваш поступок).

- Если человек безответственный, кому от этого плохо: тому, кто ведет себя так легкомысленно, или окружающим?

- Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?

- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

VIII.Две нити

Как видите в руках у меня две нити. (одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? ( Что наша жизнь протекает легко и гладко).

- Что будет, если нить запутана? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжёлым последствиям. «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…» Сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы! Представьте себе: человек заблудился в лесу. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника- ему придется уповать только на случай. Право и закон- тот же компас. Они показывают всем людям направление пути. Ребята, чему должен подчиняться каждый человек в любой стране……ЗАКОНУ. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? ( В конституции РФ)


- Каким можно назвать человека, который выполняет все законы и правила? Ответы детей (ответственным)

«Что легче» В.А.Осеева.

Рассказ для детей про ложь.

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

- Нет,- говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвойне.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвойне.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.


Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках.

Быть ответственным – отвечать за свои действия.

Мы в ответе за свои поступки. Помните, что совершая правонарушение, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам людям. А теперь, ребята, представьтесь, пожалуйста. (Дети называют свое имя и возраст). Я не случайно попросила вас назвать свой возраст.

Вы сейчас находитесь в таком возрасте, о котором говорят подростковый. Это новый жизненный этап с новыми жизненными правами, обязанностями и ответственностью. Подросток. Еще говорят – несовершеннолетний. Это когда детство ушло, но зрелость еще не наступила. Возраст этот интересный и сложный. Вокруг много соблазнов, много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые. Это своего рода испытание. Оно дается каждому человеку. Возникают частые трения с родителями, взрослыми, кому-то кажется, что его не понимают, бывает обстановка в семье невыносимой, но все-таки, в конечном итоге, выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки.


- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться-плохо. И тем не менее количество малолетних преступников растет. Как мальчиков, так и девочек И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за лёгкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжёлым последствиям.

К сожалению, подростки зачастую не задумываются о своих поступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно. Отвечая на вопрос, зачем ты это сделал, никто толком не отвечает. Чаще говорят: «Все пошли, и я пошёл». Часто подростки отвечают, что не знали, что этого делать нельзя, что это наказуемо. Но незнание закона не освобождает об ответственности. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. Я не случайно попросила вас назвать свой возраст. Именно в подростковом возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки.


Уголовная ответственность

Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления.

Но, если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в полиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки? ( Ответы детей)

а) Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности? (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)

б) Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Кража. С 14 лет)

в) 16-летний подросток позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба.

(С 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей).


IX. Разбор ситуаций.  Групповая работа.

Сейчас мы с вами рассмотрим ситуации. Возьмите карточки №1. Обсудите в группе. И расскажете нам.

1.Твой одноклассник забыл дома ручку, ты ему одолжил. После уроков выяснилось, что ручка сломана. Как бы вы поступили?

3. После уроков Петя предложил Вите вместе побить Колю. Как бы вы поступили?

4.Ваши приятели позвали поиграть в чужом дворе. Как бы вы поступили?

5. Ваш товарищ не сделал задачу, так как не знает, как делать. Как бы вы поступили?

6. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять. Как бы вы поступили?

Обсуждение ответов.

Мы обсудили различные ситуации.

Вывод: Каждый должен думать о том, как повлияет его поступок не только на его самого себя, но на окружающих его людей. Человек должен отвечать даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит:

«Слово не воробей, вылетело - не поймаешь».

«Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

«Чего не хочешь для себя – не делай другим». 

X. Игра «Составь пословицу»

-Я предлагаю вам сыграть в игру под названием «Составь пословицу».

Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение.

Заварил кашу - расхлёбывай.

На добрый привет - добрый ответ.

За любой тобою сделанный поступок надо отвечать.

- Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

Как вы понимаете пословицы?

-Ребята, ответьте мне на такой вопрос. К чему может привести безответственное решение врача? Пилота? Шофера?

- Какой вывод можно сделать из этого? (Ответ: безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем).

- Легко ли быть ответственным?


XI. -А теперь давайте вместе составим правила ответственности. Закончите предложения, подберите по смыслу недостающие слова.

За свои поступки надо …отвечать.

За добрые поступки добром …отплатят.

Прежде чем совершить поступок, …подумай!

Анализируйте свои …поступки.

Учитесь признавать свои …ошибки.


XII. Итог урока.

Сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, к какому выводу вы пришли?

Сегодня я понял..

Я бы хотел…
- Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки).
Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.

Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром, и вы сделаете для себя соответствующие выводы.

Спасибо за урок.


XIII.Рефлексия.


Надеюсь вам понравилось?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!