Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОКЛАД
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание современной молодежи»
Подготовила: Лабодина С.В.
Балашов 2021
Проблемы воспитательной работы никогда небыли просты. В сегодняшнее время они непросты вдвойне в связи с процессом обновления во всех сферах жизни.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Эти социальные проблемы негативно отразились на духовно-нравственном развитии студентов.
Важной составляющей духовно-нравственного воспитания является развитие толерантности у обучающихся.
В рамках формирования и развития толерантности стало необходимым создание в студенческом коллективе соответствующей «воспитательной атмосферы», которая предполагает партнерский диалог в рамках личностно-ориентированного подхода к социально-психологической адаптации обучающихся, которая требует экспериментальной и инновационной общей деятельности студентов, родителей и педагогов. Воспитание толерантности привело нас к осознанию целесообразности педагогических воздействий, определению четкой цели, которая позволит достойно осуществить создание комфортных условий для всех членов студенческого коллектива. Они основываются на принципах толерантности. Для достижения воспитательных результатов в своей работе я применяю игровую деятельность: ролевые игры, деловые игры, социально-моделирующие игры. Использую этические беседы, дебаты, тематические диспуты. Провожу классные часы на следующие темы: «Ветеран живет рядом», Мы – защитники мира», «Уроки мужества».
Все эти разнообразные формы работы дали возможность каждому студенту принять участие в данной работе, соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других студентов и способствовали коррекции этого отношения – ведь весомое для подростков мнение сверстников становится источником изменения их взглядов на мир. Кроме того, благодаря этим формам организации внеурочной деятельности. Студенты приобретают опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, учат уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
Анализ воспитательной работы в студенческих коллективах показал:
достижение благоприятного психологического климата (атмосферы взаимопомощи и толерантности);
значительное снижение правонарушений студентов;
активное участие студентов в жизни группы и техникума;
участие в решении проблем местного социума.
Был проведен мониторинг уровня воспитанности студентов (с помощью диагностики Н.П. Капустиной, Л. Фридмана) по следующим показателям
общественно – социальная, гражданская активность;
долг, ответственность;
бережливость;
дисциплинированность;
отношение к однокурсникам, к коллективу группы;
доброта, отзывчивость, милосердие
выявил положительную динамику уровня сформированности данных качеств личности.
(Были также использованы диагностики: осознанности гражданской позиции студентами, диагностика уровня товарищества и взаимопомощи С.Г. Макеевой, диагностика исследования нравственной сферы школьников).
Результаты диагностики самоуправления в группах коллективах показали изменения по следующим критериям:
ответственность за результаты совместной деятельности (76%);
организованность коллектива (93%);
участие класса в управлении делами (74%);
взаимодействие с другими классами школы в организации школьных мероприятий (94%).
Неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и толерантности студента достаточно уроков мужества, патриотизма, духовности, занятий по изучению прав человека. Даже самый лучший урок может дать студенту лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это не мало, но и не всё), а вот если студент приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в группе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности существенно возрастает.
Ежегодно в мае проходит подведение итогов реализации проекта, который включает в себя награждение лучших и самых активных студентов в учебном году грамотами, благодарственными письмами и т.д.
Развитие личности обучающегося, формирование его социальной активности становится возможным благодаря активности педагога, его нравственному примеру, социально-педагогическому партнерству, индивидуально-личностному развитию.