Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Социально-профессиональное воспитание в системе спо как средство формирования компетентного выпускника современного образовательного учреждения»
Подготовила: Лабодина С.В.
Балашов 2021
Сегодня одним из важнейших направлений работы средних учебных заведений страны является усиление в них воспитательной деятельности.
Воспитание – это целенаправленный процесс культурного развития человека в определенных социально - экономических условиях специально подготовленными для этого людьми.
Для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь определяющим фактором для формирования морального и профессионального облика. К ним, в первую очередь, следует отнести педагогов и медицинских работников, для которых нравственное начало, душевная чуткость и ответственность особо важны.
Достижение высокого уровня эффективности социально – профессионального воспитания в учебных заведениях России является существенной предпосылкой для дальнейшего профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников компетентных специалистов, обладающих сформированными профессионально важными личностными качествами.
Таким образом, сегодня возникает одна из главных проблем — создание научно-обоснованных практических подходов к социально-профессиональному воспитанию студентов.
В последнее время в обществе все более осознается ведущая роль воспитания. Социально-профессиональное воспитание, являющееся органической составной частью формирования личности молодого человека, должно осуществляться как целостный, педагогический процесс, направленный на профессиональное самоопределение и становление личности студента и в итоге на формирование и развитие субъекта профессиональной деятельности. В широком значении оно выступает в качестве важнейшей функции трудовой и общественной жизни.
Особое значение в современных условиях приобретает воспитательная деятельность таких субъектов воспитательного процесса, как сотрудники учебных отделов, курсов и подразделений воспитательной работы. В воспитательной деятельности со студентами накопился целый ряд проблем: остается невысоким уровень студенческой социально позитивной активности и инициативности, содержание и организация воспитания часто не соответствуют возрастным потребностям и интересам студентов, во внеучебной студенческой жизни превалирует досуговая деятельность.
Эффективность профессиональной подготовки студентов напрямую зависит от умелого использования потенциала, ресурсов и механизмов внеучебной работы, интеграции учебной и внеучебной деятельности в решении общих задач по формированию профессионального компетентного выпускника.
Форма организации воспитательного процесса обеспечивает реализацию целей, содержания, методов и средство воспитания студентов. В ней реализуются закономерности и принципы воспитания.
Воспитывать – это значит:
развивать у молодежи способность самим при содействии педагогов, других социальных партнеров организовывать свою жизнь на основе общечеловеческих нравственных ценностей и сотрудничества с разными людьми;
создавать условия для формирования у молодежи способности к продуктивному действию – созиданию – путем включения их в решение значимых для них личных и социальных проблем, учить их при этом проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
воспитание не может ограничиваться временем аудиторных занятий, а обязательно включает жизнь студентов в свободное от учебы время.
Основной деятельностью студенческих сообществ является реализация разнообразных проектов, целевых программ работы студенческих сообществ, направленных на решение конкретной значимой для студентов личной и общественной проблемы в контексте освоения ими основной или дополнительной образовательной программы.
Таким образом, в широком значении профессиональное воспитание понимается как сложный вид целенаправленного процесса социального взаимодействия с развивающейся личностью профессионала, которое формирует его профессиональную культуру, включающую компетентность, мотивы, ценностные ориентации, интересы, мировоззрение, умственное и физическое развитие, профессиональную мобильность и социальную адаптацию. Профессиональное воспитание определено как целостная социально-педагогическая система целенаправленного взаимодействия социальных и общественных институтов, производства и личности по профессиональному становлению будущего рабочего с учетом личностных, социально-психологических особенностей, мотивов, ценностей и интересов формирующегося профессионала.
2