СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный план для обучающихся 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный план для классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный план для обучающихся 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каенлинская СОШ»



Рассмотрено

Руководитель МО

классных руководителей

__________И.Г. Калимуллина


Протокол №

от «____»___________2019 г.

Согласовано

Зам директора по ВР

________ /Л.Н.Поликарпова/


№ ____ от «____»_______2019 г.

Утверждаю

Директор

МБОУ «Каенлинская СОШ»

_______Л.И.Сулейманова.

Приказ № ___

от «___»____________2019 г.



ПЛАН

реализации программы воспитания и социализации обучающихся

8 КЛАССА

НА 2020/ 2021 уч. год


Классный руководитель Гарипова Л.Р.










2020-2021 учебный год



Структура воспитательного плана классного руководителя

МБОУ «Каенлинская СОШ» НМР РТ


  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Цель и задачи воспитательной работы

  4. Анализ ВР за 2018-2019 уч. год

  5. Характеристика класса ( по полу, по возрасту, по национальности, по категориям семей, учащиеся с ослабленным здоровьем, характеристика взаимоотношений и микрогрупп, наличие явных лидеров, авторитетных групп, «отверженных детей», традиции класса, характеристика основной деятельности класса, место класса в шокле взаимодействие со школьными объединениями)

  6. Традиционные мероприятия, том числе общешкольные (сентябрь- май)

  7. Деятельность классного руководителя по организации учебно- воспитательного процесса (отразить соц. состав класса, организацию питания, дежурства, проверку дневников, уборку территории, организацию обеспечения учебниками, контроль внешнего вида, посещаемость уроков, проведение заседаний родительского комитета контроль посещаемости школы)

Например:

№ п\п

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

1

Формирование социального портрета класса

01.09.-10.09

Классный руководитель, Родительский комитет

  1. Структура самоуправления в классе

  2. Работа с родителями ( состав родительского комитета, совет отцов, план работы родительского комитета, план и тематика родительских собраний)

  3. Работа с детьми «Группы риска»( ФИО ребенка планируемая работа, сроки)

  4. Внеплановые мероприятия

  5. Диагностика уровня воспитанности(на начало уч. года и к конце учебного года, можно в виде обработанного анкетирования, приложить анкету, результат в виде диаграмм)

  6. Предполагаемый результат (в конце года – достигли или нет)

  7. Список использованной литературы

Приложение

  1. Список учащихся класса

  2. Сведения о родителях

  3. Сетка классных часов и бесед

  4. Инструктаж по ПДД, пожарной безопасности

  5. Социальный состав класса

  6. Занятость в системе дополнительного образования

  7. Список детей «Группы риска»с данными

  8. Участие в мероприятиях всех уровней на 2018-2019 уч. год

  9. Проверка дневников

  10. Разработки классных часов, бесед, выступления на родительских собраниях









I – ступень. «Познай себя» (7 класс)


Мероприятия:


    1. Встречи с интересными людьми.

    2. «Моё хобби» - круглый стол

    3. Оформление фотовыставки «Профессии моих родителей»

    4. «Курить или не курить?» - театрализованное представление

    5. Беседа с элементами дискуссии «Мифы и правда об алкоголе»

    6. «Путешествие в Законию» - классный час.

    7. «Добро и зло» - диспут

    8. Акция милосердия (помощь пожилым людям)

    9. «Я и мои родственники» - конкурс сочинений.

    10. Посещение кинотеатра, просмотр фильма на патриотическую тему.

    11. «Фантазии осени» - конкурс-выставка поделок из природного материала

    12. Новогодний калейдоскоп

    13. «О красоте, о моде, о хорошем вкусе» - диспут

    14. Конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя

    15. Участие в предметных декадах.

    16. Встреча со школьным инспектором «Человек и Закон»

    17. Экскурсия в школьный музей.

    18. Уроки Мужества – встреча с ветеранами ВОВ

    19. Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях) КТД с элементами викторины.

    20. Ролевые игры по предупреждению конфликтов.

    21. Тренинги по подготовке к жизненно-важным ситуациям «Разрешение конфликтов без насилия», «У каждого свои недостатки», «Зачем мы ходим в школу», «Каждый из нас уникален».

    22. Дни здоровья.

    23. Активное сотрудничество с сопредельными службами,

    24. Родительские собрания:

«Психологическая отчужденность и проблемы становления личности»,             

«Психолого-педагогические аспекты ранней наркомании у детей и подростков»,

«Детская агрессия»,

«Психофизическое развитие подростков»










Характеристика 8 класса


В 7 классе 7 обучающихся: девочек – 5, мальчиков – 2. Дети по возрасту 2006 г.Одна девочка- Альмиева перешла из другой школы, в конце октября.

Одна девочка из неполной семьи: Савастьянова ( живет с матерью), 6 учащийся проживают в полных семьях. Четверо из многодетной семьи.(Валиуллин, Галиуллин, Шайдуллина- с тремя детьми, у Альмиевых 4 ребенка) Минеязова И. – инвалид глаза с рождения. Все обучающиеся опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Все учащиеся получают горячее питание, что говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей, трое из ребят являются бесплатниками. Дети очень подвижны, шустры, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях, отношение между детьми удовлетворительные. Явные лидеры - Шайдуллина, Хуснуллина Работоспособность класса хорошая. Но в классе есть учащиеся очень слабые в учебном процессе (имеются трудности в учёбе, причинами по моему мнению: лентяйство.) Дети очень любознательные и общительные. На контакты со взрослыми идут легко.

Дисциплина в классе не всегда на высоком уровне – это для из возраста нормально. Но некоторые девочки иногда хотят быть «лидерами». Контроль за успеваемостью ведут: староста класса, учебный сектор и классный руководитель; организованы различные секторы для взаимоконтроля по проверке домашнего задания. Все учащиеся имеют поручения в классе.

Проводя работу в классе по занятости в кружках, выяснилось, что ребята посещают кружки :«SMS- дети» искусств, спортивные секции и Минеязова учится в «Школе искусств» в г. Нижнекамск, в классе народные инструменты-баян; также Галиуллин ходит в кружок «Юный боксер».









Анализ воспитательной деятельности за 2019-2020 уч. год


       

        Целью моей воспитательной работы в прошлом учебном году было формирование классного коллектива, становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей, направленное на сплочение классного коллектива, формирование активной жизненной позиции, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребенка. Достижение данной цели реализовывалось через КТД, классные часы, беседы, соревнования.  Цель, поставленная в начале прошлого учебного года, является целесообразной, так как способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.

За прошедший год были проведены  тематические классные часы по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Так, классным руководителем проводились занятия по гражданскому воспитанию, по развитию личностных компетенций проведены классные часы и анкетирования, способствующие самопознанию пятиклассников: «Я и мой школьный коллектив», «Мои отношения в классе», «Мир моих увлечений», «Компьютер в моей жизни», ,«Удовлетворенность школьной жизнью», стабилизации отношений в классе. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.  Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2019 – 2020 году задачи, я считаю выполненными.

Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года  окончили учебный год  «отлично» - 1ученица- Шайдуллина; «хорошо» - 3ученика( Галиуллин, Хуснуллина, Минеязова).

Следует отметить, что у одного учащегося класса (Савастьяновой) ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребенок не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относится несколько холодно, заранее не принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; повысилась правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.

     Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

       В прошедшем учебном году почти все учащиеся были задействованы в деятельности кружков и секций по интересам.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг кругу, начали помогать и общаться всем классом. Тем не менее проблемы в этом направлении остаются. В текущем учебном году я планирую продолжить работу в этом направлении. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

В начале учебного года я как классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории и т.д. Класс активно принимал участия в гимназических мероприятиях- Осенний бал, Новогодний бал.

        За прошедший учебный год мною было проведено 5 классных родительских собрания по плану: ««Трудности адаптации шестиклассников»», «« Итоги первой четверти – первые радости и первые неудачи»», «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка», «Вот и стали мы на год взрослей». Родительские собрания проходили один раз в четверть. На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались частные: режим дня шестиклассника, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание, школьная форма. 

         В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний. Необходимо посещать уроки, по тем дисциплинам, которые только появились в расписании; активнее взаимодействовать с учителями – предметниками. Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году. Продолжить работу по сплочению классного коллектива. Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.























Цели и задачи воспитательной работы на 2020-2021 учебный год



Целью воспитательной работы школы является:

становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Задачи воспитательной работы:


В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

  • формирование положительного отношения к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда


В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины»

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.


Приоритетные направления воспитательной работы

  • Патриотическое

  • Физкультурно-оздоровительное

  • Художественно-эстетическое

  • Познавательное

  • Трудовое

  • Досуговое

  • Профориентационное

  • Экологическое

  • Работа с родителями

  • Профилактика правонарушений



Приоритетные проблемы работы классного руководителя

  • Развитие познавательных и коммуникативных способностей школьников

  • Формирование творческого потенциала личности учащегося


 Семиклассники - «Зенит любознательности» - так характеризуют возраст 13- 14 лет многие исследователи.

Действительно, семиклассников отличает необыкновенная познавательная активность, любознательность, широта познавательных интересов: история, философия, астрономия, политика, экология, магия, эзотерика и многое другое, казалось бы совершенно не связанное с повседневной жизнью подростка.

Правда, психологи отмечают, что интересы эти поверхностны, разбросанны, неустойчивы, а главное, зачастую далеки от школьной программы.

Главным и определяющим для подростков становится общение со сверстниками. Интересы и увлечения - лучшее средство для такого общения. Подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. Отсюда и характерная для подростков «мода» на увлечения, когда какое-нибудь хобби внезапно охватывает весь класс или даже всю школу, а потом этот интерес так же внезапно гаснет.

Доктор психологических наук А. Прихожан** отмечает, что подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Например, «мода» нюхать различные бытовые химические препараты приводит к детской токсикомании.

Причем для подростков-семиклассников характерна безоглядность увлечений, когда любой ситуативный интерес может стать сверхценным, чрезмерным. Подростки становятся активными членами фан-клубов спортивных команд, музыкальных ансамблей, актеров и т. п. Особенно ярко эта безоглядность проявляется в музыкальных пристрастиях.

Вместе с тем у младших подростков встречается и полное отсутствие увлечений. Причин этого много: и отсутствие интересов у окружающих взрослых, и их настойчивость в развитии какого- либо интереса у подростка, и социальные условия. Отсутствие интересов может быть и следствием неуверенности в себе. Трудности и неуспехи в новой сфере могут привести к апатии, разочарованию.

Отсутствие интересов у подростков часто бывает следствием «отказа от усилия», стремления без особого труда преодолеть скуку и найти себе какое-то развлечение.

Такие подростки легко попадают под чужое влияние, становятся членами асоциальных группировок, а значит, требуют особого внимания родителей и педагогов.

Укрепление самооценки подростка, обучение приемам самоанализа, самоорганизации являются важными факторами, способствующими развитию познавательного интереса.

На развитие интересов подростка влияют и общая атмосфера школы, увлеченность педагогов, познавательная активность сверстников.

У семиклассников проявляются характерные для подростков психологические черты:

• самосознание: интересуются своей личностью, формируется самооценка, которая влияет на эмоциональное состояние; формируется относительно независимая от мнения взрослых мораль, появляется склонность к поискам кумира, способность к философским размышлениям; следствие - нужны беседы по душам, нельзя уходить от вопросов на личные темы;

• конформизм: ориентируются на мнение сверстников, стремятся завоевать авторитет в группе (иногда не вполне адекватными способами); следствие - нет смысла критиковать подростковую мораль и тем более заниматься нравоучениями;

• коммуникативная активность: общение со сверстниками имеет первостепенную важность, причем не только разговоры, но и игры, флирт, борьба (возня) и т. д.; следствие - нужно организовывать игры, в том числе флиртовые;

• эмансипация: стремятся жить и действовать, «как взрослые», это касается и вредных привычек, противодействуют диктату, анализируют поведение взрослых, повышенно чувствительны к несправедливости; следствие - поддерживать серьезный, искренний, уважительный тон отношений, избегать «педагогического лицемерия», с пониманием относиться к упрямству;

• эмоциональная неустойчивость: тревожны, повышенно чувствительны к оценкам окружающих, могут проявлять подростковую жестокость; следствие - относиться с пониманием, не реагировать по принципу «сам дурак»;

• активность: чем напряженнее жизнь, тем больше она нравится, интересы становятся избирательными; следствие - загружать, предлагать различные виды деятельности;

• сексуальность: проявляют серьезный интерес к вопросам пола, преимущественно наблюдая, интересуются возможностями собственного организма; следствие - вести тактичный диалог, рассказывать об этой стороне жизни в здоровом и нравственном ключе.




Как же строить воспитательную работу с подростками?

Задача классного руководителя - создать педагогическое пространство для развития личности ребенка, обогащения его внутреннего мира. Эта работа применительно к шестиклассникам может включать в себя такие направления:

• выработка мотивации к учению, к познанию окружающего мира;

• привитие истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчание лжеценностей;

• формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

• формирование личностных качеств, ориентация на положительный идеал;

• индивидуальная работа с детьми, внимание к внутреннему миру ребенка;

• создание условий для самовыражения и самореализации детей.


ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ


от Дэвида Льюиса

  • Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

  • Ищи истину вместе с ребенком,

  • Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.

  • Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.

  • Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

  • Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.

  • Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

  • Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

  • Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

  • Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

  • Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

  • Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

  • Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.

  • Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

  • Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.

  • Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

  • Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

  • Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.











Классное самоуправление

Актив класса


Староста класса: Хуснуллина Альфина

Учебный сектор: Шайдуллина Ильсия

Культурно – массовый сектор: Минеязова Исламия, Савастьянова Алина

Спортивный сектор: Валиуллин Максим


Трудовой сектор: Галиуллин Ислам


Редакционная коллегия: Альмиева Айсылу




























Работа с учителями- предметниками


  1. Оказывать помощь учителям- предметникам в организации класса (при перемещении по кабинетам), предотвращение опозданий на уроки, обеспечение 100% - ной явки на учебные занятия.

  2. Оказывать помощь в оптимальной посадке учащихся в учебных кабинетах в соответствии со схемой посадочных мест.

  3. Координировать влияние учителей класса на отдельных учащихся (по ситуациям).

  4. Систематически организовывать встречи с родителями учащихся для своевременного информирования об учебных делах ребенка.

  5. Систематически беседовать с учителями- предметниками об успеваемости отдельных учащихся и класса в целом.

  6. Приглашать учителей- предметников на родительские собрания


Работа с учениками

  • Изучение психолого-педагогических особенностей детей и их микросреды, условий жизни;

  • Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем детей;

  • Оказание социальной помощи и поддержки обучающихся,

  • Совместно с семьями решение проблем воспитания, установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

  • Преодоление и предупреждение отклонений в социальном развитии школьников.

  • Составление социального паспорта класса

  • Знакомство с вновь прибывшими учениками

  • Выявление слабоуспевающих и требующих особого внимания учеников

  • Посещение уроков с целью контроля посещаемости, поведения учащихся, уровня их общения с одноклассниками и педагогами

  • Проверка успеваемости и посещения уроков детьми группы риска

  • Проведение бесед по поводу пропусков и неуспеваемости

  • Изучение интересов и склонностей учащихся

  • Сбор сведений о кружковой и секционной деятельности школы

  • Привлечение детей в работу в кружках и секциях

  • Привлечение детей к общественно-полезному труду

  • Участие в школьных и городских мероприятиях (праздниках, конкурсах)

  • Работа по организации досуга учащихся в каникулярное время

  • Сбор информации о занятости детей в каникулярное время

  • Изучение документов по технике безопасности

  • Ведение журнала по ТБ

  • Проведение классных часов, бесед по профилактике травматизма и ПДД

Циклограмма работы классного руководителя.

Ежедневно: 

1. Выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно: 

  1. Проверка дневников учащихся.

  2. Проведение мероприятий в классе (по плану).

  3. Работа с родителями (по ситуации).

  4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

  5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся

  6. Встреча с родительским активом

Каждый месяц:

  1. Обобщение результатов успеваемости, ознакомление родителей с оценками за месяц

  2. Посещение уроков в своём классе.

  3. Консультации у школьного психолога. 

Один раз в четверть: 

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Проведение родительского собрания.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы

на новую четверть.

4. Экскурсия, поездка. 

Один раз в год: 

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.

4. Статистические данные класса (1 сентября).






Тематика родительских собраний

Тема 1. Воспитание детей в семье

Цель: обсудить проблемы особенностей воспитания подростка в семье.

Тема 2. Социализация личности

Цель: ознакомить родителей с проблемами социализации подростков и обсудить их.

Тема 3. Межличностное общение подростков

Цель: изучить психолого-педагогические особенности межличностного общения детей подросткового возраста.

Тема 4. Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка

Цель: обсудить проблему агрессивного поведения подростка.

Тема 5. Проблемное поведение подростка

Цель: обсудить проблему отношения в поведении подростка и найти пути ее решения.

Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности

Цель: определить роль семьи в формировании общечеловеческих ценностей подростков.

Тема 7. Эстетическое воспитание подростка

Цель: обсудить проблему эстетического развития подростка и определить роль родителей в нем.

Тема 8. Право, ребенок и его окружение

Цель: ознакомить родителей с основным правовым статусом ребенка в семье, его особенностями.



Работа с учащимися группы риска

  1. Выявление детей группы риска (склонных к правонарушениям, аддитивному поведению)

  2. Ведение дневников наблюдения за учащимися группы риска

  3. Проведение профилактических бесед с учащимися.

  4. Проведение классных часов о профилактической направленности

  5. Проведение занятий по правовому просвещению.

Работа с учащимися
- посещение уроков с целью наблюдений за учащимися;
- проведение психодиагностики;- помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута;
- разбор конфликтных ситуаций.
Работа с родителями учащихся
- посещение семей группы «риска»;
- проведение консультаций для родителей;
- разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.


Работа с педагогическим коллективом
- консультации по результатам психодиагностики;
- выработка рекомендаций по работе с детьми группы «риска»;
Встречи с интересными людьми.

    1. «Моё хобби» - круглый стол

    2. Оформление фотовыставки «Профессии моих родителей»

    3. «Курить или не курить?» - театрализованное представление

    4. Беседа с элементами дискуссии «Мифы и правда об алкоголе»

    5. «Путешествие в Законию» - классный час.

    6. «Добро и зло» - диспут

    7. Акция милосердия (помощь пожилым людям)

    8. «Я и мои родственники» - конкурс сочинений.

    9. Посещение кинотеатра, просмотр фильма на патриотическую тему.

    10. «Фантазии осени» - конкурс-выставка поделок из природного материала

    11. Новогодний калейдоскоп

    12. «О красоте, о моде, о хорошем вкусе» - диспут

    13. Конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя

    14. Участие в предметных декадах.

    15. Встреча со школьным инспектором «Человек и Закон»

    16. Экскурсия в школьный музей.

    17. Уроки Мужества – встреча с ветеранами ВОВ

    18. Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях) КТД с элементами викторины.

    19. Ролевые игры по предупреждению конфликтов.

    20. Тренинги по подготовке к жизненно-важным ситуациям «Разрешение конфликтов без насилия», «У каждого свои недостатки», «Зачем мы ходим в школу», «Каждый из нас уникален».

    21. Дни здоровья.

    22. Активное сотрудничество с сопредельными службами,























ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ


  1. Ежедневная уборка закрепленного за классом кабинета

  2. Регулярная уборка закрепленной территории.

  3. Принятие участия в общешкольных субботниках.

  4. Дежурство по школе, столовой.


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


  1. Проведение Уроков Мужества.

  2. Проведение бесед, классных часов на патриотическую тему.

  3. Участие в соревнованиях «А ну-ка, парни».


НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ


  1. Проведение бесед о моральном облике и достоинстве россиянина.

  2. Проведение бесед и диспутов о нравственности, духовном облике современного человека.

  3. Проведение бесед об общечеловеческих ценностях.


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


  1. Посещение кинотеатров, музеев, театра.

  2. Просмотр и прослушивание опер, балета, концертов.


ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


  1. Участие в ежедневной утренней зарядке.

  2. Проведение бесед о здоровом образе жизни, о вреде курения, употребления наркотических средств, алкоголя.

  3. Участие в проведении Дней Здоровья, спортивных соревнованиях, олимпиадах.

  4. Проведение бесед о правильном отношении к своему здоровью.



















СЕНТЯБРЬ.


Направления деятельности.

Мероприятия.

Ответственный

1

Интеллектуальная

День Знаний

Торжественная линейка.

ПДД: Правила поведения пешеходов в различных условиях. Инструктаж по ПДД.


Админ.шк.

Кл.рук

2


Спортивно-оздоровительная

Урок против курения

Здоровые дети в здоровой семье.

Чистота – залог здоровья.

Кл.рук


3

Ценностно-ориентированная

Скажем коррупции твердое «Нет»!

Кл.рук

4

Образная, проектно-творческая


Выпуск стенгазеты, посвященной ко «Дню учителя».


Кл.рук.

Ред.коллегия

5


Трудовая


Организация дежурства по классу и школе.

Кл.рук

6

Работа с родителями


Родительское собрание: Воспитание детей в семье


Кл.рук

7

Патриотическая

История села, семьи, рода


Кл.рук























ОКТЯБРЬ.


Направления деятельности.

Мероприятия.

Ответственный

1

Интеллектуальная

Праздничный концерт, посвященный Дню учителя.

Викторина «Как вы знаете правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Админ.шк.

Кл.рук

2


Спортивно-оздоровительная

Анкета Эффективности

профилактических

занятий: профилактики

курения (Программа профилактики курения в школе» под ред. Касаткина В.Н)

Кл.рук

3


Ценностно-ориентированная

Декада: «Дни добра и уважения», посвященная ко Дню пожилых людей.

Кл.рук

Учащиеся

4

Образная, проектно-творческая


Оформление уголков класса, ПДД, здоровья.

Конкурс: «Эмблема, название и девиз нашего класса»


Кл.рук.

Ред.коллегия

5

Трудовая


Генеральная уборка. Субботник.


Кл.рук

6

Работа с родителями

.

Тема 2. Социализация личности

Цель: ознакомить родителей с проблемами социализации подростков и обсудить их.

Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности


Кл.рук

7

Патриотическая

Война глазами детей.

Кл.рук













НОЯБРЬ.


Направления деятельности.

Мероприятия.

Ответственный

1

Интеллектуальная

Классные мероприятия, посвященные Дню согласия и примирения – 4 ноября.

ПДД: Движение транспортных средств.

Остановочный путь транспортных средств

Кл.рук

2


Спортивно-оздоровительная


Стресс, способы борьбы со стрессом, как справиться с гневом (Программа профилактики курения в школе» под ред. Касаткина В.Н)

Кл.рук.

Спорт.сектор.

3


Ценностно-ориентированная


Драматические театры и артисты Татарстана.

Противодействие коррупции и антикоррупционная политика

Кл.рук

4

Образная, проектно-творческая

Хорошо ли жить с увлечением? (Диспут)

Кл.рук.

Ред.коллегия

5

Трудовая


Генеральная уборка.


Кл.рук

6

Работа с родителями


Тема 3. Межличностное общение подростков

Цель: изучить психолого-педагогические особенности межличностного общения детей подросткового возраста.


Кл.рук

7

Патриотическая

Сестры милосердия.

Кл.рук












ДЕКАБРЬ.



Направления деятельности.

Мероприятия.

Ответственный

1

Интеллектуальная


ПДД: Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и надписей на транспортных средствах


Кл.рук

2


Спортивно-оздоровительная


Право, ребенок и его окружение

Кл.рук

3


Ценностно-ориентированная



Татарский театр оперы и балета.


Кл.рук

4

Образная, проектно-творческая


Выпуск новогодней стенгазеты, изготовление новогодних игрушек.


Кл.рук.

Ред.коллегия

5

Трудовая


Генеральная уборка кабинета, школы.


Кл.рук

6

Работа с родителями

Тема 4. Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка

Цель: обсудить проблему агрессивного поведения подростка.

Родительское собрание:

Кл.рук

7

Патриотическая

Урок мужества

Кл.рук















ЯНВАРЬ.



Направления деятельности.


Мероприятия.

Ответственный

1

Интеллектуальная



1) Архитектурно-исторические памятники республики.

2) ПДД: Поведение детей при ДТП.


Кл.рук

2


Спортивно-оздоровительная


Виды группового давления и умение сказать «нет» (Программа профилактики курения в школе» под ред. Касаткина В.Н)


Телевизор и компьютер в жизни семьи и ребенка. Влияние телепередач и компьютерных игр на психологическое состояние, формирование характера и познавательной сферы ребенка.        

Кл.рук

3

Ценностно-ориентированная


Поэты и писатели на татарской земле.


Кл.рук

4


Образная, проектно-творческая


Беседа: «Уход за одеждой»

Кл.рук.

Ред.коллегия

5

Трудовая


Дежурство по школе.


Кл.рук

6

Работа с родителями


Посещение семей.

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни Мотив как регулятор поведения

Кл.рук

7

Патриотическая

Победа в сердце каждого живет.



Кл.рук

















ФЕВРАЛЬ.


Направления деятельности.

Мероприятия.

Ответственный

1

Интеллектуальная



  1. ПДД: Ответственность за нарушение.




Кл.рук

2


Спортивно-оздоровительная


Критика, навыки критического мышления. (Программа профилактики курения в школе» под ред. Касаткина В.Н)

Кл.рук

3


Ценностно-ориентированная


Подготовка к празднику 23 февраля: «Смотр строя и песни», «Зарница»


Кл.рук

4

Образная, проектно-творческая

Праздничное поздравление «День защитника Отечества».

Выпуск стенгазеты ко Дню защитника отечества.

Кл.рук.

Учащиеся

5

Трудовая


Дежурство в классе.


Кл.рук

6

Работа с родителями


Индивидуальные беседы с родителями. Предупреждение адекватного поведения подростка

Ребенок и полиция

Кл.рук

7

Патриотическая

Они помогли победить.

Кл.рук








МАРТ.



Направления деятельности.


Мероприятия.

Ответственный

1

Интеллектуальная


ПДД: Технические средства (велосипед) и требования к нему

Кл.рук

2


Спортивно-оздоровительная


Этапы решения проблемы. (Программа профилактики курения в школе» под ред. Касаткина В.Н)

Кл.рук

Родители

3


Ценностно-ориентированная


Праздники: Науруз и Масленица.

Кл.рук

4


Образная, проектно-творческая


Праздничное поздравление

8 марта, подготовка подарков мам и бабушкам

Кл.рук.

Ред.коллегия

5

Трудовая


Дежурство по школе, уборка класса.


Кл.рук

6

Работа с родителями

Родительское собрание:

Тема 5. Проблемное поведение подростка

Цель: обсудить проблему отношения в поведении подростка и найти пути ее решения.



Кл.рук

7

Патриотическая

Героизм тружеников тыла.

Кл.рук















АПРЕЛЬ.



Направления деятельности.


Мероприятия

Ответственный

1

Интеллектуальная


ПДД: Движение в группе велосипедистов


Кл.рук

2

Спортивно-оздоровительная

Поведение в конфликтной ситуации. Программа профилактики курения в школе» под ред. Касаткина В.Н)

Кл.рук

3

Ценностно-ориентированная

Азбука живописи и художники Татарстана.


Кл.рук

4

Образная, проектно-творческая

Конкурс рисунков и сочинений «Школа моей мечты»


Кл.рук.

5

Трудовая

Дежурство в классе.

Уборка двора школы.


Кл.рук

6

Работа с родителями

Родителькое собрание Ориентация школьников на ценности семьи

Кл.рук

7



Патриотическая




Наши земляки – герои Советского Союза




Кл.рук




























МАЙ.

Направления деятельности.

Мероприятия.

Ответственный

1

Интеллектуальная



ПДД: Диагностика изучения ПДД.


Кл.рук

2


Спортивно-оздоровительная

Поведение в конфликтной ситуации (Программа профилактики курения в школе» под ред. Касаткина В.Н)

Кл.рук

3


Ценностно-ориентированная

9 мая – 75 летие Победы Участие в мероприятиях

Кл.рук

4

Образная, проектно-творческая


Выпуск стенгазет, посвященных 9 мая, Последнему звонку.


Кл.рук.

Ред.коллегия

5

Трудовая

Генеральная уборка школы.

Кл.рук

6

Работа с родителями

Родительское собрание: «Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения» «Итоги учебного года.

Кл.рук

7

Патриотическая

1) Участие в мероприятиях, посвященных ко Дню Победы.

2) Никто не забыт, ничто не забыто.

Г.Ибрагимов– наш земляк


Кл.рук
















3.5. Программа работы с родителями детей 7-х и 8-х классов

для педагогов

Программа предназначена для реализации пятого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы. Основные цели программы:

  • актуализировать действия родителей в предупреждении аддиктивного поведения своих детей;

  • повысить психолого-педагогическую грамотность родителей по профилактической антинаркотической тематике, адекватной возрасту;

  • актуализировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни;

  • активизировать и мотивировать родителей на профилактические меры в семье по профилактике ПАВ и своевременную педагогическую коррекцию поведения ребенка по отношению к ПАВ.

После прохождения программы у родителей сформируются:

  • понимание рисков, связанных с социальным окружением детей, ошибками воспитания и бесконтрольного времяпровождения;

  • знание ресурсов семьи по снижению рисков, коррекции поведения ребенка и создания развивающих условий своим детям;

  • мотивация к активному взаимодействию со школой, классным руководителем и другими специалистами школы.

3.5.1. Тематический план и содержание программы

№ п/п

Тема

Всего

кол.час.

Теор.

Практ.

1

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

1

1


2

Специалисты образовательного учреждения – первая помощь родителям в воспитании их детей

1

1


3

Индивидуально – психологические особенности детей 7-х и 8-х классов

2

1

1

4

Общение в развитии личности ребенка

2

1

1

5

Формирование целей и ценностей жизни

2


2

6

Гражданское законодательство

2

1

1

7

Индивидуальное здоровье человека

2

1

1

8

Навыки противостояния давлению сверстников, действию рекламы как условие профилактики употребления ПАВ

2


2

9

Предупреждение аддиктивного поведения школьников 7-х и 8-х классов

2


2

10

Ответственность в детско – родительских взаимоотношениях

2


2

11

Круглый стол. Формирование адекватного, адаптивного поведения

2


2


Итого:

20

6

14

Содержание программы

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

Цели профильного обучения. Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения. Предпрофильная подготовка. Профильная общеобразовательная подготовка. Взаимосвязь профильного обучения со стандартом общего образования и единым государственным экзаменом. Этапы введения профильного обучения. Реализация Концепции профильного обучения в образовательном учреждении. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Лекция-информация.

Рекомендуемая литература по теме:

1.Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация обучения: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодежи. Казань, 2004.

2.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М, 2002.

3.Шакирова Д.М. Вахрушева И.Г. Профилизация обучения: технологии, эксперимент, опыт.- Казань.- 2006

2. Специалисты образовательного учреждения – первая помощь родителям в воспитании их детей

Психологическая служба школы. Педагог организатор, его функции. Социальный педагог, его возможности. Заместитель директора школы по воспитательной работе. Служба ИДН. Связь образовательного учреждения с медицинскими учреждениями района и учреждениями социальной защиты семьи.

Форма занятия: Мини-лекция. Интерактивный метод – мозговой штурм

3. Индивидуально – психологические особенности детей 7-х и 8-х классов

Психофизиологические и психологические характеристики детей 7-х и 8-х классов. Основные достижения и ведущие линии развития. Общение – ведущий вид деятельности. Физическое, психическое и социальное развитие. Эмоциональные предпочтения, реакции и стили, Индивидуальные особенности регуляции и саморегуляции. Механизмы социализации личности. Механизмы формирования и развития индивидуальности. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Полипозиционная дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Личко Е.А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999.

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- 2004.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.- 2002.

4. Психология человека от рождения и до смерти /под ред. А.А. Реана.- СПб.- 2002.

5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001.

4. Общение в развитии личности ребенка

Этапы формирования коммуникативных способностей у детей. Виды общения. Коммуникативная направленность взрослых, уровни их общения. Эмпатия как внешний уровень коммуникации. Влияние содержания общения с родителями на отношение к ним ребенка. Проблема взаимоотношения «Отцов и детей». Общение в группе сверстников. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).

Рекомендуемая литература по теме:

1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М., 1986.

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. СПб., 1995.

3. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей. М., 1996.

4. Кэмпбелл, Росс. Воспитание в общении: Пер. с англ. Росс Кэмпбелл. - СПб.- 2002.

5.Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петрозаводск.- 1959.

6. Наркомания: как уберечь наших детей? Советы родителям. / Под ред. Р.Г. Садыковой. Казань.- 2006.

5. Формирование целей и ценностей жизни

Основные социальные потребности школьников 7-х и 8-х классов. Система базовых ориентаций: на себя, на предмет деятельности, на других людей. Нравственные ценности. Нравственное отношение в семье. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Полипозиционная дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Братусь Б.С. Психология личности. Самара, 1999.

2. Ермакова Е.Ю. Воспитать человека. М., 2002.

3. Петракова Т.Н. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997.

4. Профилактика наркоманий у несовершеннолетних средствами культуры и искусства. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.

5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

6. Шадриков В.Д. Духовные способности. СПб., 1997.

6. Гражданское законодательство

Ограничение дееспособности гражданина. Попечительство. Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным ограниченно дееспособным. Назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина. Реализация и учет положений гражданского законодательства при воспитании ребенка. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Мини-лекция и консультация специалиста.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Методические рекомендации к протоколам антинаркотических профилактических мероприятий в образовательных учреждениях РТ.- Казань.-2006.

2. Приложение 1 к письму Минобрнауки России от 21 сентября 2005г. №ВФ-1376/06

3. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2002.

7. Индивидуальное здоровье человека

Понятие и факторы здоровья. Человек как целостная система. Взаимосвязь психического и физического состояния. Приемы снятия эмоционального и мышечного напряжения: снятие стресса, активный отдых. Саморегуляция психического состояния. Режим труда и отдыха. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Работа в проблемно – проектных группах.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Берк Р. Воспитание на основе здравого смысла. СПб., 2001.

2. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Первичная профилактика наркомании и методические подходы к формированию здорового образа жизни у детей и подростков (личностно-ориентированный подход): Методическое пособие – Казань.-2006.

3. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т. Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы (7-9 классы): Методическое пособие. – Казань.- 2002

4. Карпов А.М. Самозащита от стрессов.- Казань, 2005.

5. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование- Культура», 2002

6. Чепурных Е.Е. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании. // Народное образование. 1999. №10.

7. Шрайнер Кристиан Как снять стресс.- М.- 1993.

8. Навыки противостояния давлению сверстников, действию рекламы как условие профилактики употребления ПАВ

Развитие способности к распознанию и оценке рискованных ситуаций и обучение поведению в этих условиях. Умение завязывать дружбу и поддерживать дружеские отношения. Ценности дружбы. Виды критики, способы реагирования на критику. Поведение в конфликтной ситуации. Формирование навыков критического анализа к СМИ, рекламе и т.д. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Интерактивный метод (Ролевая игра).

Рекомендуемая литература по теме:

1.Лукашев С. Модели первичной профилактики, их выгоды и недостатки. // Internet.

2.Предупреждение подростковой и юношеской наркоманий. / Под ред. С.В. Березина и др. М., 2000.

3.Силласте Г.Г. Средства массовой информации в профилактике наркомании: состояние, возможности, перспективы. – Казань.- 2006.

4.Хасан Б.И.. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: Организационно-метод. Пособие. – Красноярск.- 2003.

5.Шакирова Д.М. Сибгатуллина И.Ф., Сулейманов Д.Ш. Мышление. Интеллект. Одаренность: вопросы теории и технологии.- Казань.- 2005

6.Шатрова Л.А., Макарова Г.И. Амирханова С.В. - Эффективность антинаркотической пропаганды в Республике Татарстан: результаты социологических исследований в 2003 году. – Казань.-2004.

9. Предупреждение аддиктивного поведения школьников 7-х и 8-х классов

Причины обращения подростков к наркотикам. Признаки употребления ПАВ. Феномен «жажды острых ощущений». Переносимость трудностей повседневной жизни. Внешняя социабельность. Стремление говорить неправду. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Работа в проблемно – проектных группах.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. Пособие для родителей.-М.-2001.

2. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999.

3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.

4. Идрисова А.А., Кудряшова Л.А. Наркомания: Как уберечь наших детей.- Казань.-2001.

5. Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости. СПб.- 2004.

6. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., СПб., 1998.

7. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности.- Казань.-2002.

8. Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерова З.И., Васильченко О.Ю. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.- М.-2000.

9. Шайдукова Л.К. Зависимости: выбор и преодоление.- Казань.-2005.

10. Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань.-2002.

10. Ответственность в детско–родительских взаимоотношениях

Формы родительской любви. Понимание родительской ответственности. Приемы формирования умения у детей самостоятельно принимать решения. Изменение родительских представлений относительно своего ребенка. Делегирование ребенку части ответственности. Создание атмосферы доверия и взаимного уважения. Ошибки и заблуждения родителей. Факторы риска и резервы развития.

Форма занятия: Групповая дискуссия.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.- 1994.

2. Байков Ф.Я. Ответственность родителей. – Л., 1983.

3. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение? Кн. для родителей. – М., 1996

4. Корчак Я. Как любить детей: Избранные педагогические произведения. – М.- Воронеж, 1999.

5. Кэмпбел, Р. Как на самом деле любить детей. Пер. с английского. – М., 1992

6. Леви В.Л. Как воспитать родителей, или новый нестандартный ребенок. М., 2002.

7. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.-1995.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.

9. Торе Дела А. Ошибки родителей.-М.-1993.

10. Шаграева О.А. Образ жизни семьи и психическое развитие ребенка. – М., 1995.

11. Круглый стол. Формирование адекватного, адаптивного поведения.

Подведение итогов и получение обратной связи от участников.

3.5.2. Рекомендации по ведению занятий

Обсуждение с родителями первой темы занятия «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» предполагает знакомство с основными положениями Концепции. Это необходимо для того, чтобы родители знали и понимали те изменения, которые произошли в системе образования за последние годы и обратили пристальное внимание на учебу своих детей и задумались о дальнейших перспективах своего ребенка в успешной трудовой жизни. Возможно приглашение школьников на это занятие.

Следует информировать родителей о зарубежном опыте профильного обучения, целях и задачах профильного обучения в отечественном образовании. Важно остановиться на этапе предпрофильной подготовки. Необходимо акцентировать внимание родителей на том, что успешный выбор профильной школы или профильного класса предполагает работу и учителей и родителей в области ранней профориентации детей. Поэтому родителям следует обратить внимание на формирование устойчивых интересов, развитие способностей детей, для того, чтобы они могли в будущем осознанно выбрать профиль обучения.

Далее необходимо информировать родителей о реализации предпрофильной и профильной подготовки в школе. Можно остановиться на особенностях преподавания отдельных предметов, если школа реализует не традиционные технологии обучения. Важно рассказать о требованиях к обучению школьников, самостоятельной работе, домашним заданиям. Необходимо рассказать о «Портфолио» школьника для того, чтобы родители могли мотивировать активность своих детей к участию в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах.

В заключение необходимо выделить факторы риска, связанные со слабым вниманием родителей к учебе и занятости в мероприятиях своих детей. Следует выделить факторы развития детей: развитие способностей, мотивация к учебной деятельности, активное участие во всех мероприятиях, занятость в свободное время и постоянное внимание родителей ко всем делам ребенка в школе.

На втором занятии «Специалисты образовательного учреждения – первая помощь родителям в воспитании их детей» необходимо познакомить родителей со специалистами, к которым родители могут обратиться по вопросам воспитания и развития своих детей. Каждый специалист кратко может очертить круг проблем и вопросов, с которыми к нему может обратиться любой родитель. Далее следует предложить родителям, используя «мозговой штурм» определить собственные проблемы с детьми, запросы на работу с классом, запрос на отдельные встречи со специалистами по интересующим их вопросам. Можно попросить родителей обобщить запросы и представить классному руководителю в письменном виде. Проведя впоследствии анализ запросов можно спланировать деятельность специалистов на работу с родителями и школьниками класса.

Третье занятие «Индивидуально-психологические особенности детей 7-8-х классов» желательно провести в форме полипозиционной дискуссии. Можно пригласить на занятие в качестве эксперта или консультанта педагога-психолога. Для занятия необходимо подготовить материал по основным линиям психического развития подростков: ведущая деятельность, познавательная сфера, эмоциональная сфера, Я-образ, социализация, индивидуальные особенности. Родителям можно предложить следующие темы на дискуссию, в зависимости от контингента родителей и учащихся класса: «Подросток: ребенок или взрослый?», «Подростковый кризис: норма или отклонение?», «Родитель: требовать или договариваться?», «Воля: ответственность или инфантильность?», «Я-образ: родители или друзья?». В формулировке тем желательно заложить две крайние позиции, родителям предложить занять одну из позиций и найти аргументы и ситуации, доказывающие ее верность. Далее можно обсудить аргументы и попросить эксперта прокомментировать позиции. Важно показать факторы риска и факторы развития каждого аргумента и объяснить их с опорой на индивидуально-психологические особенности детей 7-8-х классов.

В заключение занятия следует обобщить результаты родительского обсуждения, комментарии эксперта и акцентировать внимание на факторах возрастного развития личности детей. Можно предложить домашнее задание родителям: написать, какие из обсуждаемых позиций использует родитель в воспитании своего ребенка, и подумать над тем, в каком случае они были эффективны, а в каком – ошибочны.

Четвертое занятие «Общение в развитии личности ребенка» является логическим продолжением предыдущего. Его можно провести как практическое занятие с элементами ролевой игры. Важно напомнить, что общение – является ведущим видом деятельности в этом возрасте, и общение ребенка со сверстниками является одним из возрастных критериев психического развития его личности. Можно заранее подготовить педагогические ситуации для родителей или же попросить их предложить такие ситуации из реальной жизни. Желательно, чтобы ситуации касались, во-первых, детско-детских взаимоотношений. Например, ситуация общения подростков на улице. Во-вторых - детско-родительских взаимоотношений. Например, ситуация «Сделаешь уроки, потом пойдешь на улицу» или «Родитель: как дела в школе?». В-третьих – детско-детских взаимоотношений в семье. Например, ситуации между детьми в семье.

Важно при разыгрывании ситуации, чтобы родители использовали свой опыт наблюдения за общением своего ребенка со сверстниками, братьями и сестрами и опыт общения со своим ребенком.

При обсуждении результатов занятия следует выделить резервы развития коммуникативных способностей детей, которые являются определяющими в психическом развитии подростков. Необходимо выделить факторы риска.

Пятое занятие «Формирование целей и ценностей в жизни» желательно проводить в форме полипозиционной дискуссии. Если родители заинтересованные, то можно провести занятие вместе с детьми в форме совместной проектной деятельности на тему «Цели и ценности для успеха в жизни».

Для проведения этого занятия можно дать школьникам написать сочинение и по анализу этих работ провести полипозиционную дискуссию с родителями. Например, можно сформулировать обобщенную тему или выбрать одну из следующих тем: «Мои цели в жизни», «Мои ценности в жизни», «Мой идеал», «Ценности моей семьи» (очень осторожно). При проведении анализа, например, сочинений на тему «Мои цели в жизни», необходимо обратить внимание:

- на соотношение школьников класса имеющих цели и не имеющих их;

- на соотношение сформулированных ближайших и долговременных целей;

- на многообразие целей (выписать);

- на направленность целей (для себя, для людей);

- на ценностные ориентиры целей (материальное благополучие, саморазвитие, творчество, образование, семейную жизнь).

Если сочинение на другую тему, ориентируясь на представленный образец можно провести подобный анализ. С подготовленным анализом можно ознакомить родителей и даже прочитать отдельные отрывки из сочинений. Нельзя называть авторов, сохраняя конфиденциальность детских работ.

При обсуждении необходимо акцентировать внимание родителей на воспитание эмоционально-волевой сферы личности ребенка, стремление ставить цели и их достигать, проявляя настойчивость и ответственность. Следует также акцентировать внимание родителей на направленности ценностей. Подводя итоги занятия, важно указать на риски отсутствия целей, неадекватности целей, риски ценностных ориентаций детей, а также факторы развития эмоционально-волевой и ценностных ориентаций. Можно использовать рекомендации из Приложения «Как помочь ребенку стать ответственным», «Как воспитывать ответственность».

В конце занятия можно дать родителям домашнее задание: спросить, о чем написал ребенок в сочинении, и обсудить его с ним.

Для шестого занятия «Гражданское законодательство» желательно пригласить специалистов в этой области. Занятие можно провести совместно со школьниками. Оно может проходить в форме консультации со специалистом. Следует рассмотреть вопросы, касающиеся ответственности родителей за воспитание ребенка согласно законодательству. Далее можно рассмотреть вопросы ответственности родителей за нарушения норм общественного порядка, употребления и покупку спиртных напитков, табачных изделий их детьми и др. Вопросы должны формулироваться заранее с учетом включенности учебного заведения в проблему. Необходимо дать родителям возможность задать вопросы для получения ответов. В конце занятия следует выделить факторы риска быть привлеченным к ответственности за поведение детей и факторы развития детей.

Седьмое занятие «Индивидуальное здоровье человека» можно провести в форме работы в проблемно-проектных группах. В зависимости от школы можно дать различные варианты проблем. Например: «Факторы индивидуального здоровья человека», «Пути формирования индивидуального здоровья человека», «Факторы, мешающие формированию индивидуального здоровья человека», «Режим труда и отдыха как фактор сохранения индивидуального здоровья», «Формы активного отдыха для сохранения индивидуального здоровья». Следует разделить родителей на группы по 4-6 человек и каждой группе дать проработку одной из проблем. Возможно проведение занятия вместе с детьми.

При обсуждении работы каждой группы желательно предусмотреть выделение факторов риска для индивидуального здоровья и выделение факторов развития навыков ЗОЖ. При подведении итогов занятия необходимо обобщить полученные результаты работы родителей и акцентировать внимание на том, что важно учить своих детей сохранять свое здоровье, вести ЗОЖ, соблюдать режим труда и отдыха, а это трудно выполнимо, если взрослые члены семьи не будут примером в этом своим детям.

Важно, чтобы разработанные родителями проекты были реализованы на практике в собственной семье.

Восьмое занятие «Навыки противостояния давлению сверстников, действию рекламы как условие профилактики употребления ПАВ» можно проводить: либо в форме дискуссии (если проблема заявляется впервые), либо в форме практического занятия (если контингент родителей сложный), либо в форме ролевой игры (если родители знакомы с проблемой). При любой форме занятия необходимо использовать формирование навыков критического мышления у родителей. В занятии следует использовать анкеты, представленные в Приложении, которые выбираются при адаптации Программы на контингент родителей класса.

Занятие необходимо начать с информирования родителей о том, какая профилактическая работы ведется в школе с их детьми. Можно привести примеры отдельных тем учебных предметов, на которых предусмотрена программой профилактическая работа. Также следует привести примеры отдельных тем профилактических мероприятий, проводимых специально для школьников. Это необходимо для того, чтобы дома они могли обсудить со своим ребенком эти занятия и подключиться к профилактической работе. Нужно иметь в виду, что может возникнуть дискуссия о том, для чего это нужно или несогласие отдельных родителей на такую работу с их ребенком. Поэтому нужно заранее подготовить аргументы для объяснения необходимости этой работы. Например, привести статистику, или рассказать о маркетинговых стратегиях вовлечения подростков к употреблению ПАВ. Можно также обратиться к опыту родителей: «Приходилось ли им видеть шприцы в подъездах или на улице?», «Видели ли они группы подростков в неадекватном состоянии?». Важно получить поддержку родителей на профилактическую работу с детьми в школе.

На протяжении занятия обязательно акцентировать внимание родителей на факторах риска. Например, отсутствие профилактической работы с детьми является существенным фактором риска. Легко вовлечь ничего не подозревающего и не знающего о ПАВ ребенка к употреблению наркотических веществ. Второй пример: отсутствие семейной профилактики и некомпетентность родителей в этом вопросе – также является фактором риска.

Далее необходимо познакомить родителей с приемами критического анализа ситуаций, в которых ребенок может сделать первую пробу ПАВ. Можно предложить несколько ситуаций и проиграть их с родителями, используя форму ролевой игры.

При обсуждении результатов ролевой игры важно выделить факторы защиты от вовлечения к употреблению ПАВ, которые необходимо формировать родителям у детей. В конце занятия можно дать родителям домашнее задание: написать на листочке ситуации, в которых, по их мнению, бывает ребенок без родителя, и проанализировать риски каждой ситуации.

Девятое занятие «Предупреждение аддиктивного поведения школьников 7-х и 8-х классов» является логическим продолжением предыдущего занятия. Желательно рассматривать тематику занятия с двух сторон. С одной стороны – риски ситуаций, связанные со случайным началом употребления ПАВ. С другой стороны – риски, связанные с индивидуально-психологическими особенностями детей и нарушениями семейных взаимоотношений.

В начале занятия можно предложить родителям обсудить в группах итоги домашнего задания, попросить обобщить эти результаты в виде перечня ситуаций риска. Следует также выделить факторы защиты от каждой ситуации со стороны родителей. Таким образом можно рассмотреть риски, связанные со случайным началом употребления ПАВ.

Затем необходимо дать задание на проектную деятельность. Например: «Пути развития способностей детей к противодействию влияния сверстников», «Воспитательные приемы для формирования критического мышления детей», «Воспитательные приемы для развития самостоятельного мышления детей», «Воспитательные приемы для развития прогностических навыков детей».

При обсуждении результатов работы проектных групп важно выделить факторы развития личности ребенка. Необходимо включить в обсуждение информацию о причинах обращения детей к наркотикам, особо уделив внимание индивидуально-психологическим факторам и факторам нарушения семейных взаимоотношений. Таким образом можно рассмотреть риски, связанные с индивидуально-психологическими особенностями детей и нарушениями семейных взаимоотношений.

В заключение занятия необходимо дать родителям домашнее задание:

- написать на листочке индивидуально-психологические особенности ребенка, попавшие в категорию риска и наметить пути развития и воспитания личности ребенка для педагогической коррекции;

- написать на листочке имеющиеся нарушения семейных взаимоотношений и продумать пути их нормализации и развития.

Десятое занятие «Ответственность в детско-родительских взаимоотношениях» желательно провести в форме групповой дискуссии. Можно предложить несколько вопросов на обсуждение. Например: «Что такое ответственность?», «Какая она – родительская любовь?», «Что значит – быть хорошим родителем?», «Каковы границы ответственности?», «Как изменяются границы ответственности родителя с возрастом ребенка?», «Как воспитать ответственность у ребенка?», «Как воспитать самостоятельность у детей?», «Что такое детская любовь к родителю?», «Как создать атмосферу доверия в детско-родительских взаимоотношениях?». Выбор вопросов определяется при адаптации программы на конкретный контингент родителей. Чем сложнее контингент родителей, тем острее может звучать постановка вопроса для дискуссии.

При обсуждении вопросов важно акцентировать внимание родителей на безусловной любви к своему ребенку, которая способна дать защиту в любых ситуациях риска. Можно рассматривать ответственность родителя в контексте жизненного пути человека. Т.е. путем расширения ее границ с возрастом ребенка и постепенной передачи опыта ответственности на взрослеющего человека. Необходимо, чтобы родители выделили факторы риска в формировании личности ребенка, связанные с недостаточным проявлением любви к нему. Также следует выделить факторы риска, связанные с недопониманием или незнанием расширения границ ответственности с взрослением ребенка.

При подведении итогов занятия важно выделить пути развития родительского потенциала для совершенствования детско-родительских взаимоотношений. В конце занятия можно дать домашнее задание родителям. Например, чтобы они ответили письменно для себя на вопросы: «Какими способами я показываю ребенку, что люблю его?», «За что я несу ответственность, как родитель?».

На последнюю встречу «Круглый стол» желательно пригласить всех специалистов, участвовавших в проведении занятий. На ней можно в свободной форме обсудить занятия по программе и пожелания родителей по ее дальнейшему совершенствованию, что необходимо учесть при адаптации программы следующего этапа. Важно собрать письменные отзывы о совместной работе.





Социальный паспорт класса

на 2019-2020 учебный год


Показатель

Количество

Фамилия учащихся

1.

Количество учащихся

7

Альмиева, Валиуллин, Галиуллин, Минеязова, Савастьянова, Хуснуллина, Шайдуллина


- мальчиков

2

Валиуллин, Галиуллин,


- девочек

5

Альмиева, Минеязова, Савастьянова, Хуснуллина, Шайдуллина

2.

Воспитываются:

- в полной семье

6

Альмиева, Валиуллин, Галиуллин, Минеязова, Хуснуллина, Шайдуллина


- в неполной семье, всего

1

Савастьянова


-матерью, находящимся в разводе

1

Савастьянова,


- матерью-вдовой

0



- опекуном

0



- отцом, находящимся в разводе

0


3.

Состав семей:

- с одним ребенком

1

Хуснуллина


- с двумя детьми

0



- с тремя детьми

4

Валиуллин, Галиуллин, Минеязова,Шайдуллина


- более трех детей

1

Альмиева

4.

Семьи группы «риска»:

1

Савастьянова


- авторитарный стиль воспитания

7

Альмиева, Валиуллин, Галиуллин, Минеязова, Савастьянова, Хуснуллина, Шайдуллина


- попустительский стиль воспитания

-



- алкоголизированные

-


5.

Количество родителей

13



- из них неработающих

2

Шигабутдинова В.Г., Валиуллина Э.И.

6.

Учащиеся, требующие особого внимания:

- на внутришкольном учете



-








Формы классного часа и примерная их тематика.


Классный час это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Формы классного часа:

  • Беседа (этическая, нравственная);

  • Диспуты;

  • Встречи с интересными людьми;

  • Викторины по различным областям знаний;

  • Дискуссии (могут носить свободный характер, а могут быть по заданной теме);

  • КВНы;

  • Интерактивные игры;

  • Игры-путешествия;

  • Тренинги;

  • Читательские конференции;

  • Театральные премьеры;

  • Экскурсии.


Примерная тематика классных часов.

Нравственных:


5 класс

  1. Игра «Кто я? Какой я?»

  2. Путешествие в детство родителей «Дверь в детство».

  3. Экскурсия «Я через 5 лет».

  4. Праздничное представление «Архив 5-го А».

6 класс

  1. Час общения «Мои интересы, мои увлечения».

  2. Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей».

  3. Час общения «Окна моего дома. Что они для меня значат».

  4. Беседа «Иметь свое мнение – это важно?»

7 класс

  1. Диспут «Мои «хочу» и мои «могу»».

  2. Интерактивная игра «Скажи, кто твой друг и…».

  3. Беседа «Вверх по лестнице жизни».

8 класс

  1. Аукцион мнений «Умею ли я любить?»

  2. Этическая беседа «Люди, без которых мне одиноко».

  3. Дискуссия «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

  4. Классный час «Страна, в которой мне хотелось бы жить».

9 класс

  1. Диспут «О дружбе и друзьях».

  2. Беседа «О товариществе и дружбе».

  3. Праздник «Всему начало любовь…»

  4. Нравственный экзамен «Счастливый билет моей судьбы».

  5. Дискуссия «Прекрасное и безобразное в нашей жизни».

10 класс

  1. Диспут «А если не получилось?.. Что дальше?»

  2. Деловая игра «Я среди людей, люди вокруг меня».

  3. Этическая беседа «Чувство взрослости. Что это такое?»

  4. Экскурсия в мир профессий «Моя будущая профессия. Какой я ее вижу?»

11 класс

  1. Час общения «Какие воспоминания оставлю я о себе в школе».

  2. Дискуссия «Есть только миг между прошлым и будущим…»

  3. Самопрезентация выпускника «Мой профессиональный выбор. Прав я или нет?»

  4. Конференция «Моя миссия в мире».


Интеллектуально-познавательных:

5 класс

  1. В.И. Даль и его толковый словарь.

  2. Я и мои способности.

  3. Мир энциклопедий.

6 класс

  1. Мои сильные и слабые стороны.

  2. Как развивать в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.

  3. Мои «почему?» и ответы на них.

7 класс

  1. Глубинные тайны человеческого познания.

  2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?

  3. Как научиться управлять собой.

8 класс

  1. Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?

  2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

9 класс

  1. Человек и творчество.

  2. Разговор с самим собой по душам.

10 класс

  1. Как научиться властвовать собой?

  2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

  3. Недостатки человека и их влияние на судьбу.

11 класс

  1. Пока я мыслю, я живу.

  2. Юмор в жизни человека.

  3. И на Марсе будут яблони цвести.


Тематических:


5 класс

  1. Мир моих увлечений.

  2. Памятные даты моей семьи.

  3. Обычаи и традиции народов мира.

  4. Кем быть и каким быть?

6 класс

  1. Мир моих способностей.

  2. Памятные даты моей страны.

  3. Обычаи и традиции моей страны.

  4. Профессии милосердия и добра.

7 класс

  1. Как развивать мой интеллект?

  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим.

  3. Компьютер в жизни человека.

  4. Азбука вежливости.

8 класс

  1. Портрет друга, которого я бы хотел иметь.

  2. Герб моей семьи. Каким он может быть?

  3. О вкусах не спорят?

  4. Профессионал. Кто он?

9 класс

  1. Простые истории человеческой дружбы.

  2. Улицы, от названия которых становится теплей.

  3. Мои профессиональные приоритеты.

  4. Как научиться говорить «нет».

10 класс

  1. Как бороться с плохими привычками.

  2. Моя страна на карте мира.

  3. Я имею право, я обязан…

  4. Дом, в котором я живу…

11 класс

  1. Любовь в жизни человека.

  2. Вступая во взрослую жизнь…

  3. Семья в жизни человека.

  4. Мораль и закон.

  5. Поговорим о деньгах.


Информационных:

5 класс

  1. По странам и континентам.

  2. Главные события страны и мира за неделю.

  3. Газеты и журналы моей семьи.

  4. Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

  5. Это интересно, это полезно, это необходимо.

  6. Как читать газету.

6 класс

  1. История первой газеты и первого журнала.

  2. Профессия – журналист.

  3. Это интересно знать.

  4. Время, события, люди.

  5. Горячие точки планеты Земля.

  6. У карты мира.

  7. Профессия – репортер.

7 класс

  1. От чего зависит рейтинг газеты.

  2. Ведущие газеты страны и мира.

  3. Крупным шрифтом о главном.

  4. Главные темы первой полосы.

  5. Газетная лексика.

  6. Быть журналистом опасно?!

8 класс

  1. Газетная сатира.

  2. Журналисты в истории моей страны.

  3. Планета за одну неделю.

  4. Мир глазами журналистов ведущих газет.

  5. Что мы знаем о создании газетного номера.

  6. Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9 класс

  1. Любимые журналисты о своей профессии.

  2. Достоверная информация в достоверных фактах.

  3. С трибуны главного редактора.

  4. Достоверность и лживость газетных фактов.

  5. Главные события прошедшей недели.

  6. Политический олимп: имена и характеры.

10 класс

  1. Газетная полемика: методы и результаты.

  2. История событий в мире в газетных материалах.

  3. Какой быть сегодняшней газете?

  4. По следам газетных выступлений.

  5. Самые значимые газетные рубрики.

  6. Кто создает имидж газеты?

11 класс

  1. Роль газеты в моей жизни.

  2. Политическая лексика. Чем она изобилует?

  3. Журналист, с которым мне хотелось бы побеседовать.

  4. Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях).

  5. Интересное и важное газетной полосы.

  6. Нравственные проблемы на страницах газет.



Тематика экскурсий:

  1. Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.

  2. Если бы камни могли говорить…

  3. Улицы, от названия которых становится теплей.

  4. История храмов моего города.

  5. Памятники старины и современности.

  6. Люди, творившие историю.

  7. Музей приглашает в гости.

  8. Профессии наших родителей.

  9. Мир растений моей земли.







41





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!