СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час на тему: "Развитие речевого этикета в современном мире. Ненормативная лексика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения внеаудиторного занятия с обучамися по теме "Развитие речевого этикета в современном мире. Ненормативная лексика"

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час на тему: "Развитие речевого этикета в современном мире. Ненормативная лексика"»

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики
«Стахановский политехнический колледж»








Воспитательный час на тему:










симпозиум



Подготовила преподаватель


ПОВЕТКИНА Татьяна Васильевна






 


 

 





 

 

г.Стаханов

2021 г.


Симпозиум аннотация:

На этом симпозиуме обсуждаются и выслушиваются докладе об истории развития речевого этикета, ненормативной лексики, причинах ее появления и распространения. Что же такое речевой этикет, жаргон, социальный диалект? На каком диалекте говорят студенты? О культуре речи, об умении вести беседу в любом обществе.  О социальных условиях  инвективного общения молодежи в современном мире и в нашей стране. Появление нового языка - компьютерный жаргон. О причастности каждого человека через свою культуру – к всемирной культуры.


Методика формы

 

Симпозиум (лат. Symposium) - буквально гулянка.

 1) у древних греков и римлян - гулянка, что часто сопровождается музыкой, развлечениями, беседой.

2) название некоторых, в том числе международных, совещаний по какому-либо специальному вопросу.



Цели симпозиума, как воспитательной формы:

  • Представить максимум информации по обсуждаемой проблеме

  • Развивать коммуникативные качества личности, умение общаться с другими людьми

  • Формировать навыки анализа информации, ведения научного спора, аргументации собственных мыслей

  • Воспитывать толерантность, интерес к научным исследованиям


Симпозиум проводится в форме ролевой игры.  Каждый из участников представляет определенную точку зрения по спорной проблемы и, аргументируя фактами, пытается закрепить ее.

Симпозиум предполагает живое общение, научный спор, и, как результат, определенные выводы по проблеме. Рассмотрение вопросов происходит путем заслушивания и обсуждения докладов, которые готовят ученики.

Требования к докладу:

  • Соответствие конкретной тематике

  • Приведение системы доказательств основных теоретических положений, актуальность, новизна, значимость

  • Определенный научный уровень

  • Наличие обобщающих выводов






Сценарный ход мероприятия

п / п

этап

цель

организационный момент

1

Вступительное слово классного руководителя

 

основная часть

1

Выступление преподавателя

 

2

Выступление ученика: Из истории развития речевого этикета

 

3

Выступление ученика: О ненормативную лексику, причины ее появления и распространения

 

4

Выступление ученика: Жаргон украинских учеников

 

5

Выступление ученика: Социальные условия инъективным общения молодежи

 

подведения итогов

1

слово преподавателя

 

 

Сценарий воспитательного часа.

Вступительное слово классного руководителя:

Уважаемые дамы и господа! Почетные члены нашего собрания. На рассмотрении нашего научного симпозиума выносится вопрос:

  • Развитие речевого этикета в современном мире

  • Ненормативная лексика. Причины ее появления и распространения.

В ходе симпозиума нам предстоит ответить на следующие проблемы:

  • Что грозит современному речевому этикету?

  • Ненормативная лексика. Причины ее появления и распространения.

Часто можно услышать, что этикет, его нормы - это анахронизм, достаточно лишь вежливости и вежливости. Да, но при этом следует помнить о том, чего вы сами себе желаете: - как и в каком окружении существовать, - какой имидж мать, а это все помогает нам сделать самих себя, что вы можете предложить тем, кто окружает. Дело в том, что сегодня роль межличностного общения растет, как бы скептически на этот тезис не реагировали некоторые люди. Человек всегда должен оставаться человеком, поэтому в процессе общения нам нужно помнить, хотя бы некоторые правила, которые нужно уважать.

Американский миллионер Джон Рокфеллер сказал об этике: «Умение обращаться с людьми - это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар и воду. И я буду платить за это умение больше, чем за что-либо на свете ». И действительно, как прав господин Рокфеллер в том, что умение правильно вести себя позволяет нам достойно чувствовать себя в любой ситуации. И то, что на первый взгляд кажется мелочью, в конце концов может стать значительным событием, которое позволит окружающим составить о Вас определенное мнение.


Что такое этикет? - это способ поведения, обусловленный выполнением определенных норм и правил.



Речевой этикет - это культура речи.

Многим из нас известна притча о ЯЗЫК / рус. языки /.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзоп купить и приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.  Ксанф спросил, почему тот подаёт только языки. На что Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просит, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, объясняться в любви. Поэтому, нужно полагать, что нет ничего лучше языка ». Такое рассуждения пришлось по сердцу хозяину и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтоб Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп опять пошёл покупать языки. Все вгляделись этому. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел купить самое худшее. А что может быть хуже языка?  Посредством языка люди обижают, огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить и ссориться. Язык может предавать и оскорблять. Может ли что-то быть хуже языка? »

Предание гласит, что НЕ всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

И действительно, языковая неаккуратность еще никогда не украшала человека.

Каждый человек должен знать язык своей страны, душой чувствовать причастность к культуре нации, а через свою культуру - причастность к всемирной культуры.

 

Из истории развития речевого этикета.


Напряженно и требовательно осмысливали языковую практику, свою и чужую, Пушкин и Толстой, Чехов и Горький; ученые Тимирязев и Павлов; педагоги Грановский и Миротворцев оттачивали речевое мастерство в сфере своей профессии.

Практические и теоретические задачи языковой культуры стали в настоящее время актуальными задачами лингвистической науки.

Нормативность речи включает также такие качества, как точность, ясность, чистота. Чистый язык нужен нам также, как и чистый воздух, -  нужен для того, чтобы легче жилось и дышалось.

В разговоре, беседе, как основному виду человеческого общения во все времена придавали большое значение.  Следует изучать культуру речи, слушать, как говорят в народе, как пишет Пушкин и Толстой.

Образованный и воспитанный человек не имеет проблем в постановке голоса, в языковом стиле, и вообще в вопросах ведения беседы, общение по правилам хорошего тона.

По оценкам ЮНЕСКО половина из 6000 языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. В ноябре 1999 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен международный день родного языка, отмечается в феврале, начиная с 2000 года, для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычия.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия.  Они способствуют установлению толерантного отношения между людьми, укреплению дружбы на основе взаимопонимания, терпимости и диалога.

Мы можем говорить об истории развития языка и ее культуру очень долго. Потому что в разных странах и народов мира свой язык, своя культура, свои обычаи. И это все сказывается на речевом этикете.


Вопрос: что грозит речевому этикету?

ответ:

Речевому этикету грозит появление сленга и жаргона, которые часто употребляются в разговоре и мы забываем, что нормативной художественным языком были написаны такие произведения как: «Война и мир» Толстого, сказки и стихи Пушкина, незабываемый роман Стендаля «Красное и черное» и многие другие произведений писателей и поэтов.

Поэтому надо начинать изучать речевой этикет со школьной скамьи.

Дополнение1:

В Древнем Риме многое было заимствовано их речевого этикета греков, но в международном и протокольном этикете ним не было равных. В дальнейшем этикет шел бок о бок с модой. В Западной Европе, в Чехии, Ян Амос Каменский, педагог - гуманист, написал для своих учеников «Правила поведения, собранные для юношества» в 1653 году. В небольшой книге можно было найти все разделы этикета. Мудрый Каменский писал: «Считай всех соучеников друзьями и братьями». Он давал такой совет для того, чтобы сближать людей между собой.

В Киевской Руси уже в 1076 году мир увидел «История», который был построен в виде беседы отца с сыном. На вопрос «Какой должен быть человек?» Дается ответ:

1.    Перед стариками молчаливым

2.    Перед мудрыми - послушным

3.    С равными - дружить

4.    С меньшим иметь дружеские отношения

5.    Не смеяться, если это не уместно

6.    Быть скромным и не спорить.

7.      Наиболее всего человек должен воздерживаться от непристойных слов

Дополнение2:

В 1717 году Петр 1 велел собрать правила поведения для того, чтобы молодежь научилась, как правильно вести себя дома и не стеснялись появляться при европейских домах. Так и возникла «Юности честное зерцало», благодаря которой российский двор стал похож на европейский. Главное правило для детей из этой книги - дети должны уважать отца и мать.

В настоящее время вопросам этикета занимается много людей. Но следует запомнить слова, которые говорил лорд Честерфилд своему сыну, которому не исполнилось и 9 лет: «Помни, что только человека вежливого, в котором эта вежливость и учтивость идет от души (что и означает его хорошее воспитание) любят и принимают в обществе. Но если человек плохо воспитан и  невежлив, любое общество стремится от нее избавиться ».


Ненормативная лексика.

Причины ее возникновения и распространения.

Давно установлено, что ненормативная лексика имеет древние славянские и индоевропейские корни. Существует мнение о том, что она (ненормативная лексика) была заимствована русскими во времена татаро-монгольского ига, но это не так. Современные исследователи предлагают различные варианты этимологии основного словообразовательного корни, однако все они, как правило, восходят к индоевропейским или праславянских оснований.

Ненормативная лексика или  обсценная  лексика (от англ. Obcsene - непристойный, грязный, бесстыдный) - сегмент бранной лексики различных языков, включая грубые бранные выражения, часто выражают спонтанную речевую реакцию на неожиданную ситуацию (обычно неприятную). Ученые - лингвисты разделяют ненормативную и табуированную лексики от обсценной лексики. Она является одним из видов.

Одной из разновидностей  обсценной лексики в языке есть мат.

Специалисты называют различные функции употребления обсценной лексики в языке:

  1. Повышенная эмоциональность языка

  2. Разрядка психологического напряжения

  3. Оскорбление, унижение адресата речи

  4. Демонстрация раскованности, независимости говорящего

  5. Демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов

  6. Демонстрация принадлежности говорящего к «своим» и так далее.

Жесткий запрет на публичное употребление абсценной лексики сложился у восточных славян-предков русских, украинский, белорусов - еще в языческую эпоху как прочная традиция народной культуры, и строго поддерживался православной церковью. Поэтому данное табу нашло для русского народа давнюю традицию, освященную не одним тысячелетием.

13% опрошенных допускают употребление мата в тех случаях, кода он используется как необходимый художественный прием. И только 3% считают, что если мат часто употребляется в общении между людьми, то попытки запретить его на эстраде, в кино, на телевидении - это просто ханжество.

Среди детей и подростков умение материться подсознательно считалось и считается одним из признаков взрослости. Ну и понятно, как только подрастающее поколение овладело азы этих знаний, оно испытывало крайней необходимости продемонстрировать достигнутое - отсюда надписи на заборах, стенах общественных туалетов, школьных партах, столах - а теперь и в Интернете.

Следует отметить, что, вопреки распространенному мнению, в местах лишения свободы ненормативная лексика сравнительно мало используется. Это связано с жесткими «уголовными понятиями», согласно которым каждый заключенный должен нести ответственность за все им сказанное

( «отвечать за базар»).

Исследователь русской ненормативной лексики В.М. Мокиенко в своей статье «Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное», отмечал, что активными теоретическими исследованиями российской обсценной лексики в XX-ХХ1 веках занимались в основном зарубежные исследователи. Начиная с конца 1970-х годов, на Западе были опубликованы ряд статей и монографий на эту тему.

Начало российским исследованиям в этой сфере положили работы Б.А. Успенского и В. Быкова, которые также вышли за рубежом.

В 1997 году появилась первая в России научная монография, посвященная проблемам сквернословия, написанная доктором физиологических наук профессором В.И. Жельвис «Поле брани.  Сквернословие как социальная проблема ».

В 1998 году российские исследователи Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский выпустили словарь «Русская заветная идиоматика»

В.М. Мокиенко указывает, что группы лайковой и  обсценной лексики в целом представлены практически во всех языках. Что касается национальных особенностей бранной лексики, то, по его мнению, они связаны с комбинаторикой и частотностью лексем определенного типа в каждом конкретном языке


Дополнение 1:

В варианте проекта Федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации» говорилось о недопустимости использования нецензурных слов в русском языке как государственном языке России: Статья 3 Часть 2. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается употребление оскорбительных слов относительно расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, политических и иных убеждений граждан, употребление нецензурных слов и выражений, а также иностранных слов и словосочетаний при наличии соответствующих аналогов в русском языке

 

АНКЕТА

Почему ты обычно говоришь нецензурные слова?

 

 

ü     Чтобы выплеснуть гнев или недостатки;

70,8%

 

ü     Чтобы привлечь к себе внимание;

 

5,9%

ü     Чтобы отличаться от других;

 

ü     Чтобы «круто» выглядеть;

 

ü     Чтобы выразить свой протест.

23,3%

 

Где ты чаще всего говоришь нецензурные слова?

 

 

ü     В училище;

37,5%

 

ü     На работе;

 

20,9%

ü     В электронных письмах, на форумах или СМС;

 

ü     Наедине с собой.

41,6%

 

Как ты оправдываешь себя?

 

 

ü     Так поступают сверстники;

20,8%

 

ü     Так поступают родители;

 

16,8%

ü     Так поступают учителя;

 

ü     Этим пропитаны развлечения;

 

ü     Ничего страшного - это только слова;

20,8%

 

ü     Я неприлично выражаюсь только среди тех, кого это не затрагивает

41,6%

 


Жаргон учащихся

Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте поговорим о жаргоне учащихся и студентов. Как известно, в настоящем постоянно происходит процесс языкового творчества, к сожалению, не всегда положительный.

Чаще всего этот процесс означает распространение языковой уродства. Только в США ежегодно издается словарь, растет в среднем на 40 тысяч слов в год. Лишь одна из полутора тысяч языковых единиц закрепляется в языке, пройдя проверку временем.

В современном мире и в нашей стране, где, к сожалению, и сейчас еще не стала языковая культура, этот вопрос приобретает особую остроту.

Итак, как говорят нынешние студенты? Какие тенденции преобладают в их повседневном общении? С кем только не приходится общаться студенту! Какие только роли он не играет! Вот он тихий и добрый перед родителями, а когда выйдет на улицу - сразу меняется поведение и речевая культура. Это будет не просто язык, а определенный жаргон. То есть, как известно из классического толкования, - сленг узкой социальной или профессиональной группы, не совсем понятный посторонним.

Современные студенты, пытаясь отличиться друг перед другом, набираются вульгарных слов, и тем самым «утаптывают» их в свою бытовую речь.


Рассмотрим наиболее распространенные «перлы»

Студенты любят называть себя не только по фамилии, имени, но и по «кликухам».

Часто молодежный сленг перекликается с блатным жаргоном. Это связано с тем, что десятилетия литературной «чернушки» дало о себе знать. Есть еще общие имена определенных категорий. Немало слов используется для передачи определенного чувства, эмоции, характеристики предмета, событий. Кстати, одной из особенностей современного жаргона является то, что часть слов с общей основой приобретает некоторые новые значения. (Рассказ дополняется мультимедийным сопровождением):


Баклан - человек, который наговаривает на других. 

2. непорядочный во всех отношениях человек.Синоним - КОЗЕЛ

Вася – 1. дорогой мальчик, парень. 

2. дурак, растяпа, дурак. Синоним - Петя, Петька, ЛОСЬ

Гёрл - лицо женского пола, еще не состоит в браке, девушка. Синоним - ЖАБА, ВАСИЛИНА ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Дятел -  дурак, тупак. Синоним - ЛОСЬ, чушек, Додик, ТУНДРА, долбак

Кент - друг, приятель, товарищ. Синоним - ЗЕМЛЯК, СВОЯК, братцы, брателла

Крыса - предатель. Синоним - РЕДИСКА, стукач

Пофигист - человек, равнодушный к тому, что всему окружающему

Стукач - человек, который прилагает кому-нибудь о чьих-либо поступки. Синоним - ТЕСЛЯР, стрелочник

Тормоз - человек, медленный в своих интеллектуальных и физических действиях

Унитаз на подтяжках - спонсор, старый поклонник молоденькой студентки

Обезбашенство - состояние человека, который не в силах управлять собственными действиями

Обезбашенный - неуправляемый

Бобик сдох  - «Я устал, больше не могу!»

Валом - много, сколько угодно

Дикий - человек или вещи необычного вида

Кайф - 1. радость, удовольствие.

 2. то же, что и «круто»

Круто - 1. очень хорошо, совсем пристойно. Синоним - КОСМО , КЛАС, СУПЕР, ОТЛЁТ, ОТПАД

2. ОЧЕНЬ СИЛЬНО

Маньячить - не знать меры

Не канает - 1. не выполняет своих функций.

2. отсутствует желание выполнять что-то

Паралельно –безразличие, все равно. Синоним - КОЛЛИНЕАРНО

Подъехать-подойти с просьбой. Синоним - ПОДКОТИТЬ

Подорваться- сорваться с места и отправиться куда-нибудь

Пошла жара – о начале знаменательного события

Потяжний - красивый ,смешной , интересный. Синоним - ОФИГИТЕЛЬНЫЙ, ПРИКОЛЬНЫЙ, КРУТОЙ

Сканать - поспешно удалиться. Синоним -  свалить

Кадр - лицо, индивид

Глюк - 1. техническая неполадка ПК.

 2. отклонения от нормы


Задача : А сейчас обратите внимание на предложения, написанные на молодежном сленге. Попробуйте перевести высказывания на литературный язык: говоришь нецензурные слова?

Мы убедились, что можем общаться на нормальном языке, хотя и недостаточно хорошо знаем свой родной. Следует чаще читать книги классиков!


Социальные условия инвективного общения молодежи:

В XXI веке с распространением средств коммуникации, электронизации, компьютеризации общества, с появлением молодежи «новых поколений» и многочисленных молодежных течений, все глубже проникают в нашу речь нехарактерные, иногда даже несвойственные явления, такие, как, скажем, суржик, жаргон, сленг. Но наиболее плохим, очень разрушительным явлением для нашего родного языка, становится явление вульгаризации, унижение чистоты языка, проявления ее в агрессивной, негативно-оскорбительном виде. Жаргон и сленг - основные виды разновидностей социальных диалектов, которые отличаются от общеупотребительного языка. Рассматривая жаргон, сленг как основной язык общения современной молодежи, следует отметить, что они имеют открытый характер: возникают среди сравнительно широких групп носителей языка, объединенных общностью интересов, увлечениями и вкусами, длительным пребыванием в определенной среде и т.п. Рассматривая само понятие «вербальная агрессия» среди молодежи и подростков, следует остановиться на причинах девиантного поведения как причинах ненормативной лексики. Девиантное поведение молодежи - система поступков или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе нормам, проявляются в виде несбалансированных психических процессов, неприспособленности, нарушении процессов самоактуализации уклонении от морального и этического контроля личности над собственным поведением. Проявления агрессии, употребление ненормативных выражений связанные с антисоциальным, ненормальным поведением подростка. Проблема появления определенных молодежных объединений обусловлена ​​несколькими кризом: экономическими, моральными, этическими, идеологическими. Одной из социальных условий вхождения молодежи к новым группировкам, является строгая регламентирование и администрирования школы. Вторая причина - давление в семье со стороны родителей, третья - неопределенность, «бестелесность» существования в том же социуме. Следующая, наиболее существенная причина, которая толкает молодежь к неформальных объединений - это тяга к общению, пониманию. К сожалению, большей части объединений присущий негативный характер, поэтому и возникает проблема  агрессивной, ненормативной и нерегулируемой лексики среди молодежи. Социальных причин, которые толкают молодежь на нужды вербальной агрессии, очень много. Близка к причине самоопределение и функция престижа. Она заключается в том, что подросток ищет в неформальном объединении признания своей личности и достоинства как равный, уважение сверстников к себе.

Особенно остро проявляется ненормативность языка, когда подросток попадает под влияние «старших», он все больше впитывает в себя негативные выражения. Еще одной причиной употребления ненормативной лексики - внутренний мир и психические проблемы подростка. Так, причиной вербальной агрессии могут стать негативные черты характера (чаще всего - зависть и жадность). А также низкая самооценка и повышенная тревожность, вызывают желание защититься от социума.

Кроме всех вышеперечисленных причин, влияющих на развитие вербальной агрессии человечества, существуют социально-экономические причины:

1) снижение жизненного уровня населения; 

2) имущественное расслоение общества, разделило социум на «верхи» и «низы»; 

3) доступность табака и алкоголя, реклама психоактивных веществ, подталкивает еще не сформированный организм к переступанию «границы».


Подведение итогов


Говоря о теме «ненормативная лексика и общество», следует подчеркнуть, что нынешняя свобода выражения все же не отменяет ответственности, говорит и пишет [источник]. Конечно, вряд ли, запретить человеку ругаться, если это единственное средство самовыражения, которое ему доступно (учитывая ограничения, накладываемые воспитанием или условиями существования - «с волками жить - по-волчьи выть»). Конечно, не следует подвергать сжиганию (или иным способом уничтожения) книги модных писателей. Однако публичная ругань в нормальной обстановке неизбежно нарушает права и унижает достоинство тех людей, для которых табу сохраняет силу (в нравственных, религиозных и других соображений).

Анализируя доклады выступления участников симпозиума, можно сделать вывод о том, что современному речевому этикету грозит появление и широкое распространение на фоне сложных социально-экономических условий развития общества, ненормативная лексика, сленг, жаргон и суржик.

Бороться с этими негативными явлениями можно только повышая, как общую культуру человека, так и языковую. И как актуальны сегодня, обращенные, как бы к каждому из нас, слова замечательного русского поэта Ивана Бунина: «Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достояния! Умейте же беречь

Хоть в меру сил в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - речь! »







Использованные источники:

  1. Коваль Л., Зверева И.Д., хлебник С.Ф. «Социальная педагогика» / социальная работа. Учебное пособие - К: ИЗМН, 1997

  2. Социальная педагогика. Учебник. / Под ред проф. Капсиной А.И. - центр научной литературы, 2006

  3. Кубраш К.Н.  Этика

  4. Русский язык. / Учебник 10-11 кл /

  5. Научная монография «Поле брани. Сквернословие как социальная проблема »- доктор филолог.наук профессор В.И.Желвис (переиздание), 2001

  6.  Словарь иностранных слов. / Под ред. И.В.Лехина, Ф.Н.Петрова

7.       Золотая книга этикета. Автор-составитель В.Ф.Андреев. изд.Вече, Москва :, 2005

      8.  Журнал «ВШ», статья из рубрики «Психология общения» - слова мата как выстрел из автомата, №5, 2005 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!