СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час "Нам есть, чем гордиться, нам есть, что беречь!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Нам есть, чем гордиться, нам есть, что беречь!"»

Воспитательный час

29.10.2020

«Нам есть, чем гордиться, нам есть, что беречь!»


Цель: познакомить студентов с культурным наследием Донецкого края.


Задачи:

  • систематизировать и углубить знания студентов о культуре родного края и истории Донбасса;

  • воспитывать интерес и уважение к культурному наследию родного края, ответственность за его судьбу.

  • развивать интерес и бережное отношение к историческим и культурным ценностям нашего края.



День за днем вся окружающая нас действительность преображается, изменяется: поколения сменяют друг друга в беспрерывном потоке жизни и смерти, один и тот же ландшафт постоянно меняет свой облик. Человеческие мысли, мировоззрение, ценности и характер также подвержены течению времени. Что же остается нам от предыдущих поколений, что помогает учесть их опыт, ошибки и впредь их не повторять? Что является самым правдивым зеркалом эпохи?

Конечно же, памятники искусства, литературы, архитектуры, религии, другими словами, культурные ценности человечества. Именно они являются той нитью, которая связывает воедино весь исторический опыт цивилизации, соединяет предыдущие поколения с современным, несёт их идеалы, вечные общечеловеческие ценности, взгляды на мир, человека, природу, общество, государство. Учитывая опыт прошлых поколений, мы самостоятельно формируем наше мнение и жизненную позицию, либо соглашаясь с ними, либо отрицая их идеалы и убеждения. Будущего не бывает без прошлого. Поэтому человек должен всегда помнить, откуда он родом, где его корни, глубоко знать историю своего народа, его язык, культуру.

Сегодня мы познакомимся с самыми знаменитыми культурными ценностями, которые имеют огромное историческое значение и делают наш край особенно уникальным, а также с величайшими деятелями культуры Донецкого края, прославившие Донбасс на весь мир.

Владимир Зайцев

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!

Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!

1. Литература Донецкого края

Донбасс вдохновлял на творчество многих писателей. Такой величественный край просто не мог не найти отражение в литературе. Так, Александр Куприн посвятил юзовскому заводу повесть «Молох» и серию очерков.  Викентий Вересаев в 1892 году написал повесть «Без дороги», в которой описал шахтерский быт и условия работыКонстантин Паустовский в автобиографической повести «Книга о жизни. Беспокойная юность» описал свой визит в Юзовку и целую главу посвятил действующей гостинице «Великобритания»И все же эти авторы были людьми приезжими, гостями Донецкого края.

Писатели в этом регионе появились относительно поздно, ведь молодость и индустриальный характер не способствовали появлению и дальнейшему развитию в нем литературных талантов.

В 1937 году Ильей Гонимовым была написана и далее выпущена «Старая Юзовка» – первая книга об истории Донецкого региона. Он в одной книге смог собрать рассказы и байки бывалых юзовских рабочих, исторические сведения. В результате получилось литературное повествование о появлении и развитии индустриального центра.

В первые советские пятилетки регион получил собственного писателя – уроженца Петромарьевского рудника (Первомайска) Бориса Горбатова. Его первый рассказ «Сытые и голодные» увидел свет в 1922 году, затем последовали еще несколько повестей и романов. Через десятилетие Борис Леонтьевич уже считался одним из лучших писателей и сценаристов Советского Союза. По сценариям Горбатова были сняты такие популярные фильмы, как «Это было в Донбассе» (1945), «Непокорённые» (1945), «Донецкие шахтёры» (1950). Дважды он становился лауреатом Сталинской премии. Во время войны Горбатов работал военным корреспондентом, и его «Письма к товарищу» Константин Симонов назвал вершиной публицистики военных лет. В 1951году вышел первый том задуманного Горбатовым масштабного романа «Донбасс», посвященного событиям тридцатых годов в Донбассе. К сожалению, в 1954 году Борис Горбатов скончался, и «Донбасс» так и остался незавершенным.

Наряду с Горбатовым на лавры первого донецкого писателя может претендовать уроженец Юзовки Леонид Жариков, прославившийся благодаря трилогии «Повесть о суровом друге» - «Червонные сабли» - «Судьба Илюши Барабанова», действие которой разворачивается в Донбассе в годы революции и Гражданской войны.

Затем Донбасс дал стране еще нескольких писателей, которые, однако, не смогли превзойти Бориса Горбатова по известности. Впрочем, вспомним и их имена. Это были Виктор Шутов, Леонид Лиходеев, Павел Байдебура, Вадим Пеунов, Александр Чепижный.

Первым, действительно известным донбасским поэтом, стал Павел Беспощадный (Иванов). До революции он десять лет отработал на шахтах, затем активно участвовал в Гражданской войне на стороне большевиков. В 1924 году в горловской газете «Кочегарка» были опубликованы его первые стихи. Творчество шахтерского барда нашло отклик у читателей, и после этого он активно занялся литературной деятельностью. В результате появились целые книги его стихов, многие из которых были посвящены Донбассу и его людям. Сегодня даже тем, кто не интересуется поэзией, известны строчки из его стихотворения, ставшие квинтэссенцией донбасского менталитета.

Павел Беспощадный

ДОНБАССУ – ЖИТЬ!

Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь ствола вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить! Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет Отчизны чище и священней, —
Где все сердца сливаются в одно…
И это сердце осеняет Ленин —
Великий светоч партии родной!


2. Монументальное искусство

На территории Донецкого края находится множество знаменитых памятников истории и культуры.

Памятник «Слава шахтерскому труду». На Шахтерской площади в Донецке расположен памятник шахтёрам, подчеркивающий значение их героического труда. Памятник установлен в 1967 году. В его основе стоит шахтер в полный рост, держа глыбу каменного угля в правой вытянутой руке. Скульптура изготовлена из чугуна. Глыба каменного угля, который шахтёр держит в вытянутой руке, сделана из алюминия и весит порядка 90 килограмм. В высоту постамент достигает четырех метров. Авторами памятника являются скульптор Константин Ефимович Ракитянский и архитектор Павел Исаакович Вигдергауз.

Памятник Григорию Григорьевичу Капустину. Г. Г. Капустин является основоположником угледобычи и интенсивного промышленного освоения Донбасса. Как геолог-самоучка, увлекался розыском руд и минералов вблизи родного села. Узнав, что в Санкт-Петербурге существует команда горноразведчиков, руководимая В. М. Лодыгиным, Г. Г. Капустин обратился к нему с просьбой о зачислении в эту команду. Наибольшую известность получили его геологические экспедиции в район современного Донбасса в 1721 – 1725 годах, в результате которых было впервые подтверждено наличие там значительных запасов каменного угля. В 1983 году в Макеевке в честь Капустина назван парк и установлен памятник (скульптор Ю. Седаль, архитектор В. Тишкин). Изначально он был установлен на Советской площади, напротив Макеевского городского совета. В начале 2000-х годов был перенесён на улицу Плеханова, где и находится в настоящее время. Именем
Г. Г. Капустина названы улицы в городах Донецк, Шахтёрск, Горловка, Торез.

Памятник Петру Горлову. Горлов Петр Николаевич – русский инженер-геолог, общественный деятель, один из основоположников в разработке угольных месторождений Донбасса, Кавказа, Средней Азии и Уссурийского края. В его честь назван г. Горловка Донецкой области, два горных перевала, а также хребет в районе Восточной части Центрального Тянь-Шаня. Памятник основателю Горловки, горному инженеру Горлову Петру Николаевичу был установлен в центре города в 1999 году, к 160-летию со дня его рождения. Авторы: скульптор П. И. Антып и архитектор В. А. Колесник.

Памятник Артему. Памятник Артему находится в Ворошиловском районе Донецка на пересечении улицы Артема с проспектом Мира. Авторы памятника – скульптор Владимир Макарович Костин, архитекторы Н. К. Яковлев и Н. М. Поддубный. При создании памятника принимали участие коллективы 90 предприятий и организаций. Памятник сооружен в 1967 году к пятидесятилетию Советского государства в честь Федора Андреевича Сергеева (Артема) – революционера, советского государственного и партийного деятеля, основателя Донецко-Криворожской республики, председателя Донецкого исполкома. Постамент выполнен из каранского гранита. Памятник представляет собой бронзовую скульптуру Артема в полный рост. Вес всего памятника 16 тонн, высота – десять с половиной метров. Скульптура изнутри полая и состоит из блоков .

Памятник Никите Изотову. Это первый в мире памятник простому рабочему. Шахтер Никита Изотов добился выработки, перевыполнив план угледобычи в 5 раз. Памятник Никите Изотову был открыт во время торжеств по случаю 100-летнего юбилея Горловки. Авторами памятника стали скульптор В. Костина и архитектор Н. Яковлева. Это было 18 мая 1968 года. Митинг был многочисленным. В нем приняли участие руководство города, сподвижники
Н. Изотова, герои войны и труда, представители шахт и предприятий, родные. Во время слета шахтеров в 1982 году у подножия памятника была заложена капсула с текстом-обращением к молодым шахтерам 2032 года .

Мемориал подвигу шахтёров. Мемориал расположен в центре города Макеевка, поскольку этот город непосредственно связан с шахтерским трудом. Впервые на территории города промышленная разработка залежей угля началась в 1859 году Московским обществом. С этого момента началось строительство новых шахт, а добыча угля шла нарастающими темпами. Но добыча «черного золота» давалась непросто. Именно в Макеевке произошел первый взрыв метана в шахте. Потому и была основана в городе первая в России горноспасательная станция, которая впоследствии развилась в Макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности (МакНИИ). За всю историю угледобычи на трудовом посту погибли сотни шахтеров, а тысячи ежедневно рискуют, работая на километровых глубинах. Мемориал подвигу шахтеров установлен во имя памяти тех, кто не вернулся из шахты и во славу тех, кто сейчас спускается в забой.

Мемориал Саур-Могила. Первый памятник, возведенный после Великой Отечественной Войны расположен на Саур-Могиле. Он представлял собой пирамиду высотой шесть метров, сложенную из местного известняка, на вершину которой водрузили красную звезду. Вокруг пирамиды была площадка, огражденная корабельной цепью. По углам стояли пушки, оставшиеся после местных боёв. У памятника располагалась надпись, сообщавшая о потере 5-й ударной армией 23238 солдат и офицеров. В 1960 году Донецкой организацией Союза архитекторов было принято решение о проведении открытого конкурса на лучший проект нового памятника. Комсомольцы Снежного, Тореза и Шахтёрска собирали на памятник деньги за счёт воскресников, заработок от которых шёл на строительство памятника. Церемония открытия памятника состоялась 19 сентября 1967 года, которую посетили более 300 тысяч человек: ветераны, представители общественных организаций и частей Советской Армии. На вершине кургана был установлен обелиск из железобетона, облицованный гранитом, высотой 36 метров. На момент открытия памятника внутри обелиска находилась комната боевой славы. У подножия обелиска установлена чугунная скульптура советского солдата, высотой 9 метров. На солдате плащ-палатка, развевающаяся на ветру, а в поднятой правой руке расположен автомат. В 1975 году у ног солдата был зажжён Вечный огонь. В ходе военных событий 2014 года мемориальный комплекс сильно пострадал. В 2015 году было принято решение не только о реконструкции памятника, но и об увековечении в нем подвига ополченцев ДНР, создав дополнительные памятные сооружения под названием «Две дороги к победе».

Монумент «Твоим освободителям, Донбасс!»  посвящен памяти воинов, которые боролись за освобождение Донбасса во время Великой Отечественной войны. Это величайший памятник военной истории города и области. Монумент представляет собой площадку в форме треугольника. На площадке расположена группа из трёх наклонных объёмных стен. Эти стены выходят из земли и символизируют своими острыми гранями силуэты Донецких терриконов.

У подножия монумента зажжён Вечный огонь. На одной из стен присутствует надпись: «1943. Твоим освободителям, Донбасс», а на другой установлена скульптурная группа, перечисляющая даты освобождения населённых пунктов Донецкой области.

На площадке находится скульптурная композиция — шахтёр и солдат, которые правыми руками вместе держат меч остриём вниз. Левая рука солдата поднята вверх, левая рука шахтёра отведена в сторону. За плечами фигур развевается знамя в виде пятиконечной звезды. 

Скульптуры изготовлены из меди, их высота составляет восемнадцать метров, общая высота монумента вместе с постаментом и знаменем более 30 метров. Постамент снаружи облицован чёрным гранитом и поднимается к монументу от поверхности земли под наклоном, что символизирует пласты каменного угля, композиционно пробивающиеся на поверхность сквозь границу земли.

Монумент находится в Киевском районе Донецка, на территории парка имени Ленинского комсомола.

Памятник жертвам фашизма. Расположен на месте шурфа шахты «Узловская». Во время нацистской оккупации шурф шахты «Узловская» использовался для захоронения тел жертв репрессий против гражданского населения и партизан. В этот шурф гитлеровцы сбрасывали тела жителей города, военнопленных, партизан и подпольщиков, в том числе женщин, детей и людей преклонного возраста, которых часто привозили из других районов Сталинской области. Особенно массовыми были расстрелы в феврале 1942 г., когда в шурф были сброшены тела граждан, привезенных на 25 грузовиках. Тела погибших уничтожались взрывами гранат и путем сжигания в шурфе. В 1965 году на месте уничтожения мирных граждан установлен памятник. Имена жертв не выяснены, как и реальное количество захороненных здесь жертв оккупационного режима .

Памятник «Скорбь и печаль». Символизирует скорбь обо всех взрослых и детях, ставших жертвами войны- две полуарки с черным колоколом. Памятник установлен в сквере Коммунаров г. Горловка. Мемориал «Скорбь и печаль» уже второй памятник жителям, погибшим в результате боевых действий. Первым был камень «Жертвам необъявленной войны 2014 года», расположенный в месте, куда летом 2014 упали первые снаряды. Памятник «Скорбь и печаль» открыт 7 мая 2016 года .


3. Памятники архитектуры

Донецкий государственный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко. Театр находится в столице Донецкой Народной Республики – городе Донецке. Строительство здания театра было начато в 1936 году в связи с реконструкцией города. Изначально это здание проектировалось под драматический театр. Архитектор – Людвиг Иванович Котовский, руководитель стройки – Соломон Давидович Кроль. Поскольку у драматического театра было свое помещение, то после внесенных в проект изменений, здание было передано театру оперы и балета.

Котлован под театр был выкопан лопатами вручную, причём он был глубоким, так как был рассчитан на подземные гаражи (в этих помещениях в дальнейшем расположились производственные цеха). На строительство театра было выделено 6,2 миллиона советских рублей, но этой суммы не хватило и сметная стоимость была увеличена до 9,3 миллиона рублей. Открытие театра состоялось 12 апреля 1941 года.

Здание театра оформлено в классическом стиле. Зрительный зал и фойе украшены лепными деталями. Над бельэтажем и балконами зрительного зала, а также в отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, поэтов, драматургов и декоративные вазы.

Дворец спорта «Шахтёр» – памятник архитектуры в Донецке. Построен в 1952 – 1953 годах на месте бывшего кирпичного завода. Архитекторы:
Г. И. Навроцкий и О. К. Терзян.

Это один из первых в Советском Союзе крытых спортивных залов, причем ранее спортивные залы были оборудованы лишь лавками вдоль стен, а дворец спорта Навроцкого был многофункциональным сооружением с трибунами и оригинальной архитектурой.

В настоящее время здание является памятником архитектуры.

Во время строительства здания в 1952 году фасад дворца спорта выходил на бульвар Пушкина, а с тыльной стороны здания находились промышленные склады. В 1960-е годы была сформирована улица Университетская и оказалось, что тыльная сторона выходит на вторую по значению улицу Донецка, имея при этом не очень привлекательный вид.

31 октября 2011 года на стене здания со стороны бульвара Пушкина была установлена мемориальная доска работы донецкого художника Геннадия Грибова. Надпись на мемориальной доске гласит:

«В этом Дворце спорта «Шахтёр» в 1952—1963г.г. тренировалась пятикратная чемпионка Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР по спортивной гимнастике, Полина Астахова» .

Спасо-Преображенский кафедральный собор – это кафедральный православный храм в Донецке на Соборной площади возле улицы Артема. Собор возвели по образцу церкви, разрушенной в 1933 году. В 1883 году была начата реконструкция первой деревянной церкви, вследствие чего на этом месте была создана каменная. Церковь освятили в ноябре 1886 г., а спустя 10 лет братство Спасо-Преображенской церкви основало Братскую школу в городе. В 1930 году собор лишился колоколов, позже разрушилась колокольня, а в 1931 году здание взорвали для добычи стройматериалов.

В феврале 1992 года городской совет Донецка постановил выделить земельный участок и начать работы по возведению храма. Храм был сооружен в несколько ином виде, чем он был до разрушения, место постройки также было другим – старое кладбище.

Работы по сооружению храма начались в 1997 году. Открытие собора прошло в 2006 году. В 2002 году у входа в храм установили бронзовую статую Архистратига Михаила. Сегодня Спасо-Преображенский собор — главный храм г. Донецка и Донецкого региона .

Театр кино имени Т. Г. Шевченко – один из первых в СССР многозальных кинотеатров. Находится в Донецке. Памятник архитектуры местного значения. Входит в архитектурный ансамбль Театральной площади.

Здание кинотеатра построено по проекту архитектора Л. Теплицкого в 1939 году. Главный фасад здания оформлен арочной лоджией высотой в два этажа. В то время театр располагал двумя кинозалами и был центром культурной жизни советских горожан. Здесь проводились встречи актеров и режиссеров, конференции, праздничные программы. Во время Великой Отечественной войны кинотеатр был сильно разрушен. После восстановления в нем действовало уже три зала, а в 1968 году после реконструкции по проекту архитектора Альвиана Платоновича Страшнова был открыт четвертый зал. В вестибюле кинотеатра размещён монумент Тараса Григорьевича Шевченко, в виде полулежащей отдыхающей фигуры 

Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М. М. Бровуна. Здание театра было построено в 1961 году. Архитектор – Е. Н. Чечик. Театр, за исключением сценической части, выполнен в виде древнегреческого храма.

Театр находится на площади Ленина. На этом месте планировалась постройка нового здания Дома Советов, но в план формирования общественного центра города были внесены изменения.

В архитектурном проекте театра, сделанном в1958 году, планировалась фронтонная фигура, но при строительстве театра от неё отказались из-за постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Во время реконструкции театра было решено установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая фигура планировалась к установке, был выбран новый образ. Им стала муза трагедии Мельпомена из древнегреческой мифологии. Она изображена с пальмовой ветвью в руках. Скульптура была отлита из бронзы и установлена 14 марта 2005 года .

Донецкая республиканская универсальная научная библиотека
им. Н. К. Крупской
– основана 2 августа 1926 года как центральная городская библиотека. Начала свою деятельность 1 декабря 1926 года в помещении бывшего клуба имени Ф. Энгельса. Поскольку в 1932 году город стал областным центром, то и библиотека стала областной. В 1936 году областной библиотеке было присвоено имя Надежды Константиновны Крупской. В 1935 году по проекту архитектора Эммануила Львовича Гамзе было начато строительство нового здания для библиотеки. В 1939 году библиотека вынуждена была переехать в ещё недостроенное новое помещение. Во время Великой Отечественной войны имущество и здание библиотеки сильно пострадали. В 1943 году было возобновлено обслуживание читателей. До 1955 года велись ремонтные работы и реконструкция по проекту донецкого архитектора Н. И. Порхунова. Горельефы, созданные скульпторами Наумом Абрамовичем Гинзбургом и Павлом Павловичем Гевеке, были размещены на фасаде здания библиотеки. А в читальном зале расположено несколько бюстов писателей и учёных, выполненных скульптором Константином Ефимовичем Ракитянским.

В 1966 – 1967 годах библиотека была перепрофилирована из массовой в научную.

28 декабря 1983 зданию библиотеки был присвоен статус памятника архитектуры местного значения.

26 августа 2009 года по инициативе Донецкого общества греков на здании областной библиотеки имени Крупской была установлена мемориальная доска в честь Пантелея Варламовича Тамурова, который руководил строительством культурных объектов города в 1930-е годы .






4. Фотоискусство

Известный фотограф Евгений Халдей родился в Донецке. Он работал подмастерьем в фотоателье и свой первый фотоаппарат сконструировал самостоятельно.

Имя Евгения Халдея известно немногим, его фотографии – всем. По крайней мере две: выполненный в мае 1945 года снимок «Знамя над Рейхстагом», который стал настоящим символом Победы  и знаменитая фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года. Его кадры, запечатлевшие войну, обошли весь мир и приведены в качестве иллюстраций в учебниках истории, документальных книгах, энциклопедиях. Фотографии Евгения Халдея стали историей – историей огромной страны и историей одного человека, большого мастера, тонко чувствующего суть и смысл своей работы, обладающего даром исключительной творческой выразительности, уважающего и понимающего своих героев. 



5. Живопись

Архип Иванович Куинджи –талантливейший мастер пейзажной живописи. Родился в местечке Карасу под Мариуполем. Куинджи рано осиротел и жил в большой бедности. С малых лет увлекся живописью и рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги . Будучи зрелым художником, особенно любил писать пейзажи. Настоящими сенсациями стали картины Куинджи - «Березовая роща», «На Валааме», «После дождя», «Ночное», «Радуга».Эти картины сыграли огромную роль в развитии пейзажной живописи. Куинджи заново показал людям то, о чем они забыли со времен древнерусских мастеров – цвет и краску.

Ha долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание, однако он всегда оставался скромным и очень добрым человеком. Его учениками были выдающиеся художники, Илья Репин и Николай Рерих.


6. Музыкальное наследие

Соловьяненко Анатолий Борисович –известный во всем мире оперный певец. Родился будущий гений 25 сентября 1932 года в городе Сталино (ныне Донецк). В юности Анатолий Соловьяненко считал пение лишь хобби. Он успешно закончил политехнический университет и работал преподавателем начертательной геометрии. Соловьяненко связал свою судьбу с музыкой неожиданно даже для самого себя, когда произвел фурор на киевском смотре талантов.

Он настолько профессионально исполнял оперные арии, что его пригласили на стажировку в Государственный академический театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. А его победа в конкурсе молодых вокалистов за право стажироваться в La Scala (оперный театр в Милане) уже никого не удивила. Соловьяненко был первым русским тенором, которого пригласили петь в Metropolitan Opera – лучшем оперном театре США. В течение года он участвовал в 12 спектаклях.

Наиболее поразительным было то, что консерваторское образование Соловьяненко получил, уже будучи народным артистом СССР.

В течение всей своей творческой жизни Соловьяненко дал множество концертов, исполняя романсы русских композиторов, арии из опер, русские, украинские, неаполитанские песни. Часто выезжал на гастроли за рубеж – в страны Европы, Азии и Америки. Всё наследие великого певца составляет 18 грампластинок.

Умер Анатолий Борисович Соловьяненко 29 июля 1999 года.

В честь Анатолия Борисовича назван Донецкий государственный академический театр оперы и балета. В театральном сквере 31 мая 2002 года знаменитому оперному тенору установлен памятник .

Прокофьев Сергей Сергеевич. Один из наиболее значимых композиторов XX века, всемирно известный пианист, дирижёр и педагог. Прокофьев является автором 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных музыкальных произведений. Он родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района). Начал заниматься музыкой с пяти лет. В возрасте девяти лет он написал свои первые оперы, с первым концертом выступил в 17 лет, а в 27 уже гастролировал по Европе, Америке и Японии. Самые яркие музыкальные произведения С. Прокофьева известны во всем мире – это опера «Война и мир», «Борис Годунов», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке».

В честь гениального композитора были названы Донецкая государственная музыкальная академия, зал филармонии и её симфонический оркестр, открытый в 2012 г. и разрушенный войной донецкий аэропорт, а также многочисленные улицы в городах и селах Донецкого края. На родине Прокофьева в селе Красное Красноармейского района к 100-летию со дня его рождения в 1991 г. был открыт музей .


Кучерова Инна

ДОНБАССКИЙ ХАРАКТЕР


Здесь воздух горячий и пряный,

И небо пронзил террикон,

Донбасский характер упрямый

Извечно поставлен на кон.


Сломить безуспешно пытались,

Интриги искусно плели –

Всегда до последнего дрались

Герои Донбасской земли.

От Мурманска и до Берлина,

Спасая страну и людей,

Проехал дорогою длинной

Донбасский фотограф Халдей.

Вся сила Победного Флага,

И дым, и обломки того,

Что пафосно звали рейхстагом

На памятном снимке его.

А сколько немыслимых планов

Уверенно выполнил в срок

Донбасский товарищ Стаханов,

Давая шахтёрам урок.

Прокофьева вспомнить не сложно,

И гений его нам знаком,

Гордиться, конечно же, можно

Таким дорогим земляком.

Писали Куприн, Паустовский

О нашей Донбасской земле,

Воспели её по-отцовски,

Их книги лежат на столе.

Кузнец и художник Мерцалов

Шедевр свой ковал до зари

И «Пальма», ни много, ни мало,

В Париже снискала гран-при.

Бернес, Магомаев и Френкель,

Их песни узнает любой,

Под них, с лёгкой дрожью в коленках,

Парнишка уходит в забой...

Войною негаданной грянул

Сегодняшний «бешенный» век…

Донбасский характер упрямый,

ПРОШУ СОХРАНИ, ЧЕЛОВЕК!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!